Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уголовное право (учебник).doc
Скачиваний:
636
Добавлен:
16.12.2013
Размер:
2.23 Mб
Скачать

Часть 2 ст. 122 ук предусматривает ответственность за заражение другого лица вич-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни.

Поскольку состав этого преступления материальный, его объективная сторона складывается из трех признаков:

1) деяния (способы совершения которого аналогичны способам поставления в опасность заражения ВИЧ-инфекцией);

2) общественно опасных последствий в виде фактического заражения потерпевшего ВИЧ-инфекцией;

3) причинной связи между деянием и последствиями, установление которой обязательно.

Данное преступление может быть совершено только умышленно, неосторожная форма вины законом не предусмотрена.

Квалифицированными видами заражения ВИЧ-инфекцией является совершение этого деяния в отношении двух или более лиц либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (ч. 3 ст. 122 УК).

Часть 4 ст. 122 УК предусматривает ответственность за заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. В первую очередь, это деяние отличается спецификой субъекта, которым выступают лица, не являющиеся вирусоносителями, но способные в силу профессиональной принадлежности при ненадлежащем выполнении обязанностей своими действиями (бездействием) заразить другое лицо ВИЧ-инфекцией. В частности, это медицинские работники, работники научно-исследовательских учреждений, станций переливания крови, фармацевтических предприятий. Заражение ими лица ВИЧ-инфекцией должно осуществляться именно вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей. Оно может произойти, например, в результате использования нестерильного медицинского инструментария (шприцев, скальпелей, гинекологических зеркал и пр.), недостаточной обследованности доноров или забранной у них крови, небрежного отношения к обработке рук после осмотров и иных манипуляций с ВИЧ-инфицированными и т.д.

Состав рассматриваемого преступления материальный, т.е. вследствие ненадлежащего исполнения лицом профессиональных обязанностей должен наступить общественно опасный результат — фактическое заражение другого лица ВИЧ-инфекцией. Установление причинной связи обязательно.

С субъективной стороны деяние характеризуется только неосторожностью как в виде легкомыслия, так и в виде небрежности. В случае умышленного совершения преступления виновный подлежит ответственности либо по ст. 111, либо по ст. 105 УК.

10. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью(ст. 119 УК).Объектпреступления — жизнь и здоровье личности.Объективная сторонавыражена в угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если при этом имелись основания опасаться осуществления угрозы.

Угроза —запугивание, обещание причинить кому-нибудь вред, зло. Подобное запугивание представляет собой разновидность психического насилия над личностью, негативного психологического воздействия на человека по тем или иным мотивам, с той или иной целью.

С точки зрения уголовного права угроза представляет собой обнаружение умысла лица на совершение преступления. Она есть выраженное вовне намерение лишить кого-либо жизни или причинить тяжкий вред здоровью, не сопровождающиеся на этом этапе совершением конкретных действий, направленных на реализацию умысла. Если же определенные действия в этом направлении уже совершены, ответственность должна наступать не по ст. 119 УК, а за приготовление к убийству или умышленному причинению тяжкого вреда здоровью либо за покушение на них.

Анализируя угрозу, следует говорить о ее содержании, способах выражения и о предъявляемых к ней уголовным правом требованиях.

Содержание угрозы четко определено диспозицией ст. 119 УК. Уголовно наказуема лишь угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Если же высказывалось намерение причинить иной вред личности, ст. 119 УК не применяется. Однако угроза причинением иного вреда может выступать конструктивным признаком иных составов преступлений, например, угроза уничтожением или изъятием имущества при понуждении к действиям сексуального характера (ст. 133 УК), угроза распространить сведения, позорящие потерпевшего или его близких при вымогательстве (ст. 163 УК) и т.д. В этих случаях угроза не имеет самостоятельного значения и не образует отдельного состава преступления. Угроза убийством и причинением тяжкого вреда здоровью также в ряде случаев названа законодателем в качестве способа совершения иного преступления, например, изнасилования (п. «в» ч. 2 ст. 131 УК), вымогательства (ст. 163 УК и др.), при этом она охватывается составом соответствующего преступного деяния и не требует дополнительной квалификации по ст. 119 УК.

Способы выражения угрозы могут быть различными: устная (высказанная как непосредственно, например, по телефону, так и через посредников), письменная, путем жестикуляции, демонстрации оружия, частей тела лиц, уже лишенных жизни, и т.д. На квалификацию это влияния не оказывает.

Для привлечения к ответственности по ст. 119 УК необходимо также, чтобы угроза отвечала определенным требованиям, а именно, была действительной и реальной. Действительность угрозы означает, что она была высказана определенным образом на самом деле, а не в воображении потерпевшего. Реальность угрозы означает, что она воспринималась потерпевшим как явное намерение виновного осуществить свое обещание лишить жизни или причинить тяжкий вред здоровью, и у него имеются основания опасаться ее реализации. Однако для оценки реальности угрозы недостаточно опираться лишь на ее субъективное восприятие потерпевшим, необходимо учесть всю совокупность обстоятельств дела.

Преступление считается оконченным в момент высказывания угрозы тем или иным способом.

С субъективной стороныпреступление характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъект —физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

11. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации(ст. 120 УК). Научно-технический прогресс, развитие медицины обусловили интенсивное развитие трансплантации и значительное расширение сферы ее практического применения. Это обусловило необходимость нормативного регулирования осуществления трансплантации. 22 декабря 1992 г. был принят Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»,* который определяет условия и порядок трансплантации, устанавливает перечень органов и тканей человека — объектов трансплантации, круг лиц, не могущих выступать в качестве доноров, и т.д. Статья 1 Закона содержит положение о том, что трансплантация органов и тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранение жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья. Изъятие органов или тканей у живого донора допустимо, только если донор свободно и сознательно в письменной форме выразил согласие на изъятие своих органов или тканей и если имеется заключение консилиума врачей-специалистов о возможности изъятия у него органов или тканей для трансплантации (ст. 11 Закона).

*ВВС. 1993. №2. Ст. 62.

В качестве живых доноров не могут выступать лица, не достигшие 18 лет (за исключением случаев пересадки костного мозга); лица, признанные в установленном порядке недееспособными, а также те, в отношении которых будет установлено, что они страдают болезнью, представляющей опасность для жизни или здоровья реципиента (ст. 3). Не допускается изъятие органов и тканей для трансплантации у лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от реципиента, а также принуждение любым лицом живого донора на изъятие у него органов или тканей (ст. 3).

Принуждение живого донора к изъятию у него органов или тканей для трансплантации при отсутствии его согласия влечет при наличии определенных указанных в Законе условий уголовную ответственность по ст. 120 УК.

Объектпреступления — здоровье личности. Потерпевшими при совершении посягательства могут быть любые лица, включая тех, в отношении которых Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» устанавливает ограничения.

Объективная сторона —принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, т.е. она включает в себя деяние виновного и способ совершения этого деяния. Деяние представляет собой принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации. Принуждение — это попытка заставить лицо совершить какие-либо действия вопреки его воле. Способами принуждения, указанными в законе, является применение насилия либо угроза его применения. Применение насилия — это непосредственное физическое воздействие на потерпевшего, которое может выразиться в нанесении ему побоев и в причинении вреда его здоровью — легкого и средней тяжести (при отсутствии отягчающих обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 112 УК). Угроза как разновидность психического насилия может содержать в себе обещание применить к потерпевшему насилие любой интенсивности и любой тяжести вплоть до лишения жизни.

Преступление считается оконченным с момента принуждения независимо от того, удалось виновному добиться желаемого результата или нет.

С субъективной стороныдеяние характеризуется виной в виде прямого умысла.Субъект —физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Преступление квалифицируют такие обстоятельства, как совершение его в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного — ч. 2 ст. 120 УК (их содержание раскрывалось выше).

12. Незаконное производство аборта(ст. 123 УК). Аборт — преждевременное прекращение беременности.

Аборты могут возникать самопроизвольно или производиться искусственно. Искусственный аборт — это прерывание беременности, вызванное непосредственным воздействием на плод или на организм беременной.

В России производство искусственных абортов не запрещено при условии, если оно осуществляется в соответствии с установленным законодательством РФ порядком. Основные положения, регламентирующие этот порядок, сформулированы в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. в ст. 36.* В соответствии с этим Законом аборт может производиться в соответствующем медицинском учреждении с согласия женщины при сроке беременности до 12 недель. Если в наличии социальные показания, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г., аборт может производиться при сроке беременности до 22 недель. К социальным показаниям относятся, например, смерть мужа в период беременности, отсутствие средств к существованию, жилья, беременность в результате изнасилования и пр. При наличии соответствующих медицинских показаний и с согласия женщины аборт может быть произведен независимо от срока беременности (например, в случае заболевания женщины ВИЧ-инфекцией). Аборт должен осуществляться лицом, имеющим высшее медицинское образование соответствующего профиля, т.е. акушером-гинекологом. Нарушение установленных правил искусственного прерывания беременности превращает аборт в незаконный. Однако уголовная ответственность действующим УК установлена лишь за производство аборта ненадлежащим лицом. Если же аборт производится соответствующим специалистом, но является незаконным по иным причинам (например, осуществляется с нарушением установленных сроков, вне соответствующего медицинского учреждения), уголовная ответственность по ст. 123 УК не наступает.

*ВВС. 1993. №33. Ст. 1318.

Объект преступления —здоровье личности. В качестве дополнительного объекта при совершении деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 123 УК, может выступать жизнь человека. Потерпевшей является женщина, находящаяся в состоянии беременности.

Объективная сторона —производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля. Ответственность исключается, если аборт производится лицом, имеющим средне-специальное медицинское образование или высшее медицинское образование ненадлежащего профиля, в условиях крайней необходимости, когда речь идет о спасении жизни женщины, а присутствие акушера-гинеколога по каким-то причинам обеспечено быть не может.

Состав рассматриваемого преступления формальный, так как оно является оконченным в момент производства операции аборта вне зависимости от того, причинен здоровью женщины вред или нет.

Субъективная сторона —умышленная вина в виде прямого умысла.Субъект —физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, не имеющее высшего медицинского образования соответствующего профиля.

Часть 2 ст. 123 УК предусматривает ответственность за незаконное производство аборта лицом, ранее судимым за такое преступление. Вменение этого обстоятельства возможно при условии, если судимость за ранее произведенный незаконный аборт не погашена и не снята в порядке, установленном законом. Если лицо неоднократно совершало рассматриваемое преступление, но при этом ни разу не осуждалось по ст.123 УК, ч. 2 применяться не может.

Если незаконное производство аборта повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью, виновное лицо несет ответственность по ч. 3 ст. 123 УК. Состав данного преступления материальный, оно является оконченным в момент наступления указанного в законе последствия. Установление причинной связи между произведенным абортом и наступившим последствием обязательно.

Психическое отношение виновного к последствиям может выступать лишь в форме неосторожности.

Из формулировки закона следует сделать вывод о том, что если в результате незаконного производства аборта здоровью женщины причинен легкий или средней тяжести вред, действия виновного надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 123 УК.

13. Неоказание помощи больному(ст. 124 УК).Объектпреступления — здоровье личности. В качестве дополнительного объекта выступает жизнь человека. Потерпевшим является лицо, нуждающееся в оказании необходимой медицинской помощи.

Объективная сторонаскладывается из трех признаков: 1) бездействие в виде неоказания помощи больному; 2) общественно опасные последствия — причинение здоровью больного вреда средней тяжести; 3) причинная связь между деянием и названным последствием. Состав преступления материальный.

Ответственность наступает лишь при условии, что помощь больному не была оказана без уважительной причины. Если имели место объективные препятствия для ее оказания, ответственность исключается (например, действие стихийных сил природы, необходимость оказания помощи иному лицу, находящемуся в более тяжелом болезненном состоянии, заболевание самого врача, препятствующее осуществлению им своего долга, отсутствие требуемых лекарственных препаратов или инструментов и т.д.). Если в результате неоказания помощи больному без уважительных причин его здоровью причинен легкий вред либо вредные последствия вообще не наступили, состав рассматриваемого преступления отсутствует.

Субъективная сторонахарактеризуется виной в форме неосторожности (в виде легкомыслия или небрежности).

Субъект —специальный — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, на котором в соответствии с законом или специальными правилами лежит обязанность оказывать помощь больному (врач, фельдшер, медсестра).