Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Контамин, Филипп - Война в Средние века

.pdf
Скачиваний:
93
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
6.65 Mб
Скачать

ББ К 63.3(0)4

К65

O u v r a g e réalisé dans le cadre du programme d'aide à la publication Pouchkine avec le soutien du Ministère des Affaires Etrangères français et de l'Ambassade de France en Russie

Издание о с у щ е с т в л е н о в рамках программы « П у ш к и н » при поддержке М и н и с т е р с т в а иностранных дел Ф р а н ц и и и посольства Ф р а н ц и и в России

Издание выпушено при поддержке Института « Открытое общество » ( Ф о н д С о р о с а ) в рамках мегапроекта « П у ш к и н с к а я библиотека»

T h e edition is

published wich the support of the O p e n Society Institute

within

the framework of «Pushkin Library» medaproject

Редакционный совет серии «Университетская библиотека»:

Н . С . Автономова, Т . А . Алексеева , М . Л . Андреев , В . И . Б а х м и н , М . А . Всденяпина,

Е. Ю . Гениева, Ю . А . Кимелев, А . Я . Ливергант, Б . Г . Капустин, Ф . Пинтер, А . В . Полетаев,

И. М . Савельева, Л . П . Репина, А . М . Руткевич, А . Ф . Филиппов

«University L i b r a r y » Editorial C o u n c i l :

N a t a l i a A v t o n o m o v a , T a t i a n a A l e k s e e v a , M i k h a i l A n d r e e v , V y a c h e s l a v B a k h m i n ,

M a r i a Vedeniapina, Ekaterina G e n i e v a , Yuri Kimelev,

Alexander Livergant, Boris Kapustin,

F r a n c e s Pinter, A n d r e i P o l e t a y e v , Irina

S a v e l i e v a ,

L o r i n a R e p i n a , A l e x e i R u t k e v i c h ,

Alexander

Filippov

 

Контамин Φ .

К65 Война в Средние века / Пер. с фр. Ю. П. Малинина, А. Ю. Карачинского,

М. Ю. Некрасова; под ред. Ю. П. Малинина. - С П б . : Ювента, 2001. — 416с. — (Историческая библиотека)

I S B N 5-87399-140-5

Книга известного французского медиевиста Ф и л и п п а Контамина посвящена ис ­ тории средневековых войн. А в т о р исследует не только формы военных конфликтов, но и сопутствующие политические ситуации , э в о л ю ц и ю вооружения и представлений сред­ невекового общества о войне. Издание изобилует увлекательными подробностями, ра­ нее не известными российскому читателю.

Для широкого круга читателей.

Б Б К 63.3(0)4

I S B N 5 - 87399 - 140 - 5

© Presses

Universitaires de

France, 1980

 

© Ю .

П .

М а л и н и н ,

A . Ю .

Карачинский ,

 

©

M .

Ю .

Н е к р а с о в ,

пер. 2001

 

Н . А . И о н о в , оформление , 2001

 

©

О О О Издательский Дом

« Ю в е н т а » , 2001

ФИЛИПП КОНТАМИН И ЕГО ТВОРЧЕСТВО

Филипп Контамин, родившийся в 1932 г., принадлежит к старшему по­ колению французских историков, продолжающих традиции того направления во французской историографии, которое иногда называют «новой историчес­ кой наукой». Основоположниками этого направления были хорошо известные ученые Марк Блок и Люсьен Февр, но здесь нелишне напомнить, что их вдох­ новителем являлся Анри Берр, основатель школы исторического синтеза и автор философско-исторического и методологического труда «Синтез в истории», изданного в 1911 г. Исходя из принципа плюрализма, то есть множественнос­ ти факторов исторического развития, в отличие от характерного для марксиз­ ма монистического взгляда на историю с выделением одного определяющего фактора - экономического, он полагал, что историческое исследование долж­ но было охватывать самые разные стороны жизни общества. Правда, его меч­ та о некоем всеобъемлющем историческом синтезе оказалась нереализуемой на практике, но важно то, что стремление к такому синтезу, пусть даже и в ограниченных масштабах, стало характерной особенностью историков ново­ го направления.

Предлагаемая читателю в русском переводе книга Ф. Контамина «Война в Средние века» - это не просто история военного дела, а история войны как важнейшего фактора жизни средневекового западноевропейского общества в самых разных ее проявлениях и последствиях. Многие исследователи обра­ щались к событиям военной истории Средневековья, но никто не пытался дать комплексный анализ войны как феномена социально-политической и духов­ но-религиозной жизни. Именно поэтому труд французского ученого уника­ лен, его книгу переводят на разные языки, а теперь с ней сможет познакомить­ ся и русскоязычный читатель.

Использовав огромное количество самых разнообразных источников, Ф. Контамин осуществил исторический синтез по двум основным направле­ ниям. Он представил богатый материал по истории войн в европейских стра­ нах и проанализировал многие связанные с этим проблемы. В книге дается и классический материал по истории оружия, и оригинальный анализ средневе­ ковой тактики и стратегии, которыми прежде историки военного дела всегда пренебрегали, считая, что, по сравнению с античностью, их практически не было в Средние века. Ф. Контамин обращается и к таким редким, но важным

6

темам, как «история мужества», считавшегося главной добродетелью воина, как проявления войны в церковной и религиозной жизни. Иначе говоря, его труд охватывает и сугубо военные, и социальные, и политические, и духовнорелигиозные аспекты войны в Средние века.

Интерес к феномену войны в широком историческом плане возник у Ф. Контамина неслучайно. Будучи прежде всего исследователем позднего Сред­ невековья, т. е. Х І Ѵ - Х Ѵ вв., он долгое время занимался изучением Столетней войны между Францией и Англией. Круг проблем, которые рассматривались в его работах, посвященных этой эпохе, очень широк. Как говорил сам Конта­ мин, в его книгах предстает «отнюдь не Франция крестьян и деревень, не Фран­ ция клириков и монахов, купцов и ярмарок, ремесленников и цехов, но Фран­ ция, также очень реальная, войны и дипломатии, государства и его слуг, знати и власть имущих». Ученого особенно интересовала история дворянства, оста­ вавшегося «ферментом свободы» и «главной или по крайней мере централь­ ной фигурой на социально-политической шахматной доске». В связи с этим он обращается и к эволюции рыцарства в позднее Средневековье, полагая, что говорить о его неизбежном закате в Х І Ѵ - Х Ѵ вв. во Франции, как обычно де­ лают историки, преждевременно.

Привилегированное место среди тем, которыми ранее занимался Ф. Кон­ тамин, принадлежит истории повседневной жизни во Франции и Англии в эпо­ ху Столетней войны, преимущественно в XIV в. После всестороннего анализа условий и средств существования в обеих странах Контамин пришел к выво­ ду, что по образу жизни, мировосприятию, социальной организации и другим «параметрам» эти народы были очень близки. И их родство, по мысли иссле­ дователя, отчасти объясняет, хотя и не оправдывает, завоевательные амбиции королей. Занимаясь историей Х І Ѵ - Х Ѵ вв., которые, в отличие от классичес­ кого Средневековья, не пользовались вниманием историков-медиевистов, Ф. Контамин поставил вопрос, можно ли отнести эти столетия к «настояще­ му» Средневековью, или следует внести коррективы в периодизацию. Харак­ терно, что веские аргументы в пользу своих выводов о том, что речь должна идти о продолжении Средневековья, он находит благодаря внимательному анализу идейных основ войны и мира.

Впрочем, Ф. Контамина всегда больше интересовала война как важней­ ший фактор человеческого существования в Средние века. Итогом его много­ летних научных изысканий и стала написанная в 1980 г. книга «Война в Сред­ ние века».

Ю. П. Малинин

ПРЕДИСЛОВИЕ

За последние годы появились великолепные обобщающие исследования на французском языке о войне как явлении, армиях как античности1, так и Ев­ ропы в Новое время2. О Средневековье подобных работ не существует, и пер­ вейшей задачей этой книги стали заполнение лакуны и, в соответствии с пра­ вилами серии «Новая Клио», предоставление в распоряжение читателей дос­ таточно богатой библиографии, раскрытие общих черт военной истории Сред­ невековья, наконец раскрытие некоторых тем более конкретно, поскольку они либо стали предметом современных исследований, либо, по нашему мнению, достойны более пристального внимания.

Конечно, тяжкий труд ­ пытаться охватить сразу, в одном томе, период свыше десяти веков, на протяжении которых война заставляла почувствовать свое присутствие. Мы охотно приняли бы на свой счет замечание одного иссле­ дователя: «Ни один ученый не может надеяться на то, что он освоит все источ­ ники о столь пространном предмете на протяжении тысячелетия»3. Тем более, что средневековая война представляла собой целый мир, в котором сочетались как каноническое право, так и заступнические надписи на мечах, как техника конного боя, так и искусство лечить раны4, как использование отравленных стрел5, так и питание, рекомендуемое бойцам6. Одним словом, предмет требует рас­ смотрения с разных сторон, если мы хотим осмыслить его в полном объеме: воинское искусство, вооружение, набор в армию, состав и жизнь армий, мо­ ральные и религиозные проблемы войны, связи между феноменом войны и со­ циальной, политической и экономической средой. И при этом необходимо со­ блюдать хронологию (понимаемую скорее как различие «до» и «после», чем как последовательную цепь событий), которая, как нам кажется, значит для исто­ рии столько же, сколько перспектива в классической живописи.

1

Problèmes de la guerre en Grèce ancienne / S o u s la dir. de J.­P. Vernant. Paris; La H a y e , 1968;

Problèmes

de la guerre à R o m e /

S o u s la

dir. J . ­ P . Brisson. Paris;

La H a y e ,

1969;

Harmand J.

La guerre

antique, de

Sumer à R o m e . Paris,

1973;

Garland

Y.

La guerre dans

l'Antiquité. Paris,

1972.

 

2

Corvisier

A.

Armées et

sociétés en

Europe de 1494 à

1789. Paris, 1976.

 

 

 

 

>SmaiIR.

C.

 

 

 

 

 

Chauliac

G.

Crusading

Warfare [286].

T.

V.

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

de.

 

 

/

E d . E. Nicaise .

Paris,

1890. P.

15­16.

 

Gay V., Stein H.

5

Monstrelet E. de. La grande chirurgie

 

Glossaire6

 

 

 

Chroniques / E d . L. Douët d ' A r c q . Paris,

1857. Vol.

1. P. 105;

 

 

archéologique [554] . Vol. 1. P. 721.

 

 

 

 

 

1555.

 

 

 

 

 

Les douze de Robert Valturin touchant la discipline militaire. Paris,

 

 

 

 

Но как можно ограничить поле исследования? Как, в частности, не на­ чать с начала, т. е. с исчезновения Западной Римской империи и образования варварских государств? Как не закончить концом, т. е. первыми постоянными армиями, ландскнехтами, артиллерией, бастионными фортификациями?

Отметим, однако, что исследование будет иметь определенные геогра­ фические рамки: не только византийский и мусульманский мир будут оставле­ ны в стороне, но в границах самого латинского христианства наше внимание будет сосредоточено на Франции, Англии, Германии, Италии и Иберийском полуострове. Сходным образом в книге не будет затронута война на море, рас­ сказ о которой был бы уместен в истории кораблей и флота.

Определенная таким образом тема все равно остается пространной, слиш­ ком пространной. Нужно было выбирать, часто указывать только на основные тенденции, ограничиваться то здесь, то там простым обзором. Автор прими­ рился с такой постановкой вопроса, стараясь только, чтобы краткое изложе­ ние, скорее смелое, чем оригинальное, и часто болезненные сокращения не помешали читателю охватить тему во всем ее многообразии.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОБЩИЙ ВЗГЛЯД.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ГЛАВА I ВАРВАРЫ (Ѵ-ІХ вв.)

После вторжения германских народов в период с IV по VI в. и образова­ ния королевств варваров сложились новые институты власти, а наряду с но­ вой организацией общества утвердились и новые жизненные ценности. При этом неизбежно изменились представления как о самой войне, так и о спосо­ бах ее ведения. Последствия этих перемен будут ощущаться на протяжении столетий и даже, в некоторых отношениях, до конца Средних веков. Как, по­ чему, в какой степени то, что можно назвать военным искусством варваров, превзошло военное искусство римлян?

1. ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ: ВОЕННАЯ ПРОБЛЕМА

«Во-первых, следует знать, что злобный вой племен отовсюду тревожит Римскую империю, и коварные варвары, спрятавшиеся в естественных укры­ тиях, осаждают ее границы со всех сторон»1. Так неизвестный автор трактата «О военном деле» (De rebus bellicis) описывает положение Римской империи (Romania) к 366-375 гг. Судя по посланию св. Иеронима, при жизни следую­ щего поколения ситуация еще более ухудшилась: «Я не могу без содрогания перечислять все бедствия нашего столетия. Вот уже более двадцати лет на землях между Константинополем и Юлиановыми Альпами каждый день льет­ ся римская кровь. Скифия, Фракия, Македония, Дардания, Дакия, Фессалия, Ахайя, Эпир, Далмация и обе Паннонии стали добычей готов, сарматов, квадов, аланов, гуннов, вандалов, маркоманов, которые их опустошают, терзают и грабят»2.

Падение Рима было отсрочено на полвека благодаря победам над запад­ ными и восточными варварами во второй половине III в., уходу из Дакии и Декуматских полей, сокращению границы (limes) Северной Африки и реформам

1 Thompson Ε.-A. R o m a n Reformer... [674]. R 97 .

2 Цит. no: Courcelle P. Histoire littéraire des grandes invasions germaniques. Paris, 1948. P. 14.

12

Часть первая. Характерные черты военной истории Средневековья

 

Диоклетиана. Но с середины IV в. рейнская граница трещит под напором фран­ ков, аламаннов и саксов. Следует признать, что Юлиану (в сражении при Аргенторате в 357 г.) и Иовину (в сражении при Скарпоне в 366 г.) удалось стаби­ лизировать ситуацию, но они не смогли помешать франкам окончательно обо­ сноваться к югу от устья Рейна, в Токсандрии. Затем, с 407 г. войска Империи покинули Британию, оставив бриттов жить «по их собственным обычаям, не подчиняясь римскому праву»3, и в одиночку отражать нападения саксов, пик­ тов и скоттов. Начиная с 413 г. вестготы, которые в 376 г. переправились через Дунай и заняли Балканы, а потом двинулись в Италию, прочно осели на югозападе Галлии, в районе Нарбонны, Тулузы и Бордо. В 418 г. патриций Кон­ станций заключил с ними мирный договор, дав разрешение поселиться здесь. После 409 г. значительная часть Испании ненадолго оказалась под властью аланов и вандалов хасдингов и силингов, но прежде всего гораздо дольше здесь господствовали свевы. В то же время аламанны поселяются на территории современных Эльзаса и Пфальца. Между 429 и 442 г. вандалы захватили са­ мую богатую, восточную часть Северной Африки. При жизни одного поколе­ ния, с середины V в. по 484 г., вестготы подчинили себе всю Испанию, за ис­ ключением королевства свевов на северо-западе, а также юг Галлии, в то вре­ мя как натиск франков, бургундов и аламаннов уничтожил остатки римского владычества в остальной Галлии. И, наконец, Италия, пережив в 476^93 гг. иго Одоакра, покорилась королю остготов Теодориху.

Падение Римской империи не везде было окончательным. В 533 г. Юс­ тиниану удалось вернуть часть Северной Африки; эти земли были утрачены только в начале VIII в., на этот раз захваченные арабами. В Испании борьба за возвращение территорий ограничилась лишь районами Кадиса, Кордовы, Малаги и Картахены. Впрочем, с 629 г. последние признаки византийского владычества там исчезли. Между 536 и 554 г. к византийским владениям вновь была присоединена Италия, но уже с 568 г. вторжение лангобардов привело к падению римского мира. К концу VI в. Восточная империя еще контроли­ ровала там узкую полосу территорий от Равенны до Рима, надвое разделяв­ шую полуостров, а также Сицилию, Сардинию, Корсику и обширные владе­ ния в Южной Италии. В конечном счете лангобарды так и не смогли завла­ деть всем полуостровом, и только в XI в. норманны окончательно вытеснили византийцев из Калабрии и Апулии.

Процесс, который повлек за собой падение римского владычества на За­ паде, не был быстрым и необратимым: различные события прерывали и оття­ гивали его завершение. Происходили неоднократные «приливы и отливы». Тем

' Цит. по: Mussel L. Les invasions: les vagues germaniques. Paris, 1965. P. 155. - На самом деле

массовое переселение ютов, англов и саксов на восточное и южное побережье Британии началось только в конце V в.

Глава I. Варвары ( Ѵ - І Х вв.)

13

не менее неумолимый натиск варварских племен относительно редко преры­ вается крупными сражениями и продолжительными осадами. Чаще всего соб­ ственно римские войска отказывались вступать в открытые столкновения с вра­ жескими силами, постепенно разлагались изнутри.

Причины этого разложения отчасти раскрывает отрывок из Прокопия Кесарийского. Рассказав о том, как вестготы захватили Испанию и часть Гал­ лии к западу от Роны, он добавляет: «Другие римские воины были поставлены там для охраны в крайних пределах Галлии. У этих солдат не было никакой возможности вернуться в Рим, они отказывались покориться врагам-арианам и со всеми знаменами и страной, которую они издавна охраняли для римлян, сдались арборихам и германцам; потомкам они передали все обычаи своих предков, свято храня их и теперь [в середине VI в.]. Римских воинов легко можно узнать по номерам тех легионов, в которых в прежнее время они несли боевую службу; и в бой они идут, неся перед собой те знамена, которые у них были, и всегда применяют законы своей родины»4.

Действительно, войска императорского Рима на протяжении долгого времени внешне выглядели прекрасно. Между 324 и 337 г. Константин при­ дал армии более четкую структуру, исходя из общей стратегической концеп­ ции. В отличие от Диоклетиана, который в конце III в. стремился оберегать границы и сосредоточил там большую часть войск, Константин существенно усилил боеспособность и численность мобильной армии за счет регулярно­ го изъятия людей из частей прикрытия, а также за счет новых кавалерийских и пехотных полков. Тем самым обозначилась взаимодополняемость - но вме­ сте с тем и противопоставление - мобильной армии (comitatenses), с одной стороны, пограничников (limitanei), береговой охраны (ripenses) и крепост­ ных гарнизонов (castellani) - с другой. Позже, с раздроблением Империи и ростом внешних угроз, мобильная армия разделилась на отдельные отряды, каждый из которых, в принципе, был прикомандирован к какому-либо боль­ шому району, тогда как в личном распоряжении императора, или императо­ ров, помимо собственно телохранителей (scholae). оставались элитные от­ ряды палатинов (palatini).

Римские воины должны были подчиняться суровой дисциплине и про­ ходить безупречную подготовку. Солдаты и офицеры служили на протяжении долгого времени. Это были настоящие профессионалы, которые регулярно по­ лучали приличное натуральное (annonae) - хлеб, мясо, вино, масло - или де­ нежное довольствие, размеры которого зависели от занимаемой должности в армейской иерархии. Войска снабжались однотипным наступательным и защитным вооружением, изготовленным и хранящимся в государственных

J Цит. по: Прокотш Кесарийский. Война с готами / П е р . С. Кондратьева. М . , 1996. С. 6 0 - 6 1 .