Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
27
Добавлен:
20.02.2017
Размер:
842.24 Кб
Скачать

2. Революционное и эволюционное в историческом процессе

ЗАКОНОМЕРНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

Понятие “социальная революция” здесь и во всех других главах употребляется в строго определенном смысле — как содержание эпохи перехода к новой, более прогрессивной ступени развития (в одних случаях — к новой общественно-экономической формации, в других — к новой ступени цивилизации). Тем самым мы отмежевываемся от тех, кто под социальной революцией подразумевает форму и способ перехода (и форма, и способ перехода, как мы увидим, могут быть весьма разнообразными), либо один из этапов перехода.

Закономерный характер социальных революций связан прежде всего с тем, что их причины заложены в самом фундаменте общественно-экономической формации, равно как и в технико-технологическом базисе цивилизации. Исподволь в недрах старого экономического способа производства или в технологическом способе производства вызревает конфликт либо между ушедшими вперед производительными силами и безнадежно устаревшими производственными отношениями, либо между утверждающимся новым технологическим базисом и несоответствующими ему цивилизационными характеристиками общества. Такие антагонистические конфликты и являются основой социальных революций.

СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

Поскольку вся формационная система определяется экономическим способом производства, переворот в нем сопровождается более или менее быстрым переворотом и во всех остальных элементах формации, включая политическую и духовную надстройку. В свою очередь, задача, решаемая в каждой из сфер жизни общества, тоже носит системный характер. Так, экономическая задача революции никогда не сводится к какому-либо одному требованию (например, к экспроприации собственности на средства производства новым классом). Она всегда представляет собой сложную систему задач, которую можно свести к четырем основным: а) смене типа собственности; б) созданию адекватной новому способу производства материально-технической базы; в) формированию новой общественной дисциплины труда; г) созданию саморегулирующейся экономической системы.

В комплексе решаемых революциями задач особое место принадлежит политической задаче, ибо основной экономический интерес класса, олицетворяющего собой новые производственные отношения, может быть удовлетворен только посредством создания новой политической надстройки. Социальные революции включают в себя также преобразования культуры, нравственный прогресс, идеологическую и психологическую перестройку общества.

КАРДИНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

Социальным революциям присущ кардинальный характер, то есть они представляют собой не любые, пусть даже и качественные изменения в жизни общества, а коренной переворот во всех общественных отношениях. При этом в каждой сфере общественной жизни обнаруживаются свои критерии кардинальности. Таким безошибочным критерием в сфере экономики является наличие конфликта между производительными силами и производственными отношениями в целом (а не частичное несоответствие), разрешение этого конфликта в целом (а не снятие только одной его стороны).

В политической сфере таким критерием служит переход власти в руки нового класса. Смена же у государственного руля одной фракции господствующего класса другой не меняет ни существа политической власти, ни тем более экономического строя и потому не может отождествляться с социальной революцией. Этот критерий очень важен, в частности, для оценки тех многочисленных внутриклассовых правительственных переворотов, которые произошли за последние десятилетия в ряде стран Азии, Африки, Латинской Америки.

ВСЕОБЩИЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

Переход от одной общественно-экономической формации к другой, равно как и переход от одной ступени цивилизации к другой, всегда представляет собой социальную революцию. Подчеркиваем это потому, что в литературе (особенно исторической) данная закономерность оспаривается. Из разряда социальных революций исключают, например, переход от первобытно-общинного строя к классовому обществу на том основании, что данный процесс был весьма протяженным во времени и протекал полностью стихийно. В основе подобных аргументов лежит типизация исторических явлений не по их содержанию, а по их форме. В действительности же, если исходить из содержания переворота, то события, подобные реформам Солона в Греции, открыли ряд социальных революций. Другое дело — степень идеологического осознания конфликта, использование идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Но даже первая в истории социальная революция не была абсолютно стихийным процессом. Утверждение частной собственности сопровождалось и ускорялось появлением политической и правовой надстройки, перестройкой религиозного сознания и общественного сознания в целом. Если же оценивать в целом этот переворот, то без всяких преувеличений можно сказать, что по своей кардинальности революция эта сравнима только с развернувшимися в ХХ веке процессами социализации.

ПОСТУПАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

Нередко даже те концепции, которые в общем признают за революциями атрибут необходимости, дают им сугубо негативную оценку, когда речь заходит об их возможной поступательности, прогрессивности. Типична в этом отношении концепция Арнольда Тойнби. Социальные революции у Тойнби генетически связаны с теми периодами в развитии локальных цивилизаций, которые он определяет как преддезинтеграционные. Принципиальных возражений такая постановка вопроса не вызывает: ведь, действительно, уже первые симптомы вызревающей революции означают, что данное общество вступило в период общего кризиса, одним из альтернативных исходов которого может оказаться полная дезинтеграция. Возражения возникают позднее, в связи с тойнбианской оценкой “полезности революции”. Цена революции, по Тойнби, настолько страшна, что он квалифицирует ее как торможение дальнейшего прогресса: с одной стороны, революция “отбрасывает весь балласт старых институтов”, но с другой — “разрушение, производимое революцией, настолько велико, что она не может компенсировать этого разрушения”1. “Цена революции”, как правило, действительно велика2 , но у Тойнби она явно преувеличенна и перечеркивает любые возможности общественного прогресса (цивилизация может только погибнуть).

Вкратце прогрессивную роль социальных революций можно суммировать по следующим основным направлениям:

1. Социальные революции разрешают многочисленные противоречия, накапливающиеся в период эволюционного развития, открывая больший простор для прогресса общества;

2. Социальные революции приводят к невиданному высвобождению сил, таящихся в народе, поднимают народные массы на новую ступень развития;

3. Социальные революции поднимают на новую ступень процесс освобождения личности, ее духовного и нравственного развития;

4. Социальные революции осуществляют диалектическое отрицание предыдущей ступени, отбрасывая все устаревшее и в то же время сохраняя из старого все прогрессивное. Тем самым создается прочная основа для успешного поступательного развития общества, его системного перехода на новую историческую горизонталь.

“ЭВОЛЮЦИОННЫЕ” РЕВОЛЮЦИИ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

В истории не раз встречались случаи эволюционного скачка при переходе от одной общественно-экономической формации к другой (что же касается переходов от одной ступени цивилизации к другой, то они тем более происходят эволюционно). “Эволюционными” были ранние социальные революции, которым многие исследователи, как мы видели, отказывают в соответствующем статусе именно в связи с их постепенностью, приравниваемой к замедленности. В форме “эволюционной” социальной революции совершался и переход от феодализма к капитализму в прусской части Германии, в России, в Скандинавских странах. В этой связи нельзя пройти мимо реформ П.А. Столыпина, которые, как и он сам в свое время, большинство современных исследователей оценивают как попытку найти альтернативу радикально-революционным, “взрывным” преобразованиям общества.

Сегодня становится общепризнанным феномен эволюционного продвижения к социализму развитых стран. Осознание этого феномена происходило нелегко, а многих первоначально даже застало врасплох. И это, действительно, не укладывается в сознании, если:

а) исходить из деформированного представления о скачках в общественном развитии, из деления их на революционные скачки типа взрыва и скачки, характеризующиеся постепенностью и не имеющие якобы отношения к революции;

б) понимать социальную революцию как форму перехода от одной формации к другой, а не как ее содержание, суть (естественно, при таком понимании любой скачок, отличающийся от “взрывного”, представляется чуждым революции);

в) недооценивать прогрессивную роль внутренних законов капитализма, законов его саморазвития. Говоря об отрицании капитализма, Маркс подчеркивал, что оно “совершается игрой имманентных законов... самого капиталистического производства”1.

Понятно, что в этой игре участвуют и более общие, в том числе и общесоциологические, законы. Это прежде всего относится к закону соответствия производственных отношений характеру, уровню и потребностям развития производительных сил. Выше уже было рассмотрено, почему современные производительные силы в развитых странах требуют принципиального изменения собственнических, распределительных, потребительских отношений именно в направлении социализации. Напомним только, что, как это ни парадоксально, частный интерес в этих условиях приводит к реализации социалистических по своему смыслу целей — достижению более высокого “качества жизни”, большей социальной справедливости.

В направлении революционной по своей сущности эволюции действует и закон возвышения потребностей, причем всего населения, а не только “верхних” слоев. Его действие вынуждены учитывать и государство, и частные собственники условий производства независимо от того, в какой “системе отсчета” это сегодня происходит. Иначе цель производства (будь то получение прибыли или развитие человека) не достигается, что по разным каналам приводит к взрывоопасной социальной напряженности.

Объективные процессы в экономике развитых капиталистических стран обусловливают процессы демократизации политической жизни, которые, в свою очередь, оказывают на экономику обратное политическое воздействие. В этих условиях становится необходимым и возможным осуществлять государственное перераспределение национального дохода, что способствует нарастанию черт общенародности в самой капиталистической собственности.

Естественно, все эти процессы приводят к существенному изменению в соотношении революционного и эволюционного, революционного и реформистского в развитии современной социальной действительности.

Соседние файлы в папке Философия книга