Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Соколов А.К. - Курс советской истории. 1941-1991 - 1999.pdf
Скачиваний:
100
Добавлен:
23.07.2017
Размер:
2 Mб
Скачать

Как правило, подойдя к реке, войска с ходу устремлялись вперед. Не дожидаясь подхода понтонных и тяжелых средств наведения мостов, части пересекали Днепр на чем угодно — на бревенчатых плотах, самодельных паромах, в рыбачьих лодках и катерах. Все, что попадалось под руку, шло в дело. Нелегко приходилось и на противоположном берегу, где вспыхивали ожесточенные бои за плацдарм. Не успев закрепиться, войска вступали в бой с противником, стремящимся во что бы то ни стало сбросить их в реку...

Число таких стихийных переправ не поддается учету, так как многие переправившиеся подразделения были уничтожены немцами. Считается, что было захвачено и удержано около 20 плацдармов на правом берегу. Они имели небольшие размеры и весь октябрь шла борьба за то, чтобы их расширить и придать им оперативное и стратегическое значение.

Чтобы подчеркнуть успехи и особенности нового этапа изгнания врага с советской территории, решением ГКО были переименованы: Центральный фронт — в Белорусский, Калининский — в 1-й Прибалтийский, Брянский — во 2-й Прибалтийский, Воронежский

— в 1-й Украинский, Степной — во 2-й Украинский, Юго-Западный — в 3-й Украинский, Южный — в 4-й Украинский.

Войска 4-го Украинского фронта вели бои за Мелитополь, прикрывавший подходы к Крыму и нижнее течение Днепра. 23 октября город был взят. Противник начал поспешный, а кое-где и беспорядочный отход за Днепр. В результате немецкая 17-я армия в Крыму оказалась отрезанной. На Керченском полуострове высадились войска Северо-Кавказского фронта и закрепились на небольшом плацдарме, сыгравшем значительную роль в последующих боях за Крым.

Тем временем армиям 3-го Украинского фронта удалось занять Запорожье и ликвидировать последний участок обороны противника на левом берегу Днепра, а на правом

— значительно расширить плацдарм на Правобережье, продвинувшись на 50 км в глубину до крупного железнодорожного узла Пятихатка. К 10 ноября весь участок "Восточного вала" от Кременчуга до Днепропетровска был взломан.

Освобождение Киева

Напряженная борьба развернулась на киевском направлении. Командование 1-го Украинского фронта решило взять Киев ударом с двух плацдармов: Букринского и Лютежского. Однако удар южнее Киева успеха не принес. Тогда Ставка решила произвести перегруппировку сил фронта. На Лютежский плацдарм была скрытно переброшена 3-я танковая армия, а 3 ноября советские войска завязали бои на окраинах украинской столицы. 6 ноября, накануне очередной Октябрьской годовщины, Киев был освобожден. Продолжая наступление, войска фронта изгнали немцев из Фастова и заняли Житомир. Гитлер был взбешен, ибо взятие Киева служило символом потери всей Украины. Следуя приказу фюрера, командование вермахта предпринимало отчаянные усилия, чтобы вернуть украинскую столицу. 15 дивизий, включая 8 танковых, были брошены в контрнаступление. Им удалось взять обратно Житомир, но большего сделать они не смогли.

Выход Красной Армии в Белоруссию

На западном направлении наступали войска 1-го, 2-го Прибалтийских, Белорусского и Западного фронтов. Продвигаясь через леса и болота, они взломали оборону противника, преодолели Днепр, Припять, Березину и другие водные преграды и вышли на подступы к Витебску, Орше, Могилеву. Выход советских войск к белорусскому Полесью почти рассек

оборону противника на две части. Его возможности маневрировать силами и средствами вдоль фронта были чрезвычайно затруднены.

Ситуация в Европе

В то время как Красная Армия вела наступательные бои на советско-германском фронте, войска союзников в июле 1943 г. высадились на Сицилии. В Италии начались волнения. Режим Муссолини, верного союзника Гитлера, был свергнут. 25 июля в стране было сформировано правительство маршала Бадольо, которое вступило в контакт с англоамериканцами и выразило намерение капитулировать. В начале сентября началась высадка союзников на Апеннинский полуостров и одновременно было заявлено о заключении перемирия между Италией и правительствами антигитлеровской коалиции. Однако Гитлер не сидел, сложа руки. Вскоре большая часть Италии была оккупирована германскими войсками. Итальянская армия не сумела оказать им сколько-нибудь серьезного сопротивления. В Северной и Центральной Италии была создана марионеточная "республика Сало" во главе с Муссолини, вызволенным из-под домашнего ареста парашютистами Отто Скорцени.

Италия стала одним из фронтов Второй мировой войны. Вместе с войсками союзников борьбу с оккупантами и фашистами дуче вели партизаны, руководимые итальянскими коммунистами. В рядах партизан оказалось также немало советских военнопленных, бежавших из концлагерей. 13 октября войну Германии объявило, наконец, и правительство Бадольо. Часть соединений, предназначенных для войны на Восточном фронте, гитлеровскому руководству пришлось направить в Италию. Командующему германскими силами в Италии фельдмаршалу Кессельрингу в течение длительного времени удавалось сдерживать наступление союзных войск на подступах к Риму.

Потеряв в русских снегах лучшие свои армии, венгры и румыны практически выбыли из войны. Оставшиеся их соединения были деморализованы и пассивны. С другими союзниками Германии дело обстояло не лучше.

Во Франции ширилось движение Сопротивления против оккупантов и правительства Виши. Сильно укрепились позиции движения Свободная Франция во главе с генералом де Голлем. Французские соединения стали играть заметную роль на фронтах Второй мировой войны, особенно в Африке и Италии. В СССР тоже воевала эскадрилья французских летчиков, позже ставшая известной как эскадрилья "Нормандия — Неман". Партизанское движение разгоралось в Болгарии, Греции, Норвегии, Словакии, Югославии.

В 1943 г. серьезно осложнились отношения СССР с польским эмигрантским правительством. Еще в 1942 г. армия генерала Андерса, сформированная в Советском Союзе по соглашению с правительством Сикорского, оставила пределы СССР в самый разгар тяжелых оборонительных боев и через Иран была перебазирована на Ближний Восток. В апреле 1943 г. ведомство Геббельса стало активно раздувать в мире шумную кампанию по поводу расстрела в Катыни. Правительство Сикорского потребовало разъяснений. Сталинское руководство назвало все это провокацией и разорвало с ним всякие отношения. Как бы в отместку было заявлено о создании в СССР Союза польских патриотов во главе с коммунистами, который провозгласил курс на "воссоздание сильной и независимой Польши". Одновременно происходило формирование в СССР новой польской армии (Войска Польского) под командованием генерала Э. Берлинга.

Тегеран

В конце 1943 г. руководство США и Англии решило, наконец, пойти навстречу настойчивым требованиям Сталина об открытии второго фронта. Два обстоятельства склоняли к этому решению. Первое — успехи Красной Армии и боязнь опоздать к дележу победы. Западные союзники, говорил Рузвельт, "должны вступить в Берлин не позже русских". Второе — высадка в Италии, как видно, не принесла ожидаемого результата. Для обсуждения назревших вопросов была намечена встреча руководителей государств коалиции, местом проведения которой был избран Тегеран. Ей предшествовала Московская конференция министров иностранных дел, где состоялся предварительный обмен мнениями. К ее открытию было приурочено подписание в Лондоне третьего по счету протокола, согласно которому значительно увеличивались поставки в СССР по ленд-лизу.

Конференция в Тегеране открылась 28 ноября 1943 г. Сталин, Рузвельт и Черчилль во главе своих делегаций обсуждали вопросы совместной военной стратегии, послевоенного устройства и безопасности. В центре переговоров был вопрос о втором фронте. Черчилль отстаивал его открытие по "балканскому варианту", но не получил поддержки Рузвельта. Победила американская стратегия "прямых действий". 30 ноября на конференции было заявлено, что объединенные англо-американские штабы с участием президента США и премьер-министра Великобритании приняли решение о проведении операции "Оверлорд", которой предусматривалась высадка союзных войск во Франции в мае 1944 г. Союзники договорились также о более тесной координации своих боевых операций.

Было подтверждено намерение добиваться безоговорочной капитуляции, в первую очередь — Германии. Касаясь ее дальнейшей судьбы, англо-американская сторона выступила с предложением расчленить Германию на отдельные государства, но Сталин отнесся к нему, как сообщалось, "без особого энтузиазма".

Обсуждался вопрос о послевоенных границах Польши. Было решено после победы расширить ее западную границу до Одера, а восточную — установить по "линии Керзона". В ответ на призывы союзников восстановить добрые отношения с польской эмиграцией Сталин выразился в том духе, что мы, мол, за усиление Польши, "но мы отделяем Польшу от эмигрантского правительства в Лондоне".

Сталин выразил "желание СССР" после войны получить незамерзающие порты на Балтийском море — Кенигсберг и Мемель (Клайпеду).

Союзникам было обещано, что после поражения Германии СССР примет участие в войне против Японии.

Ситуация на 1944 г.

До конца года активных боевых действий не велось, а наступивший 1944 год ознаменовался настоящим каскадом крупных успехов Красной Армии. При жизни Сталина их называли "десятью сталинскими ударами". Каждая успешная операция приписывалась полководческому гению вождя. Конечно, "сталинские удары" были разновеликими по своему масштабу и значению, но от них Германия слабела день ото дня. Тем не менее силы для упорного сопротивления наступающим советским войскам, как и армиям союзных держав, у нее еще имелись.

К началу 1944 г. в составе германских вооруженных сил было 315 дивизий, 198 из них воевали на Восточном фронте. Вместе с соединениями германских сателлитов здесь

находилось 4.9 млн солдат и офицеров. Германская промышленность продолжала увеличивать производство танков, самолетов, других вооружений. Правда, былое

могущество рейха уходило безвозвратно. По мере того как Германия испытывала поражение за поражением, ухудшалось ее внутреннее и международное положение. Один за другим отпадали союзники. Сужалась энергетическая и сырьевая база военной промышленности. Германские заводы с 1943 г. подвергались массированным налетам авиации союзников. Выбывали людские ресурсы и боевые потери становились невосполнимыми.

Советский Союз, напротив, постоянно наращивал свою военную мощь. В рядах действующей армии на начало 1944 г. находилось 6.2 млн человек. На каждый произведенный немцами танк приходилось два советских, на каждые два немецких самолета

— три советских. В январе 1944 г. была сформирована шестая по счету танковая армия. На вооружение танковых частей и соединений стали поступать тяжелый танк ИС-2, модернизированный Т-34, самоходные артиллерийские установки ИСУ-152, ИСУ-122 и СУ100. Авиация пополнилась самолетами более совершенных конструкций: истребителями Як- 3, Ла-7, штурмовиками Ил-10.

Ленд-лиз и отношения с союзниками

Во все более широких масштабах развертывался экономический и военный потенциал США. Часть его обращалась на нужды СССР в виде поставок по ленд-лизу. Союзниками делалось все возможное, чтобы выполнить предусмотренные обязательства, компенсировать их неоднократные нарушения в предшествующие годы. К тому времени Советский Союз стал более разборчивым в своих заявках. Поставки вооружений уже не имели для него столь существенного значения. Так, по новому протоколу СССР совсем отказался от танков, в то же время увеличив заявки на автомобили, средства связи, одежду, обувь, медикаменты, т.е. на то, чего остро не хватало в советской экономике. Эти виды поставок значительно увеличили боеготовность и подвижность соединений Красной Армии, стали важным фактором успеха в боевых операциях 1944 г. Советский Союз стремился получить побольше строительной техники для восстановления разрушенного народного хозяйства. Но особенно были увеличены заявки на продовольствие, ибо в 1943 г. страну вновь постиг неурожай.

Главным маршрутом поставок оставался, как и прежде, "персидский коридор". Одновременно заметно возросла роль самого короткого — северного маршрута. В конце декабря 1943 г. британские корабли устроили в Баренцевом море настоящую охоту на флагмана германского флота — тяжелый крейсер "Шарнгорст" и в конечном счете потопили его. По этому случаю Сталин послал Черчиллю поздравительную телеграмму. Огромный "Тирпиц", названный "грозой океанов", застыл неподвижно в норвежском Альтен-фиорде, латая раны, время от времени наносимые ему союзной авиацией. Весной 1944 г. два самых больших с начала войны морских каравана без особых потерь дошли до Мурманска и Архангельска. Германским подводным лодкам и авиации не удалось сколько-нибудь существенно нарушить морские коммуникации на Севере.

Начало 1944 г. было временем наибольшего потепления в отношениях союзников. Казалось, что в них воцарился дух сотрудничества и боевого братства. Английских и американских специалистов, моряков и летчиков восторженно встречали в Советском Союзе. В том же духе перестроилась советская пропаганда. Вроде бы было забыто о взаимных обвинениях, упреках, существовании серьезных противоречий. В какой-то мере это было связано с изменениями в общественном сознании и в политике сталинского руководства на данном этапе войны.