Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы к экзамену по философии на кандидатский..DOC
Скачиваний:
857
Добавлен:
09.12.2013
Размер:
622.59 Кб
Скачать

1. Философия как методология и как мировоззрение.

Прогностические функции философского знания

В развитии общества периодически возникают кризисные эпохи, когда прежняя исторически сложившаяся и закрепленная традицией «категориальная модель мира» перестает обеспечивать трансляцию нового опыта, взаимодействие необходимых обществу видов деятельности. В такие эпохи традиционные смыслы универсалий культуры утрачивают функцию мировоззренческих ориентиров для массового сознания. Они начинают критически переоцениваться, и общество вступает в полосу интенсивного поиска новых жизненных смыслов и ценностей, призванных ориентировать человека, восстановить утраченную «связь времен», воссоздать целостность его жизненного мира.

В деятельности по выработке этих новых ценностей и мировоззренческих ориентиров философия играет особую роль. Чтобы изменить прежние жизненные смыслы, закрепленные традицией в универсалиях культуры, а значит, и в категориальных структурах сознания данной исторической эпохи, необходимо вначале эксплицировать их, сопоставить с реалиями бытия и критически осмыслить их как целостную систему. Из неосознанных, неявно функционирующих категориальных структур человеческого понимания и деятельности универсалии культуры должны превратиться в особые предметы критического рассмотрения, они должны стать категориальными формами, на которые направлено сознание. Именно такого рода рефлексия над основаниями культуры и составляет важнейшую задачу философского познания.

Необходимость такой рефлексии вызвана не чисто познавательным интересом, а реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентаций, в выработке и обосновании новых, предельно общих программ человеческой жизнедеятельности. Философия, эксплицируя и анализируя смыслы универсалий культуры, выступает в этой деятельности как теоретическое ядро мировоззрения.

Выявляя мировоззренческие универсалии, философия выражает их в понятийно-логической форме, в виде философских категорий. В процессе философской экспликации и анализа происходит определенное упрощение и схематизация универсалий культуры.

Становление философских категорий в качестве понятий - это высший уровень философской рационализации оснований культуры, осуществляемый, как правило, в рамках профессиональной философской деятельности. Но прежде чем возникают такие формы категориального аппарата философии, философское мышление должно выделить и зафиксировать в огромном многообразии культурных феноменов их общие категориальные смыслы.

Рациональная экспликация этих смыслов часто начинается со своеобразного улавливания общности в качественно различных областях человеческой культуры, с понимания их единства и целостности. Поэтому первичными формами бытия философских категорий как рационализации универсалий культуры выступают не столько понятия, сколько смыслообразы, метафоры и аналогии.

В истоках формирования философии эта особенность прослеживается весьма отчетливо. Даже в относительно развитых философских системах античности многие фундаментальные категории несут на себе печать символического и метафорически образного отражения мира («огнелогос» Гераклита, «нус» Анаксагора и т.д.). В еще большей степени это характерно для древнеиндийской и древнекитайской философии.

В произведениях великих писателей может быть разработана и выражена в материале и языке литературного творчества даже целостная философская система, сопоставимая по своей значимости с концепциями великих творцов философии (известным примером в этом плане является литературное творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского). Но, несмотря на всю значимость и важность такого рода первичных «философем», рациональное осмысление оснований культуры в философии не ограничивается только этими формами. На их основе философия затем вырабатывает более строгий понятийный аппарат, где категории культуры уже определяются в своих наиболее общих и существенных признаках.

Таким путем универсалии культуры превращаются в рамках философского анализа в своеобразные идеальные объекты (связанные в систему), с которыми уже можно проводить особые мысленные эксперименты. Тем самым открывается возможность для внутреннего теоретического движения в поле философских проблем, результатом которого может стать формирование принципиально новых категориальных смыслов, выходящих за рамки исторически сложившихся и впечатанных в ткань наличной социальной действительности мировоззренческих оснований культуры.

Т.о. реализуется основное предназначение философии в культуре: понять не только, каков в своих глубинных основаниях наличный человеческий мир, но и каким он может и должен быть.

Показательно, что само возникновение философии как особого способа познания мира приходится на период одного из наиболее крутых переломов в социальном развитии — перехода от доклассового общества к классовому, когда разрыв традиционных родоплеменных связей и крушение соответствующих мировоззренческих структур, воплощенных в мифологии, потребовали формирования новых мировоззренческих ориентаций.

Рационализируя основания культуры, философия осуществляет «прогнозирование» и «проектирование» возможных изменений в ее основаниях.

Философия, осуществляя свою познавательную работу, всегда предлагает человечеству некоторые возможные варианты его жизненного мира. И в этом смысле она обладает прогностическими функциями. Такие модели формируются за счет постоянной генерации в системе философского знания новых категориальных структур, которые обеспечивают новое видение как объектов, преобразуемых в человеческой деятельности, так и самого субъекта деятельности, его ценностей и целей. Эти видения часто не совпадают с фрагментами модели мира, представленной универсалиями культуры соответствующей исторической эпохи, и выходят за рамки традиционных, лежащих в основании данной культуры способов миросозерцания и миропонимания.

Генерация в системе философского познания новых категориальных моделей мира осуществляется за счет постоянного развития философских категорий. Можно указать на два главных источника, обеспечивающих это развитие. Во-первых, рефлексия над различными феноменами культуры (материальной и духовной) и выявление реальных изменений, которые происходят в категориях культуры в ходе исторического развития общества. Во-вторых, установление содержательно-логических связей между философскими категориями, их взаимодействие как элементов развивающейся системы, когда изменение одного элемента приводит к изменению других.

Развитие философского знания осуществляется во взаимодействии этих двух источников.

Философское познание выступает как особое самосознание культуры, которое активно воздействует на ее развитие. Генерируя теоретическое ядро нового мировоззрения, философия тем самым вводит новые представления о желательном образе жизни, который предлагает человечеству.

Историческое развитие философии постоянно вносит мутации в культуру, формируя новые варианты, новые потенциально возможные линии динамики культуры.

Многие выработанные философией идеи транслируются в культуре как своеобразные «дрейфующие гены», которые в определенных условиях социального развития получают свою мировоззренческую актуализацию.

Генерируя категориальные модели возможных человеческих миров, философия в этом процессе попутно вырабатывает и категориальные схемы, способные обеспечить постижение объектов принципиально новой системой организации по сравнению с теми, которые осваивает практика соответствующей исторической эпохи.

Но тогда возникает вопрос о природе и истоках прогностических функций философии по отношению к специальному научному исследованию. Это вопрос о возможности систематического порождения в философском познании мира идей, принципов и категорий, часто избыточных для описания фрагментов уже освоенного человеком предметного мира, но необходимых для научного изучения и практического освоения объектов, с которыми сталкивается цивилизация на последующих этапах своего развития.

Уже простое сопоставление истории философии и истории естествознания дает весьма убедительные примеры прогностических функций философии по отношению к специальным наукам. Достаточно вспомнить, что кардинальная для естествознания идея атомистики первоначально возникла в философских системах Древнего мира, а затем развивалась внутри различных философских школ до тех пор, пока естествознание и техника не достигли необходимого уровня, который позволил превратить предсказание философского характера в естественнонаучный факт.

2. Детерминизм и медицина. Проблема причинности (этиологии) в медицине.

Философский анализ категорий причины и следствия и принципа детерминизма как всеобщих оснований объяснения явлений реального мира имеет многовековую историю. Каждая историческая эпоха вносила в понимание детерминизма, причины и следствия, свои особенности. Изменялись конкретные трактовки причинности, понимание роли причинно-следственных связей и отношений в реальных процессах. Материализм исходит из признания объективного характера детерминизма, причинно-следственных отношений, тогда как идеализм в той или иной форме отрицает объективный характер причинно-следственных отношений.

Под детерминизмом долгое время понимали такую концепцию, которая предполагает однозначную причинную обусловленность одного события другим. Этот механистический взгляд (высказан французским астрономом и математиком П. Лапласом) предполагал, что из знания исходных причин можно вполне однозначно вывести следствия. Дальнейшее развитие науки поставило вопрос о необходимости выработки более широкого понимания детерминизма на основе диалектики и исторического подхода. В современном понимании детерминизм — это принцип всеобщей закономерной связи явлений и процессов реального мира, содержание которого состоит в следующем: любое явление, процесс причинно обусловлены, возникают в результате взаимодействия; становление и развитие любого явления происходит не произвольно, а подчиняется определенным закономерностям. Детерминизм включает в себя причинность, но не сводится к ней: причинность — это одна из форм проявления детерминизма. Кроме причинности, детерминизм включает в себя другие типы объективных связей — пространственные и временные, влияющие на события, процессы; корелляционные и др. Под причинно-следственной обусловленностью понимается такая объективно необходимая связь процессов, при которой одно явление порождает другое, одно является причиной другого.

Степень зрелости медицинской науки зависит от глубины знания и использования причинных связей в клинике и профилактике. Учение о причинности в медицине (этиология) основывается на конкретном философско-методологическом основании — идеализме или материализме, монокаузализме или кондиционализме, эмпиризме или рационализме и т.д.

В медицине философское учение о детерминизме и причинности — одна из основ объяснения процессов нормальной и патологической жизнедеятельности: всякое изменение в состоянии живой системы детерминировано определенными взаимодействиями этой системы с внешними факторами или внутренним взаимодействием элементов этой системы. Одной из конкретно-исторических форм детерминизма в медицине выступил монокаузализм как результат абсолютизации причинного фактора, сведение этиологии именно к учету только причины, без учета условий и универсальной взаимосвязи и взаимодействия различных факторов.

Еще один подход к пониманию детерминизма и причинности в медицине — кондиционализм, в философском плане являвшийся, по существу, сведением причины до уровня условий. В борьбе монокаузализма и кондиционализма вскрывались недостатки каждого из этих течений в этиологии, и проходило дальнейшее развитие учения о детерминизме и причинности в медицине.

Современное решение проблемы причинности в медико-биологических науках основывается: 1- на фактическом «снятии» еще в первой половине XX в. крайностей монокаузализма и кондиционализма («Причина действует на фоне условий, в зависимости от которых она может и не вызывать следствия»); 2- на учете важной роли медико-биологического эксперимента в изучении здоровья и болезни, нормы и патологии; 3- на признании решающей роли практики - профилактической, клинической и реабилитационной работы. На этих основаниях сформировалось ставшее традиционным и более или менее общепризнанным понимание причинности: причина вызывает, производит, порождает следствие; для действия причины необходимы определенные условия, которые создают возможность для его возникновения; причина предшествует следствию; следствие не может быть причиной своей причины.

Причинно-следственные отношения в этиологии — это фактор или сумма факторов, которые в большой мере определяют качество, нозологическое своеобразие, возникновение и протекание патологического процесса. Определенную роль имеют и условия: одна и та же причина в разных условиях может порождать различные следствия; различные причины могут в сходных условиях порождать одинаковые следствия (полиэтиология). Моноэтиологический подход свидетельствует о глубокой проработке проблем патологического процесса.

В детерминационной теории медицины (доктрина адаптивного реагирования) выделяют, применительно к медицине: философский, гомеостатический, эволюционный, экологический, адаптивный и психосоматический детерминизм. В настоящее время различают так же динамическую и вероятностно-статистическую детерминации нормальных и патологических процессов. Динамическая детерминация характерна для процессов, в которых каждый последующий этап жестко, однозначно определяется предшествующим. Такая детерминированность процессов — важная составляющая в разработке стратегии и тактики в профилактической и клинической работе. Без взаимодействия различных детерминационных процессов была бы невозможна точная и однозначная саморегуляция в норме и патологии. Вместе с тем современное понимание большинства процессов нормогенеза и патогенеза должно основываться на динамическом и вероятностно-статистическом понимании этих процессов.

Билет 8