Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История зарубежки 1.doc
Скачиваний:
91
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
1.59 Mб
Скачать

3. Последствия утраты Германией политического единства

В Германии время существования сюзерениальной монархии пришлось на XIII в. – первую половину XIV в.

В X–XII веках, пока велись войны, направленные на приобретение новых территорий, и короли оставались могущественными, феодалы – держатели лена (германского феода, возникшего с XI в.) вынуждены были подчиняться центральной власти, несмотря на действовавшее здесь правило «вассал моего вассала не мой вассал». Непрерывные войны и связанные с ними потери среди вооруженных всадников привели к тому, что ряды рыцарей нередко пополнялись за счет свободных и даже несвободных крестьян. Все зачисленные в конницу за службу наделялись землей. После присоединения части Италии, Бургундии, Чехии возникла обширная империя. В 962 г. государь Оттон I за помощь римскому папе в его борьбе против итальянских магнатов короновался в Риме и был возведен в сан императора «Священной Римской империи», что означало преемственность власти германских королей от римских цезарей с их претензиями на гегемонию в Европе.

Империя не обрела единого политического центра. Каждый вступавший на трон император должен был добывать императорскую корону и власть над Италией при помощи новых завоевательных походов. Германский король захватывал итальянское королевство и спешил в Рим короноваться императором. Коронование означало, что светский государь принимал на себя святую обязанность по охране всего христианского мира. В результате итальянских походов Германия оказалась обескровленной. Происходило ослабление королевской власти и усиление князей, оформление их в качестве сословия как союза крупнейших церковных и светских феодалов, державших земли непосредственно от императора и обладавших еще небольшой политической властью в пределах своих территориальных княжеств.

Пока сохранялось единство страны, Германия оставалась раннефеодальной монархией с дворцовой системой управления. Вместе с тем, в ней развивались новые тенденции:

  1. борьба королей с крупными земельными магнатами ведет к утверждению принципа выборности императоров феодальной верхушкой;

  2. с начала XI в. крупнейшие феодалы заседают в Королевском совете, совместно с которым император рассматривал важнейшие дела. Решения по ним также принимались на съездах феодалов при решающем голосе князей. Король лишается права законодательствовать только по личному усмотрению;

  3. императоры для поддержания порядка в обширных частях государства постоянно разъезжали со своим двором по империи. В периоды длительного отсутствия императора управление германскими землями сосредотачивается в руках высших дворцовых слуг – министериалов: канцлера, маршала и др. Их должности постепенно становятся наследственными и возлагаются на крупнейших духовных и светских феодалов;

  4. с XII века начинается процесс разложения системы королевского управления на местах. Герцоги, графы превращаются в крупных землевладельцев, наследственных ленников. Они создают собственный аппарат управления своими владениями, защищенный привилегиями и иммунитетами от вмешательства центральных властей. Вотчинное управление повторяет дворцовую организацию, но на региональном уровне, создает основу для суверенного властвования местных князей.

К XIII веку сложились, а Саксонским и Швабским зерцалами юридически оформились служилое или рыцарское и податное или крестьянское сословия.

Военно-рыцарское сословие подразделялось на семь рангов или «щитов» по порядку расположения в войске. Первый ранг рыцарства представляла собой особа императора. Во втором ранге находились высшие сановники духовенства, являвшиеся его прямыми вассалами: архиепископы, аббаты. В третий ранг входили непосредственные вассалы императора из числа светской знати: князья, герцоги, пфальцграфы, маркграфы. Четвертый ранг составляли вассалы князей – просто графы. В пятом ранге состояли «свободные господа», т. е. вассалы графов и князей, которые имели рыцарское звание по выслуге. Такое звание нередко получали свободные крестьяне или министериалы – слуги феодалов. В шестом ранге были вассалы этих свободных господ. Наконец, в седьмой ранг входили вассалы феодалов шестого ранга, которые назывались «однощитными рыцарями». Они не могли иметь свиты и вассалов. Полномочия держателей щитов были неравнозначны. Так, судебные права не давались никому ниже уровня пятого ранга, а полновесная уголовная юстиция с правом присуждения к смертной казни не вручалась ниже уровня четвертого ранга.

Феодальная зависимость крестьян выступала в формах личной и имущественной зависимости. Лично зависимые крестьяне выполняли в пользу господина ничем не ограниченную барщину и другие натуральные и денежные повинности. Они не могли ни уходить от господина, ни вступать в брак без его разрешения. После смерти такого крестьянина часть его имущества переходила к хозяину. Имущественно зависимые крестьяне были лично свободными, но за полученный от господина участок земли обязаны были платить оброк – чинш – и выполнять определенные повинности. Часть чиншевиков могла передавать земельный надел по наследству и продавать его, другая их часть была лишена этих прав. Сохранялось также свободное крестьянство, имеющее землю в собственности, т. е. владеющее аллодом.

Из жителей крепостей – бургов – стало складываться сословие горожан. Бюргеры платили налоги и выполняли другие повинности, но податными людьми не считались, т. к. город выполнял все повинности коллективно, и каждый отдельный горожанин обложению не подлежал. С конца XII в. появляются «лучшие» люди, которые быстро устанавливают свое господство над бедными горожанами. В Магдебурге городской статут 1188 г. определял: «На городских ассамблеях глупцам запрещается идти в чем-либо против воли лучших (meliores) и выдвигать противные им предложения».

С прекращением завоевательных войн, ростом междоусобиц и династических распрей между претендентами на корону Германию охватывает быстрый процесс феодальной раздробленности. Дробление государства на вотчины, сеньории уже в XIII в. обернулось распадом страны на множество политически обособленных территорий – княжеств, графств, баронств и рыцарских владений. Оставаясь формально вассалами императора, духовные и светские князья стали осуществлять безраздельную власть на переданных им землях. Такому положению способствовал Фридрих II, который в поисках поддержки в борьбе с римским папой значительно расширил права князей. «Закон в пользу духовных князей» 1220 г. гарантировал неприкосновенность церковного имущества, а церковным магнатам подтверждал полноту их территориальной юрисдикции вплоть до объявления кого-либо вне закона, право на пошлины, создание таможенных дворов, чеканку монеты. Сходные привилегии получили по «Закону в пользу сеньоров» 1232 г. и светские вассалы императора: право чеканить свою монету, взимать таможенные пошлины, собирать налоги, иметь свои законы, вершить суд, решения которого обжалованию не подлежали. Вассальные обязанности князей практически свелись к участию в коронационном походе на Италию, явке в курию и выставлению в случае войны определенного контингента воинов.

В условиях слабости центральной власти получила значительное развитие политическая автономия городов. Наибольшими правами обладали имперские и вольные города. Имперские города (Любек, Бремен, Гамбург, Нюрнберг) как непосредственные вассалы императора получили значительную часть имперских регалий: право высшего суда, чеканки монеты, формирования своего войска. Их обязанности по отношению к императору сводились к присяге верности и приему императора с его двором. Вольные города (обычно старые епископские города – Майнц, Кёльн, Трир и др.) привилегии получили как от германского императора, так и от владевших ими духовных князей. Эти города были освобождены от налога и поставки войска. С XII века они пользовались самоуправлением, в них избирались бургомистры и члены городского совета. Духовные князья сохраняли контроль над этими городами посредством назначения городских чиновников – бургграфа, префекта, руководивших осуществлением правосудия.

Таким образом, с XIII в. император лишь номинально являлся носителем верховной государственной власти, а в действительности произошел отток ее из центра в региональные политические образования. О слабости императорских регалий также свидетельствует следующее:

  1. избрание императора стало производиться узкой коллегией князей, которая при избрании перестала учитывать права на трон наследников умершего государя;

  2. император лишился возможности облагать подданных налогами и получал доходы только со своих собственных земель;

  3. выморочные земли своих вассалов император не мог забирать в казну, а обязан был передавать другим вассалам, т. к. сложился принцип «принудительного пожалования леном»;

  4. единственной прерогативой императора оставалась регалия верховного судьи в империи, что вытекало из традиционной обязанности королевской власти поддерживать и осуществлять правосудие, а также из принадлежащего только ему права судить князей;

  5. император не мог опереться на систему центральной бюрократии, которая отсутствовала. Империя фактически не имела столицы, казначейства, профессиональной канцелярии и центрального суда. Резиденцией императора являлось его княжество, с подвластным ему дворцовым управлением. Многие важные решения принимались на съездах феодалов и представителей городов, непосредственных вассалов императора.