Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
итдитп(ответы).doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
804.35 Кб
Скачать

10. Торговый устав 1653 года.

В середине XVII в. в таможенном деле России назрели серьезные перемены. Прежде всего, кардинальное обновление таможенного законодательства было обусловлено вовлеченностью страны в процесс становления национального рынка, и домогательствами купцов, дворян и крупных монастырей. Не прекращавшиеся челобитья представителей купеческих верхов свидетельствовали о растущем экономическом влиянии торгового сословия, его сплоченности в попытках решения целого ряда вопросов. Необходимость таможенной реформы вызывалась также нараставшей самодержавно-бюрократической тенденцией, фискальной заинтересованностью государства, вынужденного изыскивать средства на содержание растущего слоя приказной бюрократии, «полков иноземного строя», закупку огнестрельного и холодного оружия, проведение активной внешней политики и подавление внутренних беспорядков.

К чему сводились основные требования купеческого челобитья 1653 г. Важно подчеркнуть, что оно явилось не только «инициативным документом», но и источником указа» 25 октября 1653 г.

К решительной перемене в области таможенно-правовых отношений вел и сам процесс развития нормативно-законодательной базы таможенного дела. К середине XVII в. практика издания уставных таможенных грамот с учетом объективной логики изменявшихся торгово-таможенных отношений насчитывала уже свыше полутора столетий. Требовалось обобщить накопленный опыт, издать на правительственном уровне постановление, обязательное для исполнения на всей территории России, и направить его вместе с «царскими уставными печатными грамотами» в города и села таможенным головам и целовальникам, «чтоб его государев указ всем людям был ведом».

25 октября 1653 г. царем Алексеем Михайловичем был подписан указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием поскольку взято и с каких товаров», который завершил прежнюю таможенную политику и положил начало таможенной реформе, завершившейся принятием Новоторгового устава 1667 г.

Во-первых, было установлено равное для всех таможенное обложение торговых сделок (со всех товаров, включая хлеб и другие меримые товары) единой рублевой пошлиной и ликвидированы проезжие сборы. Согласно указу 1653 г., всякий продавец должен был уплатить 10 денег с рубля продажной цены товара. Во-вторых, прекратилось взимание замыта, явки, гостиного, поворотного, осмничего, порядного, померного и многих других пошлин; а тамга была заменена единой рублевой пошлиной (если слово тамга и встречалось после 1653 г., то только в актах, подтверждавших прежние жалованные грамоты).

Вместе с тем наряду с рублевой пошлиной по-прежнему предусматривалось взимать перекупную пошлину, анбарщину, перевоз и некоторые другие сборы. Эту пошлину платили в одинаковом размере «как покупатели городские, так иногородние и иноземцы, но пошлина для них была различна. За продаваемый иноземцем товар платилось по

2 деньги с рубля, в других же случаях по 1 1?2 деньги. На больших реках по-прежнему велено было взимать перевоз, размер которого устанавливался «с товарной телеги по десяти денег, а с тутошних с уездных людей, с товарной же телеги... по шти [шесть. – М.Ш.] денег» и т.д. Анбарщину же в Москве и других городах велено было собирать только с тех людей, которые товары свои решат класть в анбары.

От уплаты пошлины не были избавлены и приезжие торговые люди, покупавшие на деньги. С них положено было взимать пять денег с рубля, выдавая «на те покупные товары выписи, что они куплены на деньги». Впрочем, пошлин не взималось с тех денег, на которые не покупалось товаров, которые привозились для взноса в казну или расходовались приезжими купцами на покупку товаров про свой обиход. По всей видимости, от уплаты таможенных пошлин освобождались и те торговые люди, которые совершали покупку на «товарные деньги».

По общему правилу рублевая пошлина (10 денег с рубля) взималась в два приема: сначала купец уплачивал пошлину с денег, привезенных на покупку товара (5 денег с рубля); затем – с этого покупного товара при его продаже (5 денег с рубля). В общей сложности это и составляло «с денег и с товаров по десяти денег с рубля». Пошлина с покупки товара в сельской местности целиком оплачивалась покупателем. Это правило находилось в противоречии с другим положением устава, согласно которому запрещалось торговать в селах проездом из города в город. Если же торговые русские люди вывозили русские товары для торгового промысла за море в другие государства, кроме Персии, с тех товаров в порубежных городах тоже взимали по 10 денег с рубля с продажной цены (при наличии выписи, удостоверяющей покупку товаров на деньги, – по 5 денег). Для торговой поездки за границу русскому человеку следовало обращаться к воеводам (в городах) и даже к самому государю за проезжей грамотой (своего рода заграничным паспортом).

Торговый устав также установил и пошлинное обложение торговых иноземцев, обязав заплатить с продажи привозных товаров два алтына (6%) с цены во всех русских городах, кроме северного порта.

В Архангельске же с продажи русских и иностранных товаров продолжала взиматься пошлина с весчих товаров 5 %, а не с весчих – 4 % с цены. Одновременно предусматривались проезжие отъявочные пошлины, которые взимались с иностранцев, привозивших свои товары в Москву и во внутренние города или отпускавших русские товары за границу. Ставка проезжей пошлины была определена в четыре деньги с рубля (2 %).

На проезжие товары выдавались выписи из таможенных книг, подписанные головами и заверенные таможенными печатями. Это позволяло контролировать перемещение товаров и поступление причитающихся пошлин. Если у иностранцев в порубежных городах такие выписи отсутствовали, либо товара оказывалось больше, чем следовало из выписи, то начиналось следствие, устанавливался продавец товара, чинилось наказание.

Интересы купцов охранялись тем положением указа, которым устанавливалась ответственность таможенных голов за произвольное завышение цен. При этом на стороне голов и целовальников было то преимущество, что они могли «сыскивать про утаенные товары и про цену всякими сыски накрепко; а буде кто доведется пытки, того пытати. А для утаенных товаров таможенным головам и целовальникам посылать на дворы ко всяких чинов людям и к иноземцам безпенно, чтоб в избылых ни кто не был». Важно при этом отметить, что взаимоотношения таможенных голов и целовальников с воеводами еще до конца определены не были.