Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Chrestomatia_1doc.DOC
Скачиваний:
518
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
3.5 Mб
Скачать

О выступлении Сумбада Гябра из Нишапура в Рей против мусульман и его смута

Дело Сумбада разрослось. До того дошло, что вокруг него собралось 100 тыс. людей. Беседуя наедине с гябрами, он говорил: «Державе арабов пришел конец. Я нашел это в од­ной книге потомков Сасана. Не отступлюсь, пока не разрушу каабу, ведь ее установили вместо солнца. А мы снова сде­лаем своей киблой солнце так, как было в древности». Хур-рамдинцам же он говорил: «Маздак был шиит и я вам при­казываю быть заодно с шиитами. Отомстите за кровь Абу-Муслима». И всеми тремя разрядами он правил. Он убил не­сколько сипах-саларов Мансура, разбивал его войска, пока семь лет спустя Мансур не назначил на войну Джумхур Ид-жли. Джумхур собрал войска Хузистана, Парса и пришел в Исфахан. Он повел с собою ополчение Исфахана, отправился к воротам Рея, три дня жарко бился с Сумбадом. На четвер­тый день Сумбад был убит рукою Джумхура. Все то сборище рассеялось; каждый возвратился в свой дом. Учения хуррам-динцев и гябров смешались, они втайне сговаривались между собою, так что с каждым днем учение об общности станови­лось все более выработанным. Убив Сумбада, Джумхур от­правился в Рей, кого нашел из гябров – всех убил, а имуще­ство их разграбил, женщин и детей их взял в полон и держал в рабстве.

О появлении карматов и батинитов в Кухистанеу

Ираке и Хорасане

У Мухаммеда был один гулям хиджазец, имя его Муба-рик; он писал тем тонким почерком, который называют мукармат, по этой причине его звали Карматуйэ, он стал известен под этим прозвищем. Мубарик совершал тайно про­поведь до тех пор, пока она не распространилась по окрест­ностям Куфы. Люди, что приняли его проповедь, были сун­нитами, некоторые прозвали их мубарики, другие карматами. Абдаллах сын Меймуна совершал проповедь этого учения в Кухистане; он был большой мастер в магии.

Восстание карматов и маздакитов в округе Герат и Гур

Правитель Герата Мухаммед сын Харсума известил в 295 году хиджры Справедливого эмира Саманида, что в пред­горьях Гура и Гарджистана выступил некий человек, кото­рого зовут Бу-Билал, к нему собираются люди всякого со­стояния. Он называет себя Дар ал-адл – «вместилище спра­ведливости». Неисчислимое количество людей из округи Герата и окрестных краев идет к нему, присягает ему; их чис­ленность – свыше 10 тыс. людей. «Если проявить потворство его делу, то люди соберутся в еще большем числе. Тогда дело станет труднее.

Говорят, что он был надимом Якуба сына Лейса и совершает проповедь еретического учения в качестве заместителя последнего». Когда Справедливый эмир узнал об этом деле, он сказал: «Понимаю так: У Бу-Билаля начала кипеть кровь». Итак, он приказал Зикри, хаджибу: «Выбери пятьсот доблестных тюрок-гулямов, скажи, что им дадут дирхемы, в качестве командующего назначь Бигиша, он ра­зумный гулям; скажи, чтобы ему дали 10 тыс. дирхемов и приготовили пятьсот кольчуг и верблюдов. Явись завтра вме­сте с ними в Джуи-Мулиан, пусть они пройдут передо мною,чтобы я осмотрел их». Хаджиб Зикри так сделал. А эмир на­писал послание Бу-Али Мервези: «Выдай дирхемы своим лю­дям и выходи из города прежде, чем гулямы дойдут до тебя. Гулямы отправятся в Герат и соединятся с Мухаммедом, сы­ном Харсума». Он также написал послание Мухаммеду сыну Харсума: «Приготовься и выходи из города, тем временем к тебе подойдет Али и Бигиш». А Бигишу он сказал: «Если победишь, я дам тебе владение». Гулямам он сказал: «Это совсем не то, что война с Али сыном Шарвина или Амром сыном Лейса или Мухаммедом Харави.

Там было много вой­ска и снаряжения. Я доверю вам эту задачу. Бунтовщики по­казались у подножья гор Герата, они открыто объявили веру еретиков и карматов, по большей части они пастухи и земле­дельцы. Одержите победу, я подарю вам почетные одежды, одарю вас». Он назначил расторопного дабира в качестве их кадхуда. Когда Бигиш прибыл в Мерверруд, Бу-Али немед­ленно присоединился к нему со своими людьми. Он захватил головные участки путей, дабы бунтовщики не могли быть из­вещены. Когда дошли до Герата, к ним вышел Мухаммед сын Харсума со своим войском. Они захватили дороги, так что Бу-Билал не узнал ничего, вошли в горы, в трое суток пере­шли трудные горные тропы, наконец добрались до бунтовщи­ков, неожиданно их окружили, всех перебили, захватили Бу-Билаля Хамдана и десять других человек из их начальников. Спустя семьдесят дней они возвратились оттуда. Бу-Билаля заключили в темницу Старой крепости, там он и умер, других эмир разослал по различным городам, чтобы их там пове­сили. В Гуре и Гарджистане на некоторое время был пресе­чен их корень.

Восстание Али сына Мухаммеда Буркай в Хузистане и

Басре совместно с войском негров

Буркаи восстал в 255 году от хиджры Мухаммеда, – мир над ним! Несколько лет он соблазнял негров в Ахвазе и Басре, проповедовал и давал пророчества; он восстал в тот срок, в который с ними условился; негры стали с ним заодно, они сперва взяли Ахваз, захватили Басру, весь Хузистан, схватили своих господ, перебили их, занялись преступлениями и насилиями. Халиф Мутамид неоднократно посылал войска. Они их разбивали. Буркаи властвовал в течение четырна­дцати лет четырех месяцев и шести дней. В конце концов он был захвачен Муваффаком братом Мутамида посредством хитрости. Всех негров убили, Али сына Мухаммеда Буркаи повесили в Багдаде. Его вера была та же самая, что и вера Маздака, Бабека, карматов, еще хуже во всех отношениях.

Восстание Бу-Сайда Джаннаби и сына его Бу-Тахира

в Бахрейне и Лахса

Бу-Саид ал-Хусейн сын Бахрама ал-Джаннаби восстал в Бахрейне и Лахсе во времена Мутасима. Он призвал людей шиитской веры, которую мы называем батинитской, сбил их с пути и упрочил свое дело. Став могущественным, он при­нялся за грабежи по дорогам, объявил учение об общности имущества. Некоторое время прошло таким образом. Его убил один евнух. После этого в Бахрейне и Лахса не дове­ряли евнухам. Он имел сына. Его звали Бу-Тахир: он сел на место отца. Некоторое время он пребывал в благонравии, не хотел ничего знать об учении шиитов, держал себя далеко от развращенности. Но затем он отправил кого-то к пропо­ведникам, потребовал их книгу, которую называют «Сокро­вищница вещаний седьмого имама». Прочитав ту книгу, он стал собакой. Он обратился ко всем, кто был в Бахрейне и Лахса: «Возьмитесь за оружие, вам предстоит дело». При­ближалось время хаджжа1. Вокруг него собрались люди. Он их взял и повел на почитаемую Мекку. ІВвиду хаджжа там сошлось неисчислимое множество людей. Он приказал: «Об­нажите сабли, убивайте всех, кого удастся. Старайтесь, что­бы убить больше живущих рядом с Меккой». Те сразу набро­сились с саблями на народ и убили множество людей. Люди побежали в святилище, закрыли двери, поставили перед собой списки Корана, читали. Мекканцы вооружились, пошли на бой с Бу-Тахиром. Увидав это, Бу-Тахир отправил послан­ника: «Мы пришли на хаджж, а не на войну. Грех на вас, так как вы закрыли перед нами святилище, вот мы и при­бегли к оружию. Удалитесь, не обижайте паломников, дайте и нам совершить хаджж, не то путь сей закроется и вы опо­зоритесь. Не мешайте нашему хаджжу». Мекканцы поверили их словам, – может быть, к ним проявлена была неприязнь, вот они взялись за оружие! – порешили под клятвой: обеим сторонам положить оружие и прекратить сражение. Итак, положили оружие, занялись обрядом обхождения вокруг Каабы. Увидав, что обладавшие оружием рассеялись, Бу-Та­хир приказал сподвижникам: «Возьмите оружие, ворвитесь в святилище, избивайте всех, кого найдете снаружи и вну­три». Они внезапно ворвались в святилище, обнажили мечи, стали избивать всех, кого находили. Из-за страха перед ме­чами люди бросались в колодцы, бежали на вершину горы. Сподвижники Бу-Тахира вынесли из помещения черный ка­мень, разрушили золотой желоб, заявляя: «Так как ваш бог уходит на небо, зачем ему помещение на земле, непременно разграбим».

Затем они сняли завесы с помещения, по-грабительски разорвали их на части, они издевались й говорили: «Кто входит в него, тот безопасен, и он защитил их от страха. Вот вы вошли в дом, почему же вы не получили избавления от наших мечей? Если бы у вас был бог, он защитил бы вас от наших мечей». И еще говорили тому подобные речи. Они увели жен и детей мусульман; убили счетом с 20 тыс чело­век мужчин, не считая тех, что бросились в колодцы; Бу-Та-хир приказал бросать на них убитых, дабы те умерли под мертвыми. Они унесли все золото, серебро, благовония и утварь. Возвратившись в Бахрейн, они отправили проповед­никам бесчисленные подношения из этих имуществ.

В это время Муканна Мервези восстал в краях Маверан-нахра. Он сразу изъял шариат от своих соплеменников; сна­чала он совершал такую же проповедь, какую совершают батиниты, как делали Бу-Саид Джаннаби, Бу-Саид Магриби, Мухаммед Алави Буркаи, как делают их проповедники. Все они были в одно время, дружили друг с другом и переписы­вались. Муканна Мервези построил в Мавераннахре некий механизм; он выводил из-за одной горы нечто вроде луны, в то же самое время, когда вставала луна, так что люди той округи видели; продолжительное время он держал высоко (?).

Когда отвратил людей той страны от мусульманства и шариата, он объявил себя богом. В его правление было про­лито много крови, произошло много сражений людей ислама – против него. Долгие годы он пользовался без меры властью государя. Если все это припоминать, рассказ выйдет длинным. Предания о каждой из этих собак, которых мы упомянули, могут составить большую книгу.

В какое время батиниты восставали, у них в то время было какое-либо имя и прозвище. В каждом городе их звали другим именем: в Алеппо и Египте их называют исмаили-тами, в Багдаде, Мавераннахре, Газнине – карматами; в Куфе – мубарикитами; в Басре – равандитами и буркаитами; в Рее – халафигами и батинитами; в Гургане – мухаммирэ, в Сирии – мубайизэ, а в Магрибе – саидитами; в Лахсе и Бахрейне – джаннабитами; в Исфахане – батинитами; они же сами называют себя – талими. У них всех – да проклянет их господь! – одна цель: во что бы то ни стало разрушить мусульманство, оказать враждебность исламу, семье послан­ника,– мир над ним! – вводить людей в заблуждение.

1 Хаджж – паломничество к святым местам.

Глава о восстании хуррамдинцев в Исфахане

и Азербайджане

Теперь сей раб приведет несколько кратких слов о хур-рамдинцах, чтобы осведомить о них владыку мира. Когда ни восставали хуррамдинцы, батиниты были с ними заодно, помогали им, так как корень обеих вер один и тот же. В 162 го­ду, во времена халифа Махди, батиниты Гургана, которых называют «красные знамена», объединились с хуррамдин-цами. Они говорили: «Бу-Муслим – жив! Захватим царство». Они поставили своим предводителем Абу-л-Гара, его сына, двинулись на Рей. Они не различали между дозволенным и недозволенным, сделали жен общими. Махди написал посла­ние по различным областям и Амру сыну ал-Ала, который был правителем Табаристана: «Объединяйтесь, выходите на сражение с ними». Они выступили, и то сборище рассеялось. Во время пребывания Харун ар-Рашида в Хорасане восстали в другой раз хуррамдинцы области Исфахана, Тармидаин, Капулэ, Фабика и других сельских округов. Много людей вышло из Рея, Хамадана, Дастэ, Гирэ и присоединилось к этому народу. Число их стало свыше 100 тыс. Харун послал из Хорасана на войну с ними Абдаллаха сына Мубарика с 20 тыс. всадников. Еретики испугались, каждый раздел лю­дей возвратился на свое место. Абдаллах сын Мубарика напи­сал послание: «Нам необходим Бу-Дулаф». Халиф прислал в ответ послание: «Весьма правильно». Они оба объедини­лись. А хуррамдинцы и батиниты собрались во множестве. Опять они принялись за грабеж и разруху. Бу-Дулаф Иджли и Абдаллах сын Мубарика неожиданно произвели нападение, убили неисчислимое множество народу, детей их отвели в Багдад и продали,

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]