Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
zuev_sutjagin_ugolovnyj_process_uchebnik_2016.pdf
Скачиваний:
89
Добавлен:
25.07.2017
Размер:
3.41 Mб
Скачать

сти: непосредственность, устность, гласность, неизменность состава суда, равенство прав сторон.

Вторая группа. Условия участия лиц в судебном разбирательстве.

Вданном случае рассматриваются правила определения правового статуса, полномочий, присутствия в судебном заседании участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, способных повлиять на разрешение уголовного дела.

Третья группа. Условия решения организационных вопросов.

Это относится к определению регламента судебного заседания, составления протокола судебного заседания, применения мер воздействия к нарушителям порядка судебного заседания.

Четвертая группа. Условия принятия отдельных решений.

Вчастности, это касается определения пределов судебного разбирательства, решения вопроса об избрании, отмене или изменении мер пресечения, прекращения или приостановления уголовного дела и т.д.

19.2. Содержание общих условий судебного разбирательства

Правовые предписания, определяющие общие условия судебного разбирательства образуют единую систему. Рассмотрим их подробнее.

Непосредственность

Непосредственность, как общее условие судебного разбирательства, относится к исследованию судом доказательств по уголовному делу (судебному следствию) и заключается в том, что судебные действия по исследованию доказательств (допрос, осмотр, оглашение документов, заслушивание заключений эксперта) выполняются перед судом. Суд лично (непосредственно) принимает участие в исследовании доказательств.

Н.Н. Розин отмечал (1914 г.): так как каждое судебное решение есть результат логического вывода, который делает судья из находящегося в его распоряжении материала, то способ восприятия судьей этого материала должен быть наиболее совершенен, и доказательства должны доходить до сознания и мышления судьи в их наиболее чистом виде. Этой задаче служит начало непосредственности процесса. Непосредственность этого восприятия заключается в том, что судья черпает доказательства из первоисточника, что между его восприятием и юридически ценным элементом воспринимаемого им материала лежит как можно меньше промежуточных звеньев, в силу чего логический процесс судьи, свободный от привходящих и загромождающих элементов, происходит с наибольшей чистотой и правильностью и способствует точной выработке выводов и, следовательно, основательности судебного приговора.

В основу судебного приговора могут быть положены только те доказательства, которые исследовались в судебном заседании, ход и результаты исследования которых получили отражение в протоколе судебного заседания. При этом суд заслушивает показания подсудимого, потерпевшего,

342

свидетелей, заключение эксперта, осматривает вещественные доказательства, оглашает протоколы и иные документы, производит другие судебные действия по исследованию доказательств.

Свидетель и потерпевший могут быть допрошены судом путем использования систем видеоконференц-связи. В исключительных случаях в целях обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства суд вправе, при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотрен-

ных ст.ст. 205–206, 208, ч. 4 ст. 211, ч. 1 ст. 212, ст.ст. 275, 276, 279 и 281

УК РФ, по ходатайству любой из сторон принять решение об участии в судебном заседании подсудимого, содержащегося под стражей, путем использования систем видеоконференц-связи.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 276 УПК РФ оглашение показаний подсудимого, данных им при производстве предварительного расследования и ранее в суде, а также воспроизведение приложенных к протоколу допроса материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки его показаний могут иметь место по ходатайству сторон в следующих случаях:

при наличии существенных противоречий между показаниями, данными подсудимым в ходе предварительного расследования и в суде, за исключением случаев, когда он давал показания в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, или неподтверждения им отказа от защитника;

если по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного уголовного дела

вего отсутствие;

если по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях подсудимый находится за пределами территории Российской Федерации и (или) уклоняется от явки в суд;

отказа от дачи показаний, если он ранее был предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний.

При этом не допускается демонстрация фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе допроса, а также воспроизведение аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки допроса без предварительного оглашения показаний, содержащихся в соответствующем протоколе допроса или протоколе судебного заседания (ч. 3 ст. 276 УПК РФ).

В соответствии со ст. 281 УПК РФ оглашение показаний неявившихся в судебное заседание потерпевшего и свидетеля, данных ранее при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, а также демонстрация фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе допросов, воспроизведение аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки допросов допускаются с согласия сторон.

При отсутствии согласия сторон, в случае неявки в судебное заседание потерпевшего или свидетеля, суд вправе, по ходатайству стороны или

343

по собственной инициативе, принять решение об оглашении ранее данных ими показаний в случаях:

1)смерти потерпевшего или свидетеля;

2)тяжелой болезни, препятствующей явке в суд;

3)отказа потерпевшего или свидетеля, являющегося иностранным гражданином, явиться по вызову суда;

4)стихийного бедствия или иных чрезвычайных обстоятельств, препятствующих явке в суд;

5)если в результате принятых мер установить место нахождения потерпевшего или свидетеля для вызова в судебное заседание не представилось возможным.

В случаях со 2) по 5) решение об оглашении показаний потерпевшего или свидетеля и о воспроизведении видеозаписи или киносъемки следственных действий, производимых с их участием, может быть принято судом при условии предоставления обвиняемому (подсудимому) в предыдущих стадиях производства по делу возможности оспорить эти доказательства предусмотренными законом способами (например, при проведении очной ставки).

По приговору суда гр. А. осужден за покушение на получение взятки к штрафу в размере более 10 млн. руб. Приговор был отменен ввиду нарушения судом требований ст. 281 УПК РФ об оглашении показаний свидетеля и непринятия надлежащих мер по вызову в судебное заседание и допросу свидетеля. Суд первой инстанции, невзирая на возражения подсудимого А., не принял надлежащих мер по вызову в судебное заседание и допросу свидетеля Н., вынес постановление об оглашении его показаний в судебном заседании, удовлетворив ходатайство государственного обвинителя.

При этом суд не принял необходимых мер по проверке данных о местонахождении свидетеля Н. и необоснованно расценил в качестве иного чрезвычайного обстоятельства, препятствующего явке свидетеля в суд, поступившее в суд заявление от указанного свидетеля, в котором он сообщал, что находится на лечении и по состоянию здоровья не может выехать для участия в суде, а также не может сообщить место прохождения лечения и диагноз «из морально-этических соображений по семейным обстоятельствам» (Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ № 22-АПУ13-1).

Кроме того, при отсутствии согласия сторон, по ходатайству стороны суд вправе принять решение об оглашении показаний потерпевшего или свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования либо в суде, при наличии существенных противоречий между ранее данными показаниями и показаниями, данными в суде. При этом заявленный в суде отказ потерпевшего или свидетеля от дачи показаний не препятствует оглашению его показаний, данных в ходе предварительного расследования, если он был предупрежден о том, что его показания могут использоваться в качестве доказательств в ходе дальнейшего производства по уголовному делу.

344

Оглашение показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свиде-

теля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, а также демонстрация фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе допросов, воспроизведение аудио- и видеозаписи, киносъемки допросов осуществляются в отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля без проведения допроса. По ходатайству сторон или по собственной инициативе суд выносит мотивированное решение о необходимости допросить несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля повторно. Это положение связано со стремлением обеспечить как безопасность несовершеннолетних, так и исключить повторную их виктимизацию (поскольку неоднократные допросы – на предварительном расследовании, в суде могут оказать известное негативное воздействие на психику ребенка, нарушить его нормальное психическое развитие и т.п.).

По делу о насильственных действиях сексуального характера со стороны отчима в отношении своей тринадцатилетней падчерицы, последняя была допрошена следователем дважды с применением видеозаписи допроса; была проведена проверка ее показаний на местах происшествий. Подсудимый настаивал на вызове потерпевшей в суд для дачи показаний. Однако судом на основании ч. 6 ст. 281 УПК РФ было принято решение об оглашении ее показаний и воспроизведении в суде видеозаписей ее допросов. Ходатайство о ее вызове было отклонено. В целях оценки достоверности ее показаний судом были допрошены законный представитель, педагог и психолог, принимавшие участие в допросе потерпевшей. Они подтвердили, что ребенок в ходе следственных действий давала показания добровольно, сама рассказывала об интересующих следователя обстоятельствах, сомнений в достоверности ее показаний ни у кого не возникло (приговор Советского районного суда г. Челябинска по делу № 1-109/16 от 28.07.2016 г.).

Отступление от условия непосредственности исследования доказательств предусмотрено для особых порядков рассмотрения уголовных дел

– при согласии подсудимого с предъявленным обвинением (гл. 40 УПК РФ), при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве (гл. 40¹ УПК РФ), поскольку в данных случаях суд не проводит в общем порядке исследование доказательств, собранных по уголовному делу. Могут быть исследованы только обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, и обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание.

Устность

Устность судебного разбирательства связана с условием непосредственности и означает, что все фактические данные, составляющие содержание любого доказательства, должны быть оглашены и озвучены в зале судебного заседания в ходе судебного следствия. Все разбирательство уголовного дела представляет собой судоговорение.

Н.Н. Розин писал (1914 г.): устность требует, чтобы участвующие в деле лица между собой и судом общались устно и чтобы суд принимал в основание своих суждений только материал, предложенный ему в устной форме. Это диктуется также психологи-

345

ческими соображениями ясности и свежести судебного восприятия и, конечно, соображениями быстроты процесса.

С одной стороны, это проявление очности судопроизводства, которая, в свою очередь, обеспечивает равенство сторон. Когда стороны сходятся в процессе «лицом к лицу», совершенно естественно, что устная форма – самый скорый и удобный способ для их общения. С другой стороны, устность процесса затрудняет одностороннюю и тайную подачу суду материала той или другой из сторон, так как ее процессуальный соперник тут же получает возможность отреагировать на всякого рода нарушения и искажения истины. В таких условиях суду легче сохранить объективность и независимость.

Содержание принципа устности состоит в следующем.

1.Согласно принципу устности суд заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей, заключение эксперта. При этом предполагается, что все личные доказательства, т.е. сведения, имеющие своим источником людей, должны быть предъявлены суду в словесной форме. Поэтому протоколы следственных действий, заключения экспертов, иные документы должны быть зачитаны (оглашены) в судебном заседании.

2.В силу этого принципа доказательственные сведения в уголовном процессе должны, по возможности, исходить непосредственно «из уст» источника доказательства, а не из документа, пусть и оглашенного устно, но сохраняющего письменную форму. Здесь принцип устности смыкается с принципом непосредственности исследования доказательств, обеспечивая его действие. Впрочем, из названного правила могут быть исключения. Так, не будет отступлением от принципа устности прочтение в суде протоколов, где записаны ранее данные на предварительном или судебном следствии показания подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и потерпевшего, но при соблюдении ряда обязательных условий, указанных выше (ст. 276 и 281 УПК РФ).

Что касается письменного заключения эксперта, полученного на предварительном расследовании, то в соответствии с ч. 2 ст. 285 УПК РФ оно должно быть оглашено полностью или частично стороной, которая ходатайствовала о его оглашении, либо судом. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что согласно ч. 1 ст. 240 УПК РФ заключение эксперта, ввиду принципа устности судебного разбирательства, должно быть обязательно заслушано наряду с показаниями подсудимого, потерпевшего и свидетелей, что, очевидно, относится лишь к заключениям экспертов, данным непосредственно в ходе судебного разбирательства (ст. 283 УПК РФ). Сопоставление положений ст. 285 и 240 УПК РФ заставляет прийти к выводу о том, что общим правилом закон считает проведение экспертизы именно в судебном разбирательстве, а оглашение заключений, данных на

346