Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Seminaria_2Kurs / Dogmatika / 2010_09_30_Otveti_v05.doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
404.99 Кб
Скачать
  1. Смертность и смерть

в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт 2.17)

Телесная смерть для Адама последовала через 930 лет, но духовная – разлучение души с Богом – последовала немедленно.

Сам Бог – это жизнь и отвержение жизни – смерть. Бог не создавал смерть ни для души, ни для тела. Он не сказал: «Умри в тот день», но «Ты умрешь». Он предсказывал, предупреждал.

Смерть – плод греха и существует в мире вопреки воле Божией.

Григорий Богослов: Бог попускает существовать смерти, чтобы зло не стало бессмертным.

Бог сделал кожаные одежды как бы одевая человека в смертность.

Адам предал всю нашу природу в пищу смерти, вследствие этого мы никогда по настоящему не живем, жизнь переродилась в выживание, подлинной реальностью стала смерть, а жизнь продолжается лишь постольку, поскольку откладывается смерть.

Эта смертность, т.е. жизнь в смерти, ощущается как бессмысленность существования.

Новая реальность для человека – это жизнь чисто биологическая, жизнь неразумных существ. Животные умножаются размножением в результате их стремления к удовольствию. Трусость спасает слабых, свирепость – сильных.

С кожаными ризами человек воспринял: половой союз, зачатие, рождение, осквернение, питание грудью, потом пищей, выбрасывание ее из тела, старость, болезнь и смерть.

Голод, жажда, усталость стали составлять новый природный закон для человека.

Страдание является расплатой за удовольствие, доставляемое грехом.

Впрочем, страдание скрыто под приманкой удовольствия

Кожаные ризы заслоняют духовный мир, в том числе и святых Ангелов и Бога.

Билет 18

  1. Единосущие Лиц Святой Троицы.

О единосущии Ипостасей Святой Троицы неоднократно говорит Священное Писание

  • «Я и Отец — одно» (Ин. 10, 30);

  • «видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9);

  • «Я в Отце, и Отец во Мне» (Ин. 14, 10).

Спаситель есть Сын Отца не по благодати, а по Природе,

  • «ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? (Евр. 1, 5)

Господь той же Сущности, что и Отец, ибо «рождение в том и состоит, что из сущности рождающего производится рождаемое.

Святой Дух есть Бог от Бога, не иной Бог — поскольку единосущен Двум Другим, но иной как самостоятельная Личность, как Дух Самоипостасный 3. Происхождение Святого Духа от Отца (Ин. 15, 26) и владение тем, что сообща принадлежит Отцу и Сыну (Ин. 16, 15), безусловно, подтверждают Его единосущие первым Двум Ипостасям.

Единосущие не приводит Ипостаси к растворению в безразличии единой Природы. Божество нераздельно в раздельном, подобно тому, как в трех солнцах, тесно друг к другу примыкающих и никаким расстоянием не разделяемых, — одно и смешение света, и слияние»

Каждый, умосозерцаемый Сам по Себе, есть Бог, как Отец и Сын и Дух Святой с сохранением в Каждом личного свойства, и Три, умопредставляемые вместе, — также Бог: первое — по причине единосущия, последнее — по причине единоначалия (Отца).

  1. Первородный грех.

Под первородным рехом Православная Церковь понимет «семя тли», наследственную порчу природы и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения.

1. Учение о первородном грехе, распространившемся от Адама и Евы на весь род человеческий, чрезвычайно важно в Христианстве. Если в людях нет первородного греха , искупление для них не нужно; Сын Божий напрасно приходил на землю и вкусил смерть, и христианская Вера подрывается в самых основах. Потому то и доказывал блаж. Августин, что грех Адамов и искупление совершенное Христом-Спасителем, суть как бы два средоточия, вокруг которых вращается все христианское учение.

2. Потомки Адама не несут личной ответственности за грех прародителей, греховная порча является наследственной и наклонность к греху проявляется в раннем возрасте.

По св. Григорию Паламе: Спаситель «был единственным, не зачатым в беззакониях… Потому что плотское вожделение, будучи независимым от воли и явно враждебным закону духа… от начала привносит осуждение»

В силу страстного зачатия и рождения зло входит внутрь человека, становится как бы частью его природы. Через страсти враг сделал человека своим рабом.

3. В своем учении о первородном грехе православная Церковь различает, во-первых, сам грех, и во-вторых, его последствия в нас.

сам грех

собственно то преступление заповеди Божией, которое совершено нашими праотцами в раю и от них перешло на всех нас. Этот прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество. Разность только та, что в Адаме это уклонение от закона Божия и от своего предназначения было свободное, произвольное, а в нас оно есть наследственное.

последствия

какие произвел грех непосредственно в них, и которые переходят от них на нас, это: помрачение разума, извращение воли, болезни телесные, смерть и т.д. “. А бременем и следствием падения, мы называем не самый грех..., но удобопреклонность ко греху, и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его непослушание, как- то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле странствования, и напоследок телесная смерть”.

Т.о. первородный грех вменяется двояко – всякий человек подлежит смерти и лишается Царствия небесного.

Церковь учит, что крещение уничтожает в нас первородный грех: это значит, что оно очищает собственно греховность нашей природы, наследованную нами от прародителей. Крещением мы по сути непорочно, бесстрастно рождаемся в новую жизнь, перестаем быть чадами гнева Божия, получаем возможность стать гражданами Царствия Небесного.

но не значит, чтобы крещение уничтожало в нас самые следствия первородного греха: удобопреклонность к греху, болезни, смерть и другие, — потому что все эти означенные следствия остаются.

4. Ложных учений касательно первородного греха известно два.

Одно — тех, которые совершенно отвергают действительность этого греха, говоря, что все рождаются такими же чистыми и невинными, каким создан был Адам, и что болезни, смерть есть естественные следствия человеческой природы, а не следствия первородного греха — так учили в древности пелагиане, а в новейшие времена учат социане и вообще рационалисты.

Другое учение — реформаторов, которые слишком преувеличивая в нас следствия первородного греха. По этому учению, прародительский грех совершенно уничтожил в человеке свободу, образ Божий и все духовные силы, так что самая природа человека сделалась грехом, все, что ни желает, что ни делает человек, есть грех, самые добродетели его есть грехи, и он решительно не способен ни к чему доброму.

Билет 19