Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Сексуальная и семейная психотерапия

.pdf
Скачиваний:
141
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
2.42 Mб
Скачать

чествах, которые исключают для них возможность установления дружеских или лю­ бовных отношений. Причем подобные отношения нередко нужны им прежде всего для ликвидации страха покинутости. В то же время из опасений быть отвергнутыми пациенты предпочитают проводить время дома, поскольку другое времяпровожде­ ние им «неинтересно» или им «никуда не хочется ходить в одиночку».

Психологическая коррекция заключается прежде всего в осознании болезненно вытесненной потребности в общении, переключении внимания с состояния на ситу­ ацию одиночества и поиск ее психологических причин. Чтобы активизировать жизнь пациента и получить материал для терапевтической работы, следует составить вме­ сте с ним поэтапный план расширения круга его общения, с этой целью уже на пер­ вом этапе можно применить терапию публичным досугом.

Важно также актуализировать положительные качества пациента на основе вос­ поминаний о его удачном прошлом опыте близких отношений. Пациенту помогают пересмотреть допущения типа: «Чтобы иметь друзей, надо быть красивым, весе­ лым, умным». В процессе беседы пациент осознает, что сам при выборе друга не настаивал бы на таких качествах, следовательно, не стоит приписывать подобные требования и другим. При выраженном недовольстве своей внешностью часто по­ могает коррекции определенных особенностей фигуры - например, за счет диеты, физических упражнений, пребывания на свежем воздухе. В некоторых случаях необ­ ходимо мотивировать обращение к стоматологу, окулисту, косметологу.

2-я стадия - случайные дружеские связи. Пациенты испытывают страх перед собственной социализацией, опасаются растеряться в ситуации общения, потерять контроль или получить психотравму, боятся «плохо выглядеть», получить плохую оцен­ ку. Осознанию необоснованности подобных ожиданий способствуют такие вопросы, как: «Каковы доказательства того, что за вами все наблюдают, постоянно оценива­ ют? Отвергнете ли вы сами того, кто проявил неловкость, оступился в социальном плане?»

Для снижения уровня социальной тревоги с пациентом проигрывают ситуации общения, подчеркивая его коммуникативные возможности. Кроме того, ему реко­ мендуют во время общения переключать внимание с себя на партнера. При недоста­ точном развитии социальных навыков совместно с пациентом следует разработать программу тренинга, которая реализуется в ходе ролевых игр с терапевтом, обеспе­ чивающим обратную связь, и «домашних заданий» с последующим их анализом. В работе с шизоидными личностями необходимо показать роль идиосинкразического характера их мышления в трудностях взаимоотношения с окружающими.'предложить внимательнее слушать собеседника. Оживлению эмоционального компонента поведения способствует тренинг сексуальности.

Лица с паранойяльной акцентуацией характера отличаются недоверчивостью, подозрительностью, они заранее убеждены, что все люди являются эгоистами, ма­ нипуляторами. Пациента полезно попросить рассказать о таких людях, предложить «испытать» знакомых на этот счет. В процессе работы пациента неоднократно спра-

120 Психологическое... МоеСлово.ру

шивают, может ли он сейчас доверять терапевту, и если нет, то почему. Подобная тактика позволяет выявить негативные интерпретации действий терапевта и их не­ адаптивный характер, повышает доверие к терапевту и другим людям.

3-я стадия - взаимное самораскрытие. Пациенты стеснительны, считают, что люди не способны понять и отвергли бы их, если бы узнали об их слабостях и «по­ стыдных тайнах». Они убеждены, что не имеют права «взваливать собственные про­ блемы на других». Первый шаг к налаживанию интимных взаимоотношений состоит в повышении доверия к другому. Задача терапевта - поощрить пациента открыться перед потенциальным другом, который ищет сближения. С пациентом разыгрывают ситуацию, в которой терапевт играет роль пациента, а тот - друга. Терапевт «рас­ крывает» некоторые тайны пациента, последний слушает его и откликается на дове­ рие, испытывая не желание отвергнуть партнера, а понимание и сочувствие. В ре­ зультате пациент делает вывод, что его страхи необоснованны, другие люди похожи на него и могут понять и разделить его проблемы, а самораскрытие повышает ин­ тимность взаимоотношений.

4-я стадия - встреча потенциального интимного партнера. Пациенты обычно считают, что «им не везет», поскольку они не смогли встретить «подходящего чело­ века». После успешного установления доверительных отношений с другом, проявив­ шим инициативу, возникает проблема самостоятельного выбора партнера. Совмес­ тно с пациентом терапевт разрабатывает различные способы знакомств: контакты со старыми приятелями, просьба к посредникам устроить свидание, сближение с сотрудниками или соседями, вступление в организацию с подходящими для пациен­ та интересами, выполнение функций свободного одинокого человека, «открытого» для выбора.

Пациенты испытывают страх быть отвергнутыми при знакомстве, поэтому им рекомендуют чаще встречаться с людьми, пытаться лучше понять их - возможно, они принимают знаки внимания пациента и являются подходящими личностями для углубления знакомства. В ряде случаев выбор пациента ограничивается сложившимся стереотипом прошлых неудачных отношений, причем, несмотря на неудачу, его попрежнему привлекают люди, заведомо не соответствующие его потребностям: жес­ токие, отвергающие, возбудимые или чрезмерно зависимые. Необходимо иденти­ фицировать данный тип людей, помочь пациенту осознать перспективу: стойкие не­ гативные эмоции перевесят пылкое увлечение.

5-я стадия - углубляющаяся близость. Пациенты, отвергнутые в сфере интим­ ных отношений, нередко избегают сексуальных контактов. Они испытывают чувство вины («сами заслужили такое отношение»), полны горечи и разочарования в челове­ ке, которому доверяли и который причинил им такую боль. Некоторые объясняют разрыв несовместимостью характеров или личностными (моральными) изменения­ ми партнера, сделавшими невозможным дальнейший союз с ним.

Необходимо помочь пациенту взглянуть на связь в ином аспекте. Если сохраня­ ется уверенность в своей ошибке - предложить изменить поведение таким обра-

Психологическое... МоеСлово.ру 121

зом, чтобы не повторять ее. Пациента следует отучить судить о будущем только на основе своего прошлого, тогда риск остаться одному выглядит по-другому. У паци­ ентов, обеспокоенных вопросами секса, обычно наблюдается опасение оказаться несостоятельными любовниками. Необходимо помочь им пересмотреть отношение к близости как к спектаклю или экзамену. Смысл сексуальных отношений не во вза­ имной оценке, а в возможности получать и давать наслаждение. Давать, между про­ чим, и признанием того, как много получил. Осознанию неадаптивных установок в данной сфере служит просьба терапевта привести альтернативное объяснение по поводу того, почему кто-то не сумел вовремя откликнуться на сексуальный призыв пациента. Поощряется откровенность в выражениях сексуальных переживаний, что уменьшает чувство изолированности и стимулирует гедонистические, жизнеутверж­ дающие тенденции.

6-я стадия - долгосрочные эмоциональные обязательства. Пациенты нуждают­ ся в стабильности имеющихся интимных отношений, в то же время испытывают тре­ вогу по поводу взятия на себя эмоциональных обязательств. На определенном этапе отношений появляется страх, что они пойманы в ловушку, возникает опасение взять на себя обязательство перед партнером. Они напуганы, что не смогут ответить вза­ имностью на любовь, и боятся, что потеряют свою свободу, свою индивидуальность, если сойдутся слишком близко. Следует убедить пациента, что идеал равных обяза­ тельств и полной взаимности достигается на поздних стадиях союза. Никто не обя­ зан соответствовать требованиям другого. О степени интимности и зависимости, о свободе и обязательствах во времени можно и нужно договариваться при условиях доброжелательности и взаимного доверия партнеров. Некоторые пациенты ведут себя с партнером в интимно-психологической сфере излишне пассивно, не открыва­ ют своих негативных чувств. Они высказываются следующим образом: «Если я по­ давлен, это, должно быть, моя вина», «Если я упрекну его в этом, он меня бросит» и т. п. Не давая партнеру обратной связи, пациенты в то же время убеждены, что он должен и так догадываться, чего они хотят, и, следовательно, сознательно обижает их. Так напряженное молчание переходит в непонятные вспышки обиды и гнева с последующими самоупреками.

В процессе терапии пациент осознает, что имеет право высказывать свои жела­ ния без страха отвержения, начинает относиться к выражениям неудовлетвореннос­ ти, критики и гнева как к нормальному компоненту долгосрочных отношений, а не как к сигналу разрыва. В ряде случаев имеет смысл «прорепетировать» конструктив­ ное разрешение скрытого межличностного конфликта. У пациентов с конформной акцентуацией характера - строгих, бескомпромиссных, упрямых, требовательных и морализующих - часто наблюдаются нереалистические установки в коммуникатив­ ной сфере. Они считают, что заставляют других делать только то, что «любой посчи­ тал бы правильным». Разочаровываясь в партнере, испытывают обиду и гнев. На стадии влюбленности они могут не замечать «слабостей» партнера или ожидать его «исправления» в будущем. Затем начинают критиковать его, придираться, обвинять

122 Психологическое... МоеСлово.ру

в упрямстве. Такие пациенты верят в абсолютные стандарты «правильного» и «не­ правильного», нетерпимы к иным взглядам. Они не могут и не собираются приспо­ собиться к партнеру, а требуют этого от него, обвиняют его в разрыве: «Лучше оди­ ночество, чем мириться с недостатками партнера». Задача терапевта - показать, что «абсолютные» стандарты очень редко совпадают, каждый человек имеет право жить по своему вкусу. Терпимое отношение и принятие точки зрения других людей выгоднее, чем постоянная требовательность, которая как раз и приводит к разруше­ нию отношений и одиночеству. Некоторые особенности их партнеров, которые паци­ ент расценивает как недостатки, - разумная цена, ее можно заплатить, чтобы дос­ тичь близости и сохранить хорошие отношения.

Психологическое... МоеСлово.ру

Психологическое... МоеСлово.ру

Часть II. СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

Психологическое... МоеСлово.ру

Психологическое... МоеСлово.ру

г

Глава 5. СЕМЕЙНАЯ ДИАГНОСТИКА

Дисфункциональные семьи делят на 5 типов:

1.Дезинтегрированные - эмоционально безразличные или сдержанные.

2.Напряженно диссоциированные - с постоянными конфликтами.

3.Корпоративные - нормативные, меркантильные.

4.Симбиотические - с жесткими внешними и слабыми внутренними границами.

5.Гиперпротективные - с подавляющим, опекающим или непоследовательным лидером.

Диагностика используется прежде всего для установления показаний и проти­ вопоказаний к применению семейной терапии вообще и той или иной ее формы в частности. Диагностика сопровождает терапевтический процесс на всех его этапах и определяет выбор техник семейной терапии. Другой особенностью семейной диаг­ ностики является ее «стереоскопический» характер: семья «глазами ребенка», «гла­ зами родителей», «глазами психотерапевта». Методы диагностики, применяемые в семейной терапии, можно разделить на шесть категорий: образный подход, социо­ метрический, структурный, поведенческий, проблемный и эклектический.

5.1. Образный подход

Образы, а также фантазии, сновидения и метафоры тесно связаны с проектив- но-экспрессивной стороной человеческого поведения. Выделяют четыре формы про­ екции:

1.ассоциативная - правополушарная реакция на анекдот, притчу, ассоциативный тест и т. п. стимуляцию со стороны психотерапевта;

2.конструктивная - семья лепит семейную скульптуру, рисует на тему «Наша се­ мья», пишет сценарий ссоры;

3.завершение - завершить незаконченное предложение, придумать конец исто­ рии;

4.экспрессивная - выразить себя в игре, в искусстве, написании историй.

Вкачестве базисной проективной техники используется метод А. Адлера «Вос­ поминания» для оценки жизненного стиля клиента в контексте его социального окру­ жения. Члена семьи просят вспомнить возможно более раннее семейное событие и

Психологическое... МоеСлово.ру 127

описать его, как будто оно происходит сейчас; затем предлагают проинтерпретиро­ вать свои воспоминания. Терапевт оценивает характеристики жизненных стилей кли­ ентов, сходство и различие их потребностей и ожиданий. В. Руле (1992) дает паци­ енту следующую инструкцию:

Старайтесь быть как можно более конкретным Не давайте «обзоров», т. е. воспоминаний о случаях, которые повторялись много раз.

Не отказывайтесь давать воспоминание, даже если вы не абсолютно уверены, что это

действительно случилось с вами.

Включайте все, что помните, даже то, что кажется незначительным. Описывайте чувства, даже если они противоречивы.

Называйте имена присутствующих в воспоминании людей. Опишите наиболее яркую часть.

Опишите то, что случилось до и после этого, и чувства, которые в это время возникали. Попытайтесь высказать догадку по поводу цели своего поведения.

Андерсон и Мало (1976) описали процедуру «Семейные фотографии» (про­ смотр семейных фотографий вместе с терапевтом), которая стимулирует воспо­ минания при сопротивлении терапии и облегчает вскрытие конфликтов в таких областях, как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские и женские роли, разочарование, жизненные цели. Обращается внимание на очередность представ­ ления фотографий, скорость их показа, реакцию членов семьи на их предъявле­ ние, поведение во время всей процедуры. Терапевт задает вопросы по поводу изображенного на фотографиях: кто эти люди, что происходило во время съемок, каково было настроение семьи в этот день, кто делал этот снимок, что произошло после съемки, что можно рассказать об этой комнате, почему люди на снимке одеты именно так?

Работа со сновидениями включает 4 варианта:

1.сравнение интерпретаций сновидения члена семьи им самим и остальными;

2.каждый член семьи определяет для себя значение продукции сновидца;

3.члены семьи рассказывают друг другу о различных снах, в том числе собствен­ ных, работают над их смыслом и своими ассоциациями;

4.терапевт предлагает ребенку нарисовать свой «плохой» сон.

Сны можно использовать в исследовании следующих проблем: «запутанность» семейных подсистем, супружеские и детско-родительские конфликты, взаимоотно­ шения между братьями и сестрами, семейные альянсы, переход семьи на новый ци»л своего развития, ролевые ожидания, разводы, подавленные чувства гнева, горя, вины, зависимость, психосоматика.

«Если бы я был...» По Эстер Коунисберг терапевт произносит эти слова, добав­ ляя в качестве метафоры какой-либо неодушевленный предмет, а члены семьи за­ канчивают предложение. В ходе этой процедуры можно понять, как члены семьи

128 Психологическое... МоеСлово.ру

г

воспринимают друг друга, насколько их образы соответствуют реальности и какую реакцию вызывают у партнеров.

«Семейное кукольное интервью» по Бингу используется в работе, когда иденти­ фицированному (выделенному семьей) пациенту исполнилось 5-12 лет или при вы­ раженной защитной интеллектуализации клиентов. Члены семьи выбирают в ящике понравившиеся им куклы, одевающиеся на руку. Играют с ними, разыгрывают при­ думанную историю, затем дают ассоциации на нее в связи с реальной внутрисемей­ ной ситуацией.

Дж. Алан (1988) рекомендует расположить на отдельных полках в кабинете сле­ дующие наборы игрушек:

1.Люди: фигурки мужчин и женщин примерно одного размера (желательно, чтобы

унекоторых из них были атрибуты, указывающие на их профессию), а также дикари, монстры, гномы, пупсики.

2.Животные: домашние, дикие, морские, доисторические.

3.Растения: деревья, кусты, трава, овощи, фрукты.

4.Здания: жилые дома, замки, вокзалы, учреждения, гаражи, магазины или стро­ ительный материал, из которого их можно построить.

5.Сооружения: ограды, ворота, мосты и пр.

6.Камешки, стеклышки, ракушки, палочки, косточки.

7.Ящички, коробочки, бусинки, кристаллы, цепочки.

8.Тряпочки, полоски цветной бумаги, кусочки фольги, полиэтиленовой пленки.

9.Наборы пластилина, бечевок, ниток, проволоки, скрепок, кнопок.

Каждому участнику дают фанерку, покрытую тонким слоем зеленого пластили­ на, и предлагают за 20 минут обустроить на ней выбранного героя, не подглядывая за другими. За это время нужно придумать историю своего героя и затем рассказать ее. Участники обсуждают работы друг друга, отмечая, что понравилось, а что хоте­ лось бы изменить.

Психорисунок - одна из наиболее распространенных диагностических семей­ ных техник. X. Б. Ландгартен (2001) рассматривает диагностические паттерны, кото­ рые можно получить с помощью психорисунка.

Псевдовзаимность - семья рисует идиллическую картинку, отражающую шаблонные представления о семейной гармонии.

Парентификация - в процессе рисования «командует» ребенок.

Семейное расщепление - члены семьи пытаются «хозяйничать на чужой территории». Семейное искажение - один создает образ, другой «следует за лидером». Триангуляция - пара создает свой рисунок, пренебрегая третьим.

Формирование недифференцированной Эго-массы и слияние - очень трудно опреде­

лить индивидуальный вклад каждого.

 

 

Отчуждение - лист заполняется не связанными

между собой рисунками членов семьи.

9-3030

Психологическое... МоеСлово.ру

129