Политические взгляды Гамильтона и их воплощение в Конституции сша
Александр Гамильтон (1754-1804 гг.) был одним из тех наиболее видных политических деятелей периода образования США, чьи теоретические воззрения и практическая деятельность оказали решающее воздействие на создание Конституции США 1787 г.
В период подготовки Конституции и после ее принятия в стране разгорелась острая политическая борьба между федералистами и антифедералистами. Основой раскола на эти политические группировки было отношение к форме государственного устройства США.
Гамильтон принадлежал к числу наиболее влиятельных лидеров федералистов. Наполовину англичанин, наполовину француз, он родился в Вест-Индии. Человек выдающихся способностей и ясного ума, прекрасный юрист, умный руководитель, государственный деятель широкого кругозора, Гамильтон определил основную политическую линию федералистов, руководил ее проведением в жизнь и добился ее торжества. Он очень хорошо подходил для такой деятельности, ибо, в отличии от коренных американцев, его не связывали узкие местные интересы. Гамильтон мыслил категориями всей страны, а не одного штата. Он стремился уничтожить самостоятельность местной власти и свести отдельные штаты до положения церковных приходов. Гамильтон не знал и не понимал сельского жителя-фермера Америки. Он выражал интересы крупных собственников: плантаторов-земледельцев, богатых купцов, промышленной буржуазии, т. е. антиаграрных классов. По мнению Гамильтона, только сильная центральная власть была способна остановить демократическое движение масс, возросшее после победы в войне за независимость. Федерация будет барьером, препятствующим внутренним раздорам и народным восстаниям.
Политические позиции Гамильтона сложились под влиянием Монтескье: его теории разделения властей и идеализации английской монархии. Это устройство Гамильтон считал необходимым положить в основу Конституции США.
Он был убежденным приверженцем английского образца "смешанного правления", в котором законодательная власть делилась между тремя политическими формами - монархической в лице короля, аристократической в лице палаты лордов, демократической в лице палаты общин. Однако концепция "смешанного правления", бравшая под защиту интересы "верхов", находилась в противоречии с идеей естественного равенства Декларации Независимости.
В некоторых своих принципах Гамильтон был также последователем Гоббса. Его философия логически подводила к государству с централизованной, принудительной и действенной властью. Но Гамильтон не был идеалистом и не считал государство божественным вместилищем власти, вечной сущностью, независимой от гражданина и стоящей над ним.
Гамильтон рассматривал государство, как весьма полезное орудие, которое во имя законности и порядка должно служить интересам власти и сдерживать проявления тех, кто её лишен. Он понимал, что в государстве, основанном на принуждении, а не на доброй воле, эксплуатируемые могут наброситься на эксплуататоров. Поэтому в таких государствах общественные беспорядки должны предаваться посрамлению и подавляться полицейскими силами.
В Конституционном конвенте Гамильтон горячо отстаивал идею государства, основанного на принуждении. Мысли Гамильтона пугали некоторых слушателей. Он был откровенным монархистом и отстаивал монархические принципы.
Однако логика освободительной борьбы колонии вынудила Гамильтона признать возможность республиканского строя. Но обязательным условием этого он считал создание сильной президентской власти, мало чем отличающейся от монархической.
Президент, по его мнению, должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями. Парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным цензом.
Гамильтон отрицал теорию естественного равенства людей. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества, было для него бесспорным.
Вывод: Не все идеи Гамильтона были приняты Конституцией США. Но большая часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным конвентом. Это и определило общий характер и содержание Конституции, которая шла вразрез с основными идеями Декларации независимости.
Эссе Гамильтона опубликованы в сборнике «Федералист», который содержит также статьи Мэдисона и Джея. Непосредственной целью написания этих статей была защита новой конституции от резкой критики. Первая статья была опубликована 27 октября 1787 в нью-йоркской газете «Индепендент джорнэл». Публикация серии продолжалась, иногда по три-четыре статьи в неделю, вплоть до 2 апреля 1788. Все статьи были подписаны псевдонимом «Публий».