Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ugolovnoe_pravo.doc
Скачиваний:
65
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
1.91 Mб
Скачать

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Законодатель обусловливает насилие в отношении представителя власти

исполнением им своих должностных обязанностей. Уже это указывает на обя­зательность мотива и цели преступления, которое совершается, чтобы из менить или прекратить законную деятельность указанных лиц, заставить их совершить действия вопреки службе, отомстить за их деятельность или за принадлежность к представителям власти и т. п.

Если насилие в отношении представителя власти обусловлено иными мотивами и целью, то содеянное может быть квалифицировано как престу­пление против личности.

Когда указанные формы насилия применяются в отношении представи­телей власти, участвующих в отправлении правосудия или в осуществлении расследования уголовных дел либо в исполнении судебных решений (су­дья, присяжный заседатель, прокурор, следователь, судебный исполнитель и др.), а равно в отношении их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде либо в связи с производством расследования или испол­нением судебных актов, то содеянное надлежит квалифицировать лишь по ст. 296 УК (преступление против правосудия).

  1. Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-лет­него возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, причинившие тяжкий или средней тяжести вред здоровью представителя власти или его близких, к уголовной ответственности привлекаются по п. «а» ч. 2 ст. 111 УК или по п. «б» ч. 2 ст. 112 УК.

  2. В ч. 2 ст. 318 УК предусматривается квалифицирующий состав престу­пления за применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отно­шении тех же лиц. Насилие может быть выражено в причинении тяжкого, средней тяжести либо легкого вреда здоровью потерпевшего. Опасным для жизни насилие может быть признано, если оно в момент причинения само по себе угрожает жизни потерпевшего или при обычном его течении за­канчивается смертью.

88. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.

1. Основным непосредственным объектом данного преступления явля­ ется нормальная деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, а дополнительным объектом — здоровье личности.

Потерпевшими от данного преступления могут быть как сотрудники мест лишения свободы (мест содержания под стражей), так и осужденные.

К сотрудникам мест лишения свободы следует отнести лиц, имеющих специальное звание рядового и начальствующего состава органов внут­ренних дел РФ; служащих учреждений, исполняющих наказание, объеди­нений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, а также следственных изоляторов, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполни­тельную систему.

Сотрудники мест содержания под стражей — лица, имеющие специаль­ное звание рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, военнослужащие органов федеральной службы безопасности, Вооружен­ных Сил РФ, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержа­ния под стражей. К этим лицам относятся капитаны морских судов, на­чальники зимовок или уполномоченные ими лица на период исполнения обязанностей по обеспечению режима содержания под стражей.

Понятие близких указанных лиц рассмотрено в комментарии к ст. 317 УК.

Ранее ст. 771 УК РСФСР 1960 г. к числу потерпевших относила лишь осужденных, вставших на путь исправления. Комментируемая статья гово­рит о посягательстве на осужденного с целью воспрепятствовать его ис­правлению или из мести за исполнение им общественной обязанности. Это позволяет утверждать, что теперь потерпевшим может быть признан любой осужденный, в отношении которого вынесен обвинительный приговор.

Посягательство на указанных лиц может дезорганизовать нормальную деятельность мест изоляции от общества, поэтому законодатель строго ог­раничил круг потерпевших. Пострадать могут также близкие осужденных. Подобные деяния надлежит квалифицировать по статьям о преступлениях против_^лидностл1_Если насилие осуществляется в отношении подозревае­мого, обвиняемого (в местах содержания под стражей) со стороны следова­теля или лица, производящего дознание, то ответственность должна насту­пать по ст. 302 УК (принуждение к даче показаний). Если же они подвер­гаются насилию со стороны иных лиц, то содеянное следует рассматривать как посягательство на жизнь и здоровье и квалифицировать как умышлен­ное убийство (ст. 105 УК) или умышленное причинение вреда здоровью (ст. 111, 112, 115 УК).

2. С объективной стороны преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 321 УК, выражаются в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозе применить насилие. Преступление будет окон­ ченным независимо от того, была дезорганизована деятельность учрежде­ ний, обеспечивающих изоляцию от общества, или нет.

К насилию, не опасному для жизни или здоровья, относится умышленное физическое воздействие, повлекшее боль, побои. Данный вид насилия предусмотрен ст. 116 УК. Однако если нанесение побоев является формой дезорганизации нормальной деятельности мест изоляции, то содеянное надлежит квалифицировать по ст. 321 без ссылки на ст. 116 УК.

Под угрозой применения насилия следует понимать устрашение указанных лиц путем психического воздействия на них в форме устного или письмен­ного, непосредственного или через третьих лиц, жестами или мимикой вы­раженного, действительного или мнимого намерения нанести побои, при­чинить вред здоровью или убить. Устрашение должно быть реальным, т. е. давать потерпевшему основание опасаться реализации намерения виновно­го (использование тех или иных средств, способов, соответствующая обста­новка, особенности личности виновного, например его жестокость, неод­нократная судимость за преступления против жизни или здоровья и т. п.).

Для наличия данного преступления не играет роли, было намерение ви­новного действительным или нет. Достаточно установить, что у потерпев­шего создалось впечатление о реальности исполнения угрозы. В данном случае решающее значение имеет субъективное восприятие.

Не имеет значения, в чьих интересах виновный угрожал потерпевшему. Это могут быть и интересы третьих лиц. Например, виновный угрожает ра­ботнику мест лишения свободы, требуя удовлетворить просьбу другого лица.

3. С субъективной стороны данное преступление характеризуется пря­ мым умыслом. При этом в случае насилия (физического и психического) в отношении осужденного законодатель ограничивает возможность приме­ нения ч. 1 ст. 321 специальной целью — воспрепятствовать его исправле­ нию или отомстить за исполнение им общественной безопасности в местах лишения свободы.

Если угроза или насилие применяется к сотрудникам мест изоляции или к осужденным по личным мотивам, то содеянное должно квалифици­роваться по статьям о преступлениях против личности. Аналогично должен решаться вопрос о квалификации в случае, когда посягательство обуслов­лено незаконной деятельностью сотрудника места лишения свободы либо места содержания под стражей.

  1. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 321 УК, может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста и отбывающее наказание в местах ли­шения свободы, либо подозреваемый или обвиняемый, находящийся под стражей. Если указанные действия совершают осужденные или заключен­ные под стражу в возрасте от 14 до 16 лет, они отвечают за преступления против личности.

  2. В ч. 3 ст. 321 предусмотрены квалифицирующие признаки деяний по ч. 1 и 2 комментируемой статьи. К ним законодатель относит совершение пре­ступления организованной группой и применение насилия, опасного для жизни или здоровья.

Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать причи­нение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью потерпевших, а также такое насилие, которое хотя и не причинило никакого вреда здоро­вью потерпевшего, но в момент его совершения было опасным для жизни или здоровья.

Лица, входящие в организованную группу, должны быть соисполните­лями данного преступления. Каждый из них непосредственно участвует в применении физического или психического насилия в отношении сотруд­ников мест лишения свободы или мест содержания под стражей либо в от­ношении осужденных. Технически их действия могут быть различными, и между членами организованной группы может быть разделение ролей. Квалификация содеянного по ч. 3 ст. 321 УК с учетом данного квалифици­рующего признака исключает ссылку на ст. 33 УК.

Если организованная группа вооружается в целях насилия, то преступ­ление, предусмотренное ст. 321 УК, трансформируется в более тяжкое — в бандитизм (ст. 209 УК). Все содеянное в этом случае следует квалифициро­вать лишь по ст. 209 УК без ссылки на ст. 321 УК.