Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Соколов А.К. - Курс советской истории. 1941-1991 - 1999.pdf
Скачиваний:
100
Добавлен:
23.07.2017
Размер:
2 Mб
Скачать

облеченной наверху в идею "восстановление ленинских норм партийной и государственной жизни". Это были именно те спасительные слова, которые позволяли постепенно реанимировать прежний курс и не выходить на системный уровень анализа причин массовых репрессий.

Более масштабный и глубокий характер носила ликвидация таких видов репрессий, как ссылка и административная высылка. В 1954 г. были сняты ограничения с бывших кулаков, выселенных из своих мест в 1929—1933 гг., и ряда других категорий. Спецпоселенцам было предоставлено право свободного передвижения, которое, правда, не распространялось на украинских и прибалтийских националистов. С 1955 г. спецпоселенцам начали выдавать паспорта, стали призывать в Советскую армию. Была объявлена амнистия граждан, сотрудничавших с оккупантами в годы Великой Отечественной войны. В наибольшей степени эти мероприятия затронули народы, репрессированные накануне и в годы войны. Были сняты правовые ограничения с немцев и членов их семей. В 1956 г. последовал целый ряд аналогичных указов, касающихся греков, болгар, крымских татар, балкарцев, турок, курдов, хемшилов, чеченцев, ингушей, карачаевцев, калмыков и других народов. Указы об отмене особого режима отличались половинчатостью, стремлением замолчать допущенные несправедливости. Тем не менее отдельным народам разрешалось вернуться на прежнее место жительства в соответствии с изменениями в национальной политике.

Национальная политика

В 1956—1957 гг. была восстановлена государственность чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, калмыков. Этот важный акт был осуществлен в спешке, без учета исторических особенностей и этнического состава населения. Восстановление государственности велось без соблюдения прежних границ административнотерриториальных образований. Так, целые районы, заселенные ингушами, не попали в состав Чечено-Ингушской АССР, а места компактного проживания калмыков остались за границей Калмыцкой автономии. Поволжских немцев, крымских татар восстановление государственности вообще не коснулось. Лишь в 1964 г. были политически оправданы немцы Поволжья, а в 1967 г. — крымские татары. Однако их государственность так и не была восстановлена.

Ликвидировав вопиющие извращения сталинской национальной политики, Хрущев по существу продолжал придерживаться заложенных ею принципов. В то время как ХХ съезд акцентировал внимание на более точном учете национальных различий и особенностей,

Хрущев делал упор на скорое стирание национальных особенностей и слияние на этой основе всех наций и народностей Советского Союза. На завершение этого процесса принятая новая программа партии отводила 20 лет. На этом фоне установление новых административных границ союзных и автономных республик казалось сущей "ерундой". Границы легко перекраивались под предлогом "экономической целесообразности". Так, в ходе целинной эпопеи Казахской ССР была "прирезана" территория ряда районов Оренбургской и Омской областей, населенных преимущественно русскими.

"Внешнеполитический фактор" и дружественные отношения с Финляндией послужили причиной ликвидации Карело-Финской союзной республики. В 1956 г. она была преобразована в Карельскую АССР и включена в состав Российской Федерации.

Своего апофеоза хрущевская национальная политика достигла в момент "добровольной и безвозмездной передачи Крыма", приуроченной к 300-летию воссоединения Украины с Россией. 19 февраля 1954 г. указом Президиума Верховного

Совета СССР Крымская область Российской Федерации была включена в состав Украины. Официальные "мотивы" такого шага сводились к территориальной близости, общности экономики Крыма и Украины. "Подарок" должен был стать свидетельством "безграничного доверия великого русского народа украинскому". На самом же деле Хрущев, нарушивший без тени сомнения сразу три статьи Конституции РСФСР, всегда считал Украину своей "вотчиной" и проталкивал интересы республики, находившейся "на особом положении". Не следует сбрасывать со счетов и поддержку украинским руководством Хрущева в период его борьбы за власть.

Рост образования

В 1950-е годы произошли существенные сдвиги в облике населения СССР и отдельных республик, которые становились все более социально-однородными. Это явилось следствием резкого рывка в повышении образовательного уровня, сделанного за годы советской власти. Образование стало важным фактором общественной жизни страны. Преемственность программ средней и высшей школы, единый образовательный стандарт на всей территории СССР сочетались с высоким престижем высшего образования и интеллигентного труда. Согласно переписи населения, проведенной в 1959 г., высшее, среднее и неполное среднее образование имело 43% населения. За двадцать лет, прошедших с прошлой переписи, этот показатель вырос на 76,1%, несмотря на объективные трудности военных лет.

К концу 1950-х годов вследствие реального равноправия женщин и потерь среди мужского населения во время войны четко проявилась "феминизация" образования, резко выросли ее масштабы. Среди лиц с высшим образованием женщины составляли уже 49%, причем с 1939 г. этот показатель увеличился в 5 раз. За то же время число мужчин с высшим образованием выросло в 2,4 раза. Еще больше женщин было среди лиц со средним и неполным средним образованием,— в этой группе их уже было больше половины (53%).

Заметным явлением стал быстрый рост образовательного уровня деревенских жителей. И если по динамике высшего образования город еще опережал село (в городских поселениях число лиц с высшим образованием с 1939 по 1959 г. выросло в 3,3 раза, а в сельской местности в 2,8 раз), то по среднему и неполному среднему образованию ситуация была обратной. За двадцать лет получили среднее и неполное среднее образование в 4,2 раза больше сельских жителей, тогда как соответствующее количество горожан выросло в 3,5 раза. При отсутствии интересной работы, перспектив для продвижения и неразвитости социальной инфрастуктуры на селе высокий образовательный уровень превращался в мощный стимул миграции в крупные города.

Школьная реформа

Чтобы ликвидировать острый дефицит рабочих рук, образовавшийся в результате объективной малочисленности поколения "детей войны" и нерационального использования рабочей силы, в общественное сознание активно внедряется мысль о том, что школа плохо реагирует на изменения в общественной жизни. Именно школу винили в том, что молодежь неохотно идет работать на производство. Преодолению этой тенденции должна была способствовать школьная реформа, которая была проведена в 1958—1964 гг. Цель реформы состояла в том, чтобы превратить школу в резерв пополнения кадров рабочего класса и технической интеллигенции.

Первые попытки политехнизации школы предпринимались в 1954 и 1955 гг., но назвать их удачными было нельзя. С 1956 г. развернулась широкая общественная дискуссия

о том, как приблизить "школу к производству". Она завершилась принятием в 1958 г. закона "Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования". По нему обучение растягивалось до 11 лет, а школе надлежало приобрести "политехнический профиль". После 8-го класса намечалось включение молодежи в общественно-полезный труд. Для завершения среднего образования подросткам предлагалось три варианта: пойти в среднее профтехучилище (ПТУ) или техникум, работать на производстве и учиться в вечерней (заочной) школе рабочей молодежи (ШРМ) или аналогичной сельской и, наконец, продолжать обучение еще 3 года в "средней образовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением". Очевидно, что в то время основная масса учащихся выбирала третий вариант, который давал возможность поступить в институт. "Трудовое обучение" в большинстве случаев отличалось формализмом, поскольку школы не обладали материально-технической базой, а выбор профессий носил случайный характер и был невелик.

К осени 1963 г. стало ясно, что реформа провалилась: школьники по-прежнему не шли на производство, а вечерние и заочные старшие классы необходимых знаний не давали. В результате "экспериментов" качество образования снизилось. Общественность стала по этому поводу бить тревогу. С 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней.

Высшая школа и высшее образование

Несмотря на постоянно растущие потребности промышленных предприятий, вузы могли принять только треть всех выпускников средних школ. Поэтому в 1950—60-е годы в высших учебных заведениях сохранялись исключительно высокие конкурсы на вступительных экзаменах. Наибольшей популярностью среди школьников пользовались престижные вузы, предъявлявшие высокие требования к физико-математической и гуманитарной подготовке абитуриентов. В студенческой среде сложилось своеобразное разделение на "физиков" и "лириков", причем за первыми закреплялся безусловный приоритет. Существенно увеличилось число мест в вузовской и академической аспирантуре, особенно по точным наукам, а также в многочисленных вновь открывшихся научноисследовательских институтах. Пропаганда достижений советской науки делала продолжение учебы после окончания вуза делом исключительно привлекательным. Именно во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов идеальным началом карьеры считалась схема "школа — вуз — аспирантура", ставшая базовой моделью социального поведения для всех последующих поколений советской интеллигенции.

В отличие от 1930-х годов все меньше и меньше выпускников вузов хотело идти на производство. И если "стройки коммунизма" еще манили кого-то возможностями карьеры, захватывающим дух чувством сопричастности эпохальным событиям современности, красотой великих рек Сибири, гигантских северных просторов, то перспектива попасть на какой-нибудь "заштатный" заводик мало вдохновляла молодых специалистов. Фильмы и книги того времени тщетно призывали выпускников ехать на периферию, нещадно критикуя всех, кто правдами и неправдами старался устроиться в Москве или Ленинграде.

Чтобы преодолеть нехватку кадров на производстве, с одной стороны, и удовлетворить потребность в получении высшего образования, с другой, активно развивается система вечернего и заочного обучения. Если в 1946 г. в этой системе обучалось 28% всех студентов, то в 1961 г. "вечерники" и "заочники" уже составляли 61% всех студентов. Образ такой студентки-заочницы, постоянно получающей и отправляющей по почте бесконечные контрольные работы, довольно точно показан в популярном фильме "Девчата".

Из тех же "благих побуждений" были предприняты усилия по "насыщению" высшей школы молодежью с производства. С этой целью в 1957 г. были изменены правила приема в высшие учебные заведения: теперь преимущественное право получали демобилизованные из армии и отработавшие не менее двух лет на производстве. Это ставило школьников и "стажников" в заведомо неравные условия. Такое "регулирование" привело к тому, что к середине 60-х годов принятые на льготных основах составили около 70% студентов, а это неизбежно снижало требования к уровню подготовки, успеваемости и качеству знаний. Высшее образование начало постепенно девальвироваться и переставало быть отличительным признаком социальной дифференциации.

Наука

Тем не менее неустанная пропаганда научных и технических достижений СССР, которые в ряде "приоритетных" направлений существенно превосходили мировой уровень, делала научную стезю привлекательной для молодежи. Интеллектуальный труд был, без сомнения, самым престижным и романтичным. Такие общественные настроения имели твердую материальную основу: в науку никогда не вкладывали так много, как в эти годы. С начала 1950-х до конца 1960-х годов расходы на нее выросли почти в 12 раз. Именно в эти годы были выполнены все советские работы, удостоенные Нобелевских премий в области точных и естественных наук. В 1956 г. за развитие теории цепных химических реакций был удостоен Нобелевской премии академик Н.Н.Семенов. В области физики лауреатами стали девять советских ученых. Среди них выдающийся физик-теоретик академик Л.Д.Ландау, создавший теорию сверхтекучести, академики А.М.Прохоров и Н.Г.Басов, разработавшие молекулярный квантовый генератор и сделавшие первый в мире лазер. Подлинный триумф советской науки исключительно хорошо соответствовал идеологии вступления в эпоху научно-технической революции. Поэтому научные достижения становились объектом пристального журналистского внимания, а сами ученые получали общесоюзную известность.

"Оттепель" сказалась также на отношениях между учеными и номенклатурой. Осенью 1955 г. в ЦК партии было направлено "письмо трехсот" ученых против "лысенковщины" в науке. Мощный импульс был дан кибернетике и квантовой механике, а попытки развернуть в прежнем ключе "дискуссию" о буржуазном характере теории относительности получили жесткий отпор научной общественности. Однако Хрущев, отличавшийся исключительной невыдержанностью и сквернословием, постоянно пытался лично руководить наукой и в особенности сельскохозяйственной, устраивал "стычки" с ведущими учеными страны, а зачастую и просто в недопустимой форме оскорблял людей. Как истовый большевик, он сохранял веру в чудодейственные рецепты, в частности вновь поддался на завиральные идеи "народного академика" Лысенко о продовольственном изобилии в стране.

Идея децентрализации, положенная в основу реформы управления и партийных органов и потерпевшая полное фиаско, на науке сказалась положительно. В эти годы происходит существенное количественное и территориальное расширение сети научноисследовательских институтов, опытных станций и лабораторий. В 1957 г. началось строительство Новосибирского академгородка, ставшего одним из ведущих научных центров страны в области прикладной математики и физики. Одновременно было создано Сибирское отделение АН СССР с Дальневосточным, Западно-Сибирским и Восточно-Сибирским филиалами, возникли научно-исследовательские институты в Красноярске и на Сахалине.