Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Колин - Социальная информатика.doc
Скачиваний:
588
Добавлен:
26.05.2015
Размер:
2.1 Mб
Скачать

5.4.Путь России к информационному обществу

Формирование представлений об информационном обществе

Выше уже отмечалось, что переход к информационному обществу представляет собой достаточно сложный и многогранный процесс, развитие которого тесным образом связано с определенной перестройкой общественного сознания. В России такая перестройка началась существенно позднее, чем в передовых странах Запада. И причина здесь кроется не столько в технологическом отставании России, сколько в гуманитарной сфере.

Подобно тому, как наша марксистко-ленинская идеология длительное время игнорировала успехи развития кибернетики, называя ее «лженаукой» и «наукой мракобесов, поставленной на службу реакции», точно также эта идеология не воспринимала и концептуальные идеи глобальной информатизации и формирования информационного общества, которые появились на Западе в конце 70-х и начале 80-х годов XX века.

Концепция построения информационного общества также была объявлена антинаучной и в нашей стране в тот период времени не только не разрабатывалась, но и решительно пресекалась. Идеологическая близорукость отечественной философии обернулась для России 5—7 годами потерянного времени в период начального развития процесса глобальной информатизации общества и научного осмысления закономерностей и возможных последствий этого развития.

Однако публикация на Западе работ Э. Тоффлера, И. Масуды, Кинга, Дж. Мартина, Д. Лайона [78], в которых рассматривались социально-экономические аспекты информатизации общества и выдвигалась концепция формирования новой, информационной цивилизации, которая должна прийти на смену индустриальному обществу, не прошла для российской науки бесследно. И уже в конце 80-х годов в нашей стране также начали появляться научные публикации по важнейшим философским и социально-экономическим проблемам информатизации общества. Этим мы обязаны, в первую очередь, профессорам А.И. Ракитову, А.П. Ершову и А.Д.Урсулу [6, 8, 23, 33].

Хорошим стимулом для обсуждения проблем и возможных последствий процесса информатизации общества явилась проведенная в 1988—89 гг. крупномасштабная компания по разработке и обсуждению Концепции информатизации советского общества [72]. Проект этой Концепции разрабатывался на конкурсной основе по специальному решению Политбюро ЦК КПСС от 15.06.1988 года. В конкурсе приняли участие ряд институтов Академии наук СССР и Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике (ГКВТИ).

В течение года проект этой концепции был разработан, обсужден на совместном заседании Бюро НТС ГКВТИ и Бюро Отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации АН СССР и представлен в Комиссию по вопросам транспорта, связи и информации Верховного Совета СССР.

Весьма примечательно, что концепция определила основные цели и направления работ по решению задач информатизации различных сфер не только народного хозяйства СССР, но также и его социальной сферы, науки, образования и культуры, системы здравоохранения, решения проблем демократизации общества.

Впервые на уровне общегосударственного программного документа давались следующие оценки стратегической роли информатизации в дальнейшем развитии общества: «Информатизация — одно из наиболее

значимых направлений мирового научно-технического процесса, важнейший фактор развития современного общества»; «Информатизация как объективная закономерность неизбежна и для нашей страны, и для нашего общества и является необходимым условием для решения задач его социального развития».

И тем не менее, несмотря на приведенные выше правильные целевые установки, системная направленность Концепции информатизации советского общества по своему содержанию все-таки оставалась технократической. И это понятно, ведь, как отмечалось в концепции, наше отставание от передовых стран Запада по объемам и качеству производства средств информатизации в тот период времени уже достигало 10— 100-кратного размера и продолжало увеличиваться, что становилось стратегически опасным.

Особенно серьезные опасения вызывала надежность отечественной техники, которая была ниже зарубежных образцов на 2—3 порядка. Бедственное положение наблюдалось тогда и в уровне телефонизации страны (один телефон приходился на 10 горожан и 30 сельских жителей). В стране практически полностью отсутствовало кабельное телевидение, а такие средства информационного взаимодействия, как телетекст, видеотекст и факсимильная связь применялись еще крайне ограниченно.

Главными причинами такого положения в стране являлись:

• недостаточно развитые социально-экономические условия, которые определяли бы жизненную необходимость информатизации общества и ее результатов для массового потребителя;

• технологическая отсталость страны, особенно в области производства сверхчистых материалов и химреактивов, необходимых для развития микрорадиоэлектроники;

• недостатки в кадровой политике страны, которая не обеспечивала се потребности в квалифицированных специалистах по вопросам информатизации ни по количеству, ни по качеству.

• в обществе отсутствовала система психологической подготовки людей к осознанию необходимости информатизации, оценки ее значимости для перестройки и демократизации всего жизненного уклада общества.

В Концепции указывались основные приоритетные направления информатизации. При этом в качестве одного из них определялась информатизация сферы образования. Ставилась задача к 2005 году довести парк ЭВМ в сфере обучения до 8 млн штук, создать локальные сети учебных ПЭВМ, которыми оснастить кабинеты, классы и аудитории в общеобразовательных школах, техникумах и вузах .

В Концепции были определены необходимые темпы роста объемов производства средств информатизации на долгосрочный период (до 2005 года). При этом предполагалось, что:

• объем производства средств вычислительной техники и информатики за 15 лет должен увеличиться в 5 раз (с 10 до 50 млрд рублей);

• разработка программных средств увеличится в 8 — 9 раз;

•доля затрат на НИОКР в области информатики составит 10—12% от объема ее производства, что соответствует мировым нормативам в этом секторе экономики.

В области развития инфраструктуры информатизации, систем связи и передачи данных были поставлены следующие задачи:

• перейти на новую технологическую базу, основанную на электронизации технических средств, освоении волоконно-оптических, лазерных и спутниковых каналов связи, цифровизации процессов передачи и коммутации сообщений;

• обеспечить достижение к 2005 году такого состояния развития интегральной цифровой системы связи, при которой доля ее каналов достигнет значения 95% на внутризоновых сетях и 65% — на магистральных первичных сетях.

Легко убедиться, что все эти задачи остаются актуальными и для современной России.

Государственная политика России в области информатизации

В концепции информатизации советского общества были определены следующие основные принципы государственной политики в этой области:

• информатизация должна рассматриваться как неотъемлемая часть социально-экономического развития страны;

• государственная политика в области информатизации должна иметь две составляющие: централизованную и децентрализованную.

Централизованная политика должна быть направлена на достижение национальных стратегических целей (национальная безопасность, развитие науки и образования, формирование и использование государственных информационных ресурсов).

Децентрализованная политика ориентируется, главным образом, на создание условий, обеспечивающих саморазвитие процесса информатизации и удовлетворение на этой основе социальных потребностей населения в информационных продуктах и услугах:

• развитие информатизации должно обеспечить равноправное включение страны в международное разделение труда, в котором Россия должна иметь свой сектор влияния;

• разработки республиканских, региональных и отраслевых программ информатизации должны быть согласованы с основными принципами государственной политики в этой сфере;

• должна обеспечиваться всемерная демократизация процессов производства и потребления информации (общедоступность информационных ресурсов и услуг, защита прав личности от информационного вторжения и т. п.);

• критерием эффективности информатизации не может служить лишь ее экономическая оценка, здесь необходим комплексный подход, учитывающий и другие факторы.

Перечисленные выше основные принципы государственной политики в полной мере остаются актуальными и сегодня.

Для проведения в жизнь государственной политики в области информатизации был образован специальный правительственный орган управления — Государственный комитет по вычислительной технике и информатизации (ГКВТИ), которому из Госплана СССР были переданы функции распределения производимой в стране вычислительной техники, в условиях плановой экономики осуществлявшиеся централизованно.

В начале 1985 года в стране была разработана и одобрена ЦК КПСС «Общегосударственная программа создания, развития серийного производства и эффективного использования вычислительной техники и автоматизированных систем до 2000 года». С ее утверждением начался решительный поворот в направлении ускоренного развития отечественной индустрии средств информатики. Достаточно сказать, что объем капиталовложений в сферу информатики за 1986— 1990 гг. превысил объем капиталовложений в эту область за предыдущие 10 лет.

В стране было проведено ряд крупных всесоюзных и международных конференций по проблеме информатизации. На них впервые было сказано о неизбежности перехода ряда стран от индустриальных к информационным формам общества.

Таким образом, новые понятия «информатизация» и «информационное общество» стали восприниматься все большей частью интеллектуальной элиты России.

Необходимо отметить еще один этап в развитии общественного сознания граждан России в области проблем формирования информационного общества. Это этап 1988—1994 гг. В этот период выходит ряд статей и монографий ведущих российских ученых, которые заложили основы современных научных представлений о глобальном характере процесса информатизации и его ожидаемых цивилизационных последствиях.

В первую очередь здесь хотелось бы отметить блестящую прогнозную статью академика А.П. Ершова «Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества» [33]. Эта работа стала классической, а ее многие концептуальные положения остаются актуальными и сегодня. Затем в 1991 году появилась монография профессора А.И. Ракитова «Философия компьютерной цивилизации» [8], в которой был развит его подход к процессу информатизации общества как социотехнологической революции.

Затем в 1993 году вышла в свет фундаментальная монография академика А.Д. Урсула «Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации» [6]. В ней впервые с философских позиций формирования ноосферной цивилизации была проанализирована общецивилизационная значимость развития глобального процесса информатизации. Автор убедительно показал, что глобальная информатизация общества является магистральным направлением дальнейшего развития цивилизации. Ибо только этот путь создает предпосылки перехода от использования ограниченных вещественно-энергетических ресурсов к практически не ограниченным информационным ресурсам. А это является одним из важнейших условий перехода будущей цивилизации на путь безопасного и устойчивого развития, практического решения экологических, энергетических, сырьевых и многих других глобальных проблем.

Хотелось бы подчеркнуть, что формирование информационного общества, по мнению А.Д. Урсула, не является конечной целью глобального процесса информатизации. Он будет развиваться и далее при других видах общественного устройства. Что же касается самого информационного общества, то оно является лишь первой стадией формирования ноосферы сферы разума, представителями которой будут люди новой цивилизации, которая должна начать свое формирование уже в XXI веке.

Такое понимание роли информатизации и места информационного общества в будущей истории развития цивилизации на нашей планете характерно лишь для российской науки, которая продолжает сегодня ноосферные исследования, начатые еще К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским, Н.В. Тимофеевым-Ресовским и А.Л. Чижевским.

Сегодня эти идеи развивает А.Д. Урсул, который избран президентом Международной академии ноосферы, а также академик Н.Н. Моисеев, опубликовавший в 1999 году очередную монографию «Быть или не быть человечеству?» [7].

Таким образом, концептуальная позиция российских ученых в проблеме формирования информационного общества опирается на основные идеи ноосферогенеза, которые сегодня значительно опережают другие философские концепции, развиваемые западными учеными.

Рыночный период развития информатизации в России

Достаточно подробный анализ состояния и основных тенденций развития процесса информатизации общества в России в последние 8 лет, т. е. в период перехода к рыночной экономике, проведен в работах [63, 77, 80]. В них показано, что в этот период влияние централизованной составляющей в государственной политике, проводимой правительством России в сфере информатизации, было существенным образом снижено. Ликвидирован ГКВТИ, а затем и образованный ему на смену Комитет при президенте РФ по политике информатизации. Сегодня вопросы информатизации в России на правительством уровне рассматривает лишь Государственный комитет по связи, и информатике и частично — Министерство промышленности, науки и технологий.

Таким образом, единого органа для управления и координации происходящими в этой важной области процессами сегодня в России нет. Это свидетельствует о том отношении, которое имеется со стороны руководства страны к проблеме информатизации общества, а также об уровне понимания этой проблемы этим руководством. Все это, безусловно, весьма негативные факторы нашей действительности, которые обязательно скажутся на других аспектах развития России. Ведь в области информатизации глобальные мировые процессы развиваются сегодня исключительно высокими темпами. Поэтому фактор времени здесь важен как никогда. Известный афоризм «Кто не успел, тот опоздал!» очень хорошо применим к современной ситуации в России и в мире в области информатизации.

Однако существует и ряд положительных моментов.

1. В структурах управления органов федеральной власти, а также в администрациях регионов России все больше появляется образованных людей, которые получили необходимую подготовку и поэтому хорошо представляют себе современные проблемы и методы информатизации общества (по крайней мере, на административном и региональном уровнях).

Таких специалистов сейчас готовит Российская академия государственной службы при президенте РФ, которая имеет сегодня целый ряд филиалов в областных центрах России. В самой же академии имеется специальная кафедра «Информатизации структур государственной службы», которая обладает хорошим научным и педагогическим потенциалом. Она то и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов (в том числе докторов и кандидатов наук), которые получив необходимые знания возвращаются к месту своей основной работы в различных регионах России и становятся там проводниками передовых научных идей и технологий в сфере информатизации.

2. В России все более увеличивается влияние региональных органов управления, которое начинает положительно сказываться на процессах информатизации ее регионов. В большинстве регионов страны сегодня уже разработаны или же разрабатываются собственные региональные концепции и программы информатизации. Их реализация, как правило, финансируется из региональных бюджетов и направлена, в первую очередь, на информатизацию управления в административных структурах региона, а затем уже и на создание региональных информационно-телекоммуникационных систем.

Очень часто для научно-методического руководства этими процессами привлекаются крупные университеты или технические вузы, которые имеются в данном регионе. Для работников вузов это дает дополнительный заработок, а для администрации региона — необходимую профессиональную помощь.

И тем не менее, сегодня совершенно очевидно, что России остро необходима национальная программа информатизации общества. Она должна учесть новые реалии в экономике и социальном развитии страны, а также геополитическую обстановку в современном мире, в котором развитые страны уже активно формируют новое информационное пространство и новое информационное общество, которое идет на смену постиндустриальному.

Несмотря на то, что экономика России испытывает сегодня весьма существенные трудности, а производство современных отечественных средств информатики до сих пор не налажено, в России все же имеются определенные социокультурные предпосылки для развития информатизации с перспективой последующего перехода непосредственно к информационному обществу.

Дело в том, что в России имеется достаточно мощный интеллектуальный потенциал, который мог бы быть эффективно использован при создании перспективных средств информатизации, глобальных информационно-телекоммуникационных систем и интеллектуальных технологий. Основу этого потенциала составляют не только организации науки и образования, но также и предприятия оборонного комплекса промышленности, которые по конверсии вполне успешно могли бы разрабатывать многие средства и технологии двойного применения.

Кроме того, массовое общественное сознание граждан России сегодня гораздо лучше подготовлено к тем нововведениям, которые влечет за собой глобальная информатизация общества. Время и информация сделали свое дело, и сегодня в России совершенно иная психологическая ситуация по сравнению с той, которая имела место 10—15 лет назад.

Весьма существенно, что информатизация общества может дать новые возможности для России и в решении основных социально-экономических проблем: подъема промышленности, увеличения занятости населения в новой информационной сфере производства и услуг, развития науки, образования и культуры. Все это будет иметь и соответствующий резонанс в геополитике и положении России на международном рынке разделения труда.