Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Mashkin_N_A_-_Istoria_drevnego_Rima_Klassika_i.pdf
Скачиваний:
263
Добавлен:
19.12.2016
Размер:
24.87 Mб
Скачать
Процессы 64

праздничные дни; старайтесь сохранить обладание и всеми другими выгодами, оставив все это и этот блеск Республики поселиться во главе с Руллом в Сипонтинской пустыне или в зачумленных пределах Салапинских болот» 1.

Законопроект Рулла не ставился на голосование. Автор его, не наде­ явшийся, очевидно, на успех своего пред,тIOжения, взял его обратно. В ар­ гументации своей Цицерон пытается отделить городской плебс от сель­ ского. Из его слов мы можем заключить, что городской плебс был мало заинтересован в наделении землей. В нем сильны были люмпен-проле­ тарские элементы, которых прежде всего прельщало паразитическое су­ ществование в Риме.

Поражение Рулла свидетельствует об упадке римской демократии. Сельский плебс в результате разорения крестьянства если и не исчез, то утратил политическое влияние. Значительная часть бывших италийских союзников, получивших права гражданства после Союзнической войны, фактически не могла принимать участия в политической жизни.

6.ЗАГОВОР кАтилины

всвоей речи против аграрного закона Цицерон обещал народу, что в его консульство в государстве будут царить мир, тишина и покой (рах, tгапquillitаs, otium), а впоследствии неоднократно говорил, что государ­ ство обязано ему своим спасением, защитой от опасного переворота. 63 год отличался чрезвычайной напряженностью политической жизни. За это время усилилось влияние Цезаря. В 64 и 63 гг. он был, несомнен­ но, причастен к заговору Катилины и в то же время продолжал борьбу с пережитками сулланского режима и господства оптиматов.

в 64 г. Цезарь привлек к суду двух сулланцев, обвинен- и 63 ГГ. ных им В убийстве граждан, занесенных в проскрипционные списки,- тем самым как бы отменялась провоз­

глашенная Суллой безнаказанность убийств проскрибированных граждан.

В 63 г. близкий к Цезарю народный трибун Тит Лабиен выступил в качестве обвините­ JIЯ некоего Гая Рабирия, которому инкриминировалось участие в убийстве Аппулея Сатур­ нина. Защитником Рабирия выступил Цицерон. Он не только старался доказать невинов­ ность Рабирия в тех преступлениях, которые ставились ему в вину, но и пользовался случа­ ем заступиться за право сената объявлять чрезвычайное положение на основании senatus сопsultum иltiтит, что, видимо, не признавалось представителями партии популяров.

Процессы 64 и 63 гг. были направлены, таким образом, против чрезвычайных законов, ограничивавших суверенитет народного собрания. Они носили, несомненно, агитационный характер и свидетельствовали о радикальных настроениях римского плебса в эти годы.

1 Cic., Ое lege agraria, П, 26, 71.

319

Долговой вопрос

Пролетаризация римского свободного насе..

 

ления не прекращалась, так как конкуренция

рабского труда не располагала плебс к производительной деятельности.

Врезультате долговой вопрос, игравший с давних времен большую роль

вримском государстве, в 60-х годах приобрел особенную актуальность. В законодательном вмешательстве в отношения между должниками и кре­ диторами были заинтересованы представители различных социальных кругов.

Программа

Ка

 

ТИ

тического лозунга

 

Учитывая это, Катилина, решивший выста­

JlИНЫ

вить свою кандидатуру в консулы на 62 г.,

вьщвинул В качестве своего основного поли­

 

tabulae поуае, т. е. кассацию долгов.

В прошлом сулланец и сторонник оптиматов, Катилина в 63 г. выступает как защитник бедноты. Цицерон приводит слова КатилlIНЫ, сказанные им перед близкими ему людьми. «Только тот,- утверждал Катилина,- может быть истинным другом несчастных, кто сам несчастен; не следует доверять обещаниям людей, живущих в благополучии. Вождем и зна­ MeHocцeM бедняков (dux et sigпifег calamitosorum) должен быть тот, кто сам нетруслив и очень. беден»1.

Агитация Катилины имела определенный успех. Ему сочувствовали нобили, впавшие в долги. За ним шли те представители знати, которые рассчитывали, опираясь на него, не только освободиться от долгов, но и пройти на высшие должности. Многочисленных сторонников имел Кати­ лина и среди низших слоев населения, заинтересованных в кассации дол­ гoB. Приверженцы его были не только в Риме, но и в муниципиях. Через близких людей он повел агитацию среди разорившихся сулланцев-вете­ ранов. В Этрурии центурион Манлий начал составлять из них вооружен­ ные отряды, которые должны были в случае необходимости начать воен­ ные действия. Цицерона, главного противника катилинариев, предпола­ галось устранить насильственным путем.

Политическая программа Катилины была неопределенноЙ. Она сво­ дилась к захвату консульской власти в результате выборов или же на­ сильственным путем. В дальнейшем предполагалось ограничение власти сената.

Это выразил Катилина в загадочных и двусмысленных словах, произнесенных им в се­ нате. «В государстве, - говорил он, - имеются два тела, одно - хилое, со слабой голо­ вой, другое - крепкое, но без головы; это последнее может найти свою голову во мне, если. я только буду жив»2. Под хилым телом Катилина имел в виду сенат, под крепким и силь­ ным - большинство граждан, на которое хотел опереться. За деятельностью заговорщи-

1 Cic.,

Рго Мшепа, 25, 50.

2 Ibid.

25, 51.

320

Огьезд Катилины из Рима

ков внимательно следил Цицерон, получавший через провокаторов информацию о том, что IlРОИСХОДИЛО У катилинариев. Сам Катилина вел себя вызывающе. На угроз,у Катона Млад­

l.lIего привлечь его к суду Катилина ответил, что если подожгут его дом, то он будет тушить 110жар не водой, а развалинами!.

На консульские выборы Цицерон, который Тактика Цицерона проводил их, явился в панцыре под тогой и с охраной из всаднической молодежи. Меры эти носили, безусловно, демонстративный характер: они должны были

показать мирным гражданам, что консул и государство в опасности. Демонстрация Цицерона и подкуп избирателей сыграли свою роль:

господствующие круги рабовладельческого общества опасались восста­ Hия' и Катилина снова был забаллотирован, но тем не менее не отказался от попытки получить власть. О намерениях Катилины было известно, но у него было много знатных покровителей, и противники его не могли при­ нять решительных мер. Только 21 октября, когда Цицерон получил све­ дения о конспиративном собрании, где были установлены сроки перево­ рота, ему удалось добиться сенатского постановления о чрезвычайных полномочиях, какими наделялись консулы (senatus consultum iltimum).

Вскоре стало известно, что Манлий в Этрурии поднял восстание, а в Риме начали распространяться самые тревожные слухи о происходивших В различных местах волнениях. Катилина продолжал оставаться в Риме, где у него было, несомненно, немало сторонников в сенате среди разо­ рявшихся и жаждавших власти сенаторов, противникам же его трудно было действовать без прямых улик.

Лишь после того, как в ночь с 6 на 7 ноября на тайном собрании кати­ линариев было принято решение воспользоваться войсками Манлия, на­ чaTь наступление на Рим и, захватив город, жестоко расправиться со все­ ми противниками и прежде всего с Цицероном, последний, узнав об этом, пришел к заключению, что нужно действовать решительно. 8 ноября со­ брался сенат, на заседании которого Цицерон произнес речь, открыто обвиняя Катилину в подготовке вооруженного восстания. Речь Цицерона возымела свое действие. Сенаторы открыто выражали свою солидарность С консулом.

Катилина молча покинул сенат и в ту же ночь

бежал из Рима в Этрурию, к Манлию. На

следующий же день Цицерон обратился с ре­ чью к народу, в которой рассказал о происшедшем и старался внести ус­ покоение.

С отъездом Катилины заговорщики лишились опытного и умелого ру­ ководителя. Его заменил Публий Корнелий Лентул, консул 71 г., одно

1 Cic., Рго Мuгепа, 26, 52.

2! - 5853

321

Казнь катилинариев

время исключенный из членов сената за не соответствующий званию се­ натора образ жизни. Лентул был человеком честолюбивым, но вялым и малоинициативным. Заговорщики составили новый план переворота, который они хотели произвести в день праздника Сатурналий (17 декаб­ ря). Они вступили в переговоры с послами галльского племени аллобро­ гов, прибывших в Рим, и предложили им поддержать восстание, обещав в случае удачи щедро их вознаградить.

Арест заговорщиков

Аллоброги выдали заговорщиков Цицерону,

что дало последнему основание арестовать

в Риме

главных участников конспиративной органи­

 

зaции. В силу чрезвычайных полномочий,

полученных Цицероном, дело заговорщиков разбиралось 3 декабря в се­ нате. В тот же день вечером Цицерон вновь выступил перед народом с ре­ чью об опасности заговора.

Цицерон обвинял арестованных в том, что они хотели поднять в Италии невольниче· скую войну, поджечь со всех сторон город и произвести чуть ли не поголовное истребление граждан. Заговор, подчеркнул Цицерон, вовремя был раскрыт, и успех этот был равен бес­ кровной победе. «Вы вырваны, - говорил Цицерон, - из пучины жестокой и ужасной ги­ бели; без убийств, без крови, без войска, без сражения вы, мирные граждане, победили во главе со мной, вашим вождем и полководцем, одетым в мирную тогу»1 . Еще в первой речи против Катилины, произнесенной в сенате, Цицерон показал себя сторонником оптиматов и оправдывал расправу с Гракхами и Сатурнином. В речи, произнесенной 3 декабря перед народом, Цицерон также не скрывал своих взглядов: он оправдывал Суллу и считал мятеж­ никами полководцаМария, народного трибуна Сульпиция Руфа, политическими речами ко­ торого он сам в юношестве увлекался, а также Цинну.

Выступление Цицерона оказало влияние на настроение плебса. «Плебс, - говорит Саллюстий,- который сначала вследствие склонности к государственным переворотам относился к войне весьма сочувственно, после раскрытия заговора переменил свое мне­ ние2. Больше всего подействовала, может быть, угроза пожара, который мог иметь губи­

тельные последствия для бедных людей.

5 декабря состоялось сенатское заседание, на котором разбирался вопрос о наказании арестованных. Сначала высказаны были

мнения о предании их смертной казни, но когда дошла очередь до Цезаря, который, как и Красс, замешан был в заговоре, то он, поддерживая обви­ HeHия' предложил вместо смертной казни разослать арестованных по му­ ниципиям, мотивируя это тем, что казнь противоречит действующим римским законам; некоторые сенаторы присоединились к его мнению, но Цицерон прервал голосование и произнес речь, в которой доказывал не­ обходимость сурового наказания обвиняемых. За то же высказался и на-

1 Cic., Cat., Ш. 10, 23.

2 Sall., Dе conjur. Cat. XLVIII, 1 .

322

чинавший тогда свою политическую карьеру Марк Порций Катон Млад­ ший. Участь заговорщиков была решена: сенат присудил их к смертной казни. В тот же вечер пятеро арестованных были задушены в Мамертин­ ской тюрьме. Толпа, собравшаяся около тюрьмы, приветствовала Цице­ рона, а на ближайшем сенатском заседании он был назвал «отцом отече­ ства».

Впрочем, далеко не все плебеи сочувствовали Цицерону, и, когда он в последний день своего консульства хотел сказать речь, народный трибун Метелл Непот (сторонник Помпея) при одобрении собравшихся нало­ жил свое veto. Тогда Цицерон к той традиционной клятве, какую произ­ носил слагавший свои полномочия консул, прибавил, что он спас Рим. Это, однако, по словам Диона Кассия, вызвало раздражение и ничуть не содействовало его популярностиl. Зато возросла популярность Цезаря. Связи его с сенатом не позволили Цицерону и его сторонникам назвать его и Красса сторонниками Катилины. Демократическая агитация Цеза­ pя имела св·оимследствием то, что в 63 г. он был избран претором на 62 г. и в том же 63 г. на выборах великого понтифика ему дали предпочтение перед другими кандидатами и выбрали в понтифики.

В начале следующего года Катилина выстуБитва при "истории пил во главе значительного войска, состав­ и смерть Катилины ленного из ветеранов, но был разбит в Этру­ рии, около города Пистории. «Когда Катили­

на, - рассказывает Саллюстий, - увидел, что его войска разбиты и что он остается лишь с незначительной кучкой людей, он, помня о своем про­ исхождении и прежнем достоинстве, бросился в тесно сомкнутый строй врагов и там, сражаясь, пал, пронзенный мечами»2.

Попытка вооруженного захвата власти оказалась неудачноЙ. Катили­ на в течение некоторого времени имел несомненную поддержку широких кругов римского плебса, страдавших от господства нобилитета и ростов­ щиков; были У него сторонники и в различных частях Италии; римские его друзья склонны были призвать к участию даже рабов. Несмотря на то что движение катилинариев носило массовый характер, оно не было по­ хоже на прежние выступления демократии. В программе Гракхов, Сатур­ нина, Ливия Друза и даже Сульпиция Руфа центральное место занимал тот или иной законопроект. У Катилины же на переднем плане стоял за­ хват власти, и независимо от избирательных лозунгов он шел по пути Суллы. Но и переход к единовластию не находил еще в широких слоях римского рабовладельческого общества должной поддержки. За респуб-

1 Cassius то. Historiae Romanae. ХХХУН,38, 1 .

2 Sall., Cat. LX, 7.

21"

323

 

Соседние файлы в предмете История