Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ХПЗС 2013 / Ускоренное / Заочное 2012 / Апарова. Суды и судебный процесс Великобритании. Англия, Уэльс, Шотландия 1996.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
1.17 Mб
Скачать

Часть II шотландия

§ 1. История шотландского права

Правовая система Великобритании, как известно, неоднородна. Когда мы говорим о влиянии английского права на страны так называемой англосаксонской группы, мы имеем в виду.тот правопорядок, который во всем историческом своеобразии сложился и продолжает существовать в Англии и Уэльсе. Между тем в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии входят регионы с достаточно отличающимися от Англии и Уэльса судебными системами. В этом отношении уникальным конституционным феноменом внутри унитарного государства является Шотландия. Хотя в течение двух с лишним столетий после объединения с Англией по Унии 1707 г. Шотландия управляется английским правительством и парламентом и, естественно, подвергается прямому влиянию общей политики Великобритании (в том числе и на правовую систему), ее право сохраняет и до наших дней относительную самостоятельность. Не каждый английский юрист даже сегодня осведомлен в шотландском "праве, в силу, как представляется, обособленности системы юридического образования и достаточно замкнутой организации работы юридических профессий. Шотландская правовая система, как и английская, складывалась в процессе длительной эволюции. Однако различие исторических факторов, влиявших на государственное формирование Шотландии и Англии, привело к тому, что их правовые системы отличаются друг от друга.

Вплоть до XVII века Шотландия оставалась отсталой и бедной страной, неоднородной экономически, раздираемой политической и религиозной борьбой, феодальной междоусобицей, войнами с Англией и политическими интригами с Францией. В то же время расположенная на севере Британии и не отделен-

122

ная от Англии прочной естественной границей, кроме небольшого равнинного пространства, называвшегося "вересковой пустошью", Шотландия не могла не подвергаться английскому влиянию. Шотландские короли довольно рано восприняли те институты, которые способствовали централизации их власти. Так в Шотландии появились аналогичные английским разъездные судьи (шерифы и юстициарии), институт присяжных, а затем единые центральные королевские суды.

Профранцузская правовая ориентация, начавшаяся после "войн за независимость" с Англией (1298 — 1326 гг.) выразилась в том, что юристы Шотландии обратились к римскому праву. До XV века в Шотландии не было своих университетов, поэтому будущие юристы отправлялись в университеты Франции, Германии, Нидерландов, где изучали главным образом римское право, которое в те времена играло роль "общего права" Шотландии. До настоящего времени сохранилось его влияние в отдельных институтах гражданского права, в правовой терминологии, в деление права на публичное и частное. В то же время шотландские суды полностью восприняли английскую прецедентную систему. Право Шотландии никогда не было кодифицировано, а складывалось с самого начала из судебных решений шерифов и юстициариев. Однако шотландский метод толкования норм права ближе к континентальному, чем к англосаксонскому. В Шотландии, как в системах, основанных на римском праве, конкретные правовые вопросы выводятся из общего принципа, в то время как в странах англосаксонской системы, наоборот, судьи формулируют общий принцип, выводя его из конкретных случаев. Касаясь этого различия, шотландский юрист Купер писал: "Цивилисты относятся к правовой норме с точки зрения ее политического и рационального значения, а юристы "общего права" — с позиции происхождения нормы..."* Наконец, сравнивая английское и шотландское право в их историческом развитии, надо отметить три основных фактора: а) в отличие от Англии в Шотландии не было дуализма гражданского права в виде параллельной "общему праву" системы норм "права справедливости"; б) в Шотландии не получили развития исковые приказы, как это было в Англии; в) идея публичного обвинения в Шотландии вылилась в конкретную форму четко организованной службы государственного уголовного преследования.

Не следует считать, однако, что все, что не совпадает с английскими институтами и нормами, было воспринято от рим-

* Lord Cooper. The Common and civil law. —A Scot's View. — "Harv. L R.", 1950, v. 63, p. 468.

123

ского или континентально права. Шотландская правовая система, отличаясь от английской, не копирует и континентальную. Независимо от двойного влияния, она сохранила свои национальные особенности и обычаи, сложившиеся-в результате самостоятельного исторического развития. Именно таким путем, как представляется, сформировалась система судов Шотландии и судебный процесс, которые, главным образом, и дают основания говорить о самостоятельности шотландской правовой системы.

Эта самостоятельность сегодня, безусловно, относительна, поскольку после Унии 1707 г. начался процесс ассимиляции посредством проникновения английских норм в право Шотландии. Когда в результате промышленного переворота XVIII века в Великобритании стали активно развиваться буржуазные отношения, этот процесс захватил и Шотландию, превратившуюся в индустриальный регион Великобритании. Интересы шотландской и английской буржуазии совпадали, а следовательно, совпадало регулирование новых правоотношений. В связи с этим появились общие нормы в области коммерческого, торгового, фабричного, страхового, налогового и пр. законодательства.

Между тем судебная система Шотландии сохранилась, и это было одно из условий Закона об Унии. Ее независимость была гарантирована обещанием того, что никакие иски, возбуждаемые в Шотландии, не должны рассматриваться в суде канцлера, королевской скамьи, общих тяжб или в каком-либо ином из Вестминстерских судов и что ни названные, ни иные суды после Унии не будут иметь права расследовать, отменять или изменять действия или решения шотландских судов или останавливать их исполнение. Это условие действует и до сегодняшнего дня и позволяет рассматривать структуру и методы органов правосудия Шотландии изолировано от Англии. Данное обстоятельство, однако, не исключало и сейчас не исключает процесса ассимиляции, притом не только в сферах общего правового урегулирования, о которых говорилось выше, но и в целом ряде других. Уже в 1709 г. палата лордов, которая не считается "Вестминстерским судом" рассмотрела апелляцию на решение Сессионного суда, — высшей судебной инстанции Шотландии по гражданским делам. Таким образом был установлен прецедент, что окончательной апелляционной инстанцией для судов гражданско-правовой юрисдикции Шотландии является палата лордов. Хотя со временем установилась практика рассмотрения шотландских апелляций с учас-

124

тием шотландских пэров, большинство лордов-юристов были специалистами в английском праве и создавали своими решениями прецеденты, обязательные для судов Шотландии, нередко без учета особенностей шотландского права и даже шотландской терминологии. Другой путь ассимиляции шел через парламентское законодательство.

Представляет интерес, однако, что при безусловной тенденции к унификации правовых норм, особенно заметной в последние десятилетия, британский парламент не посягает на традиционную структуру судов Шотландии и некоторые правовые институты. И даже наоборот, некоторые из них, свойственные континентальным моделям, заимствуются. Это относится, прежде всего, к институту государственных обвинителей, который с 1986 г. Стал вводиться в Англии и Уэльсе.

Что касается не менее заметной централизации управления судами, то она успешно осуществляется британским правительством через государственного секретаря по делам Шотландии и ведомство лорда-адвоката.