Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
27
Добавлен:
20.02.2017
Размер:
842.24 Кб
Скачать

3. Законы общественного развития и сознательная деятельность людей

                  1. ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ И ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВА

                    Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер. Это означает, что они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей. Какие закономерности возникают и действуют, а какие прекращают свое действие и заменяются новыми, предопределяется объективными социальными условиями. В свое время рабовладельцам и феодалам очень хотелось отменить закон, в соответствии с которым происходит смена общественно-экономических формаций. Но сие, как говорится, от них не зависело. С объективным характером законов общественного развития приходится считаться и тем, кто совершает преобразования, создает качественно новое социальное устройство. Так обстоит дело, например, с законом социальной преемственности. Нельзя двигать вперед развитие производительных сил, формирование новых производственных отношений, духовной культуры, политической демократии, не опираясь на рациональное и прогрессивное наследие, накопленное данным народом и человечеством в целом. Всякий, кто пытается игнорировать это наследие, созидать на голом месте, делать все наоборот, фактически оказывается утопистом, если не реакционером. Наш собственный послеоктябрьский опыт показывает, как много бед наносит несохранение таких достижений цивилизации, как общечеловеческие моральные ценности, рынок и товарно-денежные отношения, разделение властей.

Весьма распространенное в западной социальной философии неокантианское отрицание общественных закономерностей в качестве основного аргумента выдвигает отсутствие повторяемости в истории. Конечно, нельзя ставить знака равенства между повторяемостью в природе и повторяемостью в обществе: повторяемость в природе ближе к абсолютной, витки спирали в движении природы ближе прижаты друг к другу, чем в историческом процессе. Но в принципе мы видим одно и то же — повторяемость существует и в природе и в обществе, причем и там и здесь не может быть абсолютной, ибо это противоречит известной нам необратимости процесса развития.

Существует, таким образом, единство законов общественного развития и законов природы, заключающееся в их объективном характере. И так же, как мы не можем отменить закон Архимеда, мы не вольны отменить закон стоимости, закон взаимодействия форм общественного сознания и т.д.

В то же время в одном существенно важном моменте — механизме своей реализации — законы общественного развития принципиально отличаются от законов природы.

Законы природы реализуются и тогда, когда в их действие не вмешивается человек.

В реализации же законов общественного развития обнаруживается своего рода парадокс. Сразу же подчеркнем, что речь идет не о противоречии, существующем только в нашей голове.

Речь идет о парадоксе реальном, возникающем в ходе исторической практики людей. С одной стороны, законы общественного развития, как уже отмечалось, возникают, действуют и сходят со сцены независимо от воли и сознания людей. С другой же стороны, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. И там, где людей нет или они есть, но ведут себя пассивно (сидят сложа руки), никакие социологические законы реализоваться не могут.

Учитывая и то общее, что есть у законов природы и у социологических законов, и то, что отличает их друг от друга, К. Маркс характеризовал общественное развитие как естественно-исторический процесс. Этот процесс естественен, то есть столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. И в то же время это процесс исторический в том смысле, что он представляет собой результат деятельности самих людей. Люди выступают одновременно и авторами и актерами всемирной драмы, именуемой историей. В этом и заключается парадокс, каждодневно возникающий и также каждодневно разрешаемый в ходе исторической практики людей.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ

В связи с рассмотренной спецификой законов общественного развития возникает необходимость различать объективные условия, без которых данное историческое событие произойти не может, и субъективный фактор его реализации.

Под объективными условиями имеются в виду те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего социально-экономического порядка, но и духовного порядка также), которые необходимы для порождения данного исторического явления. Но сами по себе они еще недостаточны. Произойдет данное историческое событие или не произойдет, ускорится его реализация или, напротив, замедлится, зависит от субъективного фактора, проявляющего себя на базе этих объективных условий.

Субъективный факторэто сознательная, целеустремленная деятельность масс, классов, политических партий, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития. По своей направленности субъективный фактор может быть соответственно как прогрессивным, так и консервативным и реакционным. Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора находит свое выражение в том, что историю творят люди, но творят не по своему произволу, а будучи вписанными в определенные объективные условия.

В структуре субъективного фактора различают в качестве основных организационный и идеологический компоненты. Это значит, что чем организованнее выступают люди, чем глубже осознаются ими стоящие задачи и пути их решения, тем плодотворнее их практическая деятельность. Свобода есть познанная необходимость: чем лучше познал человек законы природы и общественного развития, тем свободней он в своей деятельности (разумеется, в рамках общей зависимости от этих законов).

Деятельность субъективного фактора придает законам общественного развития субъектно-объектную природу. Это значит, что законы не просто реализуются субъектом после их осознания, но и сами законы включают в свое объективное основание определенный субъективный фактор. Если вспомнить предложенную нами на с. схему человеческой деятельности, то можно сказать, что механизм реализации социального закона включает в себя всю цепочку, содержащуюся в этой схеме.

Включенность субъективного фактора в исторический процесс позволяет лучше понять причины необратимости самого этого процесса. Реализуя на данном этапе тот или иной закон, люди так видоизменяют объективные общественные условия, что возврат к предшествующему состоянию становится уже невозможным. Становится понятней и более резкое выражение необратимости в сфере общества по сравнению со сферой природы. Ведь если без особых погрешностей мы еще можем говорить о “круговороте веществ в природе”, то от “круговорота в обществе” сразу отдает ненаучностью.

ВОЛЮНТАРИЗМ И ФАТАЛИЗМ

Трудности теоретического овладения рассмотренным парадоксом исторического процесса приводят к тому, что мы зачастую в процессе наших размышлений (а затем и действий) осознанно или неосознанно разводим основополагающие стороны этого парадокса, а затем абсолютизируем одну из них.

И тогда в качестве одного из возможных вариантов разрешения парадокса появляется волюнтаризм (от лат. voluntas — воля), объявляющий просто несуществующей одну из сторон парадокса — объективный характер законов общественного развития. По сути дела, перед нами концепция субъективно-идеалистического толка, которая возводит в абсолют волю субъекта, его свободу и сводит к нулю необходимость, то есть зависимость деятельности субъекта, ее результатов от объективных законов общественного развития. В истории революционного движения волюнтаристами были народники в России и других странах, эсеры, сегодня таковыми являются представители различного рода ультралевых, анархистских движений на Западе. Значительные элементы волюнтаризма встречались и до сих пор дают о себе знать в социально-политической практике нашей страны в виде игнорирования объективных условий и попыток волевого, произвольного решения назревших проблем. Так, именно на волевой основе, а не на основе экономической целесообразности в течение многих десятилетий строились взаимоотношения государства с предприятиями, причем не только с так называемыми “общенародными”, но и с колхозно-кооперативными. В результате подрывались условия для нормального воспроизводства, научно-технического прогресса и т.д.

Другой исторически известный вариант теоретического разрешения рассматриваемого парадокса — фатализм (от лат. fatum — рок, судьба), который в отличие от волюнтаризма совершенно исключает момент свободы, свободного выбора субъекта, активную роль деятельностного человека. Уж коль скоро существуют и действуют объективные законы, рассуждают фаталисты, то ни о какой активности человека речи быть не может, ему остается пассивно ждать, когда эти законы возьмут свое. Не оказывались ли на фаталистических позициях мы, уповая на то, что стоит нам волевым решением “обобществить” средства производства, и дальше все пойдет как по маслу: на базисе такой “обобществленной” экономики сформируется социалистическое общественное сознание, а заложенные в социализме как системе объективные преимущества реализуются сами собой, автоматически? И это независимо от того, как мы будем действовать — интенсивно, целеустремленно или вразвалку; культурно или по-варварски; со знанием дела или дилетантски.

Соседние файлы в папке Философия книга