Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

семинар 1 (17 января) / Литература / Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада

.pdf
Скачиваний:
1139
Добавлен:
10.04.2015
Размер:
9.87 Mб
Скачать

Глава V Генезис

ritas (умеренность) получила у св. Бенедикта христианское об­ личье. И все это было сказано в VI в. Когда представляешь себе весь разгул насилия в те еще дикие времена Средневековья, то склоняешься к мысли, что наставления св. Бенедикта никем не были услышаны, но стоит, однако, задаться вопросом, до ка­ ких крайностей могли бы дойти люди той эпохи, если бы не про­ звучал этот великий умиротворяющий голос.

Совсем иным был дух ирландского монашеского движения. С тех пор как св. Патрик, захваченный в юном возрасте пирата­ ми и проданный в рабство в Ирландии в первые годы V в., обра­ тился в христианство и стал, занимаясь выпасом овец, пропове­ довать в этой стране Евангелие, Ирландия превратилась в ост­ ров святых. Здесь стали быстро расти монастыри, которые напо­ добие восточных обителей представляли собой городки из от­ шельнических хижин, группирующихся вокруг хижины аббата. Эти монастыри оказались рассадниками миссионеров, которые

вV—IX вв. распространились по соседним Англии и Шотлан­ дии, а затем хлынули на континент, куда принесли свои обычаи, ритуалы, практику выстригания тонзур, свои оригинальные пас­ хальные таблицы, которые папству с трудом удалось заменить римской системой расчета, свою неутомимую страсть к созда­ нию новых монастырей, откуда они осуществляли евангелизацию все новых стран, искореняя языческую веру в идолов. Неко­ торые из них, как св. Брендан, искали уединения на океанских просторах и заселяли пустынные островки, выступающие над водой рифы, живя над опасными пучинами моря. Легендарная одиссея Брендана впоследствии поражала воображение всего средневекового западного мира.

ВVI—VII вв. Ирландия экспортировала около 115 святых мужей в Германию, 45 — во Францию, 44 — в Англию, 36 — на территорию современной Бельгии, 25 — в Шотландию, 13 —

вИталию. Если большинство из них — личности легендарные, вышедшие из фольклора, то это еще лучше подтверждает, как за­ метил Бернар Гиймен, сколь глубокий след оставило ирландское монашество в ментальности и чувствованиях западного мира.

Наиболее знаменитым из этих святых был Колумбан, ко­ торый между 590 и 615 гг. основал Люксей и Боббио, в то время как его ученик Галл дал свое имя другому монастырю, которому

149

ЧАСТЬ 2 Средневековая цивилизация

Дом для высоких гостей

Школа для мирян

Е™Э35

i " ' ' ' ' '' ' 35

РАМ

1Ц_ j j

111 ' 111

 

l-r4J HJ

L.J1 141

1 rn"U 1 rni-l

1413 I D H 132L0TI1{~7

LdззП ndM

11 τι |V7^

Постройки в несколько ->та жеи

??)Щ?Х>^Щ77)^

, з

Монастырская

I :церковьa '

• •—• •

à-k m L*-

.a

150

Глава V Генезис

27. Сен-Галлен

 

 

 

 

 

/. Парадиз; 2. Купель; 3. Амвон;

 

 

 

 

 

4. Хор; 5. Скрипторий (1 этаж),

 

 

 

 

 

библиотека (2 этаж); 6. Ризница;

 

 

 

 

 

7. Зал капитула; 8. Приемная;

 

 

 

 

;Â Кладбище n

9. Приемная для бедных; 10. Кла­

 

 

 

 

довая (1 этаж), склад (2 этаж);

II—'г"" !

J

 

11. Зал с камином (1 этаж), дор­

 

 

 

 

μ—3-я!•&· .·ο·.η—1·.

туар (2 этаж); 12. Рефекторий

1° m I

i

I

(1 этаж), гардеробная (2 этаж);

ГП О II

I

111 fil irrt

 

13. Кухни; 14. Бани; 15. Пивоварни;

ί τ - Ί ί τ ϋ

 

••"•••;j

 

14

 

 

35

 

16 Пекарни; 17. Помещения отца

эконома; 18. Помещение для крово­ пусканий; 19. Лазарет и аптека;

20. Помещение для хранения трав;

21. Дом садовников; 22. Птичий двор; 23. Амбар; 24. Жернова; 25. Помещение для ступ; 26. Солодосушильня; 27. Дом конюхов; 28.Дом коровников; 29.Дом прислу­ ги; 30. Овчарня; 31 Свинарник; 32. Загон для коз; 33. Конюшня; 34. Коровник; 35. Нужники.

^

151

ЧАСТЬ 2 Средневековая цивилизация

« ·

·· β . · . ·

^ ^

28.Фонтене

1.Зал капитула; 2. Малый зал с камином; 3. Большой зал с камином; 4. Фонтан (для мытья рук); 5. Дом привратника; 6. Пекарня; 7. Голубятня; 8. Лазарет; 9. Кладовые.

27,28,29. МОНАСТЫРИ: СЕН-ГАЛЛЕН, ФОНТЕНЕ, КЛЮНИ

Средневековые монастыри должны

хозяйственные заботы общины: пост­

были отвечать всем нуждам монахов и

ройки религиозного назначения как бы

обслуживавших их людей. Поэтому они

уравновешены хозяйственными, цер­

всегда представляли собой независи­

ковь очень проста. Наконец, реконстру­

мые, самодовлеющие мирки. Сохранив­

ированный американским археологом

шийся в монастырской библиотеке план

и историком Кеннетом Конантом план

Сен-Галлена (27) является проектом,

монастыря Клюни в конце романской

представленным аббату Гоцберту в 820 г.

эпохи (29). На нем выделяется огромная

Он очень интересен, поскольку дает по­

церковь аббата Гуго (1049—1109), по­

нятие о том, каким видели идеальный

стройка которой была начата в 1088 г.

монастырь. Изображенный здесь тип

Рядом сохранившаяся часть прежней

церкви с двумя апсидами был очень рас­

церкви Клюни II, освященной в 991 г.

пространенным в западных районах Гер­

и расширенной св. Одилоном в 994—

мании с каролингских времен, правда,

1048 гг., которая в свою очередь заме­

в этом монастыре была все же построе­

нила скромную церковь Клюни I, воз­

на церковь с одной апсидой. Вокруг цер­

веденную в 915—927 гг. Длина церкви

кви — большая вилла, наподобие каро­

187 м. На плане видно преобладание ре­

лингских королевских вилл. Стоит отме­

лигиозных построек, ибо община была

тить, что план предусматривал создание

занята более служением Богу, нежели

внешней школы, для мирян, хотя синод

хозяйственными трудами. Богатый мо­

817 г. в Аахене предписывал закрытие та­

настырь был надежно защищен тол­

ких школ. План Фонтене (28) отражает

стыми стенами.

152

Глава V Генезис

29.Клюни

1.Притвор; 2. Капелла св. Михаила; 3. Ризница; 4. Скрипторий; 5. Часть старой цер­ кви (Клюни II); 6. Зал капитула; 7. Приемная; 8. Дортуар; 9. Рефекторий; 10. Старый лазарет; 11. Кухня; 12. Кладовые; 13. Кладовые для белья; 14. Пекарня; 15. Умывальник;

16.Капеллы; 17. Клуатры; 18. Дворы; 19. Ворота или порталы; 20. Конюшни; 21. Нуж-

153

ЧАСТЬ 2 Средневековая цивилизация

было уготовано блестящее будущее. Всем этим и другим общи­ нам Колумбан дал свой устав, который одно время успешно со­ перничал с уставом св. Бенедикта.

Духу ирландского монашества была совсем не свойствен­ на бенедиктинская умеренность. Окрепший в суровых условиях севера, он легко мог поспорить с духом восточного аскетизма, известного своей эксцентричностью. В основу устава Колумбана были положены, конечно, требования молиться, заниматься руч­ ным трудом и учением. Но к этому прибавлялись суровые по­ сты и строгая аскеза. Особенно поражали современников долгие молитвенные стояния со скрещенными руками. Св. Кевин, как утверждали, семь лет так простоял, опершись на доску, ни разу не сомкнув глаз ни днем ни ночью и не шелохнувшись, так что птицы даже свили гнездо на нем. Были также купания в ледяных водах рек или прудов с пением псалмов и ограничения в пище, которую в этих монастырях принимали лишь один раз в день, никогда при этом не вкушая мяса.

Та же эксцентричность и суровость проявлялась и в покая­ ниях, свидетельствующих, по словам Габриэля Ле Бра, «о полу­ языческом социальном и моральном состоянии народа, нуждав­ шегося в таком монашеском идеале аскетизма». В ирландских монастырях в полной силе возродились библейские табу, близ­ кие к древним кельтским запретам. Даже в раннем ирландском искусстве, представленном каменными крестами и книжной миниатюрой, ощущается, по определению Франсуа Арди, «еще доисторический вкус, чуждый всякому реализму и тяготеющий к сугубо абстрактному изображению человека и животных». Оно стало одним из источников романского искусства с его причуд­ ливыми орнаментами, а к характерным для него вязям восходит одна из наиболее устойчивых тенденций эстетики и вкуса Сред­ невековья.

Ирландские монахи, наконец, приняли участие в великом движении за христианизацию Германии и ее окраин в VII— VIII вв., которое опиралось на основанные ими монастыри. Так Сен-Галлен (основан Галлом около 510 г.) дал жизнь монастырям св. Бавона в Генте (основан св. Амандом около 630 г.), св. Эммерана в Регенсбурге (основан около 650 г.), в Эхтернахе (осно­ ван Виллибродом около 700 г.), в Рейхенау (основан Пирмином

154

Глава V Генезис

в 744 г.), в Фульде (основан Штурмом по настоянию св. Бони­ фация в 744 г.), в Корвее — в 822 г. С V по IX в. на всех фронтах борьбы за христианизацию — в городах, в сельских местностях и за пределами христианского мира — монастыри играли наи­ более важную роль.

В этой долгой ночи Средневековья, с V по VIII в., свет излу­ чали и ученые мужи, которых Р. Ренд назвал «зачинателями Сред­ них веков». Их исключительная роль заключалась в том, что они спасли основное из античной культуры, изложили его в доступ­ ной для средневековой мысли форме и придали ему необходи­ мое христианское обличье. Среди них выделяются четыре чело­ века: Боэций (480—524), Кассиодор (480—573), Исидор Севильский (560—636), Беда Достопочтенный (673—735).

Боэцию Средневековье обязано всем тем, что оно знало об Аристотеле и его логике до середины XII в., и теми концептуаль­ ными и вербальными категориями, которые легли в основу схо­ ластики. К ним относится, например, определение природы «как формы всякой единичной вещи в ее отличительных особенно­ стях» или человека как «индивидуализированной субстанции ра­ зумной природы». Абеляр сказал о нем: «Он неколебимо утвер­ дил нашу веру и свою». Благодаря ему в средневековой культуре исключительно высокое место было отведено музыке.

Кассиодор своими «Наставлениями в божественных и свет­ ских науках» дал средневековым людям основы латинской ри­ торики, широко использовавшейся христианской литературой

ипедагогикой. Он поставил перед монахами монастыря Вива­ рий задачу, о которой Средневековье никогда не забывало: пере­ писывать древние рукописи. Проникнувшись ею, монастырские скриптории выполнили великое дело сохранения древних текстов.

Наследство «славного наставника Средневековья» Исидо­ ра Севильского, заключенное главным образом в его «Этимологиях», составляют программа семи свободных искусств, научный словарь, вера в то, что природа вещей сокрыта в их названиях,

инеоднократно выражаемое им убеждение, что светская культу­ ра необходима для глубокого постижения Священного Писания. Он передал средневековым клирикам страсть к энциклопедиче­ ским познаниям.

155

ЧАСТЬ 2 Средневековая цивилизация

Наконец, Беда в наиболее завершенном виде изложил теорию четырех смыслов Священного Писания, которая легла в основу средневековой библейской экзегетики, и включил в круг интересов христианской мысли, благодаря экзегетике и церков­ ному летосчислению, астрономию и космографию. Но, как боль­ шинство образованных англосаксов раннего Средневековья, Беда весьма решительно отвернулся от классической античной куль­ туры и как бы увлек Средневековье на свой, самостоятельный путь развития.

Пьер Рише в свое время обнаружил, что каролингское воз­ рождение было лишь итогом серии мелких возрождений, кото­ рые после 680 г. дали о себе знать в монастырях Корби, Сен-Мар- тен-де-Тур, Сен-Галлен, Фульда, Боббио, а также в Йорке, Павии и Риме. Тем самым он помог нам лучше понять действительные масштабы этого явно переоцененного возрождения.

Прежде всего оно не было новаторским. Принятая им про­ грамма обучения была всего лишь программой прежних цер­ ковных школ, в соответствии с которой «в каждом епископстве и в каждом монастыре учили псалмам, письму, пению, счету, грамматике и заботились о переписке книг».

Культура каролингского двора ничем не отличалась от куль­ туры варварских королей, таких как Теодорих или Сисебут. Она обычно не шла дальше почти что детских забав, столь соблаз­ нявших варварские умы. Словопрения, загадки, ученые голово­ ломки — все это напоминает игры и упражнения, предлагаемые современными журналами для развлечения. Королевская ака­ демия была чем-то вроде светского увеселения, которому преда­ вался кружок близких к государю лиц, именовавших его забавы ради то Давидом, то Гомером. Император, научившийся читать, но не писать, что было уже большим достижением для миряни­ на, как дитя, забавлялся сделанными для него большими буква­ ми, которые он по ночам угадывал ощупью под подушкой. Увле­ чение античностью чаще всего ограничивалось знакомством с нею по Кассиодору и Исидору Севильскому.

Как убедительно показал Александр Гейштор, ограниченность каролингского возрождения была предопределена тем, что оно отвечало неглубоким потребностям узкой социальной группы.

156

Глава V Генезис

Оно должно было обеспечить элементарной культурой высших служащих. Каролингское законодательство предусмат­ ривало открытие школ во всех епископствах и всех монастырях, однако Людовик Благочестивый не помешал Бенедикту Анианскому закрыть монастырские школы для мирян якобы ради того, чтобы уберечь монахов от соблазнов, а в действительности — чтобы сохранить культурную монополию духовенства.

Для этой узкой группы культура, помимо развлечения, представляла собой скорее предмет эстетического наслаждения и способ укрепления престижа, нежели образованность и сред­ ство управления. Если она и помогала управлять, то благодаря не просвещению народа, а производимому на него сильному впе­ чатлению.

Рукописи в то время все более становились предметами рос­ коши, теряя всякое утилитарное назначение, в том числе и обра­ зовательное. Их не столько читали, сколько рассматривали. Рефор­ ма письма, положившая начало каролингскому минускулу, руко­ водствовалась соображениями каллиграфии, забота о которой свойственна людям неглубокого ума, даже необразованным. Так что каролингская культура была роскошью, вкус к которой про­ являлся так же, как и к дорогим тканям или пряностям.

Тем не менее каролингское возрождение было одним из этапов становления интеллектуального и художественного арсе­ нала средневекового Запада. Многие его создания стали частью культурного багажа людей Средневековья. Переписанные и ис­ правленные тексты древних авторов позднее послужили распро­ странению античной литературы. А оригинальные сочинения каролингских писателей составили после раннего Средневековья новый пласт знаний, оказавшихся в распоряжении образованных людей последующих веков.

Алкуин выполнил роль передаточного звена во внедрении программы семи свободных искусств. Его духовный сын, аббат Фульды, а затем архиепископ Майнца Рабан Мавр, которого на­ зывали наставником Германии, оставил Средневековью энцик­ лопедию «О Вселенной» и педагогический трактат «О воспита­ нии клириков» (видоизмененный вариант трактата «О христи­ анском учении» св. Августина, заменивший его для многих сред­ невековых читателей), которые во всех основных библиотеках

157

ЧАСТЬ 2 Средневековая цивилизация

заняли место рядом с Кассиодором и Исидором. Наконец, был гениальный и загадочный Иоанн Скот Эриугена, которого откры­ ли в XII в.

Осененные славой Карла Великого, самого популярного в Средние века политического деятеля, каролингские писатели образовали новый ряд интеллектуальных авторитетов, подобно тому как некоторые архитектурные памятники каролингской эпохи, из которых наиболее знаменитой была дворцовая часов­ ня в Аахене, стали образцами для частых подражаний.

Несмотря на то что итоги каролингского возрождения были далеки от его претензий и упований, своими нереализованны­ ми призывами оно все же передало средневековым людям при­ страстие к выправлению текстов, тягу к хотя еще и не опреде­ лившейся, но все же гуманистической культуре и убеждение, что просвещение — одна из основных обязанностей государства и государей, которые черпают в нем немалые силы.

Наконец, каролингское возрождение произвело шедевры миниатюры, в которых вновь появился реализм, вкус к конкрет­ ным деталям, свобода линии и яркость цвета. Рассматривая их, понимаешь, что после былой снисходительности в суждениях о нем нельзя впадать теперь в излишнюю строгость. Как и эко­ номический подъем VIII—IX вв., каролингское возрождение

было, несомненно, неудавшейся попыткой двинуться впе­ ред, завершившейся тем, что пришлось свернуть с пути или остановиться. Но тем не менее, оно стало пер­ вым проявлением того длительного и глу­

бинного Возрождения, которое наби­ рало силы на протяжении X—XIV вв.