Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебные пособия / учебное пособие2.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
19.04.2013
Размер:
778.24 Кб
Скачать

8.Резюме

Предлагаемые меры по преодолению платежного кризиса можно разделить на: 1) неотложные, которые могут быть реализованы сравнительно быстро и смягчить нынешнюю ситуацию с неплатежами, но не дадут радикального решения; 2) стратегические, способные его дать, а также оздоровить положение российской экономики в целом.

К первой группе мер относятся следующие:

1. Введение вексельного обращения (включая учет и переучет век- селей предприятий банками), которое в состоянии смягчить дефицит платежных средств и частично заместить деньги средствами ограниченной ликвидности.

2. Поддержка картельных соглашений и деятельности факторинговых фирм, принимающих на себя функции гаранта платежей, и создание синдикатов (и других крупных торговых фирм) с государственным участием, устанавливающих цены реализации своей продукции.

3. Реализация предложения ЦБР о проведении сплошной проверки деятельности предприятий-должников и принудительном взыскании ликвидных активов на погашение задолженности.

4. Использование процедур клирингового зачета на региональном и межрегиональном уровнях (опыт Челябинска, Тулы).

5. Ликвидация неплатежей государства реальному сектору хозяйства.

Стратегические же направления оздоровления денежно-финансовой ситуации в российской экономике видятся таким образом.

1. Меры по исправлению диспаритетов цен и стабилизации ценовых пропорций, которые сделают финансирование реального сектора экономики не более рискованным и не менее выгодным, чем краткосрочное кредитование посреднических операций и игра на валютно-финансовых рынках. Использование для этого налогово-дотационного и таможенного механизмов с учетом опыта индустриально развитых стран.

2. Введение устойчивой параллельной валюты (червонца), могущей заменить доллар как средство сбережения для банков, предприятий, населения. Ограничение валютной спекуляции, допуск на валютный рынок только тех юридических лиц, которые имеют лицензии на импорт или вывоз капитала. Вменение экспортерам в обязанность продавать установленную Центробанком долю валютной выручки (до 100 %). Сокращение числа коммерческих и государственных посреднических структур, имеющих лицензии на внешнеторговые операции.

3. Жестко контролируемая канализация основной массы эмиссии Центробанка на обслуживание текущего оборота в реальном секторе экономики, а сбережений и накоплений – на инвестиции и государственную поддержку ценовых паритетов.

Глава 13 Стабилизация обменного курса национальной валюты

Стабилизация обменного курса национальной валюты – мечта любой страны. Так уж получилось, что признание валюты той или иной страны на мировом валютном рынке, ее свободная котировка и беспрепятственный обмен на другие валюты юридическими и физическими лицами сами по себе стали индикатором вхождения страны в мировое экономическое сообщество. А если котировка национальной валюты характеризуется достаточной устойчивостью, то это уже воспринимается как один из важнейших показателей сбалансированности экономической ситуации внутри страны. Поэтому международная финансовая элита традиционно обращает пристальное внимание на динамику курса национальных валют относительно грандов мировой денежной системы и прежде всего доллара.

Этим обстоятельством во многом объясняется то болезненное внимание, которое уделялось и уделяется российскими реформаторами вопросу о курсе доллара на валютном рынке России. Здесь, безусловно, присутствует психологический аспект. Возможно, на первом этапе реформ он был доминирующим.

Реформаторы с первых шагов очень высоко подняли планку требований к стабилизации валютного курса рубля. Так, К Кагаловский еще в мае 1992 г. писал: “Одна из главных задач реформ – открытие экономики, а необходимым условием ее открытия является единый курс. С 1 июля вводится единый курс рубля по текущим операциям. Никакого инвестиционного курса не будет. Экономически приемлемым я считал бы курс 60 – 80 рублей за доллар” 1. Было принято решение отказаться от фиксированного курса рубля или его двойной котировки (по текущим

___________________

1 Известия. 1992. М 106. 6 мая. С. 2.

операциям и по инвестиционным проектам). В основу всех расчетов был положен рыночный курс. Причем реформаторы очень оптимистично оценивали возможности воздействия на динамику рыночного курса Этот оптимизм с самого начала связывался не столько с контролем над эмиссией национальной валюты и паритетом ее покупательной способности (ППС), сколько с возможностями управления процессом купли-продажи валюты на соответствующих биржах. Таким образом, задача формирования валютного курса изначально рассматривалась как самостоятельная, несколько отстраненная от общей экономической ситуации в стране и от состояния денежного обращения на внутреннем рынке. И как мы увидим позже, реформаторы доказали практическую реализуемость в условиях России такого взгляда на проблему. Другое дело – вопрос об экономической целесообразности столь экстравагантной денежной политики.

Существенным достижением правительства Гайдара в области монетарной политики явилось официальное объявление рыночного курса рубля по отношению к СКВ, свободный обмен рублей на СКВ практически для всех юридических и физических лиц и превращение рыночного (аукционного) курса рубля в официальный курс в расчетах по всем видам сделок.

В то же время своеобразие ситуации состояло в том, что признание Центральным банком России рыночного курса рубля в качестве официального происходило в условиях отсутствия развитого валютного рынка. Эго породило целый ряд парадоксов, негативно сказавшихся на экономике страны и позволивших проводить различного рода манипуляции с валютой.

В условиях неразвитости валютного рынка фундаментальные курсообразующие факторы, такие, как динамика цен на внутреннем рынке и изменение паритета покупательной способности национальной валюты, денежная эмиссия, сальдо платежного и торгового баланса, отступили в тень. А на первый план вышли относительно поверхностные факторы: объем выставленной на торги валюты; количество участников, допущенных к торгам; мнение руководства Центрального банка о целесообразности валютной интервенции на торгах; текущие инфляционные ожидания и т.п. В результате этого в отличие от мировой практики рыночный курс рубля в российской экономике с первых шагов реформы не является сколько-нибудь надежным индикатором состояния денежной системы. Правительство стало манипулировать курсом рубля в зависимости от пристрастия к тем или иным фетишам провозглашенного экономического курса.

Так, например, уже в 1993 г. в правительстве России сложилось своеобразное понимание устойчивости национальной валюты. Она трактовалась как стабилизация обменного курса рубля, а не как стабилизация покупательной способности рубля на внутреннем рынке. Исходя из этой концепции, Центральный банк под давлением Министерства финансов в течение нескольких месяцев 1993 г. осуществлял крупные валютные инъекции на валютных торгах, искусственно завы- шал предложение доллара и сбивал его курс. Так, начиная с апреля 1993 г., доля интервенций Центрального банка в общем объеме продаж иностранной валюты достигла 46 %. В результате индекс инфляции в июле – декабре 1993 г. резко разошелся с индексом валютных котировок, и Россия в считанные месяцы превратилась из одной из самых дешевых стран цивилизованного мира в самую дорогую. По международным сопоставлениям по дороговизне Москва вышла на третье место в мире (после Токио и Осаки).

Вышесказанное иллюстрируют данные табл. 1.

Таблица 1

Индекс инфляции и изменение курса доллара в 1993г.

Месяц

Динамика средних показателей торгов на Московской межбанковской валютной бирже

Индекс инфляции

В % к январю 1993 г.

В % к предыду- щему месяцу

В % к январю 1993 г.

В % к предыду- щему месяцу

Февраль

116,5

116,5

129.0

129.0

Март

135,7

116,5

151,0

117,0

Апрель

156,6

115,4

176.0

116,5

Май

186,5

119,0

210,0

119,3

Июнь

220,4

118,2

247,0

117,6

Июль

208,5

94,6

294,0

119,0

Август

201,6

96,7

380,0

129,2

Сентябрь

220,2

109,2

459,0

120,8

Октябрь

242,9

110,3

547,0

119,2

Ноябрь

244,5

100,8

640,0

117,0

Декабрь

253,5

103,7

713,0

111,4

Данные табл. 1 показывают практически неограниченные возможности государства в регулировании валютного курса. Особенно показательны в этом отношении летние месяцы – июль и август. В этот период курс доллара вообще стал падать в абсолютном выражении (94,6 % в июле по отношению к июню и 96,7 % в августе по отношению к июлю). А инфляция в это время составляла около 20 – 30 % ежемесячно. И этот период не исключение, а просто яркая иллюстрация того, насколько успешно боролись с долларом в России. Результатом этой борьбы по итогам 1993 г. стали следующие показатели: цены подскочили в семь с лишним раз (к январю 1993 г.), а за соответствующий период показатель курса доллара вырос лишь в два с половиной раза.

В начале 1994 г. доллару была дана “передышка”. Весь первый квартал курс доллара изменялся примерно тем же темпом, каким росла инфляция. В марте индекс инфляции составлял 146 % по отношению к декабрю 1993 г., а курс доллара за тот же отрезок времени вырос на 41 % . Но дальше началась вторая атака на доллар. С каждыми торгами увеличивался разрыв между темпом инфляции и приростом курсовой котировки доллара по отношению к рублю. В результате такой политики Центрального банка уже к началу августа 1994 г. доллар опять существенно подешевел. Рост инфляции составил, по официальной статистике, 191% по отношению к декабрю 1993 г., а доллар “подрос” только на 65 %. Потом случился печально известный “черный вторник”, когда в течение часа доллар вырос более чем на 30 %, а затем через двое суток распоряжением Президента страны вернулся к старой котировке (“красный четверг”). Возможность возникновения такой ситуации я предсказал двумя годами раньше. В июле 1992 г. в одной из своих статей я написал: “Может ли существовать рыночный курс любой валюты без валютного рынка? Нет. Если ли у нас валютный рынок? Нет. Есть валютный аукцион, который представляет собой разновидность циркового аттракциона. На манеже выступают несколько продавцов и покупателей валюты и Центральный банк России. На продажу выставляется микроскопическая с точки зрения валютного оборота страны сумма. Если бы на этот аукцион был допущен западный банкир или промышленник средней руки, но с чувством юмора, он смеха ради мог бы скупить весь этот аттракцион-аукцион или установить путем небольшой валютной интервенции любой на спор задуманный курс рубля. Но то же самое, между прочим, при желании могут сделать и г-н Матюхин и кое-кто из новых коммерческих структур. Главное, что каким бы ни устанавливался валютный курс рубля на этих игрушечных торгах, он никак не будет связан с реальной экономической ситуацией в стране, и поэтому не играет роли одного из барометров, как это имеет место во всем мире” 1.

Моей “подсказкой” воспользовался не Матюхин (его довольно быстро убрали с поста председателя Центробанка), а его преемник Геращенко вместе с тогдашним министром финансов Дубининым. Оба были шумно сняты с занимаемых должностей за “угрозу национальной безопасности”, а затем без шума заняли весьма высокие посты в банковской сфере. Я, вспоминая этот эпизод, отнюдь не выступаю как моралист. Наоборот, только ленивый не воспользовался бы конструкцией, специально созданной для банковской аферы.

___________________

1 Московские новости. 12 июля. 1992. С. ! 6.

И дело здесь не в “черном вторнике”. Он лишь яркий эпизод, демонстрирующий широкие возможности российского валютного псевдорынка. Более серьезная афера стратегического характера заключалась, как мы видели, в последовательном, целенаправленном и многократном унижении доллара на российском экономическом пространстве. Об атаках на доллар в 1993 и 1994 гг. мы уже рассказали. Третье и наиболее сокрушительное наступление на доллар было совершенно в 1995 г. Сценарий тот же самый: первый квартал – индекс инфляции и котировка доллара на Московской валютной бирже идут на параллельных курсах; начиная с апреля их пути кардинально расходятся. В результате усилий Центрального банка итоги 1995 г. удручающе повторяют тенденции предыдущих двух лет (рис. 1). Цены в России выросли за год в 2,3 раза, а курс доллара поднялся менее чем на треть. Три года борьбы, но не с инфляцией, а с иностранной валютой, можно сказать, с мировым лидером на валютном рынке. Мировое сообщество не заметило этого поражения доллара на российских просторах. Да и было ли оно? Общеизвестны факты противостояния таких титанов мировой валютной системы, как доллар, иена, немецкая марка. За этой борьбой стояла экономическая мощь, конкуренция промышленных гигантов и новейших технологий.

Какой же “материальный наполнитель” составляет истинное содержание битвы “деревянного” с “зеленым”?

Чтобы получить достоверный ответ на этот вопрос, вспомним, что валютный рынок в России создавался только для “внутреннего потребления”. Структура его всегда отличалась экзотичностью: один крупный монопольный продавец и покупатель (Центральный банк России) и тщательно подобранная (в основном тем же Центробанком) группа коммерческих банков и организаций.

Соседние файлы в папке Учебные пособия