Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по ИР. От Петра до Николая.docx
Скачиваний:
107
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
384.78 Кб
Скачать

16. «Законная монархия» Екатерины II: внутренняя политика просвещённого абсолютизма.

После свержения Петра III на престол взошла его жена Екатерина II (1762- 1796). Ее политике (за исключением последних лет прав­ления) были присущи многие черты «просвещенного аб­солютизма» — реформы в определенных сферах, смягчение политических нравов (прекращение пыток и казней дво­рян), уменьшение регламентации экономической деятель­ности, развитие образования и др. Однако самодержав­ная система продолжала укрепляться, смягчились лишь проявления ее власти, да и то только для верхушки общества. Екатерина, достигшая трона путем переворота, опасалась хоть в малейшей степени посягать на привиле­гии дворянства.

Важной чертой правления Екатерины II был фаворитизм. Фавориты императрицы (Г. Г. Ор­лов, А.Д. Ланской, Г. А. Потемкин, П. В. Завадовский, П. А. Зубов и др.) получали от нее земли, крестьян, должности. Наиболее способные из них активно уча­ствовали в государственном управлении.

1762 г.: Екатерина поручила графу Н. И. Панину разработать проект политической реформы. Он предложил создать Императорский Совет из 6-8 человек с законодательными полномочиями под надзором монарха. Из намеченных в Совет лиц в феврале 1763 г. была образована Комиссия о правах дворянства, но ее работу вскоре свернули из опасений, что она по­пытается ограничить самодержавие.

1763 г.: в декабре началась реформа Сената, который разделили на 6 департаментов, два из которых перевели в Москву. Подобное раздробление заметно ослабило зна­чение этого некогда могущественного органа.

1764 г: в феврале издан указ о секуляризации цер­ковных земель и переводе монастырских крестьян в госу­дарственные (эту меру начал проводить еще Петр III, но Екатерина II по приходе к власти временно приостано­вила ее). Около 2 млн крестьян обоего пола были переданы в управление Кол­легии экономии и обложены полной подушной податью. В 1786—1788 гг. в такое же положение были приведены монастырские и архиерейские крестьяне Украины. Попытка протеста со стороны некоторых свя­щеннослужителей во главе с ростовским митрополитом Арсением Мацеевичем закончилась арестом последнего.

В 1764 г.: отменена автономия Украины, в частно­сти ликвидировано гетманство, которое украинские дво­ряне просили сделать наследственным для рода Разумов­ских. Управление Украиной передавалось Малороссийской коллегии во главе с генерал-губернатором П. А. Румянцевым; в 1765—1767 гг. мужское население края было обложено рублевом окладом, в 70-е гг. была проведена генеральная опись населения в 1783 г. там было введено крепостное право.

Во второй половине XVIII в. значительно расшири­лось крепостническое законодательство. Указом 1763 г. на крестьян возлагалась оплата подавления бунтов сила­ми воинских команд, указом 1765 г. помещикам разреша­лось ссылать провинившихся крестьян на каторгу на срок, установленный самим помещиком; указом 1767 г. крестьянам запрещалось приносить жалобы на помещи­ков.

Таким образом, уже в начале цар­ствования были блокированы попытки осуществления политической реформы, сопряженной с ограничением самодержавия. Напротив, в эпоху Екатерины II с наибольшей полно­той выявились абсолютистские тенденции, направленные на устранение локальных различий в управлении, социальной сфере.

Вместе с тем во второй половине XVIII в. с наиболь­шей полнотой проявились программные установки и принципы просвещенного абсолютизма. Просвещенный абсолютизм, характерный не только для России, но и для ряда европейских монархий, представлял собой особый этап государственно-политического развития, связанный с развитием капитализма и поиском новых форм взаимоотношений дворянства с государством. При этом следует иметь в ви­ду, что правовые принципы просвещенного абсолютизма не были принципами правового государства, так как со­храняли всю полноту власти (законодательной, судебной и административной) в руках монарха и утверждали не­зыблемость сословного деления общества с неполно­правностью одних и привилегиями других.

1765 г.: учреждение Вольного экономического общества, предназначенного для популя­ризации передовых агрономических знаний и содействия помещичьему рационализаторству, яркий пример либерализма.

1767 г.: была создана Комиссия по подготовке нового Уложения (свода законов), или Уложенная комиссия. В ее работе участвовали 564 депутата (28 — от государственных учрежде­ний, 161 — от дворянства, 208 — от городов, 167 — от государственных крестьян (но не помещичьих)). На засе­даниях Комиссии началась борьба между представителя­ми различных сословий. Дворянство добивалось сохра­нения привилегии на владение землей и крестьянами, а купцы — монополии на занятие торговлей и права поку­пать крепостных. Некоторые депутаты осуждали жесто­кость и эгоизм помещиков, предлагали ограничить размеры крестьянских повинностей и т.д. Важно, что вообще впервые встал вопрос о смягчении крепостного права. Основная же задача Комиссии — составление но­вого свода законов — осталась невыполненной. В 1768г. она была распущена под предлогом начала войны с Тур­цией. Все же в дальнейшем правительство учло некото­рые идеи ее депутатов. Кодификацион­ные работы продолжились в 19 частных комиссиях, не­которые из которых действовали до 1796 г.

Другим воплощением принципов и пожеланий просвещенного абсолютизма стал «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии, написан­ный в 1765—1767 гг. В Наказе императрица из­ложила свои общие взгляды по всем главнейшим вопросам законодатель­ства. Составляя Наказ, Екатерина пользовалась чаще всего известным сочинением Монтес­кье, при этом заимствование теоретических положений европейских мыслителей носило формальный характер. Напротив, в «Наказе» обосно­вывалась естественность неограниченного самодержавия в России и общественного неравенства. Пересматрива­лись и важнейшие положения европейского конституци­онализма: теория разделения властей, по су­ществу, была перечеркнута признанием самодержавия источником всякой власти; посредствующие власти под­менялись бюрократическими инстанциями, полностью зависимыми от верховной власти. В окончательной ре­дакции «Наказа» отсутствовали какие-либо конкретные подходы к решению крестьянского вопроса. Поэтому фразы о народном благоденствии оставались ничем не подкрепленной декларацией.

Реформы 1775 и 1785 годов.

В 1775 г. особым «Учреждением для управления гу­берний Российской империи» началась губернская реформа. Вместо трехзвенной структуры губерния— провинция— уезд, сложившейся исторически, вводилось искусственное на статистическом основании деление на губернии и уезды. Россия была разделена на 50 губерний. Население губернии составляло 300—400 тысяч жителей, уезда — 20—30 тысяч. Губернии возглавлялись губернаторами, столичные губернии и наместничества из 2-3 губерний — генерал-губернаторами. В каждом губернском городе были установлены следующие учреждения: 1) губернское правление под председательством губернатора: правило губернией и ведало всеми делами; 2) казенная палата под председательством вице-губерна­тора: ведала всеми денежными и хозяйственными «казенными» делами; 3) судебная палата гражданского суда и уголовного суда под руководством губернского прокурора для надзора над низ­шими судами в губернии; 4) совестный суд для разбора некоторых гражданских дел; 5) приказ общественного призрения для управления народными школами, больницами, богадельнями, тюрьмами. В губернском правлении и палатах за­седали правительственные чиновники, а в совестном суде и приказе обще­ственного призрения— выборные от сословия «заседатели» под председа­тельством чиновника. Полнота власти в уездах принадлежала нижнему земскому суду во главе с капитан-исправником. И капитан-исправник, и заседатели суда избирались из числа местных дворян самими дворянами. Уездный стряпчий исполнял в уезде обязанности прокурора.

В городах власть была у городничего, назначав­шегося правительством.

Судебная реформа (входит в губернскую). Создается трехступенчатая система выборных судебно-сословных учреждений, основанных на принципе «суда равных» (т. е. обвиняемый подсуден лишь членам своего сословия). Нижний земский суд в уездах и верхний земский суд в губер­нии — для дворян; городской и губернский магистраты для горожан; нижняя расправа в уезде и верхняя в губернии— для крестьян, не принадлежащих помещикам. Крепостных по-прежнему судил барин. Роль третейской инстанции поручалась совестному суду из дворян, горожан и крестьян, созданному для решения некото­рых категорий гражданских дел. Дела, не решенные в выборных уездных судах, переходили в губернские выборные суды; отсюда можно было перенести дело в судебные палаты, а из палат — в Сенат.

Итоги губернской реформы:

  • способствовала частичному отделению судебной власти от исполнительной, хотя сохранила единство суда и обвинения, тайное судопроизводство, административные принципы комплектования высших судебных инстанций;

  • укрепила государственную власть на местах; губернским учреждениям были переданы многие функции централь­ных учреждений, поэтому отпала необходимость в ряде коллегий, и все они, кроме Военной, Морской, Иностранной и Коммерц-коллегии, были упразднены.

  • одновременно значительно усилила пози­ций дворянства, которое добилось того, что в уезде почти пол­ностью хозяйничали дворяне данного уезда, выбиравшие из своей среды уездные власти (одну треть судебных чиновников, остальных назначали губернские власти).

Сама же система губернских учреждений, созданных реформой 1775 г., просуществовала до 1861 г.

1782 г.: реорганизована местная полицейская система. Был издан «Устав благочиния, или полицей­ский». В городах вводились должности частных приставов, квартальных надзирателей и квартальных поручиков. Они подчинялись Управе благочиния, которая дол­жна была следить за порядком в городах. В Петербурге и Москве эту функцию выполняли обер-полицмейстеры.

21 апреля 1785 г. была опубликована Жалованная гра­мота дворянству. В ней были сведены воедино и закреп­лены важнейшие привилегии дворянства: свобода от обя­зательной государственной службы, от податей, постой­ной повинности, телесных наказаний, подсудность толь­ко дворянскому суду, монопольное право на владение землей с крестьянами, право на торговлю и разработку недр и промышленное предпринимательство, запрещалось лишение дворянина жизни, чести и имущества без приговора суда и последующего подтверждения монархом. Грамота утверждала корпоративные права дворянства: право каждые три года проводить дво­рянское собрание в уезде и губернии, избирать губерн­ских и уездных предводителей дворянства, возглавляю­щих местное дворянское общество, а также должностных лиц в судебные и административные учреждения (совест­ного и уездного судей, заседателей в верхний уездный и нижний земский суды, земского исправника). Дворян­ское общество наделялось правом ходатайствовать о сво­их нуждах перед губернскими властями и даже перед Се­натом и монархом. В каждой губернии велся учет дворян­ства — этой цели служили «родословные книги», которы­ми ведало дворянское депутатское собрание. Все эти льготы и права, данные дворянам в 1785 году, представляли собой последнюю ступень в общем ходе возвышения дворян­ского сословия. Бесправное при Петре Великом дворянство улучшило свое положение при императрице Анне, замкнулось в благородное сосло­вие при Елизавете, было освобождено от обязательной службы при Петре III; теперь, при Екатерине П. оно было об­ращено в привилегированное сословие с широким сословным самоуправлени­ем и с большими административными полномочиями. Жалован­ная грамота распространилась и на дворянство Прибалтики, Украины, а после разделов — на дворян Польши и Белоруссии.

Одновременно с Жалованной грамотой дворянству в 1785 году была издана Грамота на права и выгоды городам Россий­ской империи. Подобно дворянскому, городское общество рассматривалось как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлось право самоуправления. Население городов делилось на 6 разрядов: купцов трех гильдий; цеховых ремесленников; русских и иностран­ных специалистов; «именитых граждан» — большой группы лиц, отслуживших по выборам, коммерсантов, интеллигенции, посадских. Система городского само­управления выглядела следующим образом. Собрание градского общества, в которое входили горожане, имевшие капитал, не менее 50 тыс. рублей, избирало городского голову, должностных лиц органов самоуправления и суда. Городским хозяйством ведала Общая градская дума, которая также выбирала от 6 разрядов горожан шестигласную думу, действовавшую в перерывах между собраниями общей градской думы. Права органов городского самоуп­равления были более ограниченными, чем у дворянского, контроль государства над ними — более ощутимым.

Была задумана и жалованная грамота государственным кре­стьянам, но контраст в их положении с тем, что было «даровано» дворянам и даже городам, был столь велик, что ее не решились принять, и правительство ограничилось лишь жалкими попытка­ми ввести кое-где самоуправление государственных крестьян.

В конце царствования (1790-е) Екатерины II в правительствен­ном курсе наметился резкий поворот, связанный с реак­цией на Французскую революцию. В 1790 г. был арестован директор Петербургской таможни А. Н. Радищев, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву». В сочине­нии Радищева императрица усмотрела «рассеивание фран­цузской заразы, отвращение от начальства». В 1792 г. был арестован книгоиздатель и литератор Н. И. Новиков, об­виненный в принадлежности к тайному масонскому об­ществу. Расстройство финансов, беспорядок в делах уп­равления, чиновничий произвол, которые уже не могла контролировать стареющая императрица, знаменовали собой конец 34-летнего царствования.