Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

gorod_groznyi_774

.pdf
Скачиваний:
55
Добавлен:
03.05.2018
Размер:
2.93 Mб
Скачать

более подвижная зона – рыночная экономика, механизмы производства и обмена, связанные с деятельностью людей в сельском хозяйстве, с мастерскими, лавками, банками, ярмарками и рынками. Третий этаж – транснациональные силы, которые могут искажать ход экономики и расшатать устоявшийся порядок. Эти три уровня имеют свои верхние и нижние пределы, которые демаркируют границы «возможного» и «невозможного». По Ф. Броделю, исследования первого яруса позволяют увидеть, чем обусловлен ход истории. В повседневной жизни большую роль играет хлеб. Бродель приводит известную пословицу: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты», так как пища свидетельствует и о культуре человека, его социальном ранге, материальных возможностях, национальных привычках, уровне цивилизации, возрасте, вкусовых предпочтениях.

Социологические исследования повседневности нашли отражение в сочинениях Г. Зиммеля, П. Бергера, Т. Лукмана, П. Бурдье, Э. Гиддинса, А. Шюца и многих других, которые выдвинули на первый план решение проблемы совмещения логики и практики обсуждения культуры повседневности. Научное познание повседневности подразумевало такую позицию наблюдателя, когда он имеет возможность рефлексировать над повседневным единичным фактом, воспринять единичное как замещающее класс предметов, и вернуться к полноте переживания конкретной ситуации. В такой методологии познания повседневного мы может видеть различие между научным познанием и обыденным наблюдением.

Альфред Шюц в работе «О множественности реальностей» [3] миру повседневности отводит особое место. Под миром повседневной жизни А. Шюц понимает «интерсубъектный мир, который существовал задолго до нашего рождения, пережитый и проинтерпретированный другими, нашими предшественниками, как организованный мир. Теперь он дан нашему переживанию и интерпретации» [4]. Любая интер-

131

претация элемента повседневного мира предопределена запасом предыдущих переживаний, как собственных, так и переданных нам родителями и учителями.

Естественная установка, по А. Шюцу, основана на восприятии этого мира не как частного мира одного индивида, а интерсубъективного мира, общего для нас всех. В отражении этого мира мы используем смыслы, интерпретации предыдущего опыта, которые вкладываем в наблюдаемые нами факты реальности. Повседневность конструируется в ходе социального взаимодействия и предполагает различную вовлеченность участников в различный «горизонт понимания» ситуации.

Если переживание мира повседневности предопределено естественной установкой, то наряду с миром повседневности мы, по А. Шюцу, переживаем неизмеримо много шоков, предлагающих новые смыслы реальности, отличные от переживаний повседневной жизни. Это шок при засыпании как скачок в мир снов; внутреннее преображение, которое мы претерпеваем при подъеме занавеса в театре, как переход в сценический мир; радикальное изменение нашей установки, когда, стоя перед картиной, мы позволяем своему визуальному полю ограничиться тем, что находится внутри рамы, как погружение в изобразительным мир; наше недоумение, разражающееся смехом, когда, слушая остроту, мы на короткое время готовы принять вымышленный мир шутки за реальность, в сравнении с которой мир нашей повседневной жизни приобретает характер глупости; обращение ребенка к своей игрушке как переход в игровой мир; религиозное переживание и т.д. [4]. Каждый из этих миров обладает своими особенностями переживания собственного «Я», они замкнуты и переход из одного мира в другой возможен только через шок, скачок. «Я» переживает не трансформацию своих переживаний из одной реальности в другую, но это множество реальностей сосуществуют, попеременно пересекаясь, но не слива-

132

ясь.

В последующем Ирвинг Гофман [5] предложил новое решение данной проблемы, введя понятие «фрейм», под которым понимал способ для упорядочивания или структурирования мира посредством утверждений, позволяющих распознавать и сортировать социальные феномены. Любое социальное взаимодействие осуществляется по определенным правилам и в определенных рамках, и понятие «фрейм» – схема, план, формат взаимодействия – это структурирование реальности в соответствии с определенными принципами.

Обсуждение феноменальности повседневной жизни требует к себе пристального внимания. И одним из методологических приемов постижения повседневности служит исследование ментальных особенностей повседневной жизни. Феномен «ментальность» также стал предметом исследования французской школы «Анналов», которые под ментальностью понимали и «умонастроения», и «мыслительные установки», и «коллективное представление», и «склад ума», но чаще всего «видение мира» [6].

Понятие «ментальность», в экспликации автора, будучи феноуменальной характеристикой единства психического и физического в человеке, задает функциональность сознания, детерминируя информационное взаимодействие человека и мира [7, с. 172]. Феноменальность ментальности характеризует ее явленность человеческому опыту как «вещи для нас», ноуменальность скрывает то, что недоступно человеческому опыту как «вещи в себе». Ментальность рождается в демаркационном пространстве смещения смыслов чувственновоспринимаемого мира – «вещи для нас» и умопостигаемого мира –«вещи в себе». Обсуждение ментальных особенностей повседневного мира требует от нас обращения к языку, традициям, быту, религии.

Штрихи к ментальным особенностям повседневной жизни города Грозный в начале XXI в.

133

Дискурс о ментальных особенностях повседневной жизни города Грозный началаXXI в. нельзя начать минуя историю его возникновения.

Вначале XIX в. по подсказке царского генерала А.П. Ермолова началось строительство цепи крепостей и станиц по Тереку и Сунже, одной из которых была крепость Грозная, заложенная 22 июня 1818 г. Строительство крепости обернулось величайшей трагедией для более двух десятков чеченских аулов, которые стояли тогда на месте нынешнего Грозного [8, с. 11–12]. Статус города Грозный получил в 1870 г. Но, несмотря на это, Грозный еще долгое время оставался глухой, захолустной провинцией, запретным для чеченцев вплоть до Октябрьского переворота 1917 г. В 40–80-е гг. XX столетия Грозный стал крупнейшим экономическим, научным

икультурным центром и красивейшим городом Северного Кавказа, имя которого гремело на весь мир. Но история повторилась: Грозный снова был серьезно разрушен в ходе боевых действий первой и почти полностью превращен в руины в жестоких боях второй военных кампаний (1994–1996, 1999– 2001 гг.) [8, с. 17–18].

Оставляя в стороне особенности предыдущих столетий, автор согласно своей задаче сформулировал ряд ментальных особенностей повседневной жизни грозненцев начала текущего века.

Впервую очередь, необходимо представить себе структуру повседневного мира горожан начала нашего века, которая условно может быть представлена следующим образом: материальная жизнь – организация городского пространства, быт, одежда, пища; духовная жизнь – религия, образование, наука, досуг. В данной работе я остановлюсь на рассмотрении повседневности организации городского пространства.

Городское пространство формируется в результате географического расселения жителей, как правило, на длительный отрезок времени. Последующее размещение отдельных

134

районов имеет неслучайный характер и продиктовано логикой становления социокультурных и экономических связей. В начале нулевых годов текущего века после пережитых двух военных кампаний средоточием активного взаимодействия жителей города и гостей стал центр Грозного, район бывшего центрального рынка, или как его называли в народе район «зеленого базара» с прилегающими улицами: ул. Розы Люксембург, пр. Победы, ул. Мира, ул. Чернышевского, ул. К. Маркса и т.д. Повседневный быт грозненцев и гостей был сосредоточен несколько десятилетий в районе зеленого базара, вокруг которого еще с советских времен были расположены крупные магазины («двухэтажка», «пристройка»), дом моды, аптеки, салоны по обслуживанию клиентов и т.д. Все это обусловило определенное умонастроение горожан и гостей, для которых логистика торговых связей данной части была знакома и доступна. Последовавший снос центрального рынка и перемещение его в район бывшего завода «Красный молот» был встречен населением с большим неодобрением. Но в течение нескольких лет новый центральный рынок «Беркат» занял по массовости видное место в пространстве города. В начале нулевых средоточием повседневной жизни горожан и гостей являлись рынки: центральный рынок, рынки в микрорайонах, по Старопромысловскому шоссе и т.д., автовокзалы, железнодорожный вокзал.

Рынок, исторически овеянный славой места, где можно не только что-то купить и продать, но и услышать, поговорить, развлечься, в культуре любого общества занимает особое место. Но помимо перечисленных моментов притягательности рынка, его количественные и качественные характеристики позволяют судить об уровне культуры и экономического, и социального благосостояния горожан и гостей. Пространство рынка – это отдельная тема, представляющая немалый интерес для исследователя.

Активно начатые восстановительные работы, строитель-

135

ство различных архитектурных сооружений, таких как мечети, библиотеки, театрально-концертные залы, спортивные стадионы, развлекательные парки и аттракционы, торговоразвлекательные центры создали новые площадки для досуга и делового общения горожан. Особым средоточием организации гендерного пространства стали мечети, которые собирают в своих стенах мужское население города. Местами массовой организации молодежи стали многочисленные учебные заведения Грозного. Также обращает на себя внимание активная посещаемость населением торгово-развлекательных центров.

За первые два десятилетия текущего века меняется лицо города в этническом плане. Если в начале нулевых годов город был представлен во многом моноэтнично, то во втором десятилетии текущего столетия, мы наблюдаем, этническое и культурное многообразие лица города. Во многом благодаря интенции главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, его строительно-архитектурному таланту, город восстал, как Феникс из пепла, и стал центром притяжения, как жителей Республики, так и всех россиян, и зарубежных гостей.

Вместо заключения

Количественные изменения в организации городского пространства сохраняют надежду качественных изменений повседневной жизни горожан и гостей города. Вследствие военных действий и во многом обусловленных ими миграционных процессов на стыке двух последних столетий город пережил многих своих жителей, претерпел тотальное обновление своего состава. Городская ментальность и городская повседневность города Грозный начала нашего века детерминированы особым статусом взаимного действия и взаимного влияния людей, привыкших жить не столько в городских, сколько в сельских географически-территориальных условиях. Более половины жителей города сохраняют бинарность домовладения, когда переехав в город, они не теряют связи с

136

родовым селом и продолжают принимать участие в актуальных событиях своего села. Сегодня средний житель города представляет собой вчерашнего сельчанина, который привнес особенности сельской ментальности в городские условия и изменил пространственно-временной континуум города. Но ментальность городского пространства имеет тенденцию преобладать и организовывать ассимиляционные процессы повседневности обновляющегося города.

Вследствие проведенного исследования автор пришел к следующим выводам: 1) эволюция городского пространства повседневной жизни горожан в рассматриваемый период происходила под воздействием различных социокультурных факторов, под которыми мы понимаем, с одной стороны, преобладающие жизненные ценности, установки, культурные традиции и, с другой стороны, глобализационные процессы и процессы модернизации российской действительности.

2)90-е гг. прошедшего века продемонстрировали актуальность для человеческого бытия самого процесса «жизнь». И, соответственно, жизненную ценность приобрели для человека здоровье, питание, быт, содержание которых служит естественной основой для последующего развития. Культура здоровья, культура питания и культура быта пережили эволюционные сдвиги своих ментальных особенностей под влиянием психотравмирующих событий рубежа двух последних веков. Люди стали ценить саму возможность жизни, быт приобрел потребительский характер, в то время как несколько десятилетий назад быт чеченских семей имел накопительный характер.

3)Также повседневность городского пространства конца прошедшего – начала текущего века изменилась под влиянием миграционных потоков, обновивших городское население, вследствие выбытия некоторой части коренного населения и прибытия «новых грозненцев», то есть, тех, кто переехал в город из других сел Республики или регионов России и быв-

137

ших союзных республик.

Сегодня повседневность городского пространства Грозного, как и любого современного российского города, представлена мозаикой людей, принадлежащих к разным социальным группам (различные этнические и религиозные группы; коренные и новые грозненцы; учителя, врачи, ученые, студенты, чиновники, торговцы, бизнесмены и т.д.; штатские и военные; богатые, бедные и нищие; дети, молодежь, пожилые и старики и т.д.). Ежедневно город принимает несколько десятков тысяч приезжих из разных концов Республики и из других регионов России, которые работают, учатся, лечатся, отдыхают, гостят в городе и, соответственно, становятся частью городской повседневности Грозного.

Наблюдаемые изменения города, происходящие под влиянием взаимодействия традиций и новаций, настолько очевидны, что можно говорить о формировании нововременной повседневности города Грозный.

ЛИТЕРАТУРА

1.Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры (Перевод Муравьев А.Н.) // Проблема человека в западной философии / Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. Ред. Ю.Н. Попова. М.: Издательство «Прогресс», 1988.

2.Тыхеева Ю.Ц. Человек в городском пространстве (философскоантропологические основания урбанологии): Дис. … д-ра филос. наук: 09.00.13 // Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 2003. – 335 с.

3.Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV–XVIII вв. Пер. с фр. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986.

4.Шюц А. О множественности реальностей // Социологическое обозрение. 2003. Том 3. №2.

5.Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М., 2004.

6.Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М.: «Инд-

138

рик», 1993. С. 84.

7.Бетильмерзаева М.М. Ментальность в контексте культуры (фило- софско-культурологический анализ). Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011.

8.Кусаев А. Город Грозный: страницы истории (1818–2003 гг.). Эли-

ста, 2012.

139

Гадаев В.Ю., Халадов Х-А.С.

г. Грозный

СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ ГРОЗНОГО: ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: В статье рассматривается процесс возрождения уничтоженных до основания во время боевых действий в ЧР основных сфер бытия жителей Грозного, развитие благоприятной социальной среды, имеющая огромный интеллектуальный, культурный и духовно-нравственный потенциал для культурного и духовного развития молодого поколения города и села.

Ключевые слова: социальная среда, инкультурации молодежи, религиозные организации, образовательные учреждения, культурнопросветительская деятельность, спортивная жизнь.

Abstract: In article process of revival destroyed to the basis during the war period in ChR of the main spheres of life of residents of Grozny, development of the favorable social environment, having huge intellectual, cultural and spiritual and moral potential for cultural and spiritual development of the younger generation of the city and the village is considered.

Key words: social environment, youth inсulturation, religious organizations, educational institutions, cultural and educational activity, sports life.

Столица Чеченской Республики «Город воинской славы» Грозный, как известно, является одним из крупнейших и красивейших городов Юга России, имеющий богатую и славную историю, выступающий экономическим, культурным и административным центром Чечни. Но Грозный является еще и молодежным городом, ибо около 40% его жителей составляет новое поколение до 35 лет, а если включить в его состав учащуюся и работающую молодежь из сельских районов республики, то это количество доходит почти до 2/3. В Грозном развита благоприятная социальная среда, имеющая огромный интеллектуальный, культурный и духовно-нравственный по-

140

Соседние файлы в предмете Геополитика