Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Холопов. Муз. формa

.pdf
Скачиваний:
257
Добавлен:
21.05.2015
Размер:
9.79 Mб
Скачать

111

дящей силой, дающей музыку, совершенно не похожую на Гайдна

– Бетховена, но именно своей непохожестью достойно продолжающую культурную традицию классиков.

К богатству классической традиции относится и разнообразие модуляций. Не будет большим преувеличением сказать, что каждому типу форм свойственны характеристические модуляции. Иногда их характерность прямо указывает на определенную форму: возвратный ход к первой репризе рефрена в классическом рондо, когда развитие побочной более не продолжается, – на фоне оживленного моторного движения к доминантовому трезвучию прибавляется голос септимы, легко влекущий к первым звукам главной темы. Приведем некоторые характерные для форм виды модуляций, не с целью систематизировать их11, а чтобы показать различие.

Сложная трехчастная форма (составная песня) менуэтов, скерцо, различных танцев пользуется по сути не модуляциями-перехо- дами, а сопоставлениями, без специальных отделов-ходов, посвящаемых собственно тональному движению (даже при наличии вспомогательного характера связок, например, к репризе). Пример: Глинка, «Польский» из оперы «Жизнь за Царя»12 – в сущности чередование песенных форм, то есть три пьесы.

 

 

 

 

ê

é

ê

D

G

D

 

 

 

 

 

В рондо или формах класса рондо тесная связь между музыкальными мыслями особенно подчеркивается переходом одной в другую посредством большой модуляции. Тем самым вместо чередования тем-песен (в составной форме) складывается единая раз-

вернутая форма, с переходами. Пример: Шопен, финал Сонаты h-moll13:

11Подробнее см. в сб.: Бетховен. Вып. 1. М., 1971. С. 343–352.

12é = побочная тема; здесь – трио.

13Объяснение знаков: « = переходная часть (уходит от тоники), ¬

=то же (но возвращается к тонике); → = модуляция. Прямые линии квадратов символизируют части устойчивые, изогнутые линии – части неустойчивые.

112

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ª

ê

«

é

ê

«

é ¬

ê

-

 

h

Fis

e

Es →

h

H

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существенно различны здесь модуляции уводящие, как бы завоевывающие в энергичных движениях новую тональность для побочной темы, и возвратные ходы к главной теме, стоящие на предыкте в ожидании появления знакомой мелодии.

Сонатная форма, сущность которой – разработка музыкальной мысли, естественно, наиболее богата разнообразными видами модуляции. Пожалуй, она избегает модуляции-сопоставления – самого примитивного ее вида, годного более всего для чередования песен. (Песенные формы, в том числе и составные, это, напомним, антипод сонатной.) Связующий ход в особенности наделяется функцией выведения побочной мысли из главной. Между собственно побочной темой и заключительной бывает второй ход, своего рода свободное развитие (либо даже свободная фантазия), возможно, с элементами модуляционности. Особенно характерная часть сонатной формы – разработка, освобожденная от других функций, кроме собственно развития. Разработка предельно насыщена модуляционностью, напряжение которой сравнимо с драматизмом оперной сцены. Повторение связующей в репризе часто тонко переосмысляется, ведя от тоники к тонике. Во многих развернутых кодах повторению элементов разработки придается противоположный смысл: не свободное развертывание, а свертывание мысли, стремящейся к максимальной устойчивости в собственно коде. Пример: Бетховен, Третья симфония.

Формообразующее значение модуляции видно в конструктивных первопринципах основных типов форм:14

I. Песня:

ê

или

ê

ê

ê

% и др.

Составная песня:

14 Условные знаки: ³ = разработка; % = повторение частей.

113

ê é ê % и др.

II. Рондо, форма анданте15:

ê « é ¬ ê %

ê é ¬ ê % и др.

III. Сонатное аллегро:

ê « é ─┤

³

ê

é ─┤

 

 

 

 

В каждой из созданных мастером форм, даже самой сложной, гармоническая структура представляет собой изумительно стройное пропорционированное целое, живой развернутый во времени организм, наподобие древа, у которого есть ствол-тональность (в крупных формах – главная тональность), растущие из него мощные ветви, от которых отходят тонкие веточки и побеги, причем модальные функции каждого звука и аккорда в строжайшем соподчинении по вертикальной иерархии создают совершенную гармонию целого, «сияние порядка», как определял красоту Блаженный Августин. Любой шедевр музыки есть пример гармонической формыкрасоты: «Приидите, поклонимся» из «Всенощного бдения» Рах-

15 Термины «форма анданте», «форма адажио» употребляются как синонимы. Будучи тождественными по обозначаемому или содержанию с термином «(малое) рондо», они содержат лишь намек на близкое родство с составной песней.

114

манинова, «Вечерняя серенада» Шуберта, Этюд cis-moll Шопена ор. 10 № 5, Анданте из Седьмой сонаты Прокофьева, Скерцо из Четвертой симфонии Чайковского, «Камаринская» Глинки, финалы Квартета Гайдна ор. 33 № 3, Десятой симфонии Шостаковича, симфонии «Юпитер» Моцарта, первые части Первой симфонии Бетховена, «Богатырской» симфонии Бородина, Восьмой симфонии Шостаковича; также сонатные циклы – Третий концерт Бетховена, другие циклы – «Картинки с выставки» Мусоргского, оперные сцены – Сцена чуда в «Китеже» Римского-Корсакова, даже в целой опере – «Дон Жуан» Моцарта, «Евгений Онегин» Чайковского.

Иерархия гармонической структуры показана на кратком примере небольшого произведения (схема Этюда Шопена ор. 25 № 7 cis-moll)16:

 

 

 

ê

 

 

 

 

 

 

é

 

 

ê

 

 

 

 

∩ ∩

 

 

«

 

∩∩

¬

 

 

∩ ∩

 

 

4z

8, 12

 

 

8

 

8

8

 

8, 16

 

cisV

 

cis–E

 

gis-dis(E)Dis

Е →

 

cis–cis

 

 

 

 

cis

 

 

H

 

 

 

cis

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Конюсов кристалл» формы

 

 

 

 

 

 

 

 

массив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

главной

 

 

 

 

24

 

тоника

 

 

 

 

темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ход

 

 

 

 

 

возвратный ход

 

 

 

модулирующий

 

8 – 8 – 8

модуляция

 

 

 

 

массив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

главной

 

 

 

 

24

 

тоника

 

 

 

 

темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 Некоторые знаки: z = наложение, cisV – лад на его доминанте. Точно в центре формы помещается восьмитакт побочной темы. К начальному cis-moll примыкает и вступление, в котором отчетливо слышен четырехтакт (от dis), чья последняя нота заходит в 1-й такт темы.

115

Требует пояснения модуляция первого хода в ее отношении к формообразованию. По происхождению это форма песенная, лирическая простая трехчастная с субтемой в середине. Однако два обстоятельства не позволяют считать ее просто песней: 1) характер модуляции в начале середины и 2) разрастание субтемы (проходящего либо эмбрионального тематического образования внутри середины, наподобие «промежуточной темы» в сонатной экспозиции) до величины нормального экспозиционного периода 4+4, пусть с усеченной каденцией (нумерованные такты 29–36). Таким путем песенная форма фактически становится малым рондо, сохранив от прообраза ориентацию на песенные «квадраты» (в отличие от другого малого рондо в Этюде E-dur ор. 10 № 3).

Модуляция в первом ходе протекает так, что выходит за пределы притяжения тоники cis-moll, следуя по неродственным тональностям gis – dis – Dis (= Es)17. Особенно убедительно действует каданс в Dis-dur. Таким образом, модуляция оказывается не малой, внутритемной, а (в контексте) большой; соответственно форма – выходящей за пределы песенной. Остановка на Dis-dur, как и другие тональности хода, хорошо согласуются с тональностью H-dur в побочной теме: медиантовое соотношение М – Т стилистически характерно для Шопена.

Тональность побочной темы TpD расшифровывается генеральной модуляцией пьесы. Если принять тонику за единицу, то тональность побочной = 9:5 (ср. с примером 1). Число побочной тоники разложимо на множители: 1 х 6/5 х 3/2 (= 9/5)

Это натуральное отношение и составляет принцип генеральной модуляции, причем охватывает ход и уводящий, и возвратный:

такты:

1

20

29

37

45

генеральная

cis——–E————H———–E————cis

модуляция:

 

«

 

¬

 

гармонические

 

 

 

1

6/5

9/5

6/5

1

пропорции:

 

 

 

 

 

тональные

Т

Тр

ТрD

Тр

Т

функции:

 

 

 

 

 

интервалы:

└─ м.3 ─┘└─ 5

─┘└─ 5

─┘└─ м.3 ─┘

17 Модуляционный ход напоминает Этюд ор. 42 № 5 Скрябина, в той же тональности и на сходном месте.

116

Естественно, никакой «числетики» музыкант слышать не может

ине должен. Но скрывающаяся в темной глубине чувственного восприятия и проникающая его стройность формы художественного произведения, выраженная его гармонической структурой, несколько приоткрывается в бесстрастной последовательности гармонических чисел. Теоретическое объяснение целостной гармонической структуры вновь возвращает нас к музыкальному числу, те-

перь также и в гармонии в ее отношении к классическому формообразованию18.

Сложив вместе действие числа в музыкальном времени (ритм, формы) и в музыкальном «пространстве» (лад, гармония; в конечном счете это также аспект музыкального времени), мы получим обобщенную картину регулятора формообразования в целом. Начало формообразующего действия числа было показано выше. Сейчас необходимо развернуть всю картину дальнейшего структурирования музыки, на всё более высоких уровнях. Числорегулятор группирует все структурные уровни в стройное многослойное целое.

Критерий структурирования коренится в мышлении человека и в способах восприятия музыкально-временных цельностей, чтó в свою очередь обусловлено какими-то сущностными законами человеческой чувственности в широком смысле. При рассмотрении ритмического и высотного параметров обнаруживаются кольцеобразные параллельно идущие линии формующего действия одной

итой же закономерности. Чтобы соединить начальный процесс формирования с его распространением на всё большие временные протяжения, вернемся к первичным факторам музыки-творения.

Канон песенной формы имеет форму метрического восьмитакта, так как процессу беспрепятственного симметричного «размножения» музыкально-временных клеток преграда создается пределом способности нашего восприятия. Формующая закономерность проявляется в числе уровней, которые могут быть охвачены и усвоены этой способностью. Уровней оказывается четыре-пять, причем каждое их число обозначает некоторое коренное свойство восприятия. (Например, единица – не число-множество, а счетный измеритель; пятерица – символ избыточности, переполненности.) Удиви-

18 Здесь используется материал статьи автора: Метрическая структура периода и песенных форм // Проблемы музыкального ритма. М., 1978.

С. 159–163.

117

тельным образом свойства чисел воспроизводят (в каком-то варианте) то, что приписывалось им в отдаленные, казалось бы, дав- ным-давно канувшие в Лету эпохи. Оказывается, это не темная мистика, а психология восприятия, впрочем, всё же темная.

Уровни

1-й = уровень однотактов –

обнаруживается вместе со

 

вторым,

2-й = уровень двутактов –

схватывается очень легко,

 

восприятие недогружено;

3-й = уровень четырехтактов –

схватывается легко;

4-й = уровень восьмитактов –

схватывается не без напря-

 

жения, восприятие нор-

 

мально полно;

5-й = уровень шестнадцатитактов –

воспринимается (только)

 

как два восьмитакта

Геометрическая прогрессия отражений (удвоений) дает не более пяти ступеней простой симметрии, где активно действующей оказывается центральная тройка:

2.= двутакт, наиболее частый размер ядра мысли;

3.= четырехтакт, первая самостоятельная единица формы – предложение;

4.= главный уровень, основные метрические формы музыки – период и большое предложение;

5.= критическая точка; цельности больше не образуется;

формование должно переходить на другой уровень.

Не аналогично метру, но в своей области свойства высотной структуры развертывает та же группа чисел:

Уровни 1-й = однозвук; получает смысл в связи с другими;

2-й = двузвучие, интервал; основная молекула гармонии; 3-й = трезвучие; первый и основополагающий аккорд; 4-й = септаккорд; вместе с трезвучием главнейший аккорд; 5-й = нонаккорд; стремится к структуре 1+4 либо 4+1.

Последний уровень – критическая точка. Хотя возможны и пя- ти-, шести-, семизвучия, но все они сами по себе обнаруживают тенденцию к полигармонии, расслоению на части, чаще всего трех- и четырехзвуковые. Кроме того, все аккорды – своего рода «точки», единицы времени. Они «аналогичны» не двутактам и четырехтактам, а «точкам» микровремени, однозвукам. Гармония тоже никогда не состоит из одного аккорда, и таким образом формование

118

переходит далее на другой уровень – к объединению аккордов, к тональному кругу, к тональности.

На этапе тонального круга гармонические явления попадают в один «пояс кольцевого расширения» с предложениями и периодами. Параллельно с ними развертывается круг внутритонального движения как тональной устойчивости. Последняя эстетически аналогична метрическому «кристаллу» экспозиционного восьмитакта и не случайно объединяется с ним.

Опять-таки без аналогии в конкретных деталях тональность функционально трех-четырехчленна:

Уровни 1-й = тоника; получает смысл в связи с другими функциями;

2-й =

тоника и доминанта; основная формула тонального лада,

 

однако еще бедная содержанием, не охватывающая всех

 

звукоступеней;

3-й = TSDT; полное и однозначное выявление тональности; ос-

4-й =

новная формула тональной классической гармонии;

¯: ее пресловутое «четвертое основание», не входящее в

 

диатонику, но, несомненно, принадлежащее сфере тоники;

5-й =

открывает дорогу побочным ступеням;

побочные функции – ì Sp, ¸D и т. п., не тяготеют к

 

тонике, но принадлежат ее сфере, расширяя тональность;

 

сюда же относится возможный каданс не на тонике в так

 

называемом «модулирующем периоде», что открывает

 

«малую модуляцию».

Аналогичным образом переходя по исчерпании одного и того же круга числовых возможностей (от /одного/ двух до четырех /пяти/) на более высокий этап кольцеобразно (или сферически) растущего организма, древа (с его годичными кольцами), симметричное пропорционирование времени и звуковысотности достигает всех пределов человеческого восприятия, оставляя на этом многоэтапном пути откристаллизовавшиеся числовые структуры-формы всё более крупных масштабов. Число как фактор формования проходит то же самое число колецэтапов – от (одного)- двух до четырех(-пяти), причем те же свойства тех же чисел дают точно те типы форм (и в таком же их взаимоотношении), которые схематически представляют всю систему классического формообразования.

119

Уровни действия числа

 

Высота (гармония)

 

Время (формы)

 

 

I.

Аккорд.

I.

Однозвук, микровремя

 

 

 

 

 

(высота звука, зависимая от частоты

 

 

 

колебаний – временнóго фактора).

II.

Первый

II.

Метрический период

 

 

 

тональный круг

 

(8 или 8+8 тактов).

 

 

 

(внутритональное

 

Примеры: Шопен, Прелюдия A-dur;

 

движение, тональ-

 

Прокофьев, Мимолетность № 1).

 

ная устойчивость).

 

 

 

 

 

III.

Второй

III.

Группа метрических

периодов

 

тональный круг

 

(простая двухчастная или трехчаст-

 

(малая, внутритем-

 

ная форма; однотемность).

 

 

 

ная модуляция).

 

Примеры: Бородин, Песня половец-

 

 

 

ких девушек с хором из II акта «Кня-

 

 

 

зя Игоря»; Глинка, «Сомнение».

IV.

Третий

IV.

Комбинация

нескольких

групп

 

тональный круг

 

метрических

периодов

и

ходов

 

(модуляция-

 

(крупные, многотемные формы, на-

 

сопоставление;

 

чиная от составных).

 

 

 

большая, межтем-

 

Примеры: Боккерини, Менуэт A-dur;

 

ная модуляция;

 

Й. Штраус, «У прекрасного голубого

 

генеральная моду-

 

Дуная»; Чайковский, Adagio из Пер-

 

ляция).

 

вой симфонии; Мясковский, I часть

 

 

 

из Пятой симфонии.

 

 

V.

Комплекс не-

V.

Объединение нескольких контра-

 

скольких крупных

 

стных пьес, связанных единством

 

самостоятельных

 

замысла (циклические формы; так-

 

тональностей-

 

же контрастно-составные).

 

 

 

блоков, образую-

 

Примеры: Римский-Корсаков, «Ше-

 

щих связную по-

 

херазада»; Шостакович, Фортепиан-

 

следовательность.

 

ный квинтет;

Россини, Увертюра к

 

 

опере «Вильгельм Телль»

 

 

 

 

 

 

 

Приведенная таблица не имеет целью классифицировать все музыкальные формы. Она обрисовывает лишь грани переходов в новое качество, одновременно в гармонии и в форме. С точки зрения группировки форм три центральных «пояса» нуждаются в уточнениях, которые здесь приводить систематически нецелесообразно. Например, куплетные и вариационные формы (III) трактуются как повторение формы темы (куплета). Формы из множества

120

отделов (рондо, сонатные; вариации) всегда получают дополнительную группировку частей, укрупняющую целое до немногих, но нескольких больших разделов, особенно часто до трех (также до четырех).

Возможно гипотетически продлить движение и еще дальше, приняв за единицу вообще всю область звуков как волновых колебаний и встроив ее в мегасистему временных ритмопериодических процессов. Таковых всего окажется… вновь пять, причем звуковая область займет центральное место среди них.

Уровни:

1 . Косвенно оцениваемая периодичность космических ритмов – год, месяц, сутки, день-ночь.

2.Непосредственно воспринимаемое как ритм биологическое движение – шаг, дыхание, пульс.

3.Периодические колебания – звуковые волны.

4.Электромагнитные волны.

5.Световые волны19.

Условия человеческой чувственности формируют для нас тот конкретный облик, который приобретают все эти волны-симмет- рии, доходя до нашего восприятия. Если бы его аппарат был устроен иначе, то изменилась бы вся картина мира, предстоящая нашему умственному и физическому зрению. Например, человеку нечем воспринимать ультразвук, который слышат и которым пользуются некоторые животные. Почему наш аппарат слухового восприятия устроен так, а не иначе, – эта проблема упирается в философский вопрос отношения между человеком и окружающим миром, соответственно, в вопрос о границах самого человеческого мира. Косвенным образом всё это касается и истории музыкального формомышления. Ситуация музыки нашего времени, рубежа тысячелетий, наталкивает на исследование того, не исчерпал ли себя культурный микрокосм, который сложился либо обозначился в эпоху примерно середины II тысячелетия до Р. Х. Конечно, дискурсивный принцип мышления, рациональная европейская философия и математика и другие фундаментальные основы западной культуры составляют необходимый этап эволюции, и его проходят все народы. Авторитетный мыслитель ХХ века Альберт Эйнштейн сказал: «Всё меняется. Не меняется лишь манера нашего мышления». Од-

19 См. сводную таблицу этих ритмических процессов в кн.: Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. С. 191.