Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
диплом мой 1.docx
Скачиваний:
27
Добавлен:
29.02.2016
Размер:
159.74 Кб
Скачать

Раздел 2.Специальный раздел. (Собственные исследования)

2.1. Аналитический обзор. (Обзор литературы).

СТРЕСС ССЫЛКУ

В.С. Джумаков для оценки стрессчувствительности свиней предложил галатановую пробу поросятам в возрасте 3 - 12 недель. Им дают наркоз с помощью маски, в которой находится смесь (92 - 98 % кислорода и 2 - 6 % галатана). Время обработки 5 минут. Через несколько минут наступает стрессовое состояние, о котором судят по напряжению мышц. У стрессустойчивых мышечная напряженность проходит через 7 минут у стрессчувствительных - до 45 минут.[3]

По данным в Германии встречаемости положительной галатановой пробы составляет у свиней породы пьетрен и бельгийский ландрас с более 40%, немецкий ландрас - около 10%. [4]

По данным в университете Парадью (США) сравнивали воспроизводительную способность ранее выявленных стрессчувствительных и стрессустойчивых свинок по первому опоросу. Установлено, что состояние стрессчувствительности на 20- 30% снижает оплодотворяемость, на 1- 1,5 поросенка - многоплодие и сокращает число поросят в помете к отъему на 1,2- 1,7 голов. [16]

При внутривенной инъекции 50% суспензии эритроцитов с антигеном Ас системы А групп крови свиньям, имеющим в крови естественные неполные анти - Ас антитела, у некоторых возникает шок (легкой степени), по наличию его делят на стресспредрасположенных и стрессустойчивых. Этот метод безопасен для здоровых животных и его можно использовать для распределения взрослых свиней. [16]

В 1936 г. канадский ученый Г. Селье ввел понятие "стресс" (от англ. Stress - напряжение). Под стрессом или общим адаптивным синдромом, он понимал состояние, в котором оказывается организм под воздействием различных факторов окружающей среды, а факторы, способные вызывать однородные ответные реакции организма, назвал стрессорами (или стресс-факторами).

Сущность возникающих в организме изменений, при стрессе, тождественна, поэтому Г. Селье и назвал их специфическим синдромом. В процессе своих исследований он обратил внимание на то, что любые воздействия различные по силе и природе. [8]

И.А. Мозгов, известны несколько способов определения стрессовой чувствительности свиней. Наиболее распространенным является способ, предусматривающий применение в разных вариантах галотановой пробы. Сущность способа состоит в том, что поросятам в возрасте 3-12 недель применяют наркотический газ галотан (фторотан, 1-трифтор-2-хлор-2-бромэтан) с помощью маски, в форме газовой смеси, состоящей из 94-98% кислорода и 2-6% галотана. Продолжительность обработки поросят при концентрации галотана 5-6% 1мин, 2-3% 3-5мин. После вдыхания газа у животных наступает стрессовое состояние, о степени которого судят по напряжению скелетных мышц. По мнению С.И. Плященко и В.Т. Сидорова (1987) этот способ имеет целый ряд существенных недостатков. Во-первых, галотановую пробу применяют только на молодняке до трех месяцев и нельзя использовать при определении реактивности животных на слабые по силе и непродолжительно действующие стрессоры. Во-вторых, при нарушении техники безопасности применяемое вещество наносит вред здоровью людей, работающих с ним. Кроме этого, отход из числа положительно реагирующих животных довольно высок и составляет 3%. В-третьих, галотан сравнительно дорогой наркотик и представляет для производства большой дефицит.

Известен способ оценки стрессовой чувствительности путем определения уровня концентрации в крови фермента креатинфосфокиназы (КФК). У свиней, устойчивых к стрессовым воздействиям, установлена более низкая концентрация КФК. У чувствительных - уровень концентрации КФК в крови в 10 раз выше (С.И. Плященко, В.Т. Сидоров, 1987). [33]

Опубликован способ, разработанный Ю. Д. Романовым и Л.В. Тращенковой (1983). Суть способа заключается в том, что для определения стрессовой чувствительности у свиней используется неспецифическая реакция организма животных - посттрансфузионного иммунологического шока после введения определенной дозы 50%-ной суспензии эритроцитов доноров с антигеном Ас на строме. Способ выполнения путем внутривенного введения 50%-ной суспензии эритроцитов с антигеном Ас системы А группы крови свиньям, имеющим в крови естественные неполные анти-Ас антитела, при этом у некоторых животных возникает посттрансфузионный иммунологический шок легкой степени, по его наличию или отсутствию животных подразделяют на стресспредрасположенных и стрессустойчивых. По мнению авторов, этот способ имеет некоторые преимущества перед галотановой пробой, так как обладает большой достоверностью, безопасен для здоровья животных и может применяться на взрослых свиньях. .[29]

По нашему мнению, все перечисленные способы имеют большую трудоемкость, сложны в исполнении и требуют группу квалифицированных исполнителей численностью не менее трех человек. Например, в промышленном комплексе производительностью 108 тыс. свиней в год ежегодно для замены 40% выбракованных маток поступает 4000-4500 ремонтных свинок (Ю.К. Свечин, Л.И, Смирнов, Г.В. Голубев, 1985). Для определения у них стрессовой чувствительности любым вышеописанным способом потребуется 168 рабочих смен - 4000 голов x 20 мин (минимальное время, затрачиваемое на одно животное)/60 мин/8 часов=168. В связи с этим применение их на крупных фермах и комплексах является сложным делом.

Наиболее близким техническим решением является способ определения стрессчувствительности свиней, разработанный А.И. Кузнецовым и Ф.А. Сунагатуллиным, который позволяет в условиях промышленной технологии и крупных свиноферм быстро отселекционировать маточное поголовье по этому признаку.

В основу этого метода определения стрессовой чувствительности животных взят принцип локального адаптационного синдрома (ЛАС). Авторы этого метода предлагают для оценки стрессовой чувствительности применить в качестве раздражителя скипидар, который при внутрикожном введении вызывает яркий локальный адаптационный синдром в форме асептического воспаления участка кожи и окружающих тканей.

По мнению ученых, этот способ имеет несколько недостатков, которые связаны, прежде всего, с выбором раздражителя, т.е. скипидара. Во-первых, при попадании на кожу скипидар оказывает раздражающее действие, сопровождающееся гиперемией и жжением. При длительном воздействии возможно воспаление с поверхностным некрозом. Во-вторых, в крови препарат повышает рефлекторную возбудимость, раздражает кроветворные органы, ведет к усиленному распаду белков и уменьшению резервной щелочности крови, усиливает дыхание и незначительно повышает кровяное давление (И.А. Мозгов, 1985). В-третьих, существует противопоказания препарата, его не назначают убойным животным, т.к. мясо приобретает неприятный запах. В-четвертых, при хранении скипидар окисляется и озонируется, превращаясь в озонированный скипидар, который не используется. В-пятых, этот препарат очень трудно приобрести в связи с нехваткой его в магазинах и аптеках.

Целью предложенного способа является снижение материальных затрат и использование более доступного препарата, который приносит меньше беспокойств животным при определении стрессовой чувствительности свиней.

В основу реализации поставленной цели был взят тот же принцип локального адаптационного синдрома, но в качестве дозируемого раздражителя мы выбрали раствор формалина (40% формальдегид), который широко используется в ветеринарной практике в разных формах с лечебной и профилактической целью (И.А. Мозгов, 1985). Этот препарат имеет ряд преимуществ перед скипидаром.

Во-первых, помимо того, что формалин встречается в растениях в составе эфирных масел, он в значительных количествах имеется и в животном организме как промежуточный продукт распада органических веществ (при окислении спиртов), т.к. при парентеральном введении этот препарат легче переносится животными.

Во-вторых, действие формалина на организм вначале вяжущее, а затем только раздражающее, т. е. этот препарат при попадании на кожу приносит меньше беспокойств животным, чем скипидар, при попадании которого возникает жжение.

В-третьих, в результате быстрого взаимодействия с органическими веществами формалин мало резорбируется и поэтому обеззараживающее действие проявляет только на поверхности обрабатываемых объектов.

В-четвертых, действие препарата непродолжительное, т.к. в крови и в тканях формалин быстро окисляется в муравьиную кислоту, частично превращается в гексаметилентетрамин и в виде этих соединений выводится почками, действуя при этом антисептически.

В-пятых, т. к. формалин - это водный раствор формальдегида, содержащий метиловый спирт (4-12%) и муравьиную кислоту (0,02-0,04%), которые предохраняют формальдегид от полимеризации (т.е. помутнение, образование осадка параформальдегида), поэтому формалин долго хранится (до 10 лет).

В-шестых, формалин (40% формальдегид) всегда имеется в наличии в аптеках и по линии зооветснаба. Причем стоимость раствора формалина составляет 4 рубля за 1 кг, а стоимость скипидара 40 рублей за 1 кг.

В-седьмых, этот препарат легко дозируется, обладает сильными асептическими свойствами, использование раствора формалина предотвращает распространение инфекции и не требует обработки места инъекции; удобен для применения с помощью безыгольных инъекторов-автоматов.

При внутрикожном введении раствор формалина вызывает яркий локальный адаптационный синдром в форме асептического воспаления участка кожи и окружающих тканей. [19]

Н.Меклером, установлено, что многоплодие свиноматок влияет на их молочность, при этом не снижается масса гнезда, следовательно и масса одного поросенка, но на сохранность влияют не собственно продуктивные качества, а абиотические факторы окружающей среды. [16]

И.В.Молоканова (2001), А.И.Кузнецов, Е.Л.Горбунова (2003), Н.В.Хусаинова (2004). Стресс является одной из актуальнейших проблем в интенсивном свиноводстве. По мере интенсификации производства свинины актуальность ее возрастает, что обусловлено многими причинами. Специализация и концентрация животноводства, безвыгульное и безвыпасное содержание животных, сопровождающие научно-техническую революцию в сельском хозяйстве, привели не только к увеличению количества стресс-факторов, но и к тому, что многие звенья технологии выращивания и содержания свиней пришли в противоречие с физиологическими особенностями, возникшими и закрепившимися в процессе эволюции. На современном промышленном комплексе животное находится под воздействием во много раз больших стрессовых факторов, чем его предки Давит не только пресс искусственной окружающей среды, но и «социальный». [28]

В.Д.Кабанов, индустриализация, приведшая к утрате естественности окружающей среды, использование в сельском хозяйстве интенсивных технологий, вызвавших загрязнение окружающей среды и попадание в организм чужеродных веществ; повышение уровня социальных взаимоотношений при большом скоплении животных; изменение характера осеменения; механизация производственных процессов исключили возможность реализации естественных потребностей в физической активности, ежедневного поддержания физической силы; развитие кормоперерабатывающей индустрии привнесло изменения в характер пищеварения. Перечисленные факторы изменяют функциональное состояние жизненно важных систем организма, приводят к перенапряжению их функций, развитию стрессового состояния и, как следствие, к возникновению различных функциональных нарушений. [21]

Несмотря на незначительное улучшение породного состава, широкое внедрение гибридизации, специальных комбикормов для каждой половозрастной группы, строгое соблюдение ветеринарно-санитарных правил, продуктивность свиноматок за последние 20 лет продолжает оставаться относительно низкой и составляет 40-60% их потенциальных возможностей. [2] Основная масса маточного поголовья выбраковывается вынужденно, до наступления максимальной продуктивности и достижения рентабельности (И.К.Варфоломеев, В.В. Александров, В.И. Силкин, 1972; А.П.Макрушин, 1973; А.П.Макрушин, 1974; А.Павлов, 1978; А.Т.Воронов, 1979; А.И.Кузнецов, Г.А.Ручкина, 2002; Ю.Г. Исаев, А.И. Кузнецов, 2004).

А.И.Кузнецовым, установлено, что в условиях промышленных комплексов и свиноферм из числа имеющегося маточного поголовья только 47-50 % способны в течение лактационного периода выкормить от 9 до 10 поросят; 14-16% от 7 до 8; и 34-39% – от 4 до 6 поросят. Следовательно, более 30% свиноматок проявляют низкие материнские качества, что обусловливает к периоду отъема возникновение у 20-22% поросят постнатальной незрелости. [7]

Ф.И. Фурдуй, С.Х. Хардайлиу, Е.И. Штрибру, на фоне снижения потерь в свиноводстве от инфекционных и инвазионных заболеваний резко повышается ущерб от вредных последствий стресса, функциональных нарушений и незаразных болезней, на долю которых в отдельных промышленных комплексах приходится до 90 % общей заболеваемости.

С.И. Плященко, В.Т. Сидоров, главной причиной, сокращающей сроки использования высокопродуктив­ных животных, является то, что способы содержания сельскохозяйственных животных в промышленных комплексах вступили в противоречие со сложившимися в ходе эволюции физиологическими особенностями животных. Это вызывает перенапряжение функций отдельных органов и систем и развитие стресса. Содержание животных в промышленных комплексах в условиях постоянного стрессирования приводит к тому, что стресс становится патогенетической основой развития функциональных нарушений и незаразных заболеваний. [17]

Несовершенство промышленной технологии состоит ещё и в том, что из-за стремления к более высокой производительности труда и рентабельности капиталовложений животных размещают скученно на ограниченных пло­щадях. Это создает определенные удобства при их обслуживании, но умен­ьшает возможность адаптации животных к условиям содержания. При круп­ногрупповом содержании удовлетворяются потребности животных стан­дартных средних вариантов; потребности животных плюс-минус-вариантов не удовлетворяются. Индивидуальный подход и обслуживание в условиях про­мышленного животноводства неприемлем. Поэтому в промышленных ком­плексах и крупных свинофермах в одинаково неблагоприятные условия поставлены животные, как с худшими, так и с лучшими продуктивными качествами по сравнению с при­нятыми по технологии средними стандартами. В связи с этим, одной из важнейших задач, в целях обеспечения максимальной реализации генетичес­кого потенциала является формирование производственных групп животных строго унифицированных по набору физиологических признаков. Одним из объективных признаков является стрессовая чувствительность свиней. Степень стрессовой чувствительности животных обусловливает их скорость роста, развития, уровень молочной и воспроизводительной функций. [34]

По данным Л.Тимофеева, признак стрессовой устойчивости передается по наследству в размере 77,8 %.

И.Мазгаровым, установлено, что у стрессоустойчивых свиноматок молочная продуктивность несколько выше, чем у стрессчувствительных и возрастает оно у них до 3-й лактации включительно, затем постепенно снижается и уже в период 5-й лактации уровень молочности у них оказывается ниже, чем у стрессчувствительных. Причем начиная с 6-й лактации эта разница исчезает. [19]