Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политология. Курс лекций. Ч.2.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
1.62 Mб
Скачать

Библиографический список

  1. Букова И. А. Социализм в XXI в.: миф или реальность // Социально-гуманитарное знание – 2010. – № 3. – С. 335–343.

  2. Бученков Д. Феномен политической идеологии // Свободная мысль – 2010. – № 6. – С. 83–96.

  3. Жирнов Н. Ф. Политическая доктрина консерватизма и неоконсерватизма // Социально-гуманитарное знание. – 2008. – № 5. – С.279–287.

  4. Коломийцев В. Панорама политических идеологий. Статья первая. Либерализм // История. – 2008. – № 2. – С. 30–36.

  5. Коломийцев В. Панорама политических идеологий. Статья вторая. Консерватизм // История. – 2008. – № 6. – С. 28–36.

  6. Красин Ю. Социализм в трансформирующемся обществе // Свободная мысль. – 2008. – № 7. – С. 89–99.

  7. Орлов Б. Особенности политической культуры социал-демократии

// Свободная мысль. – 2009. – № 3. – С. 97–109.

  1. Сидорина Т. Истоки кризиса либерализма по-российски // Свободная мысль. – 2008. – № 1. – С. 155–169.

  2. Шамилева Р. К. Модель социальной справедливости в либеральной идеологии // Социально-гуманитарное знание. – 2008. – № 5. – С. 70–77.

Тема 4. Политическая психология и политическое поведение

План

4.1. Политическая психология как наука.

4.2. Психологические аспекты политики.

4.3. Политическое поведение.

Цель изучения темы: выяснение психологического и поведенческого аспектов политики.

Основные понятия: политическая психология, психология масс, политическое восприятие, политическое мышление, политические эмоции и аффекты, политическое поведение, политическое участие, абсентеизм, конвенциональное и неконвенциональное участие, электоральное поведение, политический протест, политический терроризм.

4.1. Политическая психология как наука

Политическая психология – новая политическая наука, возникшая на стыке политологии, с одной стороны, и психологии и социологии – с другой.

Теории, которые явились непосредственными предшественниками современной политической психологии, стали появляться во второй половине XIX века. Историки, философы, социологии и политологи обратили внимание на то, что в самой политике появилось совершенно новое явление. Помимо вождей, королей, президентов и других представителей политической элиты в политике заметную роль стали играть массы. Одним из первых уделил внимание массовой психологии француз Г. Лебон, написавший «Психологию масс и народов», «Психологию толпы» и «Психологию социализма». В этот же период появилась «Преступная толпа» итальянца С. Сигеле, «Социальная логика» Г. Тарда и ряд других работ, среди которых «Герои и толпа» Н. Г. Михайловского.

Политическая психология рассматривает массы как одну из естественных человеческих общностей, имеющую свои особенности.

В отличие от групп, больших и малых, так или иначе организованных и структурированных, массы – принципиально неорганизованные и неструктурированные субъекты политики. В основе политической психологии масс лежит массовое сознание. Массовое сознание – один из видов общественного сознания. Оно носит обыденный характер.

Массовое сознание проявляется тогда, когда происходят крупные социально-политические события, нарушающие привычную структуру общества. По структуре массовое сознание включает в себя первичный эмоционально-действенный и вторичный рациональный уровни. Рациональный уровень состоит из более статичных (оценки и ожидания, ценности и «общие ориентации») и более динамичных (мнения и настроения) компонентов. Массовое сознание проявляется в стихийных формах поведения.

Основные свойства массового сознания – эмоциональность, заразительность, мозаичность, подвижность и изменчивость. Оно всегда конкретно, неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно и размыто. Оно возникает потому, что люди всегда непосредственно или опосредованно взаимодействуют друг с другом. В ходе взаимодействия и общения вырабатываются общие представления, чувства, мнения и т. д. – компоненты массового сознания. Его макроформами являются общественное мнение и массовые настроения.

Массы выступают как временные, функциональные общности, разнородные по составу, но объединенные значимостью психических переживаний входящих в них людей. Общность переживаний в массе более важна, чем параметры приобщения к классическим социальным группам.

Масса меняет поведение входящих в нее людей, стирая индивидуальные различия и трансформируя, нивелируя индивидуальную психику. Главные отличительные признаки индивида в массе: анонимность и исчезновение сознательной личности; преобладание бессознательной личности; снижение интеллекта и всей рациональной сферы; ориентация массой мыслей и чувств индивида в одном и том же направлении; тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Утрачивая индивидуальную ответственность за свои действия, индивид обретает ощущение всемогущества и безответственности. Механизмами психологического влияния массы на индивида являются заражение, подражание и внушение.

Масса оказывает на индивида не всегда негативное влияние. Если отдельный индивид руководствуется личным интересом, то масса свободна от него. Она может быть направлена как в криминальную, так и бескорыстную стороны.

Массой движут лидеры особого типа – «вожаки». Их типология разработана Г. Лебоном. Во-первых, это убежденные «апостолы» неких верований (религиозных, социальных или политических). Во-вторых, – «случайные фанатики» одной идеи, «помощники апостолов». В-третьих, «дегенераты-аутсайдеры», ущербные физически, умственно или социально личности – защитники доктрин, которые обещают лично им лучшее будущее. В-четвертых, «диктаторы».

Другая тема политической психологии – психология народов и рас, проблемы национального характера.

Национально-этнические общности – большие группы представителей одной нации или одного этноса, включающие в себя тысячи и миллионы людей, связанных общими внешними и внутренними, психологическими, чертами. Исторически это род и племя, народ и нация, раса и этнос. Национально-этническая психология формируется как следствие объективной принадлежности людей к этим группам. Это результат влияния сложной совокупности физических, климатических, биологических и других факторов, отличающих условия жизни и деятельности национально-этнической группы. Национально-этническая психология представляет единство двух основных факторов: более иррационального национального характера и более рационального национального сознания.

Национальный характер – совокупность устойчивых, характерных для общности особенностей восприятия окружающего мира, отношения к нему и форм реакций на этот мир. Это определенная, специфическая для национально-этнической группы, достаточно устойчивая совокупность многих эмоционально-чувственных характеристик. Он проявляется, в первую очередь, в общем энергетическом тонусе и настрое представителей группы, в темпераменте, эмоциях и чувствах людей.

Корни национального характера – устойчивые психофизиологические и биологические особенности функционирования человеческих организмов в тех или иных условиях. Эти особенности тесно связаны с физическими (прежде всего, климатическими и территориальными) условиями среды обитания национально-этнической группы. В структуре национального характера отдельно выделяются национальный темперамент, национальные эмоции, национальные чувства и национальные предрассудки. Темперамент порождает эмоции. Эмоции, социализируясь, выражаются в чувствах и отношениях. Чувства и отношения формируют предрассудки.

Национальное сознание – совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и иных взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития группы. Национальное сознание выступает в качестве «рациональной надстройки» над национальным характером; это «верхний этаж» психического склада нации, он включает в себя отношение конкретной национально-этнической группы к ценностям общества, в котором она функционирует. Национальное сознание отражает процесс исторического развития общности. В число базовых элементов национального сознания входят: 1) осознанное отношение к национальным ценностям; 2) способность к их умножению; 3) осознание необходимости сплочения общности ради реализации национальных интересов.

Национальное сознание существует в двух формах – обыденное и теоретическое сознания. Обыденное национальное сознание – низший уровень национального сознания. Структурно оно имеет три уровня. Во-первых, повседневные потребности и интересы, бытовые ценности и установки. Во-вторых, стереотипные представления, простейшие нормы и элементарные образцы поведения, нравы и обычаи, регулирующие текущую жизнь. В-третьих, эмоционально окрашенные элементы социокультурной жизни (обряды, верования, фольклор) и формы художественного выражения национального сознания в образах, звуках, красках. Динамичность обыденного национального сознания обеспечена постоянно меняющимися потребностями и связанными с ними настроениями. Устойчивость связана с установками и национально-этническими стереотипами, обычаями и традициями.

Теоретическое национальное сознание – это кристаллизованное, научно оформленное, социально и политически ориентированное обобщение избранных элементов обыденного национального сознания. Это идеология национально-этнической группы.

Национальное самосознание – совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национально-этнической группы о своей истории, современном состоянии перспективах, а также о месте среди других общностей. Национальное самосознание включает в себя рациональные и, в меньшей степени, эмоциональные компоненты. Генезис национального самосознания связан с формированием и укоренением в психике антитезы «мы» и «они». Осознание себя как члена группы, целостности («мы») строится через противопоставление иной группе, неким «они». Основу антитезы «мы» – «они» обычно составляют один или несколько ярко выраженных внешних признаков, характерных для «них» в отличие от «нас». «Им» приписываются все возможные негативные, «нам» – позитивные качества.

В политико-психологическом развитии человечества прослеживаются две противоположные тенденции. С одной стороны, более заметное обострение национально-этнических проблем. С другой – скрытое, менее заметное движение к глобализации. В истоках национально-этнических конфликтов лежит ослабление прежних социальных связей, приводящее к реанимации «спрятанных» в психике механизмов сплочения.

Феномен лидерства – особый раздел политической психологии. Феномен лидерства – это «человеческое измерение» важнейшей проблемы всей политики и политической науки, проблемы власти.

Важной прикладной областью политической психологии становится сейчас психологическое консультирование политика.

В широком смысле политическое консультирование есть консультирование деятельности политика с точки зрения оценки и прогноза тех психологических результатов, к которым она приведет. Деятельность политика включает в себя как «внутреннюю», так и, в большей степени, «внешнюю», публичную сторону, связанную с воздействием на население. Компонентами политического консультирования являются аналитическая работа, а также прикладные сферы, такие, как политическая реклама, имиджмейкинг и РR.

Политическая реклама – это реклама политических партий (объединений), органов государственной власти, государственных и общественных организаций, а также принимающих участие в политической деятельности отдельных граждан; их действий, идей, программ и отношения к каким-либо организациям, событиям, гражданам, идеям. С психологической точки зрения политическая реклама – это система коммуникаций, призванных менять сознание и поведение людей в соответствии с политическими целями рекламодателя (политических партий, движений, лидеров). Стержнем политической рекламы считается «уникальное политическое предложение».

Процесс создания политической рекламы обычно включает в себя: 1) исследования «политического рынка», маркетинг, анализ электората; 2) разработку концепции или стратегии рекламной кампании; 3) выбор вида кампании по критериям направленности (целевая или тотальная), «географии», средствам и т. д.; 4) проведение самой кампании; 5) контроль и оценку результатов.

Имиджмейкинг – в буквальном переводе означает «делание изображения, подобия, копии, мысленного образа, иконы, символа, образца». Имидж – воображаемый образ человека, группы, организации, события, процесса или явления, создаваемый профессиональными имиджмейкерами («творцами имиджей») в сознании аудитории. Имидж – не просто психический образ сознания как отражение реальности. Это специально моделируемое, целенаправленное, виртуальное «отражение отражения», т. е. отражение образа, уже созданного профессионалами на основе некоторой реальности. С психологической точки зрения основой имиджа является миф. Структура имиджа включает когнитивные, эмоциональные и побуждающие к действию компоненты. Процесс формирования имиджа имеет практически бесконечный характер: имидж непрерывно совершенствуется и корректируется в зависимости от изменения ситуации, реакции населения и т. д. Имидж политика формируется на основе двух групп данных. С одной стороны, это социологические и психологические исследования электората, его предпочтений и отвержения, с другой – анализ личных качеств и особенностей политика, выделение качеств, соответствующих и не соответствующих предпочтениям населения. На основе изучения электората и политика строится базовая модель имиджа, которая, после согласования с политиком, реализуется, постоянно обновляясь и корректируясь. Такая модель включает: 1) внешние качества; 2) собственно политические параметры; 3) скрытые качества, обеспечивающие позитивное отношение к политику на подсознательном уровне.

Паблик рилейшнз (РR) – буквально, «отношения с общественностью». В изначальном понимании – специализированная деятельность соответствующих подразделений государственных, корпоративных, политических, общественных, экономических и других структур, направленная на установление взаимопонимания и доброжелательности между этими структурами и обществом. Это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью на основе максимально полной информированности. Поначалу РR играли ограниченную роль канала правдивого информирования о неизвестных публике сторонах деятельности людей или организаций. Со временем они превратились в особый инструмент организации коммуникативного пространства современного общества. Сегодняшние РR представляют собой, в первую очередь, средство психологической манипуляции сознанием и поведением людей через манипуляцию теми общественными структурами, которым люди доверяют, прежде всего средствами массовой информации.