Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

gorod_groznyi_774

.pdf
Скачиваний:
55
Добавлен:
03.05.2018
Размер:
2.93 Mб
Скачать

Ахмадов Т.З.

г. Грозный

К 200-ЛЕТИЮ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ ИМ. Ш.Ш. ЭПЕНДИЕВА

Аннотация: Рассматривается история возникновения и становления первого медицинского учреждения в крепости «Грозная», как родоначальника нынешней Республиканской клинической больницы.

Ключевые слова: 200-летие, г. Грозный, военный лазарет, республиканская больница, Чечня.

Abstract: Discusses the history of the rise and establishment of the first medical institutions in the fortress «Grozny», as the founder of the current Republican clinical hospital.

Key words: 200th anniversary, Grozny, the military hospital, the Republican hospital, Chechnya

Республиканская клиническая больница имени Ш.Ш. Эпендиева (РКБ) в г. Грозный имеет славную двухсотлетнюю историю, и начиналась она с обычного войскового лазарета в землянке крепости «Грозная». Эта больница удивительной судьбы, одна из старейших на Северном Кавказе, имеет свою самобытную, но недостаточно исследованную историю.

Вшести верстах от знаменитого Ханкальского ущелья в Чечне, прославленного битвами с врагами, на самом узком перешейке реки Сунжа 10 июня (22 июня по н.с.) 1818 г., на месте чеченских аулов, по распоряжению генерала А.П. Ермолова началось строительство крепости, названной «Грозная». Силами солдат батальонов Кабардинского, Волжского казачьего и Егерских полков Войск Кавказской линии, до начала зимы, были приготовлены для жилища гарнизону землянки, а также землянки для положенного по штату лазарета

[8].

Впоследующие годы постройки в крепости стали деревянными и турлучными, редко саманными, и имели крыши из

71

камыша. Крепость Грозная содержала в себе казармы гарнизона, склады боеприпасов и продовольствия, часовню и войсковой гарнизонный лазарет (шпиталь), медицинский персонал которого состоял из штаб-лекаря, 2-х воинских лекарей, 2-х подлекарей, 2-х подлекарских учеников, 2-х фельдшеров.

С 1822 г. крепость начала расширяться, и за крепостными стенами появился форштадт, где стали жить отставные солдаты со своими семьями. Постепенно возникли первые улицы будущего города (Александровская, Арсенальная и др.), появились каменные постройки, выросло и число жителей. В тот исторический период сама крепость Грозная была военностратегическим и административным центром Левого фланга Кавказской линии (в последующем Терская область).

В связи с увеличением воинского контингента лазарет в 1831 г. реорганизовали в военно-временный госпиталь на 300 кроватей [4], в соответствии с Уставом военным и правилами (1829) «Об учреждении при действующей армии подвижных и временных военных госпиталей, снабжении оных и управлении по части хозяйственной и медицинской». Построили госпиталь на свободном земельном участке в слободе, рядом с крепостными стенами, в начале улицы Александровской (бывшая ул. Первомайская, ныне ул. Шейха Али Митаева в Грозном) [5].

Госпиталь был известным военным лечебным заведением на Северо-Восточном Кавказе, руководили им армейские генералы, и по тем временам оснащен он был достаточно хорошо. Большинство врачей госпиталя имели ученую степень доктора медицины. Считается, что в 1847 г. госпиталь, по пути в Дагестан (аул Салты), осмотрел и проводил здесь операции великий русский хирург Н.И. Пирогов. Документального подтверждения этого факта мы не нашли. Однако, учитывая известный рассказ А.П. Кулебякина «Кунаки», цель самой поездки профессора Н.И. Пирогова на Кавказ, включающая необходимость ознакомления с постановкой медицинского дела

72

на передовом рубеже военных действий, географическое расположение на Линии крепости Грозная, важное значение в тот период самого госпиталя в деле оказания помощи раненым, мы считаем, что Николай Иванович Пирогов был в Грозненском военном госпитале [2]. Кроме того, до 1995 г., на одном из старинных зданий, оставшихся от госпиталя на территории РКБ, была мемориальная доска, с указанием, что здесь был и оперировал Н.И. Пирогов.

Значение госпиталя в деле медицинского обслуживания населения возрастает с получением крепостью «Грозная» статуса города в 1870 г. В соответствии с Положением Военного Министерства от 15 мая 1858 года, в котором было указано «…право получать врачебное пособие и пользоваться в военных госпиталях за счет казны распространить на все покорные и враждебные нам племена горцев…», в данном госпитале могло лечиться и туземное население Чечни [7]. Современник Г.А. Колосов (1909) пишет: «В городские больницы и военные госпитали области туземцы поступают охотно и с доверием, и число желающих поступить всегда во много раз превышает число свободных мест в этих лечебных учреждениях» [6, c. 112]. В 1904 г. в госпитале было 207 койко-мест (7

– офицерских, 190 – для нижних чинов, 10 – женских). Медицинский персонал состоял из 4 врачей, 8 фельдшеров и 4 сестер милосердия. Медико-техническое оснащение было достаточным и в госпитале выполняли практически все известные на тот период хирургические операции.

Госпиталь этот функционировал и в сложные 1917–1920 гг. [3] В период гражданской войны Грозненский военный госпиталь был переименован в 3-й сводный военный госпиталь (на 800 коек) и обслуживал солдат и офицеров Красной Армии. Обязанности старшего (главного) врача госпиталя исполнял первый врач из чеченцев М.М. Ахтаханов. В период белогвардейской интервенции госпиталь обслуживал бойцов Добровольческой армии. В это время Грозненский военный

73

госпиталь посещал и даже лечился в нем от контузии известный российский писатель М.А. Булгаков. В 1919 г. он служил начальником санитарной части 3-го Терского казачьего полка Добровольческой армии Деникина. Участвовал в боях у Че- чен-аула, Шали и Сержень-юрта, был контужен. Эти события Булгаков описывает в одном из своих первых рассказов – «Необыкновенные приключения доктора».

В 1920 г., с установлением советской власти, Грозненский военный госпиталь был переименован в 1-ю советскую больницу Грозненского облздравотдела [1]. В 1925 г. эта больница имела 165 коек и в ней были отделения: терапевтическое, хирургическое, женское, детское, заразное, венерическое, трахоматозное [9, c. 65]. Работало здесь 5 врачей и 9 медицинских сестер. К 1934 г. 1-я советская больница имела уже 615 коек. С 1934 г. это Чечено-Ингушская областная, а с 1936 г. – республиканская больница. Во время Великой Отечественной войны в 1942 г. в больнице было 750 коек, но их сократили до 500, потому что часть помещений была занята для военных нужд. В 1944–1957 гг., в период депортации чеченцев и ингушей, это Грозненская областная больница, затем снова республиканская, и ей принадлежала ведущая роль в организации медицинской помощи населению и в становлении здравоохранения восстановленной Чечено-Ингушской АССР.

Во вторую половину ХХ в. постепенно строились новые корпуса главной больницы республики, больница оснащалась современным медицинским оборудованием, открывались профильные специализированные отделения, внедрялись новые методы диагностики и лечения, Крупным событием было открытие в 1985 г. нового 600-коечного типового терапевтического корпуса в конце проспекта им. Ленина г. Грозный (т.н. «новая» республиканская больница). До начала хаоса 1990-х гг. больница имела 1025 коек, здесь ежегодно получали лечение более 18000 больных.

Сложной оказалась судьба этой больницы и в конце ХХ

74

в. В начале 1995 г. в первую Чеченскую военную компанию и «старая» и «новая» республиканская больница были полностью разрушены, имущество уничтожено. В начале 2000-х восстановили больницу в помещениях бывшего профессио- нально-технического училища, и дополнительно построили пятиэтажный корпус. Одновременно на окраине города начали строительство нового типового больничного комплекса. Постепенно стали решать и кадровую проблему. Населению Чеченской Республики стали оказывать высококвалифицированную, специализированную лечебную и консультативнодиагностическую помощь.

Республиканская больница всегда славилась своими традициями и своими прекрасными врачами-специалистами. В данной больнице в разное время работали: профессор Н.Н. Нижибицкий из Краснодара, профессор С.С. Сергиевский из Воронежа, заслуженные врачи РСФСР хирурги С.В. Несмеянов, Ю.К. Эльдарханов и Ш.Ш. Эпендиев, А.К. Туаев и К.М. Мулкиджанян, рентгенолог Л.Г. Гольцман, окулисты М.Н. Пронь и М.М. Сахарова, невропатолог К.А. Шпиглер, оториноларинголог В.П. Беловидов и др. С 70-х гг. прошлого века здесь начали работать и первые чеченские врачи: С.А. Межидов, Х.У. Бахарчиев, А.Р. Юшаев, Т.Ш. Эпендиев, А.Б. Шамилев и др. Впервые в истории больницы в 1993 г. главным врачом больницы стал чеченец – врач Х.У. Бахарчиев.

С января 2016 г. РКБ дислоцируется в новом с прекрасной архитектурой здании, и по своей оснащенности и кадровому потенциалу превосходит другие лечпрофучреждения республики. Это многопрофильное лечебное учреждение, оказывающее высококвалифицированную и специализированную лечебную, консультативно-диагностическую, неотложную и экстренную медицинскую помощь населению. Здесь 17 специализированных клинических отделений и 4 общебольничных отделений, поликлиника на 240 посещений в смену, клиническая и бактериологическая лаборатории. В

75

РКБ работают 320 медицинских сестер, 170 врачей, из которых 2 доктора медицинских наук, 9 кандидатов медицинских наук, 5 заслуженных врачей республики. На базе больницы дислоцируются клинические кафедры медицинского факультета ЧГУ.

Таким образом, за 200 лет небольшой лазарет, служивший для военных, стал современным, с высокотехнологическим оборудованием и высокопрофессиональными кадрами, лечебным учреждением для всего населения Чеченской Республики.

ЛИТЕРАТУРА

1.Ахмадов Т.З. Здравоохранение Чечни: очерки истории. Грозный: ИПК «Грозненский рабочий», 2010. – 272 с.

2.Ахмадов Т.З. Великий русский врач Н.И. Пирогов в Чечне (1847 г.). //Вестник Чеченского государственного университета. 2012. №1. – С. 99–102.

3.Ахмадов Т.З. История здравоохранения и медицинского образования на Северо-Восточном Кавказе (XIX в. – 1940 г.). Ростов-на- Дону, 2014. – 535 с.

4.Гриценко Н.П. Города северо-восточного Кавказа и производительные силы края (XV-середина XIX века). Ростов-на-Дону, 1984.

5.Казаков А.И. Город Грозный. Грозный, 1984.

6.Колосов Г.А. Условия жизни населения Терской области с точки зрения нервно-психической гигиены. Москва, 1909. С. 112.

7.Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). Собр. 2- е. Т. 33(1858). Ч. 1. СПб., 1860. С. 618. №33154.

8.Потто В.А. Кавказская война. Т. 2. Ермоловское время. М.: Центрполиграф, 2007. – 592 с.

9.ЦГА ЧИАССР. Ф. Р-321. Оп. 3. Д. 73. ЛЛ. 59–61. Копия. В кн.: Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (1920 – июнь 1941 г.). Сб. документов и материалов. Грозный, 1979. С. 65.

76

Арсанукаева М.С.

г. Москва

ЧЕЧЕНЦЫ В ГОРОДЕ ГРОЗНОМ И ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС

(70-Е ГГ. XIX В. – НАЧАЛО XX В.)

Аннотация: Нормативные правовые акты 70-х гг. XIX – начала XX вв. установили правила поселения в Грозном. К началу XX в. чеченцы занимали первое место по численности среди горожан-горцев, служили в органах управления, судебных инстанциях, полиции и охранной страже, трудились на предприятиях города, вели торговлю, учились.

Ключевые слова: город, Грозный, чеченцы, нормативный акт, повинность, управление, полиция, образование, промышленность, торговля.

Abstract: Normative legal acts of the 70s of the XIX – beginning of XX centuries established rules of settlement in Grozny. By the beginning of XX century the Chechens occupied the second largest among the citizens; he served in the governments, courts, police and security guard; he worked at the enterprises of the city, traded and studied.

Key words: city, Grozny, Chechens, regulation, service, management, police, education, industry, trade.

Положение чеченцев, проживавших и посещавших по разным причинам город Грозный с момента его учреждения и до революций 1917 г., их численность, состав и занятия, несмотря на возросший интерес ученых разных научных направлений, все еще продолжает оставаться малоизученным аспектом российской истории, включая историю Чечни, историю государства и права России. По-прежнему не исследованы многие нормативные правовые акты разного уровня, архивные документы и материалы, публикации в дореволюционных печатных изданиях.

В настоящей статье сделан акцент лишь на некоторых вопросах, касающихся статуса чеченцев, живших в дореволюционном городе Грозном или посещавших его по разным причинам, их судьбах и проблемах. В целях наиболее полного

77

освещения темы использовались нормативные правовые акты Российского государства, касающиеся Чечни и чеченцев, акты местных органов управления, в частности приказы и отчеты начальников Терской области, документы ряда центральных архивов, труды авторов различных исторических периодов.

Город Грозный получил свое название от одноименной крепости, ставшей в первой половине XIX в. одним из важнейших стратегических и военно-административных центров России на Северном Кавказе. Грозная, основанная в 1818 г. генералом А.П. Ермоловым, командиром Отдельного Кавказского корпуса, предназначалась, главным образом, для «умиротворения» Чечни. «Несмотря на то, что в Петербурге смотрели, например, на чеченцев как на отдельное самостоятельное государство, с которым можно заключать мирные трактаты и условия, свято исполняемые с обеих сторон …, Ермолов вынужден был обстоятельствами уклониться от исполнения миролюбивых желаний императора», – пишет Н. Дубровин [12, с. 18–19]. Война на Северо-Восточном завершилась в 1859 г. покорением Гуниба и пленением имама Шамиля. Се- веро-Западный Кавказ покорился в 1864 г. [19, с. 45]. В регионе предстояло решить новые, мирные задачи, состоявшие в реформировании различных сфер общественной жизни, в целях наиболее быстрой и лучшей адаптации горцев в составе России.

Именным указом Александра II «О преобразовании административных учреждений в Кубанской и Терской областях», данным Сенату 30 ноября 1869 г., крепость Грозная переименовывается в город [36, с. 413]. Основным правовым актом, определившим статус города Грозного, состав населения и его права, земельный фонд и организацию управления, стало принятое 6 ноября 1870 г. «Положение о городе Грозном, утвержденное Его Императорским высочеством Наместником Кавказским, по Высочайше предоставленной Его Вы-

78

сочеству власти» [37, с. 423-426]. Обе слободы, расположенные рядом крепостью, в составе четырех тысяч жителей объединяются с ней и преобразовываются в город Грозный [42, с. 4].

Следует отметить, что многие статьи Положения 1870 г. совпадали с другими правовыми актами, которыми в империи учреждались новые города, в том числе на Северном Кавказе и Юге России. В частности, такие как: Владикавказ, Анапа, Новороссийск и другие [32, с. 356; 34, с. 238].

Город Грозный до достижения численности населения определенного количества и развития в нем торговли и предпринимательства причислялся к V классу торговых местностей. Как известно, еще по Регламенту или Уставу Главного Магистрата от 16 января 1721 г. все города Российской империи делились на пять разрядов. В последний разряд вошли «все малые города и слободы, где какие обретаются» [30, с. 293].

Учреждаемому городу для устройства в нем правительственных, общественных, торговых и всех частных домов и заведений, а также выгонов, отводилось в собственность необходимое количество земли. Ее размер определялся наместником Кавказа, которым в тот период был великий князь Михаил Николаевич. Следует отметить, что земельный вопрос всегда очень остро стоял как в равнинной, так и в горной Чечне. Малоземелье и безземелье являлись характерной чертой горских аулов, в том числе чеченских, находившихся в окрестностях крепости Грозной. Сама крепость строилась на месте чеченских аулов и хуторов, расположенных по берегам реки Сунжи. Н. Дубровин пишет: «Построение крепости Грозной и перенесение линии с Терека на Сунжу отнимало у чеченцев большую часть плодородной земли ... Низменное пространство земли и обширные луга, лежавшие между Тереком и Сунжею, с давних пор служили чеченцам местом дли посева хлеба и прокормления скота» [12]. Далее автор отме-

79

чает: «Выгнанные с плоскости в горы, чеченцы скоро почувствовали недостатки в хлебе и скоте. Принудительное переселение или, лучше сказать, изгнание в необитаемые горные пространства, недостаток в жизненных потребностях и другие лишения породили между переселенцами болезни, от которых гибли целые селения. Видя безвыходное свое положение, многие из бежавших в горы явились с покорностью, получили прощение и позволение поселиться на низменных местах, между реками Тереком и Сунжею и образовали так называемых мирных чеченцев». В апреле 1844 г. представители некоторых присунженских селений просили командира Отдельного Кавказского корпуса генерал А.И. Нейдгардта: «…отдать такую часть земли наших предков, которая была бы достаточна для наших потребностей» [52, л. 4]. Тем не менее, значительные земли отошли под саму крепость Грозную, укрепления, казачьи станицы и слободы.

Обострению проблемы способствовало и то, что, когда в конце XIX в. в районе Грозного были обнаружены большие запасы нефти, земля становится объектом предпринимательской деятельности не только частных лиц, но и крупных корпораций, в том числе иностранных. Вовлеченными в нефтяную лихорадку оказались чеченские селения на равнине и в горах, отдельные чеченцы [22, с. 31–45]. Отмечались случаи прямого захвата нефтеносных участков и спекуляции ими, что вызывало большое недовольство местных жителей и озабоченность представителей чеченской интеллигенции. Так, Таштемир Эльдарханов, депутат Государственной Думы от горских народов Терской области, в речи от 3 мая 1907 г. потребовал остановить расхищение природных богатств края до разрешения аграрного вопроса [8, с. 78–79].

С самим императором Николем II на приеме, состоявшемся 27 июня 1915 г., ситуацию обсуждал известный чеченский предприниматель Абдул-Хамид (Тапа) Чермоев. Он напомнил, что 12 апреля 1913 г. император одобрил журнал Со-

80

Соседние файлы в предмете Геополитика