Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Соколов А.К. - Курс советской истории. 1941-1991 - 1999.pdf
Скачиваний:
100
Добавлен:
23.07.2017
Размер:
2 Mб
Скачать

Кукурузная эпопея

Идея кардинального изменения структуры зерновых, в первую очередь за счет увеличения посевов кукурузы, в сознании советских людей неразрывно связана с личностью Хрущева. Мотивируя необходимость резкого увеличения посевов кукурузы, Хрущев апеллировал к американскому опыту, увидев в нем очередной "рецепт сразу от всех болезней". "Кукуруза, товарищи, — подчеркивал он в одном из своих выступлений, — это танк в руках бойцов, я имею в виду колхозников; это танк, который дает возможность преодолевать барьеры, преодолевать преграды на пути к созданию изобилия продуктов для нашего народа". Ставка именно на кукурузу объяснялась тем, что кроме зернового початка она имеет еще стебель с зеленой массой, который можно использовать на корм скоту. "Монокультура", таким образом, рассматривалась как условие "прорыва" и в производстве зерна, и в животноводстве.

Действительно, никогда так истово и рьяно не проводилась политика партии на селе, как в годы "кукурузной эпопеи" — с 1955 по 1962г. "Царицу полей" кукурузу в принудительном порядке сажали абсолютно везде, вплоть до северных районов Архангельской области. За эти годы площади под кукурузу были увеличены более чем в 2 раза и достигли к 1962 г. 37 млн га, превысив общую площадь распаханных целинных и залежных земель. Жесткая регламентация сверху, беспрекословные указания, где и что сеять, привели к тому, что посевы пшеницы и ржи в традиционных земледельческих районах сократились, а общий сбор зерновых снизился. "Кукурузная эпопея" — самый яркий пример экономического фетишизма и волюнтаризма, но не единственный. В эти же годы повсеместно и усердно внедрялись "спасительные" для повышения продуктивности сельского хозяйства квадратно-гнездовой метод посадки растений, беспривязное содержание коров и раздельная уборка хлебов, а также проводилась ликвидация чистых паров.

"Догнать и перегнать Америку!"

Американский опыт не давал покоя новому советскому лидеру. В 1957 г., выступая в Ленинграде, Хрущев сформулировал сверхзадачу момента: "Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения!". Это была чистой воды политическая авантюра, цель которой состояла в том, чтобы продемонстрировать всему миру преимущества социализма после недавних событий в Венгрии и Польше. Экономический волюнтаризм отозвался серьезными последствиями для развития животноводства. Выполнение одиозных призывов зачастую оборачивалось трагедией: забивали все поголовье скота, ширились масштабы приписок, обычным делом становилась фальсификация статистики. Заложниками ситуации часто становились местные партийные руководители. Так, секретарь Рязанского обкома Ларионов, прилюдно пообещав в короткий срок "догнать и перегнать Америку", распорядился забить все поголовье в области, включая молочных поросят. Получив за "небывалый успех" звезду Героя социалистического труда, Ларионов застрелился.

Ликвидация МТС

Однако Хрущев продолжал реализовывать свои идеи на селе. Суть их, как уже отмечалось, сводилась к созданию крупных хозяйств индустриального типа с мощной машинно-тракторной базой. Вся сельскохозяйственная техника еще со времен коллективизации была сосредоточена в МТС, где существовала своя ремонтная база, работали трактористы и комбайнеры, обслуживавшие несколько близлежащих хозяйств. Система МТС была, конечно, далека от совершенства и нуждалась в реформировании. Но принятое Хрущевым решение положило начало новому этапу разрушения колхозно-

совхозной системы, означавшему окончательный отказ от курса сентябрьского пленума 1953 г. и прервавшему положительную динамику сельскохозяйственного производства. В марте 1958 г. был принят закон о реорганизации МТС и продаже техники колхозам. Согласно ему, хозяйства должны были в принудительном порядке за один год выкупить у МТС всю технику, зачастую уже устаревшую и изношенную, по высоким ценам. В одночасье все хозяйства, за редким исключением, стали убыточными. Это привело к снижению оплаты за трудодень. Ни о каком экономическом стимулировании труда колхозников речь больше не шла. Государство моментально вернуло себе все средства, вложенные в развитие села за предыдущие годы. Производство сельскохозяйственной продукции резко упало, а ее прирост составил за семилетку 1959—1964 гг. только 15% вместо запланированных 70%. Вопреки прогнозам, квалифицированные кадры механизаторов не шли работать в убыточные колхозы, а старались устроиться в райцентре или уезжали в город.

Преобразование колхозов в совхозы

Административное "укрепление" колхозно-совхозной системы вновь пошло по уже пройденному пути слияния нескольких хозяйств в одно. Важно понимать, что теперь речь шла об уже укрупненных недавно хозяйствах. С 1957 г. каждый год ликвидировалось около 10 тыс. довольно крупных хозяйств. Параллельно без всякой на то необходимости шло преобразование колхозов в совхозы, в результате которого на практике достигалось "слияние двух форм собственности в одну". В начале 1960-х годов "неперспективными", то есть подлежащими сселению, были названы тысячи сел и деревень, большая часть которых находилась в российском Нечерноземье. "Колхозный строй" был сильно подорван: из 91

тыс. колхозов, существовавших в 1955 г., к 1963 г. осталось лишь 39 тысяч.

Гонения на личные подворья

Экономический волюнтаризм в сочетании с ослаблением колхозов и подрывом их материально-технической базы вновь ухудшил продовольственную ситуацию в стране. Единственным производителем сельскохозяйственной продукции вновь становилось личное подсобное хозяйство, которое никак не вписывалось в административно-бюрократическое регулирование. Доходы колхозников, которые не нуждались в партийно-государственном вмешательстве, в 1954—1958 гг. постоянно росли за счет реализации продукции личного подсобного хозяйства. Кроме того, нужно было как-то выходить из затеянной пропагандистской шумихи по поводу соревнования с Америкой, доказывать собственную компетентность в области сельскохозяйственной политики, выполнять решения XX съезда по резкому увеличению производства мяса, наконец, чем-то прикрыть колхозно-совхозную катастрофу. Выходом стало притеснение личных подсобных хозяйств. 20 августа 1958 г.

было принято постановление "О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках". Постановление касалось около 12 млн городских семей, имевших свои огороды. В декабре 1959 г. дело дошло и до колхозников. На пленуме ЦК был сделан вывод, что "личные подсобные хозяйства постепенно утрачивают свое значение", поскольку колхозникам якобы выгоднее получать продукты из колхоза. Кампания по борьбе с "частником" свелась к поручению государственным органам в 2—3 года скупить у колхозников скот. Это привело к забою миллионов голов скота как бывшими владельцами, так и колхозами, не имевшими кормов и условий для содержания резко возросшего поголовья. Статистика производства мяса в стране грела души руководителей, в то время как перспективы его дальнейшего наращивания становились все более туманными.

Крах административных преобразований на селе

В начале 1960-х годов советское сельское хозяйство вступило в стадию очередного кризиса, вызванного хрущевским администрированием. Экономические стимулы, доказавшие довольно быстро свои преимущества, были сведены на нет, расширенное воспроизводство сельскохозяйственной продукции прекратилось. Семилетний план 1959— 1965 гг. по сельскому хозяйству был провален. На всех уровнях власти осознавали необходимость жесткого регулирования, переход к распределению продовольственных ресурсов был неизбежен. Все местные руководители обивали пороги московских кабинетов в борьбе за гарантированное получение продуктов из центра.

Обострение продовольственной ситуации в стране

В 1961—1962 гг. во всех регионах стал остро ощущаться дефицит продуктов. Традиционный список, долгие годы включавший мясо, молоко и масло, расширился за счет хлеба, всевозможных круп, сахара и макаронных изделий. Единственным выходом из ситуации стало административное "временное" повышение цен на мясо и масло на 25—30%, осуществленное решением правительства в июне 1962 г. В 1962—1963 гг. в большинстве городов и рабочих поселков были введены продовольственные карточки. По всей стране прокатилась волна массовых выступлений рабочих. В этой ситуации совершенно нелепо звучали призывы обогнать капиталистические страны по душевому потреблению продовольствия; в народе говорили, что, мол, "босиком быстрее догоним". Обострение продовольственной ситуации воспринималось во всех слоях общества как провал сельскохозяйственных кампаний Хрущева.

Закупки зерна за границей

Продовольственная ситуация усугублялась и в результате кризиса целинного земледелия. Начиная с 1960-х годов естественное плодородие почвы истощилось, в полной мере начали сказываться последствия бездумного землепользования ударных лет. Продовольствие пришлось закупать за границей. В 1963 г. на экспорт было продано самое большое за послевоенные годы количество золота, из которого 372,2 т ушли на покрытие продовольственных закупок. Впервые в 1963 г. были произведены массовые закупки зерна за границей. Первая партия импортного зерна составила 12 млн т. После этого импортное зерно в России стало нормой.

Уровень жизни

Недостаток продуктов питания в начале 1950-х годов сопровождался крайне низким уровнем жизни населения. "Повышение благосостояния народа" стало, наряду с сельским хозяйством, второй важной проблемой, на решение которой были направлены усилия "коллективного руководства". Уже летом 1953 г. Маленков призвал к повышению в 2—3 раза продовольственной и товарной обеспеченности населения. За три последующих года были достигнуты несомненные успехи: люди стали покупать почти в 2 раза больше мяса и масла, а также одежды и обуви. После ХХ съезда эта линия была продолжена: с января 1957 г. минимальная зарплата на производстве, в строительстве и на транспорте повышалась. Был также установлен необлагаемый налогами минимум заработной платы, а в марте того же года снижены налоги на доходы рабочих и служащих. Прекратились изнурительные внутренние займы, носившие принудительный характер. Это привело к существенному (свыше 30%) росту доходов у наиболее низкооплачиваемой части населения. Специальным решением правительства была повышена оплата труда работников просвещения на 25% и медиков на 23%. Реальные доходы рабочих и служащих с 1950 по 1958 г. выросли в 1,6 раза.

Однако политика "повышения благосостояния народа" проводилась крайне непоследовательно. Довольно часто обещания, данные с высокой трибуны, не выполнялись, что дискредитировало Хрущева и его окружение. Серьезной экономической проработки вопроса обычно не проводилось, поскольку принимались такие решения, как правило, в ходе визитов по стране и на "встречах с трудящимися".

Изменению общественной атмосферы в стране способствовало сокращение рабочего дня до 6—7 часов, а также снижение его продолжительности по субботам и в предпраздничные дни на 2 часа без уменьшения заработной платы.

В июле 1956 г. было радикально реформировано пенсионное законодательство. Пенсию по старости теперь могли получать мужчины после 60 лет и женщины после 55 лет. При этом размер государственной пенсии составлял от 55 до 100% средней заработной платы, что увеличило пенсии по отдельным группам в 2 и более раза. Настоящей "революцией" в социальной сфере стало введение пенсий для колхозников в июле — ноябре 1964 г. "Колхозные пенсии" стали последним решением Хрущева перед его отставкой.

По уровню развития социальной сферы село традиционно отставало от города, однако и здесь ситуация стала меняться к лучшему. Наконец-то произошел долгожданный отказ от пресловутых "палочек" — трудодней, по которым в конце года производилась оплата труда. В марте 1956 г. было принято решение о ежемесячном авансировании оплаты труда колхозников. Теперь в колхозах регулярно выдавались денежные авансы, а дополнительная оплата производилась в конце года по конечному результату труда. К 1958 г. денежные и натуральные выплаты в колхозах выросли в 1,8 раза, причем денежная форма оплаты преобладала. Существенным облегчением жизни на селе стала отмена с начала 1958 г. обязательных госпоставок продовольствия из личных подсобных хозяйств. Однако хрущевское администрирование приостановило положительную динамику: в целом с 1958 по 1963 г. оплата труда в колхозах из расчета на трудодень выросла с 1,56 коп. до 1,68 коп. и составила в месяц 37—40 руб. по денежной реформе 1960 г., установившей курс новых денег по отношению к старым 1:10 и вызвавшей, кстати, очередную вспышку недовольства в обществе, которое справедливо рассматривало его как инфляционную меру.

Жилищное строительство

Миграция из села продолжалась, и село как "кладовая рабочих рук" советской экономики постепенно исчерпывало себя. Кроме того, интенсивный приток рабочей силы в города резко обострил жилищную проблему. Жилья катастрофически не хватало, социальная напряженность в "барачно-коммунальном" городе становилась нетерпимой. Годы "оттепели" ознаменовались настоящим прорывом в жилищной сфере, хотя и здесь обозначились свои противоречия. В 1954 г. специальным решением были осуждены "парадность и украшательство" в архитектуре, декларирован переход к индустриальным методам строительства. В 1954—1957 гг. принимается целая серия решений, направленных на быстрое внедрение типового домостроения, символом которого стали московские "Черемушки". Основная идея "жилищной революции" состояла в строительстве целых серий домов по единому типовому проекту, где стандартные конструктивные схемы позволяли бы без особых проблем моделировать 3—4 варианта конкретного дома со стандартной внутренней планировкой. Все "дополнительные площади": коридоры, ванны, кухни — были сокращены до физиологического минимума. Потолки также максимально опущены, лестничные пролеты сужены, кладовки, мусоропроводы и лифты ликвидированы как "удорожающие" факторы. И действительно, трудоемкость возведения жилья снизилась в 3— 4 раза, стоимость строительства уменьшилась на 25%, а сроки сдачи сократились до 1—1,5 месяцев. Это позволило в 1958 г. перевести в практическую плоскость вопрос о "посемейном