Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
идеология / Мельник В.Основы идеологии белорусского государства..doc
Скачиваний:
1025
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
2.18 Mб
Скачать

Глава 8. Стратегия общественного развития беларуси в XXI веке

8.1. Понятие общественного развития и его теоретическая интерпретация

Понятие общественного развития

Стратегия развития общества — один из основных вопросов идеологии любого государства. Образно говоря, политическая стратегия есть тот компас, который указывает путь государ­ственному кораблю. И в зависимости от того, насколько пра­вильно выбран вектор его движения, настолько успешными окажутся усилия народа по достижению поставленной цели.

Под термином «политическая стратегия» здесь понимается главная цель общественных усилий и пути ее достижения на данном историческом этапе. Слово «стратегия» (греч. — войско + — веду) первоначально использовалось в военном деле. Им обозначалась составная часть военного ис­кусства, включающая вопросы теории и практики подготовки вооруженных сил к войне, ее ведения с целью достижения по­беды. Переносное значение слова — искусство руководства ка­ким-либо видом деятельности, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. Выбор стратегии общественного развития, следовательно, заключается в том, чтобы дать верную оценку особенностей каждого конкретного исторического эта­па и выработать адекватные ему экономические и социально-политические действия, совокупным результатом которых ста­нет качественно новое состояние общества.

В общенаучном смысле термин «развитие» означает направ­ленное изменение какого-либо объекта или явления во време­ни, переход его от одного качественного состояния к другому. В отличие от простых изменений развитие представляет само­движение объекта, источник которого состоит в самом объек­те. Развитие предстает как процесс, в ходе которого каждое но­вое состояние объекта или явления обусловлено его предыду­щим состоянием, возникает из предыдущего. Результатом тако­го процесса выступает изменение составных элементов или структуры объекта, возникновение новых его связей и отноше­ний с другими объектами.

В связи с тем, что смена состояний объекта происходит в ре­зультате двух противоположных внутренних процессов — воз­никновения одних свойств, элементов, отношений объекта и исчезновения других, то развитие может принимать характер прогресса (переход от менее сложного к более сложному состо­янию объекта), регресса (изменение от более сложного к менее сложному состоянию) и функционирования (простое воспроиз­водство объекта). Прогресс наиболее адекватен процессу раз­вития с его специфическими чертами; при доминировании из­менений, ведущих к повышению уровня организации объекта, в нем всегда присутствует определенное сочетание двух других форм изменений. Именно переход объекта в более сложное со­стояние чаще всего отождествляется с его развитием. Развитие может осуществляться эволюционно (путем медленных изме­нений объекта) и революционно (путем резкого перехода объ­екта из одного качественного состояния в другое). Всякий объ­ект в своем развитии проходит ряд стадий — от своего зарожде­ния через внутреннее движение и устойчивое существование к упадку и разрушению. Понятие развития применяется во всех областях науки и практической деятельности людей [1].

Понятие «общественное развитие» применяется для характе­ристики динамики общественной жизни, отражения содержа­ния процесса изменений, происходящих в различных сферах жизнедеятельности людей. Данным понятием обозначается не любое изменение в системе общественных отношений, а вся со­вокупность динамических процессов, развертывающихся в данном обществе и определяющих возрастание его способности постоянно адаптироваться к усложняющимся условиям, быстро и эффективно реагировать на появление новых обще­ственных интересов и требований, создавать новые социаль­ные институты и вырабатывать адекватные складывающимся условиям формы их деятельности. Каждая общественная сис­тема в своем саморазвитии проходит ряд стадий.

Проблема общественного развития — его причины, направ­ление, стадии, результаты — издавна занимала умы мыслителей. Уже с античных времен общественные изменения начинают осознаваться людьми и становятся предметом теоретического истолкования. Среди мыслителей античности господствовало представление, согласно которому в общественном развитии бесконечно повторяются одни и те же стадии с постоянным возвращением общества к исходному состоянию. Данное пред­ставление получило название цикличной теории развития обще­ства, или теории исторического круговорота. В тех или иных своих модификациях она продержалась в обществоведении практически до конца XVIII в. Начиная с мыслителей Просве­щения в общественном сознании постепенно утверждается представление, что наступающая эпоха является новой, никог­да ранее не существовавшей ступенью общественного разви­тия. Так появились первые теории, подорвавшие представле­ния о цикличности общественных изменений и утвердившие идею поступательного характера общественного развития.

В XIX—XX вв. эти два теоретических подхода продолжали служить в качестве отправных при новых попытках интерпре­тации процесса общественного развития. За это время были со­зданы три теории общественного развития, каждая из которых в той или иной мере тяготит либо к одному, либо ко второму подходу. Это — теория локальных цивилизаций, теория обще­ственных формаций и теория постиндустриального общества. С исходными положениями первой и второй теорий мы позна­комились ранее. Поэтому здесь кратко рассмотрим суть теории постиндустриального общества, а затем сопоставим возмож­ности каждой из них для разработки политической стратегии.

Теория постиндустриального общества

Понятие «постиндустриальное общество» ввел в научное употребление американ­ский социолог Д. Белл, он же выполнил и всестороннюю разработку теории постиндустриального об­щества [2]. Формированием этой теории занимались также американцы Дж.К. Гэлбрейт, 3. Бжезинский, Э. Тоффлер и др. В настоящее время теория постиндустриального обще­ства признается в качестве методологической основы обще­ствоведческих исследований широким кругом ученых в раз­личных странах.

В основе подходов всех указанных авторов к анализу обще­ственного развития лежит принцип технологического детерми­низма. Данная методологическая установка исходит из того, что решающее значение в развитии общественно-экономи­ческих структур принадлежит изменениям в технической и тех­нологической сторонах производства. В соответствии с этим любое крупное изменение технико-технологического порядка влечет за собой также изменение социальных структур и отно­шений. В качестве результата каждого такого кардинального технико-технологического изменения выступают последова­тельно сменявшие друг друга традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное) общества.

Согласно рассматриваемой теории исторически первым по­является традиционное, или аграрное общество. Поскольку оно предшествовало индустриальному обществу, то этим обусловлено еще одно название — доиндустриальное общество. Произ­водство в нем основывается, по выражению американского экономиста, социолога и политического деятеля У. Ростоу, на доньютоновской науке и технологии и на доньютоновских упрощенных представлениях о внешнем мире. Оно представля­ет собой натуральное хозяйство, т.е. основанное на природных ресурсах и живой силе производство, которое ориентируется главным образом на удовлетворение собственных потребно­стей производителей. Значительная доля производимой при этом продукции, следовательно, не включается в сферу рыноч­ного обращения. Товарообмен здесь носит в высшей степени нерегулярный характер, и общество в целом еще не живет куп­лей и продажей.

Для индустриального общества характерен высокий уровень развития промышленного производства, ориентированного на массовый выпуск товаров длительного пользования (например, автомобилей, холодильников, телевизоров, видеомагнитофонов, пылесосов и многих тысяч других предметов). Основанием для перехода к индустриальному обществу является научно-техни­ческая революция, приведшая к последовательности техниче­ских нововведений в производстве и управлении. Главным их ре­зультатом стала замена живой (мускульной) силы на природные виды энергии в качестве основного производственного ресурса. В свою очередь, это привело к изменению характера самого про­изводства и к преобразованию всей общественной структуры, начиная с форм поведения и социального общения и кончая ра­ционализацией мышления в целом.

В политической науке общество индустриального типа при­нято называть также модернистским (от франц.— со­временность) обществом. Этим названием подчеркивается его принципиальное отличие от традиционного общества, инсти­туты которого общественным сознанием стали воспринимать­ся как архаические, древние, устаревшие. Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному называется модер­низацией общества. В западных странах модернизация нача­лась в XVIII в. и завершилась к началу XX в. Считается, что здесь этот процесс носил характер естественной эволюции об­щества. В настоящее время понятие модернизации общества употребляется главным образом применительно к странам, ко­торые еще не осуществили или не завершили переход от тради­ционного к современному индустриальному обществу. Практически это большинство стран так называемого «третьего мира». Здесь модернизация выступает как результат соответствующей политики правительств.

Постиндустриальное общество, согласно Д. Беллу, являет собой новый принцип социально-технологической организа­ции и новый образ жизни, вытесняющий индустриальную систему точно также, как она сама вытеснила когда-то традиционную, или аграрную. Если на аграрной стадии общественного развития преобладает «первичная» сфера экономической дея­тельности — сельское хозяйство, а на индустриальной доминирует «вторичная» — промышленность, то на постиндустриаль­ной выдвигается «третичная» — сфера услуг. Это отнюдь не оз­начает, что на «третичной» стадии производство продуктов зем­леделия и промышленности прекращается. Наоборот, их про­изводство продолжается, но уже на новой технологической основе. Она позволяет производить продуктов потребления гораздо больше, чем на предыдущих этапах общественного развития.

Новой ступенью в развитии постиндустриального общества является информационное общество. Его отличительным при­знаком является доминирование «четвертичной», или инфор­мационной, сферы экономики, следующей за сельским хозяй­ством, промышленностью и сферой услуг. На данной стадии ведущая роль в социальной и технологической организации принадлежит компьютерам и телекоммуникациям, вследствие чего существенно повышается интеллектуальный уровень тру­да во всех областях жизнедеятельности людей. Это деятель­ность, связанная в первую очередь с обработкой различного рода сведений (данных), управлением и информацией. В та­ких условиях наука, культура, образование и здравоохране­ние утрачивают свое традиционное предназначение непро­изводственной сферы и трансформируются в самостоятель­ную производительную силу, ориентированную на произ­водство не только материальных благ, но и самого человека.

Авторы теории постиндустриального общества считают, что ныне на доиндустриальной стадии находятся страны треть­его мира, на индустриальной - ряд стран Запада и Востока, в постиндустриальной и информационной стадиях находятся США, Япония и другие наиболее развитые страны.

Значение приведенных теорий для политики

Было бы неверно противопоставлять указанные три теории общественного развития; они не столько отрицают друг друга,

сколько дополняют одна одну. Каждая из них в качестве определяющего рассматривает какой-либо один фактор общественного развития. Цивилизационная теория, на­пример, определяющее значение придает типу культуры того или иного локального сообщества людей; формационная тео­рия исходит из положения, что исторический тип общества определяется уровнем развития его производительных сил; тео­рия индустриализма отправным своим положением имеет утверждения о том, что общественные стадии предопределяют­ся технологическим уровнем производства.

Цивилизационный подход к пониманию процесса обще­ственного развития позволяет увидеть историю крупных регио­нов мира в их специфическом многообразии, что ускользает от внимания исследователя при формационном анализе. Главное же - цивилизационная теория отводит должную роль культуре как фактору общественно прогресса и условию устойчивого развития общества. Понимание этого обязывает субъектов по­литических отношений проявлять заботу о сохранении цивилизационной идентичности того сообщества, в рамках которого они действуют. Как показывает исторический опыт, попытки заменить культурный код сообщества закономерно ведут его к гибели. Следовательно, такого рода политические действия можно квалифицировать как измену национальным интере­сам. Поэтому при выработке стратегии общественного разви­тия чрезвычайно важно не потерять из виду задачи сохранения социокультурной самобытности данного сообщества, продол­жения сложившихся в нем традиций, преемственности нравов и обычаев.

Формационная теория при правильном ее понимании и при­менении — в советское время она сплошь и рядом подвергалась примитивно-утопическому истолкованию — может пролить свет на социально-экономическую периодизацию в развитии отдель­ных народов и человечества в целом, а значит, и на дальние перспективы их движения. В частности, в ней на основании анализа всей предшествующей истории общественного развития верно предвосхищаются и интеграция человечества в единое сообще­ство (теперь это называется глобализацией), и превращение на­уки в непосредственную производительную силу (информатиза­ция различных сфер жизнедеятельности людей), и применение научных методов сознательного управления экономическими процессами (примером чего ныне являются предпринимаемые усилия по обеспечению устойчивого развития стран и регионов мира). Если не подменять суть теории общественных формаций, то она может стать серьезной методологической основой для вы­работки правильной политической стратегии, ориентированной на дальние перспективы исторического процесса.

Теория постиндустриального общества ориентирует субъектов экономической и политической деятельности на постоян­ный поиск путей обновления материально-вещественного и субъектно-личностного компонентов производительных сил общества. Без этого теперь попросту невозможно обеспечение сколь-нибудь значимых целей общественного развития. Про­цесс технологического обновления производства уже в XX в. получил беспрецедентное ускорение: впервые в истории чело­вечества темпы смены новых поколений техники стали стреми­тельно опережать темпы смены поколений работников. В пере­довых отраслях производства, например, на протяжении трудо­вой деятельности человека (примерно 40 лет) происходит сме­на нескольких «поколений» техники, и этот процесс начинает охватывать экономическую жизнь в целом.

Таким образом, каждая из рассмотренных теорий характери­зуется своими достоинствами и недостатками: придавая первосте­пенное значение одним факторам общественного развития, они не учитывают или низводят до ранга второстепенных другие со­ставляющие этого процесса. Тем не менее ни одна из них не утра­тила своей практической значимости. Ныне все они вместе состав­ляют теоретическую опору при определении уровня развития того или иного общества, формулировании общественных целей и обосновании политической тактики обеспечения их реализации.