Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пособие соц мол.docx
Скачиваний:
133
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
913.13 Кб
Скачать

Тема 15. Социологический анализ отклоняющегося поведения молодежи

Причины и механизмы формирования социальной патологии в молодежной среде. Концепции девиантного поведения Э. Дюркгейма, Р. Мертона. Р. Парк о природе и значимости маргинальности. Миллер о социокультурной обусловленности девиаций. Формы девиантного и деликвентного поведения молодежи в современном российском обществе. Роль внутренней и внешней миграции в формировании деликвентного поведения молодежи. Причины и факторы приобщения к потреблению наркотиков.

Стереотипы, мифы, в общественном восприятии проблемы наркотиков. Молодежная наркомания и перспективы профилактики. Саморазрушающий и здоровый образ жизни. Комплексный анализ причин преступности. Социально-экономические, идеологические, культурные, психологические детерминанты этого явления. Особенности молодежной преступности, ее индивидуальные и групповые формы. Состояние и динамика преступности в Российской Федерации. Профилактика молодежной преступности.

Цели занятия:

1. Провести анализ концепций девиантного поведения Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

2. Рассмотреть идеи Р. Парка о природе и функциях маргинальности.

3. Проанализировать модели девиантности и деликвентности в современном российском обществе.

4. Выделить особенности внутренней и внешней миграции молодежи.

5. Рассмотреть роль миграции в формировании деликвентного поведения молодежи.

6. Выделить причины и факторы приобщения молодых людей к потреблению наркотиков.

7. Провести комплексный анализ причин преступности.

8. Проанализировать динамику преступности в Российской Федерации.

МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ

«Родители - жертвы»

«...родители говорят: «Не можем ничего сделать со своим ребенком, он не управляем, встречается со своей кампанией, продолжает употреблять наркотики и т.д., а мы ничего не можем сделать». И он в силу состояния неадекватен. Уже происходят необратимые изменения в психике, расстроена волевая эмоциональная сфера. Естественно, жить с таким человекам очень трудно. Это непоправимые раны близких». (МВД, Москва).

Эти родители не случайно выделяются в отдельную группу. Если ранее, описывая родительские реакции, эксперты обязательно указывали на ошибки в воспитании детей, которые явились причиной или толчком к наркотизации подростка, то здесь о причинах уже не говорят. В оценках экспертов произошел своеобразный перелом - положение родителей, ставших жертвами своих детей, настолько тяжелое, что они сами превращаются в объект помощи. Напомним, что в описанных ранее группах «виновников» и «соучастников», специалисты не признавали родителей в качестве полноценных, равных себе участников антинаркотических практик. В этой группе они сами становятся объектами помощи, причем акцент смещается с детей именно на родителей. Тяжесть их положения иногда оказывается значительно большей, чем детей-наркоманов. Связано это с тем, что родители, будучи включенными в обширную сеть социальных контактов и связей, несут груз ответственности и вины за то, что их дети стали наркоманами, несоизмеримо более тяжкий, чем сами дети. Последствия процесса наркомании охватывают полностью всех членов семьи, в которой есть наркозависимые. Бесспорно, что от этого страдают и младшие дети в семье, вплоть до дошкольного возраста, и, естественно, родители. Кроме того, родители- испытывают негативный прессинг со стороны окружающих; родственников, соседей, сослуживцев и просто знакомых. Люди, считающие, что они далеки от проблем наркотизации, отказываются не только понимать и сочувствовать, но и усугубляют без того сложное положение родителей. Эксперты описывали случаи прямой и скрытой дискриминации.

«Несчастные родители не могут продуктивно работать. Знаете, если в семье наркоман - родители практически недееспособны, они на работу ходят, как сомнамбулы и также возвращаются домой. А некоторые фирмы не берут родителей, у которых дети-наркоманы, если знают об этом». (Общественная организация, Димитровград).

Эту же мысль об ущемлении прав продолжает депутат Городской Думы из Самары:

«Родители не защищены абсолютно, взамен тех денег, которые мы платим в основном медицинским частным учреждениям, взамен мы не получаем той услуги, за которую заплатили».

Таким образом, можно говорить о том, что родители становятся не только социальными, но и экономическими жертвами наркотизации. Эксперты рассказывали, что за некачественное лечение в медицинских центрах родители вынуждены платить огромные деньги, которые абсолютно не гарантируют выздоровление ребенка. Эти слова подтверждает и депутат Государственной Думы из Москвы:

«Я знаю многих родителей, которые сюда уже обращались после того, как их ободрали с ног до головы, и дети которых больны и после Маршака».

Если в государственные учреждения, занимающиеся реабилитацией, родители остерегаются вращаться из-за репрессивных методов, используемых ими, и в целом а0оритарного подхода в решении проблем, то коммерческие центры отпугивают своими ценами. Далеко не каждая семья может позволить себе платное лечение. Тем более, что лечение это является малоэффективным.

Кроме социальных и экономических проблем, родители испытывают сильное психологическое давление. То есть уместно говорить о том, что родители становятся еще и психологическими жертвами. Этот аспект, как никакой другой, особо выделялся экспертами:

«...семья, в которой есть наркозависимый. Если мы с вами имеем в субботу, в воскресенье выходной, на Новый год мы с вами отдыхаем, в отпуск мы с вами отдыхаем. Семья никогда от наркозависимого не отдыхает. Он тащит из семьи, он грубит, он кидается драться и т.д. Родители, естественно, сами начинают болеть психическими заболеваниями» (Межведомственная областная комиссия, Самара).

Как в предыдущем случае, описывая родительские реакции, эксперты употребляли термин «созависимость», но в данном случае он приобретает несколько другие оттенки. Здесь уже могут проявляться достаточно крайние реакции. Некоторые эксперты отмечали то, что основной характеристикой созависимых родителей становится их постоянное стремление помогать другим людям, оказавшимся в подобной ситуации, иногда в ущерб себе, семье, своим детям. Итак, по их мнению, родители, с одной стороны, - это активно действующие субъекты, а с другой - объекты, требующие неотложной помощи:

«Я видела просто женщин, которые возглавляют такие организации, одна из основных характеристик их зависимости - это стремление жить жизнью других. То есть она уже забыла о собственном здоровье, иногда, даже о втором ребенке, который не наркоман. Вот одна из характеристик - она с одержимостью. Иногда её выступление на уровне экстаза. Я вот слышала выступления таких женщин, иногда это помощь, а иногда это просто разрушение жизни самого человека. Была женщина у меня одна в группе, ей обязательно нужна реабилитация психологическая, психотерапевтическая, а может психиатрическая». (Центр «Семья», Самара).

Эксперты признавали, что лечение и реабилитация наркозависимого ребенка - это сложная психологическая и физическая нагрузка. И далеко не все способны ее выдержать. По словам матери наркомана, лидера общественной организации из Ульяновска:

«...родители, чьи дети стали наркоманами, они тоже требуют поддержки и помощи, вот они здесь и находят поддержку, облегчение какое-то, какую-то разрядку находят. Потом этот реабилитационный центр - это, конечно, отдушина для тех, кто отправляет туда ребят. Они отдыхают немножечко хотя бы от их проблем».

О необходимости психологической поддержки и лечении говорили эксперты, которые знали об этом не понаслышке - родители наркоманов и те, кто реально работает и контактирует с ними. Если подростку требуется лечение в реабилитационном центре или специализированной клинике, то и их родители нуждаются в отдыхе от такого ребенка и консультации врачей-неврологов. Пассивность и уход от решения этой проблемы может привести к суициду Сотрудник районной администрации из Ульяновска рассказывала:

«..мы многих спасли от суицида, это однозначно. У меня там даже одна ученица есть, представляете? Та, которую я когда-то как директор школы выпускала. У нее трое детей, она пришла ко мне и говорит: «Вы знаете, что я живу только благодаря студии «12 шагов». Я хотела покончить жизнь самоубийством. У меня трое девочек и двое из них уже поражены. Мне незачем жить». Она считала, что она осталась одна, что все осуждают, что у нее нет другого выхода, как уйти и все. Все проблемы решатся. А сейчас она в студии активистка, она работает, она помогает, она готова работать над этой проблемой, она почувствовала, что можно еще, пока дети живы, жить.

Общественные организации и объединения, пожалуй, как никакие другие учреждения, способны оказывать действенную помощь родителям наркоманов в решении их проблем. Тем самым они доказывают, что могут и должны стать полноценными субъектами региональной антинаркотической политики, признаваемой на разных уровнях [19].

Вопросы и задания к тексту:

1. Разработайте систему мероприятий по борьбе с созависимостями.

2. Какие мероприятия должно осуществлять государство с целью помощи созависимым?

3. С какими проблемами сталкиваются созависимые и родители, детей страдающих наркоманией?

Вопросы для обсуждения, докладов, рефератов:

1. Проблема социокультурной обусловленности девиаций.

2. Биологические, личностные, психологические теории наркозависимости.

3. Стереотипы, мифы, восприятия проблемы наркотиков в массовом сознании.

4. Молодежная преступность: индивидуальные и групповые формы.

5. Криминальная субкультура.

6. Профилактика молодежной преступности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Понятие девиации и социальной нормы. Приведите примеры в молодежной среде.

2. Приведите пример отклоняющегося поведения, определите степень девиации молодежи на примере малой группы.

Стимулирование позитивной мотивации

1. Методика конфронтации клиента (легкого сопротивления). Цель: убедить девианта, что он действительно нуждается в помощи и желает изменений. Могут быть полезны следующие вопросы: Что плохого в таком поведении? Как вы реально пострадали от него? Кому и какой вред вы нанесли? Зачем вам это нужно? Этим стимулируется личная ответственность за свое поведение, и активизируются процессы самовнушения.

2. Методика проектирования будущего предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него. Например, девиант представляет, какой будет его жизнь, если он будет продолжать пить, а затем - если он откажется от спиртного, при этом не только конструировать образы, но и выражать свои переживания по их поводу. Для себя и своей новой жизни полезно подобрать метафоры.

Если представление о будущем без девиантного поведения вызывает положительный эмоциональный отклик, целесообразно перейти к составлению плана действий по его достижению.

3. Групповое убеждение. Собирается группа значимых для девианта людей (друзья, коллеги по работе, родственники, в том числе дети не моложе восьми лет). Группа заранее готовится к беседе, составляются перечни конкретных инцидентов, свидетелями которых были участники группы. В итоге все поочередно рассказывают человеку о том, что по его вине происходило в их жизни, выражая свои чувства, но не осуждая его самого. Далее на выбор предлагаются конкретные варианты лечения и реабилитации.

4. Методика естественных последствий поведения. Суть приема в предоставлении девианту полной свободы действий при делегировании ему всей ответственности за себя и свое поведение. При этом на личность перестают воздействовать, но лишают ее поддержки. С определенного момента человек сам должен заботиться о себе. Отношения окружающих с ним определяются жесткими правилами. Ему не верят на слово и не помогают просто так. Если он продолжает жить в семье, то его потребности удовлетворяются только в случае строгого выполнения им семейных правил. Например, семья может договориться о том, что в случае положительного результата теста на наркотики подросток на неделю лишается всех прав и какой-либо денежной поддержки.

Методы коррекции эмоциональных состояний

1. Систематическая десенсибилизация (разработана Д. Вольпе), включает в себя три элемента:

а) обучение глубокой мышечной релаксации;

б) выстраивание иерархии стимулов, вызывающих тревогу;

в) предложение воображать объекты из иерархии, вызывающие тревогу.

Иерархия тревог - это своего рода список вызывающих тревогу ситуаций, субъективная шкала. Для каждой ситуации определяется уровень тревоги (от 0 до 100).

Ситуации, вызывающие тревогу, группируются по темам, например публичное выступление, сдача экзаменов, езда в общественном месте, общение с представителями противоположного пола. Темам, которые чаще тревожат девианта, надо уделять больше всего внимания.

Далее девианта просят расслабиться и как можно реальнее вообразить тревожные сцены.

Сначала предлагают представить сцену, вызывающую у них наименее выраженное чувство тревоги (в соответствии с выстроенной иерархией), и просят поднимать указательный палец при ощущении любой тревоги. Последовательно предъявляя ситуации, вызывающие относительно слабую тревогу, достигаем спокойного к ним отношения. Тем самым снижается чувствительность к тревожащим ситуациям.

2. Метод «наводнения» или имплозивная терапия заключается во внезапном предъявлении сцен, вызывающих у девианта сильную тревогу. Цель - поддержание страха на максимально высоком уровне при переходе к новым ситуациям из индивидуальной шкалы тревоги; улучшению состояния при лечении разнообразных фобий.

Методы саморегуляции

1. Методика прогрессирующей релаксации, аутотренинг.

Процесс обучения состоит из пяти основных этапов:

1) фокусировать внимание на определенной группе мышц;

2) вызывать напряжение этой группы мышц;

3) добиваются навыка сохранения напряжения в течение 5 - 7 с;

4) проводится обучение освобождению от напряжения;

5) внимание специально фокусируется на снижении напряжения в мышцах или на полной релаксации данной группы.

Мышечная тренировка сопровождается вербальной релаксацией - либо инструктирование клиентов консультантами, либо самоинструктирование.

Ментальная релаксация подразумевает представление (воображение) конкретной спокойной, приятной сцены.

Условная релаксация предполагает связь ключевого слова, например «покой» или «отдых», с состоянием глубокого расслабления для подавления чувства тревоги.

2. Метод формирования стратегии самоконтроля. Обучение самонаблюдению за своим поведением: в постановке целей, в планировании шагов к ней, в нахождении подкреплений позитивного поведения. Самонаблюдение осуществляется в форме дневника, диаграммы, учетных листов. Используется для оценки прогресса.

Методы формирования позитивного поведения

1. Позитивное подкрепление. Условия успеха: подкрепление должно быть индивидуально значимым; подкрепление должно применяться систематически и немедленно вслед за желательным поведением; связь между желательным поведением и подкреплении должна быть достаточно четкой. Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помощью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помощью символов, жестов). Проводится идентификация подкрепляющих стимулов. Можно предложить составить шкалу «приятных событий» или список условий, улучшающих настроение.

Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя сферами: взаимодействие (отношения); переживания, несовместимые с депрессией (агрессией); действия, повышающие самооценку (творчество, успех, любимое занятие и т.д.).

2. Программы жетонного подкрепления. Жетоны - это вещественные условные стимулы (очки, значки, фишки), которые могут быть обменены на подкрепляющие стимулы.

Программы жетонного подкрепления должны включать в себя четкие правила обмена, определяющие, какое количество жетонов требуется для получения подкрепляющих стимулов.