Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
культура / Kulturologia (1).doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
307.71 Кб
Скачать

01.12.14.

В.Щ.: Какие существуют направления ментальных исследований? Сам менталитет – это определенный исторический генезис (ментальные характеристики непосредственно связаны с социальными сдвигами в разнх странах).

Сдвиг в нашей стране в наши дни более существенен, чем в 1917 г. как бы ни казалось, что Революция была огромным сдвигом, но сейчас - более, так как советская эпоха имела целый ряд характеристик, восходящих к крестьянству. Профессор Милов написал ряд работ по менталитету крестьянства, показал, что СССР нес много черт крестьянского менталитета.

Другое направление – менталитет или психокультура; связано с динамикой ментальных характеристик. Исследования во многом связан с последними измененими в нашей стране (бизнес, развитие рыночной экономики, глобализация). Необходимо ясно понимать ментальные характеристики разнх народов, находящихся на разнх уровнях развития (до сих пор существуют народы на архаической степени развития.

Неслучайно сегодня в целом ряде северных стран (Финляндия, Швеция) серьезно занимаются проблемой менталитета, так как там продолжают жить и развиваться специфические народы (карелы, поморяне…). В Ровониеме – самый северный Финский университет, - проводятся этнографические исследования этих народов. Для нас это тоже важно, так как у нас более ста народностей, которые пусть и не имеют развитой письменной культуры, у них есть ментальная (обычами, нравы, мифы, язык, поведение).

Одно время я читал лекции Введение в теорию менталитета в СПБГУКИ, прошел целый ряд дипломных работ, вышел сборник студенческих исследований по ханты, манси, ненцам, в Сыктывкаре. Пусть сегодня понятие менталитета используется больше в оправдание слабых черт русского характера, это не так.

Говоря о культуре, имеем в виду, что есть общечеловеческие черты, общечеловеческое в культуре – какие-то ценностные установки, объединяющие всех людей. Можно договориться и с дикарем, продемонстрировав миролюбие.

Существуют разные национальные культуры, к этому надо относиться так же, как относился Хемингуэй («По ком звонит колокол», эпиграф: не думай, что он звонит по другим, этот колокол звонит и по тебе. Если какой-то народ оказывается в тяжелой ситуации, не думай, что тебя это не касается).

Культуры как бы взаимно дополняют друг друга. То, чего не может дать одна, дает другая. Мы слышим разные голоса, и надо понимать, что в каждой культуре развиты свои черты характера. Каждой культуре свойственны некоторые слабости. Свою культуру мы можем критиковать как угодно, а к культуре другого народа надо относиться бережно. У русских не хватает организованности. Они способны быстро собраться и дать ответ на исторический вызов, но орднунг у русских не всегда на первом плане.

Теперь понятно, что у каждого народа формируется свое ментальное ядро. Откуда оно берется? В своей статье я говорю о факторах возникновения менталитета, психокультуры, национального характера.

Но я уделяю больше внимания понятию менталитета. По сравнению с остальными понятие менталитета наиболее разработанно в рамках работы французской Школы Анналов (середина 20 века), опиравшейся на немецкую школу: Бенедетто Крочи, Трёльч, Макс Вебер.

Факторы формирования менталитета

Еще несколько общих тезисов. Выделяю три фактора формирования менталитета. Они не могут быть определены в своих истоках (Юнг уходит от ясного ответа на вопрос, что такое архетип). К.Касьянова пишет, например, эпилептоидность русского характера.

- религиозно-трансцендентный (архетипический, биогенетический)

Моя бабушка была неграмотной, но глубоко верующей. «Внучек, ты бога не хули. Чтой-то есть!» – итсизм.

- природно-географический (геополитический) (откуда берется «терпеть надо! Пострадать надо!»). Чтобы выжить, необходимо терпение и терпимость, гибкость, доброта, трепетное отношение к детству, сверхнапряжение, особые способности, связанные с открытостью другим народам. Достоевский: Пушкинская речь: мы открыты другим народам. Русские формировались как народ в окружении полутора сотен других народов, с которыми требовалось выстраивать отношения. Войны, причем оборонительные, были, но геноцидов в России не было. Мирный, открытый характер проникновения русских на Восток. Цивилизаторская миссия.

Итальянцы высоко ценят искусство, моменты, связанные с гармонизацией, эстетикой. Русские менее серьезно относятся к тому, что на столе. «Утром чай, в обед чаек, вечером чаище». У итальянцев же развитая культура винопития, ресторанной жизни и т.д.

– Факторы долговременного порядка:

- вера, религия

- памятники культуры (взаимосвязь между материальным и ментальным культурными потоками)

- политическая организация (немногие республики, Псков и Новгород, исчезли как роза от зимней стужи). Каждый народ вырабатывает такие формы политической жизни, какие он только и мог сформировать.

– Факторы кратковременного порядка

- войны

- революции (спазматический характер русской цивилизации).

Мы сейчас в ситцации, когда нас ожидают новые испытания. Мы снова будем вспоминать об этих качествах, позволивших нам преодолеть все эти тяжелые периоды. Сейчас нам надо быть очень гибкими, нельзя допустить никакй большой войны. Наш национальный характер тоже меняется, и мы способны воспитать в сбе лучшие качества. Мы часто решаем вопросы в религиозном или эмоциональном плане, мы должны жить рационально, а не говорить ханжески о духовности.

Мы не лучше других, но и не хуже других. Свои культурные ценности мы обязаны сберечь.

Соотношения с Италией

– Глубокая религиозность как повод для обсуждения

– Коммунизм с Италии – поиски лучшей жизни, и поиски лучшего царства в Сибири

– Итальянское демократическое движение – отношусь к нему с большим уважением.

С.К.: Я люблю славянофилов – цельное знание, равновесьие всех разных знаний наук. Это и мечта литературных героев: о гармонии (Ордынов у Достоевского). Но здесь требуется анализ каждого аспекта.

Время позволяет сказать по поводу хилиастических ожиданий. Рай на земле. Есть автор Кологривов (Кологримов??). Русский человек – занимается высшими, радикальными вопросами, спасении мира. Но не оценивает важность совершения маленьких шагов. Кажется, что не хватает у русского человека оправдания. Поиск рационализации. А вот оправдать, зачем я ищу свое счастье (начинаю с себя?) – как? В этом помогает христианская вера. Дл верующего бог Иисус распят и воскрес для каждого из нас. Каждый имеет бесконечную ценность. Ты понимаешь, что твое благополучие, здоровье твоего близкого имеет бесконечное значение для бога.

Что такое этот эсхатологический дух? Миллениум, апокалипсис, хилиазм.

Я поддерживаю т.з. в духе Мандзони: все-таки утопия коммунистов, как Плеханов, - не жили прямо в России, - была слаба тем, что они не принимали человеческие противоречия (человеческого сердца). Плеханов: коммунизм будет их снимать. Хр-во так не думает, оно принимает и благословляет сложность бытия человеческой личности. Вопросы, которые ты посылаешь творцу – неразрешимы.

В России есть некоторое недоразумение насчет эсхатона: молнии с неба, катастрофы, войны, тысячелетие благополучия. Но эсхатология – это нечто другое. Это от греч. «последнее» - последние времена. А что они такое для христианской традиции, которая нас объединяет? А последние времена – это времена после того, как Иисус умер и воскрес. У человека уже есть шанс на спасение и внутрене чувство мира и любви, есть возможность и шанс любить, даже врагов. Но верующий ждет второго пришествия, когда, как написано в библии, смерти больше не будет. Осуществится окончательное обещание бога. А пока мы не освобождены от страха перед смертью – а он – главный источник греха и смерти.

Н.Федоров о борьбе против смерти: а зачем творец создал множество мертвых планет? Но для человеческого мышления невозможно понять момент, когда время встречается с вечностью. Ведь вечность – все, что за пределами времени и пространства. Но ведь будет поколение, которое не умрет, а изменится – современники этого события. Это то, чего мы жаждем. Счастье, свобода – как нечто возможное – это самое глубокое религизное чувство. Видя, что вокруг его нет, что полного счастья мы не можем найти, его жажда существует в человеческом сердце. Откуда берется этот архетип? И Мандзони, Лопарди говорят о бесконечном, архетипическом желании вечного счастья, которое есть доказательство существования бога и рая.

Догмат о непорочном зачатии Марии – 15 декабря. За 15 лет я не нашел человека, который ответил бы, а что значит непорочное зачатие? В любом учебнике советского времени: родители богоматери не занимались любовью. А речь о рождении Марии – она единственная родилась без греха. А у православных она проявила свое существо, когда признала, что у нее родится сын божий.

Пушкинская речь Достоевского – казалось, примирение славянофилов и западников, но вот опасное высказывание: мы, русские, можем быть итальянцами, французами, немцами лучше и шире, чем настоящие итальянцы и т.д. Это амбиция к ассимиляции может быть чрезмерна.

В.Щ.: Пластичность русских, основанная на способности проникновения во внутренний мир других народов. Этот артистизм с восточными племенами…

С.К.: Но я не о контакте с востоком, а о контакте с европой. Извините, одно дело если мы взаимно дополняем… В.Иванов: Европа снова должна дышать двумя своими легкими. Эти слова потом повторил римский папа. Когда разница между нами – не повод для конфликта, а мы стремимся к общему богатству и за все плохое отвечаем равно.

В.Щ.: конечно, есть народы, которые живут в собственных ментальных формах (японцы гораздо менее пластичны, чем русские). О Пушкине говорили: так, как он изобразил испанский характер, могли бы изобразить только испанцы.

СК: можно сказать кое-что, да. Но даже чувство, что мы проникнем в этот дух до конца, и ничего нового нам не откроется. Я с этим сталкивался.

ВЩ: Здесь и конфликта быть не может. моя позиция сводится к следующему: нет таких народов, где бли бы ментальные черты, которых нет у друих народов, но степень концентрации и системное единство у них свое.

Вот у нас нет упорядоченности. Милов: о сельском хозяйстве и страде, авральный характер работы.

Мы не можем не быть русскими. Мы пропитаны этими культурными, социальными, политическими и т.д. условиями, так что иной раз нас иностранц воспринмают как чудовищ: мы не можем осмыслить великие ценноости западной културы. Оценить-то можем, но не быть собой не можем. Разлом произошел по живому телу России (Украина). А нас уже объявляют недочеловеками, создают мифологемы. А мы оказались способны выиграть ВМВ, алечить эти раны, а что до трудостй и проблем – так российская жизнь такая, нам тркдно рационалиировать ее и пространства, но они наши, и мы умеем ими распорядиться.

Но роль культуры в том, чтобы сгладить противоречия социально-экономического, политического, военного характера. Мы должны восполнять за счет анализа…

СК: не анализ, общение! Надо общаться с народом, анализ потом.

ВЩ: да, нам нужно обеспечить культурное общение с народами Запада, которым мы обязаны и рационализмом, и художественными стилями и тд. И нашим культурным интезом. Русский народ находится на границе цивилизаций, с этим связаны его большие страдания (до италии волна кочевников дотянулась только один раз, когда произошло крушение римско империи, а нас выковала постоянная критическая ситуация, наши менталитет, живучий, сильнвц, гибкий, мощный. Но мы его никогда никому не навязываем, но пусть и представители других культур поймут.

СК: позвольте что-то сказать. В России не хватает россики Италии, Франции. Когда говорите о страдании – и нас били. Страдания знает каждый народ. Извините, что полемически завершаю беседу, но я впервые на Гост.дворе услышал сообщение на английском. В 1812 г российская армия УНИЧТОЖИЛА французов, несмотря на расстановку сил.

ВЩ: я отнюдь не радовался ситуации СССР как осажденной крепости. Но на западе есть и другое. Можно смотреть положительно.

Мы видим кругом войны, бомбы рвутся у наших исторических границ. Это делает менее всего итальнское правительство, ради бога, я в курсе дела. Но милитаристские круги в Америки очень бы хотели разобщить русский народ. Что там говорить: итальинистика, русистика, речь идет о выживании народов. Надо смягчить сложные ситуации с современными разломами. 1 путь: гуманизм.

Пока мы видим уход очень многих наших регионов, но даже здесь нельзя доустить никакоготраздробления славянсокого мира и войны России и Украины, как и любой другой вйны, но когда начинают теснить миллионы русских в прибалтике… хоелось бы забыть про русских там, но забыть не можем, вот в чем все дело. У итальянце тоже была сложная этнческая история (Гарибальди, ВМВ), но это небольшая страна, это не регион, как Россия

СК: нас столько же, сколько вас. Предлагаю обсуждать историю не только с российской точки зрения. ВМВ в России трезво не обсуждают.

Тема для меня: Убей немца в разрезе русского менталитета