Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Летняя сессия / ИМО.Батюк / Лето.Экзамен.Батюк. Ответы на весь курс.doc
Скачиваний:
112
Добавлен:
19.02.2016
Размер:
244.74 Кб
Скачать

4) Конфликты в Анголе и Африканском роге в 1970-х годах.

Ангола являлась сравнительно богатым государством – была крупным экспортером кофе и имела на своей территории месторождения нефти и алмазов. После получения Анголой в апреле 1975 года независимости в ней действовало три группировки, имевшие свои вооруженные формирования:

- Национальный союз за полную независимость Анголы – на нее делала ставку ЮАР, надеясь, что в случае прихода к власти он не будет поддерживать партизан Намибии, воевавших против ЮАР

- Фронт национального освобождения Анголы – поддерживали западноевропейские страны и США.

- Народное движение освобождения Анголы – называла себя «марксистской» и «левой» - стала получать помощь от Кубы и СССР.

Сначала в стране было сформировано коалиционное правительство, но затем между тремя группировками разгорелась борьба, и против «марксистского» движения две остальные группировки заключили военный союз, который поддерживала и ЮАР.

Кубинская помощь активизировалась – в страну приезжали кубинские инструкторы, готовившие офицерские кадры для отрядов ангольских левых. Помощь была успешной: группировка оттеснила остальные вооруженные формирования к границе с ЮАР и захватила столицу страны – Луанду.

К власти в Анголе пришел левый режим.

Через два года – в 1977 – разгорелся новый конфликт – между Эфиопией и Сомали – за эфиопскую провинцию Огаден (ее населяла по преимуществу исламская народность исса, имеющая преимущественно сомалийское происхождение). Между этими двумя странами начались вооруженные стычки, которые вскоре переросли в регулярные боевые действия.

СССР оказался в сложной ситуации – воевали две страны, с которыми он налаживал отношения. Примирить их не удавалось, и тогда СССР выбрал Эфиопию – ее потенциал влияния в Африке считался больше сомалийского, к тому же зачинщиком конфликта было Сомали. СССР и Куба стали оказывать военную помощь Эфиопии. Эфиопия выиграла войну за Огаден.

Причастность Москвы и Вашингтона к этой войне была обусловлена соперничеством СССР и США за контроль над стратегическими транспортными путями, проходящими вдоль Африканского Рога.

5) Обострение региональных конфликтов в Центральной Америке в 1970-х годах.

После прихода к власти администрации Джимми Картера с ее подчеркнутым вниманием к защите прав человека латиноамериканский курс Вашингтона был скорректирован.

В августе 1977 года США ввели эмбарго на поставки вооружений военным режимам Аргентины, Чили, Уругвая и Парагвая. Естественно, это вызвало недовольство этих стран и подстегнуло их к созданию собственных мини-ВПК.

Большую настороженность американцев стала вызывать ядерная политика Бразилии. Она не подписала Договор о нераспространении1968 года под предлогом того, что он налагал ограничения на развитие бразильской ядерной энергетики. В Вашингтоне Бразилию подозревали в стремлении приобрести ядерное оружие. Поэтому с учетом мнения администрации американские компании отказались участвовать в проекте строительства в Бразилии АЭС.

Американцы подвергли критике заключенное в 1975 году соглашение между ФРГ и Бразилией по которому Бразилия, в обмен на поставки урана в ФРГ, должна была получить восемь ядерных реакторов, завод по переработке атомного топлива и технологию обогащения урана.Между Бразилией и США возникло охлаждение. Но оно лишь затрудняло проведение американской политики в других латиноамериканских странах, поскольку Бразилия была «неформальным лидером» латиноамериканского мира, и попытки американского давления лишь усиливали симпатии местных стран к ней.

Центральноамериканская политика Джимми Картера отличалась двусмысленностью, дезориентировавшей диктаторов Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Сальвадора. Они привыкли рассчитывать на поддержку США. Теперь их стали критиковать за нарушение прав человека. В ответ Южная и Центральная Америки свернули к еще большему национализму и стали в ответ критиковать США – в частности, одним из наиболее серьезных вопросов стал вопрос о статусе Панамского канала, который проходил по территории Панамы, но контролировался американскими войсками. Панама выступила за проведение на ее территории специального заседания СБ ООН для рассмотрения вопроса. Все Центральноамериканские страны поддержали эту инициативу.

США согласились на заключение соглашений, в соответствии с которыми контроль над зоной канала должен был перейти к Панаме к 31 декабря 1999 года. Правда, эти соглашения предусматривали повторное размещение американских войск в случае «угрозы нейтралитету канала». Подписание и ратификация этих соглашений сопровождалась критикой демократической администрации, которую обвиняли в неспособности обеспечить интересы США в Латинской Америке.

Между тем сами латиноамериканские стороны чаще ссорились, чем договаривались: еще в 1976 году военное правительство Чили вышло из состава Андской группы (экономический блок, созданныйв 1969 году Венесуэлой, Колумбией, Перу, Боливией и Гондурасом), ставившей целью их сближение. Интеграционные планы были заморожены.

В 1977 году произошло обострение аргентино-чилийского спора из-за островов в проливе Бигль. Оставались неурегулированными территориальные конфликты и между различными членами самой Андской группы.К тому же существовало аргентино-бразильское соперничество за лидерство в Южной Америке. Это подрывало интеграционное сближение в рамках Лаплатской группы (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай).

Параллельно с этим росли затраты на вооружения. Военные расходы стран региона с 1974 по 1982 годы удвоились, а численность латиноамериканских армий возросла почти на 40%. Бразилия и Аргентина сумели создать свои собственные мини-ВПК и теперь успешно стали экспортировать вооружения.Обе страны приблизились к созданию ядерного оружия.