Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кириенко УП Особенная часть 06.2011.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
03.11.2018
Размер:
768.51 Кб
Скачать

Тема 9. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях

Глава 23 УК РФ о преступлениях против интересов службы в коммерчес­ких и иных организациях, также как и предыдущая, во многом обусловлена переходом к рыночной экономике. Многие составы, включенные в нее ра­нее не были известны российскому уголовному законодательству.

При изучении составов преступлений этой главы следует обратить вни­мание на отграничение их от смежных составов, предусмотренных 30 главой Особенной части УК РФ о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуп­равления. Для этого необходимо обратить внимание на примечание 1 к ст. 201 УК РФ, где дано понятие лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, которое следует отличать от понятия должностного лица. Еще одной особенностью преступлений, включенных в главу 23 УК РФ является то, что если какое-либо из них причинило вред ис­ключительно интересам коммерческой организации, не являющейся госу­дарственным или муниципальным предприятием, то уголовное преследова­ние осуществляется только по заявлению этой организации или с ее согласия.

Статья 201 УК РФ практически содержит основной состав по отношению ко всем другим преступлениям против интересов службы в коммерческих или иных организациях. Понятие тяжких последствий этого преступления в законе не раскрывается. Оно имеет оценочный характер. Субъектом данного преступления являются лишь лица, выполняющие управленческие функции в организациях, не относящихся к государственным органам, органам мест­ного самоуправления, государственным или муниципальным учреждени­ям, Вооруженным Силам РФ, другим войскам и воинским формированиям Российской Федерации, государственным корпорациям.

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) следует отличать от получения и дачи взятки (ст. 290, 291 УК РФ). Разграничение между этими составами проводится в основном по субъекту преступления и должности получателя взятки. При рассмотрении данной статьи целесообразно также ознакомиться с постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4).

Нормы, устанавливающие ответственность за злоупотребление полно­мочиями частными нотариусами и аудиторами и превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 202,203 УК РФ), являются бланкетными.

При рассмотрении указанных выше составов преступлений следует об­ратиться к содержанию следующих законодательных и иных нормативных правовых актов: Закона «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (Ведомости РФ. 1993. № 10. Ст. 357); Федерального закона «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (Российская газета от 9 августа 2001г.); Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1992. № 17. Ст. 888).

Тема 10. Преступления против общественной безопасности

Общественная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов общества. Данное определение вытекает из содержания Закона «О безопасности» (Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верхов­ного Совета. 1992. № 15. Ст. 769). Характерной особенностью преступлений против общественной безопасности является то, что они могут причинить вред неопределенно большому кругу лиц.

Преступления против общественного порядка также затрагивают инте­ресы неопределенно большого круга лиц. Вместе с тем, они посягают на правила поведения людей в общественных местах, на правила общежития, общественное спокойствие, нормы общественной нравственности.

Преступления против общественной безопасности и общественного поряд­ка следует различать между собой, основываясь видовом на объекте преступле­ния. Так, в настоящей главе содержатся два состава преступления (ст. 213,214 УК РФ), относящиеся к преступлениям против общественного порядка.

Главу 24 УК РФ - преступления против общественной безопасности -открывает такое преступление как террористический акт (ст. 205 УК РФ). Данное пре­ступление относится к разряду международно-значимых. Во всем мире борь­ба с террористическими проявлениями составляет одну из основных задач государства, его правоохранительных органов. Не составляет исключения и наша страна. Особенно остро встал вопрос борьбы с терроризмом в настоя­щее время, когда в России действия международного терроризма резко акти­визировались.

Террористический акт, являясь преступлением международного характера, заклю­чается в совершении взрыва, поджога или иных действиях, создающих опас­ность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или иных общественно опасных последствий. Студенты должны обратить внима­ние на то, что это формально-материальный состав преступления и для того, чтобы преступление считалось оконченным наступление общественно опас­ных последствий не является обязательным. Достаточно, чтобы имела место реальная угроза их причинения. Следует обратить внимание и на примеча­ние к ст. 205 УК РФ, где говорится об освобождении лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, от уголовной ответственности в случае своевременного предупреждения об акте терроризма органов власти или ином способствовании в предотвращении террористического акта, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Составом преступления (терроризм) охватывается не только неосторож­ное причинение смерти человеку или наступление иных тяжких последствий, но и умышленное причинение смерти человека, которое предусмотрено в качесвте квалифицирующего признака в ч. 3 ст. 205 УК РФ. Статьей 205-1 УК РФ установлена самостоятельная уголовная ответствен­ность за содействие террористической деятельности. Ввиду повышенной общественной опасности законодатель криминализировал как подстрекательскую, так и пособническую деятельность при совершении террористического акта.. Изучение данной нормы связано с необходимостью уяснения понятий «вовлечение», а так же особенности пособничества относительно рассматриваемого состава преступления.. Более глубокому усвоению темы бу­дет способствовать обращение к международной конвенции о борьбе с фи­нансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.

Состав захвата заложника (ст. 206 УК РФ), в тех случаях, когда преступле­ние совершается по корыстным мотивам, довольно трудно отграничить от состава похищения человека (ст. 126 УК РФ), совершаемого по тем же моти­вам. В литературе высказывается мнение, согласно которому похищение че­ловека следует квалифицировать как захват заложника, если оно совершено с целью получения выкупа или с целью заставить третьих лиц выполнить опре­деленные требования. Иная точка зрения заключается в том, что два рассмат­риваемые состава различны и их следует отличать друг от друга в зависимости от тайности или открытости похищения, перемещения похищенного. Сту­денты могут выбрать любую позицию, обосновав аргументировано при этом свой выбор.

Еще одним обстоятельством, которое может вызвать затруднение при квалификаций захвата заложника, является вопрос о разграничении захвата заложника и незаконного лишения свободы (ст. 127 УК РФ). Данный вопрос особенно важен в том плане, что примечание к ст. 206 УК РФ предусматривает освобождение виновного от уголовной ответственности в случае добро­вольного или по требованию властей освобождения заложника, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Следует усвоить, что захват заложника или удержание всегда сопровож­даются незаконным лишением свободы. Это способ совершения захвата за­ложника, его необходимое условие. Поэтому незаконное лишение свободы при захвате заложника не образует совокупности преступлений.

Состав бандитизма (ст. 209 УК РФ) необходимо отличать от организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208 УК РФ), от организации преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 УК РФ) и разбоя, совершенного группой лиц с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия ст. 162 УК РФ). Для этого следу­ет вновь обратиться к институту соучастия, а также ознакомиться с разъясне­ниями Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бан­дитизм» (Сборник постановлений пленумов ВС СССР и РСФСР по уголов­ным делам. М., 2001.), см. также Постановление «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации)» от 10 июня 2008г. №8, постановление Пленума Верховного Суда РФ № 12 от 10.06.2010 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (ней)».

Одним из признаков бандитизма является вооруженность банды. Для определения наличия этого признака целесообразно использовать положе­ния Закона РФ «Об оружии» (Российская газета от 30 января 1997); Поста­новление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 30 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» (Бюл­летень Верховного Суда РФ. 1997. № 3.); Постановление Пленума Верховного Суда РФ №5 от 12 марта 2002 г. «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (Российская газета от 19 марта 2002 г.).

Основной состав угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава предусматривает ответственность за угон и за захват (ст.211 УК РФ). Угон выражается в завладении судном или составом во время стоянки или во время следования с последующим движе­нием судна или состава по маршруту, определенному виновным. Захват предполагает завладение судном или составом без последующего движения. Угон и захват часто сочетаются между собой. Оба эти действия могут быть совершены без насилия или с насилием не опасным для жизни или здоровья. Массовые беспорядки (ст.212 УК РФ) и хулиганство (ст.213 УК РФ) - это два преступления, посягающие на общественный порядок. В теории уголов­ного права под общественным порядком понимается система обществен­ных отношений, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность граждан, а также нормальную деятельность учреждений и организаций.

Массовые беспорядки предполагают участие в них большого числа лю­дей. Понятие массовости является оценочным. Массовые беспорядки сопровождаются насилием, погромами, поджогами и другими действиями. Под погромами следует понимать уничтожение или повреждение зданий, соору­жений, средств связи, транспорта и др. В ряде случаев понятия погрома и уничтожения имущества совпадают по своему содержанию.

При изучении вопроса о хулиганстве целесообразно обратиться к поста­новлению Пленума Верховного Суда РФ № 45 от 15 ноября 2007 г. «О судеб­ной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений».

Состав преступления, предусмотренный ст. 214 УК РФ «Вандализм», впер­вые включен в УК РФ. Ранее эти действия квалифицировались как хулиган­ство. Вандализм посягает не только на общественный порядок, но и на обще­ственную нравственность. Он выражается в осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорт г или в иных об­щественных местах.

Нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил безо­пасности на объектах атомной энергетики, при ведении горных, строитель­ных или иных работ, на взрывоопасных объектах и другие (ст. 215-220 УК РФ) являются бланкетными.

Для уяснения содержания объективной стороны этих составов преступ­лений необходимо обращение к соответствующим нормативным правовым актам (например, Федеральному закону «О пожарной безопасности» (СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649); Федеральному закону «О радиационной безопасно­сти» (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141),Федеральному закону «Об использовании атомной энергии» (СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4552). В изучении также поможет Постановление Пленума Верховного Суда СССР № 16 от 5 декабря 1986 г. «О практике применения судами уголовного законодательства, направленного на охрану безопасных условий труда и безопасности горных., строительных и иных работ» (Сборник постановлений Пленумов Верховного суда Российс­кой Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М., 200 В.) и Постановле­ние Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 23 апреля 1991 г. «О судебной прак­тике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ» (Сборник постановлений Пленумов Верховного суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М., 2003.). Изучая вопрос о хищении либо вымогательстве радиоактивных материа­лов, а также о хищении либо вымогательстве оружия, боеприпасов, взрывча­тых веществ и взрывных устройств необходимо вновь обратиться к понятию хищения. Следует отметить, что понятие хищения, приведенное в примечании 1 к ст. 158 УК РФ, в полной мере применимо и к хищению, предусмотренному ст. 221,226 УК РФ. Единственное, что необходимо учесть - это то, что понятие хищения применительно к вышеназванным уголовно-правовым нормам пред­полагает не только корыстную, но и иные цели. Иными словами понятие хищения здесь используется в более широком аспекте, чем понятие хищения чужо­го имущества. Например, хищение оружия может быть совершено с целью приготовления к убийству, террористическому акту и т.д. Рассматриваемые составы преступлений выделены в специальные составы по признаку объекта посягательства, так как хищение радиоактивных материалов, оружия посягает, прежде всего, не на собственность, а на общественную безопасность.

При изучении этих составов целесообразно обратиться к Закону РФ «Об оружии», а также к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 12 марта 2002 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (Российская газета от 19 марта 2002 г.) и обзору судебной практи­ки по делам этой категории.

Пиратство (ст.227 УК РФ), как и некоторые другие составы преступлений рассматриваемого раздела, имеет международный характер. В УК РФ пират­ство определено как нападение на морское или речное судно в целях завладе­ния чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угро­зой его применения.

Более широкое определение понятия пиратства приведено в Женевской конвенции об открытом море, заключенной 29 апреля 1958 г. (Сборник дей­ствующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иност­ранными государствами. Вып. XXI1. М., 1967.). В соответствии с ней к пират­ству относится любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа. Этот акт может быть совершен не только в отношении морского или речного, но и воздушного судна. При этом цель завладения чужим имуществом не является обязательной. Аналогичные вопросы рассмотрены и в Конвенции ООН по морскому праву от 1982 г. (СЗРФ. 1997. №48. Ст. 5493).

Пиратство следует отличать от грабежа (ст.161 УК РФ) и разбоя (ст.162 УК РФ). В литературе высказывается мнение, что критерием разграничения должно служить место совершения преступления. Это означает, что пиратство соверша­ется только за пределами юрисдикции государства, в открытом море, нейтраль­ных водах. Если же нападение было осуществлено в пределах государственных границ, то содеянное следует квалифицировать как грабеж или разбой.

Исходя из содержания Женевской конвенции, представляется, что данная позиция правомерна. Однако действующая ст. 227 УК РФ подобных ограни­чений не содержит. Поэтому на основе анализа буквы закона следует при­знать, что пиратством является любое нападение на морское или речное суд­но вне зависимости от его места нахождения. Вместе с тем, было бы целесо­образно рассмотреть вопрос о внесении в ст. 227 УК РФ изменений и дополнений с целью приведения ее в соответствие с международно-право­выми Конвенциями, дающими определение понятия пиратства.