Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
lekcii_po_logike.doc
Скачиваний:
235
Добавлен:
23.07.2017
Размер:
691.2 Кб
Скачать

Вопрос 62. Версия в судебном исследовании. Виды версии.

Раскрыть преступление — значит восстановить событие во всех его юридически существенных чертах. Поскольку судебные органы рассматривают в каждом конкретном случае конкретное событие, имевшее место в прошлом, постольку единственным способом раскрытия этого деяния может быть тщательное исследование фактических данных, связанных с ним, и установление по этим известным данным неизвестных обстоятельств преступления.

Исследование обстоятельств уголовного дела протекает с соблюдением логических правил и способов раскрытия истины.

Наряду с общими для всякого исследования чертами судебное исследование имеет свои особенности, отличающие его от научного познания в целом. Главное в судебном исследовании — достоверное установление наличия или отсутствия состава преступления.

Место и характер гипотез в структуре процессуальных актов собирания доказательств в значительной мере зависит от процессуальной формы этих актов.

В судебном исследовании при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигается ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Их называют версиями. Версия есть не что иное, как одна из гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных обстоятельств преступления или события преступления в целом.

Каковы видовые признаки, отличающие версию от иных гипотез? По сфере действия — это уголовное судопроизводство; по содержанию — предполагаемая связь имеющихся фактических данных с другими известными или предполагающимися обстоятельствами, которые могут иметь значение для уголовного дела; по специфическим методам проверки — процессуальные способы собирания доказательств; по назначению — это достижение истины об исследуемом событии как основа решения задач уголовного судопроизводства.

К числу важнейших условий, которым должна соответствовать версия как вид гипотезы, относятся: а) непротиворечивость установленным фактам, для объяснения которых выдвинута версия; б) принципиальная проверяемость (версия должна содержать такие представления, которые могут быть сопоставлены с наблюдением, с результатами следственных действий), в) приложимость версии не только к объясняемым ею данным, но и к широкому кругу явлений, которые могут быть обнаружены в ходе дальнейшей проверки; г) наивозможная принципиальная простота версии (пригодность ее объяснять, исходя из единого основания, широкий круг явлений, не прибегая к искусственным построениям и произвольным допущениям).

Существуют различия между подозрением и версией. Версия — логическая категория, а подозрение — психологическая, нередко служащая основанием для логических операций, позволяющих сформулировать версию. Версию невозможно выдвинуть при отсутствии исходных данных, достаточных для формирования предположения, в то время как подозрение может появиться и в результате неосознанных процессов, на более слабом основании. Но степень обоснованности — не признак, отличающий версию от подозрения.

Оперативно-розыскнаяверсия может быть не связана с конкретным уголовным делом (например, при подготовке мероприятий по предотвращению преступления). Исходной информацией для построения оперативно-розыскной версии служат оперативные данные. Проверяются эти версии непроцессуальным путем.

Под типичной версией понимается наиболее характерное для данной ситуации, с точки зрения обобщений следственной или судебной практики, предположительное объяснение факта или расследуемого события в целом Типичные версии представляют собой не проблематические объяснения событий, а эмпирическое обобщение часто встречающихся причин некоторых явлений.

Следственная версия— это строящаяся в целях установления объективной истины по делу интегральная идея, модель исследуемых обстоятельств, созданная воображением и рассуждением, содержащая предположительную оценку наличных данных, служащая объяснением этих данных и выраженная в форме гипотезы. При этом логическая сторона версии не исчерпывает ее содержания и практической роли.

В отличие от оперативно-розыскной версии, следственная версия всегда относится к обстоятельствам конкретного дела, основана на данных, полученных процессуальным путем, и подлежит проверке только в процессуальных формах (например, следственных действиях).

Версия, объясняющая все преступление в целом, называется общейверсией.

Проверка общей версии может проводиться не иначе, как путем последовательного выяснения частных сторон, отдельных обстоятельств преступления. Каждое из обстоятельств может быть предметом самостоятельного исследования. По поводу каждого из них также может создаваться одна или несколько версий. Такого рода предположения выполняют роль частных версий. Общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий по поводу еще невыясненных признаков и отдельных обстоятельств деяния.

Основаниями для построения версии служат уголовно-процессуальные доказательства, т.е. фактические данные, полученные в результате допросов, осмотров, освидетельствований и т.д., зафиксированных соответствующими протоколами и документами. Основание версии должно, а) давать точное и развернутое в языковом отношении отображение объясняемого, т.е. представлять однозначную, определенную констатацию отображаемого, б) быть истинным.

Объясняющая часть версии должна:

1) отображать ту же предметную область, что и основание;

2) содержать по крайней мере одно приблизительное обобщение;

3) создавать условия для подведения основания под эти обобщения;

4) не содержать основание как свою часть

Положение типа «При некоторых хищениях инициируется кража», «Некоторые убивают своих родственников» и т.п — это приблизительные обобщения, которые входят в объясняющую часть версии, но не служат ее основанием.

Версия, созданная в начале расследования, не остается неизвестной. Судебное исследование развертывается путем смены одной версии другой, обнаружения новых фактов, вносящих коррективы в предположение следователя. Изменения исходных данных должны вести к выдвижению новой или уточнению старой версии.

Исследование версии, как и ее доказывание, осуществляется путем обнаружения фактических данных, подтверждающих те следствия, которые дедуктивно выведены из предположенной причины. С логической точки зрения, этот этап протекает в форме условно-категорического умозаключения от наличия следствия к наличию основания. Умозаключение в таком случае приобретает следующий вид:

Большая посылка: если есть А, то есть а, б, в, г, д.

Меньшая посылка: а, б, в, г, д имеют место.

Следовательно, вероятно, есть А.

Утверждение, что одна версия иногда бывает единственно возможным объяснением наличных данных, равносильно отрицанию самой сущности версии. Если из рассматриваемых данных можно сделать только один вывод, то такой вывод не будет версией, но окажется достоверным знанием. Это — логическое противоречие в понимании версии, в лучшем же случае оно связано с отождествлением версии и гипотезы вообще.

Поскольку следователь обращается не к одной, а к нескольким возможным причинам, объясняющим исследуемое событие, то тем самым изменяется характер большей посылки в выводе. Теперь суждение приобретает вид разделительного суждения, в котором отражается возможная взаимосвязь между следствием и всем множеством причин, которые могут выступать в качестве его основания (А либо В, либо С).

В качестве вспомогательного первоначального приема для учета множества версий пригодно дихотомическое деление версий. Но — только на начальном этапе исследования.

Конструируя общую версию, следователь мысленно вычленяет из общей картины события те отдельные обстоятельства, которые предусмотрены законом как признаки состава преступления. Образование же частных версий — мыслительный процесс, в котором представление о предмете доказывания конкретизируется. Общая версия служит как бы каркасом, заполняемым знаниями побочных обстоятельств, которые могли бы или должны были существовать, если общая версия соответствует действительности.

Процесс конкретизации версий рассматривается как выведение следствий из версии. Конкретизация системы версий путем выведения следствий относится к стадии их формирования и развития.

Безграничная совокупность версий не может быть проверена. В реальном деле система версий проверяема, поскольку она конечна. Возможность проверки всех подсистем, включая общую версию, зависит от определенных качеств версий самого низкого уровня в данной структуре. Эти качества — предельная конкретность и прогнозность. Версия предельно конкретна, когда объем заключенного в ней объясняющего понятия сведен до единичного.

Существует несколько форм логической связи между версиями. Первую, наиболее простую и распространенную форму связи составляет строгая дизъюнкция. Система версий с такими структурными связями эффективна при соответствии ее двум условиям:

1) она должна соединять все возможные в данной ситуации предположения;

2) каждое из предположений в своем реальном существовании должно исключать другие, быть альтернативным.

Вторая форма связи — слабая дизъюнкция. Такова связь версий, объясняющих одни и те же фактические данные процессами и действиями, которые могли существовать одно вместе с другим или одно вместо другого. Подмена соединительно-разделительной связи связью строго разделительной приводит к тому, что один из преступников может оказаться безнаказанным, а другой признается виновным в большем, чем действительно совершил.

Гораздо сложнее связь, в которой сочетаются строгая и слабая дизъюнкции.

Полученное следователем знание будет объективным и достоверным лишь в том случае, если оно будет формироваться как единство утверждения и отрицания— утвердительное суждение говорит о причине, вызвавшей данные обстоятельства, а отрицательное суждение говорит о том, какими причинами данные обстоятельства не могли быть вызваны. Опровергая ряд версий и подтверждая одну, мы тем самым строим вывод по форме разделительно-категорического умозаключения:

А есть либо В, либо С, либо Д

А не есть ни В, ни С

Следовательно, А есть определенно Д.

В данном умозаключении вывод сделан отрицающе-утверждающим способом. Достоверное заключение по этому способу может быть получено лишь при условии, что в большей посылке будут предусмотрены все члены деления. Если в большей посылке пропущен хотя бы один из возможных признаков, то заключение не может претендовать на истинность.

Рассуждение примет форму:

А есть либо В, либо С, либо Д

А не есть ни В, ни С

Следовательно, А может быть Д (или некоторое X).

Если версия не противоречит фактам, хотя и не вытекает прямо или косвенно из них, то это значит, что она должна фигурировать в плане и нуждается в такой же проверке, как и другие.

Если в своей совокупности построенные версии полностью исчерпывают круг возможных причин преступления, то трудно найти такую причину, которая не охватывалась бы одной из построенных версий Следовательно, опровержение любой версии будет сужать круг возможных объяснений и тем самым может конкретизировать знание о причинах данного преступления.

Соседние файлы в предмете Логика