Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ugolovnoe_pravo.doc
Скачиваний:
65
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
1.91 Mб
Скачать

2. Объектом данного преступления является установленный порядок документального удостоверения фактов либо установленный порядок обра­ щения с государственными наградами.

В качестве предметов преступления в ч. 1 ст. 327 УК предусмотрены удостоверения и другие официальные документы, а также поддельные го­сударственные награды Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампы, печати и бланки. При этом предметом подделки может быть лишь доку­мент, который предоставляет права или освобождает от обязанностей. Ес­ли поддельный документ не предоставлял владельцу никаких прав и не ос­вобождал его от каких-либо обязанностей, т. е. не влек никаких изменений в его правовом статусе, то содеянное не может квалифицироваться по ст. 327 УК. К подобным документам относятся, например, заявки, характе­ристики, запросы и т. п.

Бланком называют лист бумаги с напечатанным названием предприятия, учреждения, организации и т. д., с частично отпечатанным текстом (напри­мер, бланк паспорта, удостоверения, лист с оттиском штампа и т. д.).

(О понятиях документов, государственных наград, штампов, печатей см. комментарии к ст. 324 и 325 УК.)

3. Объективная сторона преступления характеризуется хотя бы одним из указанных в ч. 1 ст. 327 ук действий.

Как подделка документа может быть квалифицирована лишь фальсифи­кация документа, который выдается государственным, общественным или коммерческим предприятием, учреждением, организацией или объединени­ем. Не может квалифицироваться по ч. 1 ст. 327 УК подделка частных доку­ментов (расписок, доверенностей, завещаний, не удостоверенных нотариу­сом).

Подделка удостоверений и иных официальных документов может быть выражена в полном изготовлении фальшивого документа либо в изменении подлинного документа, что искажает его содержание. Эти искажения вно­сятся в подлинный документ в результате исправления, уничтожения части текста, дописки, подчистки, скрепления документа поддельной печатью и т. д.

Изготовление поддельных государственных наград, штампов, печатей, бланков предполагает как полное противоправное изготовление этих пред­метов, так и фальсификацию подлинных государственных наград, штам­пов, печатей, бланков путем частичного изменения их внешнего вида, их текста.

Сбыт указанных предметов состоит в передаче их другим лицам путем продажи, обмена, дарения и т. п.

Подделка документа, государственных наград, штампов, печатей, блан­ков считается оконченной в момент их изготовления, даже если они не бы­ли предъявлены или представлены по назначению. Сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печа­тей, бланков будет оконченным с момента передачи фальшивого предмета другому лицу. При этом передача может носить как возмездный, так и без­возмездный характер (например, дарение, передача во временное пользова­ние и т. п.).

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 327 УК, — формальное, оно окончено в момент подделки, изготовления или сбыта предметов, назван­ных в ч. 1 ст. 327 УК.

  1. Субъектом преступления может быть частное лицо, достигшее 16-лет­него возраста. Подделка документа, совершенная должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своих полномочий и вопреки интересам службы, должна квалифицироваться по ст. 292 или по ст. 201 УК.

  2. С субъективной стороны анализируемое преступление предполагает наличие лишь прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны подделки документов или изготовления поддельных государствен­ных наград, штампов, печатей, бланков является цель их использования самим подделывателем или другим лицом. В случае сбыта указанных пред­метов ответственность наступает независимо от цели.

  3. В ч. 2 ст. 327 УК предусматривается квалифицированный состав: со­вершение деяний по ч. 1 данной статьи с целью скрыть другое преступле­ние или облегчить его совершение.

  4. Использование заведомо подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК) — самостоятельное преступление, оно посягает также на установленный по­рядок документального удостоверения юридических фактов. Рассматривае­мое преступление и подделка документов являются смежными. Вместе с тем они имеют свои особенности. Учитывая, что подделка документов со­вершается с целью их использования (ч. 1 ст. 327 УК), последующее ис­пользование подложных документов лицом, виновным в подделке, не тре­бует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 327 УК. За использование заведомо подложных документов (ч. 3 ст. 327 УК) несут ответственность лица, которые не участвовали в подделке используемого документа.

  5. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 УК, выражается в самом разнообразном использовании подложного доку­мента.

Подложным документ признается в случаях, когда в нем хотя бы часть данных не соответствует действительности в результате подделки либо в результате использования подлинного документа, но принадлежащего дру­гому лицу.

Под использованием заведомо подложного документа понимается его предъявление соответствующему должностному лицу либо представление его в государственную или негосударственную организацию, когда подлож­ный документ остается в ведении этих организаций.

Оконченным данное преступление признается в момент использования подложного документа, т. е. тогда, когда документ предъявлен или пред­ставлен, независимо от того, удалось ли виновному получить желаемые права или освободиться от обязанностей.

Последующее непрерывное либо периодическое пользование теми или иными правами на основании ранее представленного или предъявленного до­кумента не превращает данное преступление в длящееся или продолжаемое.

9. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 УК, характеризуется только прямым умыслом. Цель использования заведо­ мо подложного документа — получить какие-либо права или освободиться от обязанностей.

Если законодатель предусматривает обман в качестве способа соверше­ния преступления (например, мошенничества — ст. 159 УК), то использо­вание подложных документов следует рассматривать как разновидность об­мана. Содеянное в этих случаях не требует квалификации по ч. 3 ст. 327 УК.

10. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 УК, являет­ ся физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

90. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.

В соотв. с КРФ – обяз-ть гр-на. Объектом данного преступления является установленный порядок комплектования Вооруженных Сил.

Военная служба — это особый вид федеральной государственной служ­бы, исполняемой гражданами, в Вооруженных Силах РФ, в других вой­сках, воинских формированиях и органах (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Согласно ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и воен­ной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состо­ять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Поэтому после достиже­ния возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступле­ние до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. № 3 «О практике рассмотрения су­дами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от про­хождения военной или альтернативной гражданской службы»1).

Призыв на военную службу осуществляется Указом Президента РФ. 3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК, состоит в уклонении от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы1.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» уклонение от призыва на военную службу не может быть основанием для привлечения к уголовной ответственности, если име­ли место следующие уважительные причины: заболевание или увечье граж­данина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоро­вья близкого родственника призывника или лица, на воспитании которого он находился, либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, воз­никшее в результате непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не за­висящее от воли гражданина; иные причины, которые могут быть призна­ны судом или призывной комиссией уважительными.

Уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы. При этом уголовная ответственность наступает в случае, если призывник таким образом намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву. Об этом могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной при­чины. По ч. 1 ст. 328 УК следует квалифицировать также получение при­зывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовре­дительство), подлога документов или иного обмана, самовольное оставле­ние призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу (п. 4 на­званного постановления Пленума).

4. В случае подлога документов виновный должен быть привлечен к уголовной ответственности не только по ч. 1 ст. 328 УК, но и по ст. 327 УК. Если лицо уклоняется от выполнения обязанностей военнослужащего, будучи призванным на военную службу, то оно может нести ответствен­ ность за преступления против военной службы по ст. 337—339 УК.

Уклонение от сборов или воинского учета преступлением не считается, за данные деяния может наступить лишь административная ответствен­ность.

  1. 5. Субъектами данного преступления являются граждане мужского по­ ла, достигшие возраста 18 лет, состоящие или обязанные состоять на воин­ ском учете и не пребывающие в запасе, подлежащие в установленном зако­ ном порядке призыву на военную службу (п. 2 названного постановления Пленума). Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК, характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что он уклоня­ется от призыва на военную службу, и желает этого. Мотивы данного пре­ступления не имеют значения для решения вопроса об уголовной ответст­венности.

  2. В ч. 2 ст. 328 УК установлена ответственность за уклонение от прохож­дения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы.

Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельно­сти в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вза­мен военной службы по призыву (ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»1).

8. Субъектом данного преступления является гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу.

Гражданин, уклоняющийся от мероприятий, связанных с направлением на альтернативную гражданскую службу (например, в случае неявки без уважительных причин в военный комиссариат для получения предписания, отказа от получения предписания), не является субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 328 УК. Такие лица подлежат призыву на воен­ную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязан­ности и военной службе» (п. 20 названного постановления Пленума).

9. Субъективная сторона преступления по ч. 2 ст. 328 УК характеризу­ ется прямым умыслом. Виновный осознает, что уклоняется от прохожде­ ния альтернативной гражданской службы, и желает этого. Цель виновно­ го — полностью уклониться от исполнения обязанностей данного вида службы. В случае установления у лица такой цели фактическая продолжи­ тельность незаконного пребывания вне места службы (день, неделя, ме­ сяц и т. д.) для квалификации содеянного им значения не имеет.

10. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы на определенный период (например, на один месяц), по истечении которого лицо возвращается к месту прохождения альтернативной гражданской службы, не образует состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 328 УК. В этом случае лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответ­ ственности за нарушение трудового законодательства (п. 22 названного по­ становления Пленума).

91. Общая характеристика воинских преступлений.

Преступления против военной службы — это предусмотрен­ные ст. 331—352 гл. 33 УК противоправные умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), совершенные военнослужащими, проходящи­ми военную службу по призыву либо по контракту в Воору­женных Силах РФ, других войсках и воинских формирова­ниях РФ, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов, и посягающие на установленный порядок прохождения военной службы, при­чиняющие вред либо создающие угрозу причинения вреда ох­раняемым законом интересам службы, личности, государства (см. также ч. 1 ст. 331 УК).

Система преступлений против военной службы включает:

/ преступления, связанные с уклонением от службы (ст. 332, 337-339 УК);

^ преступления, связанные с посягательством наличность военнослужащего (ст. 333—336 УК);