Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Г.Гадамер. Актуальность прекрасного.docx
Скачиваний:
45
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
644.58 Кб
Скачать

18 См.: Платон. Государство 603 b—с; 606 ь.

Лирика как парадигма современности

Впервые: «Philosophische Rundschau», N 15, S. 291—299. Перевод выполнен по изданию: Gadamer H. G. Kleine Schriften, Bd. 4. Tübingen, S. 249—255. Сверен В. С. Малаховым.

Данная работа Гадамера представляет собой рецензию на сборник материалов^ коллоквиума, состоявшегося в Кельне в 1964 году (см.: Immanente Ästhetik — ästhetische Reflexion: Lyrik als Paradigma der Moderne. Hrsg. W.Iser.» München, 1966), а также на вторую книгу из серии «Герменевтика и поэтика». Среди активных участников этой серии — Вернер Изер, Ганс Роберт Яусс и другие представители так называемой литературной герменевтики, опирающейся как на наследие Шлейермахера и Дильтея, так и на идеи самого Гадамера.

Речь идет о дискуссии вокруг стихотворения Аполлинера «Дерево» из сборника «Каллиграммы» (1918), материалы которой помещены в указанной книге (S. 464—484),

352

Комментарий

3 См.: Blümenberg Я. Sprachsituation und immanente Poe/ik. — In: Immanente Ästhetik..., S. 145—155.

4 См.: Preisendanz W. Auflösung und Verdinglichung in den Gedichten Georg Trakles. — Op. cit., S. 227—261.

См.: Trakl G. Abebdiändisches Lied. Gedichte. München — Zürich, 1987, S. 76.

Речь идет о докладах В. Φ. Стемпеля о синтаксисе Малларме, М. X. Абрамса о поэтике модернизма в сравнении с поэтикой Колриджа и Бодлера, а также доклад К. X. Стирля о ранней модернистской лирике во Франции.

Мимесис (mimesis) — буквально: «подражание» (греч.). Этот эстетический принцип со времен античности подразумевал нечто большее, чем простое отображение действительности. У Платона искусство — это «подражание вещам», но, поскольку сами вещи не имеют действительности в себе (действителен лишь мир идеальных сущностей) и являются поэтому лишь подражаниями идеям, постольку искусство — это «подражание подражанию». В античном, и прежде всего платоновском, понимании мимесиса Гадамер подчеркивает его активно-^деятельный, «игровой» характер: мимесис — это не копирование вещей, а выявление их первозданного образа — эйдоса.

8 Эйдос (eidos) — «вид» (греч.), умопостигаемый прообраз вещи, ее трансцендентная форма. Согласно платоновской теории идей (эйдосов), мир вещей действителен лишь постольку, поскольку причастен эйдетическому миру. Понимание познания как усмотрения эйдосов, то есть видения невидимого, подразумевает приоритет оптического подхода к действительности перед всеми другими подходами. .,

9 См.: Η enrich D. Kunst und Kunstphilosoßhie der Gegenwart: Überlegungen mit Rücksicht auf Hegel. — In: Immanente Ästhetik..., S. 11—32.

10 Имена Фр.Рюкерта и Фр.Овербека приводятся, по-видимому, в качестве образцово-христоматийных для немецкой культуры.

О ПРАЗДНИЧНОСТИ ТЕАТРА

Впервые: «Mannheimer Hefte», 1954, N 3.

Перевод сделан по изданию: Gadamer H. G. Kleine Schriften. 2. Aufl. Bd. 2, Tübingen, 1976, S. 170—177. Сверен В. С. Малаховым.

1 Вальтер Φ.OTTO (1874—1958) — один из крупнейших немецких исследователей античности, автор неоднократно переиздававшихся книг «Боги Греции» («Die Götter Griechenlands», 1929), «Образ и бытие» («Die Gestalt und das Sein», 1955), «Теофания» («Theophanie», 1956), «Античное слово» («Wort der Antike», 1962) и др. К работам В. Φ. OTTO по античной мифология Гадамер обращается не раз — например, в дополнениях к третьему изданию «Истины и метода» (1972).

В оригинале — Selbsterfüllung. «Исполнение» здесь есть одновременно и «выполнение», «осуществление», «наполнение», «достижение полноты, завершенности, совершенства».

То есть данное мгновение имеет полноту своего смысла в самом себе, а не в чем-то внешнем.

4 Имеется в виду работа Вальтера Ф. OTTO «Dyonisios. Mythos und Kult» (1933).

5 геофания (греч.) — явление божества человеку.

353

Г. Г. ГАДАМЕР

«свойство» (латин.).

1 За этим полемическим суждением — герменевтическая критика автором «исторического», то есть сугубо реконструктивного, подхода к культурным феноменам прошлого. Произведение искусства должно быть не просто воссоздано в том виде, в каком оно существовало в определенном социокультурном контексте, но в известном смысле и «воспроизведено», то есть создано с учетом современной духовной ситуации, а значит, и «сыграно» заново. Театр, таким образом, имеет для Гадамера особое значение для обоснования и демонстрации его герменевтической концепции. Об интерпретации произведения искусства как «вое-произведении», «вое-проигрывании» (коррелирующим с re-enactement Коллингвуда) см.: Gadamer H. G. Kunst als Spiel, Symbol und Fest. — In: Kunst heute. Hrsg. A.Paus. Stuttgart, 1977.

8 См.: примеч. 7 к статье «Лирика как парадигма современности».

Осуществление непосредственности того, что «мы есть и что с нами происходит», то есть осуществление «события» (см.: примеч. 8 к статье «О круге понимания»). «Всякая встреча с языком искусства, — говорит Гадамер в другом месте, — это встреча с незавершенным событием (einem unabgeschlossenen Geschehen) и сама есть часть этого события» (Gadamer H. G. Wahrheit und Methode, S. 94).

Слова из IV Дуинской элегии Р. M. Рильке. См.: Rilke R. M. Werke in 3 Banden, Bd. 1. Leipzig, 1978, S. 592.

ПОНЯТИЙНАЯ ЖИВОПИСЬ

Работа представляет собой критический отклик на книгу Арнольда Гелена «Образы времени. К социологии и эстетике современной живописи» (1960). Впервые опубликована: «Philosophische Rundschau», 1960, 10. Jg., S. 21—30.

Перевод сделан по изданию: Gadamer H. G. Kleine Schriften, Bd. 2. Tübingen, 1976, S. 218—226.

Сверен В. С. Малаховым.

1 Начиная с Канта и немецких романтиков в западной философии искусства утвердился подход, согласно которому основу художественной деятельности образует творческая субъективность. Этой эстетической позиции («эстетика гениальности» или «эстетика гения») Гадамер противополагает эстетику «мимесиса», опираясь при этом на античную, и прежде всего платоновскую, традицию (см. ниже). С культом художнической индивидуальности резко контрастируют, например, такие слова Платона: «Если бы поэт нигде не скрывал себя, его творчество и повествование оказалось бы чуждым подражанию (mimesis)». — Платон. Государство III 393 2d.

Труды К. Фидлера, и прежде всего его фундаментальное сочинение «Об истоках художественной деятельности» (1887), сыграли значительную роль в теоретическом обосновании эстетики формализма. Приводим фрагмент из «Писем об искусстве» Фидлера, где отчетливо выражена близкая Гадамеру мысль о «познавательной роли искусства»: «Мы не должны искать для искусства задачи, противоположной серьезной задаче познания; скорее, мы должны беспристрастно всматриваться в то, что, собственно, делает художник, чтобы понять, что он схватывает такую сторону жизни, которую он один и может схватить, и достигает такого познания действительности, какое недоступно никакому мышлению» (цит. по: Медведев П. Н. Формальный метод в литературоведении. Л., 1928, с. 69).

354