Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Проблемы в УП деят. следователя.docx
Скачиваний:
141
Добавлен:
13.04.2015
Размер:
495.64 Кб
Скачать

6.2.2. Проблемы производства очной ставки

В соответствии с ч. 1 ст. 192 УПК РФ следователь вправе провести очную ставку, если в показаниях ранее допрошенных лиц имеются существенные противоречия. Таким образом, основанием реализации данного полномочия следователя является наличие существенных противоречий в показаниях ранее допрошенных лиц, однако следователь не обязан, а вправе произвести данное следственное действие.

В ст. 192 УПК РФ не указаны участники уголовного судопроизводства, между которыми может быть проведена очная ставка. В следственной практике этот вопрос и не возникает, поскольку очная ставка проводится тогда, когда следователь обнаруживает противоречия в показаниях свидетеля и подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего и подозреваемого (обвиняемого), свидетеля и потерпевшего, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых.

Вместе с тем в процессуальной литературе высказано суждение о том, что очная ставка может быть проведена между экспертами (например, при противоречивых показаниях, поясняющих результаты комиссионной экспертизы). Согласно ч. 4 ст. 283 УПК РФ целью допросов экспертов может служить преодоление противоречий между их заключениями, что предполагает возможность очной ставки между ними (Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб., 2003. С. 486).

С таким толкованием закрепленного в ч. 1 ст. 205 УПК РФ полномочия следователя допросить эксперта для разъяснения данного им заключения нельзя согласиться, поскольку в ходе очной ставки каждый из допрашиваемых должен давать оценку заключения, которое он не составлял.

В процессуальной литературе правильно, на наш взгляд, утверждается, что эксперт может быть допрошен только по поводу данного им заключения, и поэтому предметом допроса может быть:

Ø         разъяснение смысла и содержания отдельных терминов и формулировок;

Ø         получение дополнительных сведений о сущности и возможности методики экспертного исследования;

Ø         получение более подробных данных о специальности эксперта и его компетентности;

Ø         дополнительное обоснование полученных выводов (в частности, объяснение причин расхождения в выводах с другими экспертами при повторной или комиссионной экспертизе);

Ø         получение дополнительной доказательственной информации (Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2002. С. 291).

Если теоретически допустить производство такой очной ставки, то возникает вопрос о правовых последствиях ее проведения. Даже если эксперты придут к общему выводу, то это не отменяет данные ими заключения, а составить новые заключения без проведения соответствующих исследований они не вправе.

Нельзя согласиться также с тем, что «при применении норм, регламентирующих очную ставку, следует учесть имеющий приоритет перед внутренним законодательством международный принцип: право обвиняемого допрашивать показывающих против него свидетелей (право на очную ставку) и право вызова и допроса его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него (п. 3 «е» ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах; п. 3 «d» ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Таким образом, обвиняемый имеет право на очную ставку со свидетелями обвинения, а следователь не вправе отказать ему в этом. По действующему Кодексу это право полностью реализуется только в судебном производстве» (Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб., 2003. С. 486).

В приведенном суждении смешивается право обвиняемого на допрос свидетелей и потерпевшего, которое он может реализовать в судебном заседании, и право требовать производства очной ставки.

Кроме того, в УПК не случайно установлено право, а не обязанность следователя провести очную ставку между ранее допрошенными лицами. Это объясняется, на наш взгляд, следующими обстоятельствами. Во-первых, очная ставка может и не дать ожидаемого результата, если ее участники ограничатся повторением ранее данных показаний. Во-вторых, в ходе очной ставки между ее участниками может произойти явный или скрытый сговор. В-третьих, в результате очной ставки один из ее участников нередко меняет показания, в результате того, что второй участник смог оказать на него психическое воздействие, причем иногда одним только своим присутствием.