Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Проблемы в УП деят. следователя.docx
Скачиваний:
141
Добавлен:
13.04.2015
Размер:
495.64 Кб
Скачать

5.3.2. Проблемы наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотра и выемки

По своему содержанию данное следственное действие является разновидностью выемки, предусмотренной ст. 183 УПК с той лишь разницей, что на изымаемые объекты предварительно должен быть наложен арест в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 185 УПК, и перед выемкой производится их осмотр.

В соответствии с ч. 1 ст. 185 УПК арест на почтово-телеграфные отправления может быть наложен «при наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах…».

Таким образом, в ч. 1 ст. 185 УПК не указаны субъекты, на почтово-телеграфные отправления которых может быть наложен арест, и на какие именно почтово-телеграфные отправления – входящие или исходящие – может быть наложен арест.

В теории уголовного процесса высказаны суждения о том, что: арест может быть наложен как на входящую, так и на исходящую почтово-телеграфную корреспонденцию (Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.П. Верина, В.В. Мозякова. М., 2004. С .454); наложение ареста допустимо независимо от статуса отправителя: им может быть и физическое и юридическое лицо (Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.П. Верина, В.В. Мозякова. М., 2004. С .453); арест может быть наложен и на служебную переписку с участием обвиняемого, подозреваемого и свидетеля и связанных с ними лиц (Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2002. С. 264); арест может быть наложен на почтово-телеграфные отправления не только обвиняемого или подозреваемого, но и любого другого лица, если оно имеет значение для дела (Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 3-е изд. М., 2003. С. 266); арест накладывается только на почтово-телеграфные отправления конкретного лица – подозреваемого или обвиняемого – как на исходящие от него, так и входящие для него (Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб., 2003. С. 473); арест может быть наложен лишь на корреспонденцию подозреваемого, обвиняемого и связанных с ними лиц (Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. М., 2002. С. 367); и т.п. 

Поскольку в ст. 185 УПК не указаны лица, на почтово-телеграфные отправления которых может быть наложен арест, постольку нет оснований для ограничительного ее толкования. Иначе говоря, при наличии к тому оснований арест может быть наложен на почтово-телеграфные отправления, адресованные любому физическому или юридическому лицу.

Вместе с тем вызывает сомнение обоснованность утверждений о том, что арест может быть наложен на исходящую корреспонденцию, в том числе корреспонденцию юридического лица, если она будет исходить от подозреваемого или обвиняемого (Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб., 2003. С. 473).

Наложение ареста на исходящие почтово-телеграфные отправления физического лица проблематично, а скорее невозможно, по двум причинам.

Во-первых, неизвестно, в каком учреждении связи будет отправлено письмо, посылка, бандероль, телеграмма и т.д. Если учесть, что в некоторых городах сотни учреждений связи, то становится ясно, что наложение ареста на исходящие почтово-телеграфные отправления не имеет смысла.

Во-вторых, даже если «вычислить» учреждение связи, в которое может поступить почтово-телеграфное отправление конкретного лица, то нет никаких гарантий, что на нем будет указана настоящие фамилия, имя, отчество и адрес отправителя.

Разумеется, подозреваемый или обвиняемый может воспользоваться служебной перепиской для отправления писем, бандеролей и т.п. Однако на почтово-телеграфных отправлениях юридического лица, как правило, указывается только адрес юридического лица без указания фамилии, имени и отчества отправителя. Таким образом, для обнаружения письма или бандероли, исходящих от подозреваемого или обвиняемого, аресту и осмотру подлежат все почтово-телеграфные отправления юридического лица. Между тем формулировка «В ходатайстве следователя о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки указываются: 1) фамилия, имя, отчество (выделено мною. – С.Ш.) и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться» (п. 1 ч. 3 ст. 185 УПК) не оставляет никаких сомнений в том, что арест может быть наложен только на почтово-телеграфные отправления конкретных физических лиц.