Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Magnitsky_M_L_Pravoslavnoe_prosveschenie

.pdf
Скачиваний:
20
Добавлен:
22.03.2015
Размер:
4.08 Mб
Скачать

Сочинения

Между мерами, противоборствующими сей господствующей в Европе заразе, цензурные установления суть одна из важнейших.

По сей причине и на сих началах составлен и издан ныне устав для цензурного комитета.

Цель сего важного законоположения облекает цензоров высоким званием стражей, охраняющих веру Христову, нравы отечественные и самый язык наш, не оскверненный еще ни богохулениями, ни разрушительными воплями против власти царской, ни нечистотами разврата и сладострастия от язвы, повсеместно уже и особенно в Германии свирепствующей.

Да проникнутся цензоры всею важностию сего служения их Царству Божию во времена самые опасные и тяжкие и, приступая с благословением Господним к исполнению своего долга, да действуют они по прямому разумению и по чистой совести, верою освящаемыми.

В намерении облегчить для них исполнение устава преподаются им здесь следующие руководства на разные статьи его:

1.  В § 16 постановлены правила для рассмотрения книг врачебных в нравственном их отношении. Под сим разумеется отвержение не токмо явного безбожия или материализма, но и всякого ухищрения неверия, старающегося ниспровергнуть или представить сомнительным духовный сан человека, внутреннюю его свободу и высшее предопределение к будущей жизни.

2.  § 24 (предоставляющий цензуре рассмотрение литографированных и вырезных изображений на бумаге, дереве, меди, камне, рисунков, эстампов и т. п.) имеет в предмете объять всякого рода изображения, коими неверие стремится заменить для себя повсеместно стесненную свободу тиснения. Таковы суть богохульные изображения Пресвятые Троицы, недавно появившиеся

201

М. Л. Магницкий

во Франции в честь Бонапарте, священные предметы на табакерках и прозрачных экранах для подсвечников и каминов и т. п.

3.  Возбраняются все творения, заключающие в себе учения каких-либо тайных обществ, уставом благочиния у нас запрещенных, кои под разными вымышленными образами к Библии и Учению Евангельскому примешивают свои предания и эмблемы христианской Церкви, не токмо чуждые, но и противные.

Равному запрещению подлежат все сочинения,

вкоторых для привлечения к сим обществам доверия ложно утверждается о происхождении или существовании их от самой якобы глубокой древности. К сему разряду принадлежат все сочинения магические, астрологические, кабалистические, книги гадательные и прочие. При запрещении сего рода книг цензор может объявлять сочинителям и издателям их словесно, что, по особо данным комитету правилам, они пропускаемы быть не могут.

4.  К § 9 (осуждающему книги, порицающие правительство и администрацию) отнести можно сочинения,

вкоторых хотя бы и не заключалось явной хулы на настоящий образ нашего правительства, но подразумевалась бы она в излишних похвалах каким-либо конституциям, силою народа и войск у законных государей исторгнутыми.

(Подлежат запрещению книги, порицающие особы отечественных государей, в Бозе почивающих.) Само собою разумеется, что пристойного о сих предметах рассуждения, по прошествии такого времени, которое вводит уже их в отдаление историческое, воспрещать не следует.

5.  В число книг, упоминаемых в § 30 (запрещающем сочинения, противные добрым нравам), отнести

202

Сочинения

можно большую часть переводимых романов и сладострастныхстихотворений,коиначинаютнаводнятьлитературу. К запрещению их часто можно найти предлог в неисправности самого слога и тому подобном.

6.  Хотя особое будет сделано распоряжение в рассуждение того, что все политические ведомости почерпали сообщаемые ими заграничные известия из одного официального источника; но комитету и за сею мерою наблюсти должно, чтобы ничто, противное уставу в нравственном отношении, появиться в публичных листах не могло. Таков, например, процесс английской королевы. Краткое о нем известие могло быть напечатано, но подробности и слова ее обвинителей, из почтения к высокости ее сана, из уважения даже к ее полу и к добрым нравам, должны были бы, по правилам ныне изданного устава, пройдены в молчании.­

7.  Извещение министра (по § 59) о сочинителе опасной книги должно было быть учиняемо немедленно и тайно, дабы до сообщения оного министру внутренних дел не мог он укрыться от полиции и закона. Посему каждый цензор, не ожидая в сих случаях заседания комитета, остановленную рукопись со своими примечаниями обязан представить министру духовных дел и народного просвещения. В первом заседании комитета должен он объявить сие собранию, которое до разрешения и хранит дело в тайне.

В сем состоят частные руководства и указания, кои на сей раз почтены для комитета нужными. По времени и обстоятельствам они будут дополняемы и переменяемы.­

Господь да укрепит и просветит членов оного на важное их служение, которое да пройдут они безответственно пред правосудием человеческим и Божиим.

203

М. Л. Магницкий

ОТНОШЕНИЕ ПОПЕЧИТЕЛЯ КАЗАНСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА К МИТРОПОЛИТУ НОВГОРОДСКОМУ, С. ПЕТЕРБУРСКОМУ, ЭСТЛЯНДСКОМУ И ФИНЛЯНДСКОМУ1

от 24 мая 1824 г.

Ваше Высокопреосвященство изволите, я думаю, припомнить, что в заседаниях Библейского комитета два раза была речь о богохульном выражении, поставленном в Персидском переводе Нового Завета, которого не смею и произнесть. В первый раз просил я, чтобы важное дело сие было основательно исследовано, а во второй – чтобы все оставшиеся экземпляры сего перевода были сожжены.

Первоемнениемоеоставленобезвнимания;незнаю, той же ли участи подвержено и второе; но знаю то, что чем более воспоминаю­ страшное дело сие, тем сильнее тревожит меня совесть следующими­ рассуждениями:­

1.  Заключающей в себе богохульное выражение персидский перевод распространен в Персии и официально поднесен шаху. Как уверить теперь персиян, что в подлиннике выражения сего нет, а в переводе ошибка?

2.  Ежели в преложении на персидский язык, один из классических восточных, могло проскользнуть, по ошибке, богохульство­ , то чего не может быть в тех торопливых переводах на многие языки диких, у коих нет еще и письмен?

3.  После сего величайшего на земле несчастья для Библейского общества, можно ли еще думать, чтобы на деле его было Божье благословение?

204

Сочинения

4.  Каждый член Общества не будет ли отвечать пред Богом за все дела его, участвуя в них и деньгами, и согласием?

По всем сим неоспоримым, по чувству моему, уважениям обличающей меня совести готовился я просить увольнения меня от Библейского общества, но удержан был тем только, что надеялся­ видеть скорое его падение от других причин.

Ныне правление Императорского Казанского университета, представляя­ мне о раздаче книг Св. Писания ученикам в награду за успехи, упоминает и о Евангелии на персидском языке, из чего вижу я, что книга сия не только не уничтожена, но еще и распространяется­ Биб­ лейскими отделениями.

Почитая сей случай вызовом меня, согласно с чувством совести моей, на то действие, от которого одно благоприличие доселе меня удерживало, приемлю я смелость покорнейше просить Ваше Высокопреосвященство принять торжественное отречение мое от всех богопротивных, по моему разумению, действий Биб­ лейского общества­ и благоволить исходатайствовать мне совершенное от оного увольнение.

Письмо А. А. Аракчееву

12 февраля (1824 ?).

Милостивый государь, граф Алексей Андреевич! На вопрос Вашего Сиятельства о лучшем катехи-

зисе для военных училищ имел я честь сказать вам, милостивый государь, что у нас есть древняя и истинно догматическая книга: Православное исповедание веры1

205

М. Л. Магницкий

которая вытеснена из употребления новыми катехизисами, двенадцатью, кажется, один другого худшими по удалению их от веры отцов наших, от Православия, на котором стоит Россия.

Ныне доставил я представляемое у сего рассуждение о сей книге, официально произнесенное в Невской академии в 1804 г. Оно очень редко, по истощению издания. Из него Ваше Сиятельство усмотреть можете, что книга «Православное исповедание» есть истинно догматическая; ибо утверждена всеми восточными патриархами и издана одним из них. И так важна, что в важных случаях и самые римские католики на нее ссылались. Но когда изволите прочесть рассуждение о ней, то верно представится вопрос: какая была нужда издавать новые катехизисы, имея столь полный и так торжественно и надежно утвержденный?

Она переведена с греческого и переведена на славянский, издана на славянском языке в конце XVII столетия, именно тогда, когда у нас дух реформы и даже кальвинизма предшествовал духу неверия. Потому и книгу сию, чистое золото Православия, вытеснили скоро богословия Феофана2, сильного врага Церкви. Потом все катехизисы выходили по духу времени и теперь дошли мы уже до того, что каждый законоучитель учит как хочет, а книга «Православное учение» лежит кучами в синодальной лавке.

Извините Ваше Сиятельство, что отнимаю время ваше сими богословскими рассуждениями потому только, что на доверенность вашу, милостивый государь, почитаю себя обязанным отвечать совершенною искренностью, которая к тому месту, где Бог нас поставил, не всегда и доходит, а потому и имеет свою цену.

Записка о кантонистах заслужит, может быть, также внимание Вашего Сиятельства.

206

Сочинения

С истинным высокопочитанием и душевною преданностьюесмь,милостивыйгосударь,ВашегоСиятельства всепокорнейший слуга.

Михаил Магницкий.

О способе, которым германская философия заразила все науки, и даже те, которые никакой связи прежде с нею не имели

В особой записке о философии изъяснено, каким образом, не нападая прямо на религию, подрывает она ее, подменивая полной системой новых идей, совершенно ей противоположных и очаровательных для гордого разума и свободы страстей. За сим остается показать, каким образом неверие века сего отравляло своим ядом все науки и сделало из познаний, для общества полез-

ных, совершенный заговор противу Бога и Царей. Мож-

но сказать, что в наше время дух злобы бросил свое оружие обыкновенное: хулы и открытое нападение на религию и власть Царскую.

Он роется втайне под самые основания сих двух столпов, на которых лежит весь свод здания общественного, подрывает корень древа, развращая умы посредством воспитания, и заразил уже все науки ядом: неверия и безначалия. Новейшая философия по системе Шеллинга и его последователей, людей отличнейших дарований, представляет столь искусный подмен Евангельского Учения, что неопытная юность, увлекаемая воображением и гордостию, с восторгом сбрасывает золотые узы религии, исторгается из священного мрака ее таинств, бежит к ложному свету разума, находит

207

М. Л. Магницкий

свободу страстей, ненаказанность порока, довольство чувственных наслаждений и фанатически сей выгодный и спокойный образ мыслей, сие опьянение души принимает. Когда же таким образом божественное учение Спасителя о непрестанном самоотвержении подменено учением о непрестанном самоуслаждении,

тогда заимствованная из Евангелия нравственность, под именем философии нравственной, подкрашивает сей гроб повапленный. Мерзость нечестия прикрывается покровом Святыни и даже тексты из Евангелия в уроки сей науки вставляются. За сим развращенный ум

исердце, свергнув с себя власть Царя Небесного, находят в Праве Естественном, которое составляет часть философии нравственной, полное учение к презрению власти державной и родительской, ибо первая есть или похищение сильного, или звание, по договору с народом полученное, а вторая последствие брака, который есть договор двух полов для того, чтобы воспитать неопытную юность, с которою вместе прекращается.

По сем установлении начинается преподавание Истории, по модному германскому названию, прагматической, то есть рассуждающей, а не просто события повествующей. Лжеименная история сия уверяет, приводя свидетельство историков или лживых, каков греческий Ктезий1, или несуществовавших, каков Бероз2,

иуверяет, что откровение ветхозаветное есть список с древних преданий египтян, у которых учился Моисей, а новозаветное тоже есть список с книг индейских браминов3. Такимобразом,ученикиисториейутверждается в своей философии. Сверх того бунты представляются ему последствием угнетения народов налогами и самовластием. Пороки государей выставляются в чертах сильных и выражениях дерзких. Бунт Лютера4 против власти духовной иерархии представляется переходом

208

Сочинения

от фанатизма к свободе совести и ума и к успехам просвещения. Фридерик II и Иосиф5 выставляются людьми великими и пр. Науки математические, особливо высшие, механика и астрономия, обращая все мироздание

внекоторую махину, разными силами по вечным законам движущуюся, твердят об одном небесном механизме и законы его исчисляют. Науки естественные, преходя молчанием все то, что относится к славе и премудрости Творца, и особенно то, что повреждение падшего творения доказывает, ищут показать, что потопа не было, что мир всегда был таков, как ныне, что он существует несколько сот тысяч лет, и притом ищут таких только открытий, которые бы служили к скорейшему обогащению или к удобности и умножению чувственных наслаждений. Обольстив сим заговором неверия легковерный и пылкий разум юности и затмив его полною системою ложных общих понятий, посягает лжепросвещение и на приложение их к правитель- ствуотечественному.Внаукахюридико-политических, то есть в правах, в экономии политической и статистике, выставляет оно преимущество и премудрость законодательства Республики Римской, показывает упадок его во времена императоров восточных, невежество тех веков, когда мы оттуда законы наши заимствовали, самопроизвольность, смесь и недостатки законов наших

внастоящем их виде, преимущества Кодекса Наполеонова, превозносит похвалами свободу политическую, свободу торговли и промышленности; изъясняет вредные последствия рабства, неудобностью преимуществ разным классам присвоенных, и даже именует технически духовенство и всех государственных чиновников классом непроизводящим.

Науки словесные, в том же духе направленные, особливо в древних языках, отстраняя писания свя-

209

М. Л. Магницкий

щенных риторов, как то Златоуста, Назианзина, распаляют молодое воображение ораторами языческими и республиканскими.

Таков вред настоящего просвещения!

Около 50 тыс. детей ему предано на жертву. Что будет, когда грозное поколение сие созреет? Через десять лет оно готово, а через двадцать, хотя десятая часть его, в военной и гражданской службе может уже занять важные места, между тем как другие десятки тысяч в двадцать лет заступят место его в тех же училищах.

В представленной здесь картине нет никакого преувеличения,ибоонасписанатолькостетрадейипечатных книг профессоров, которые читал сочинитель сей записки и по большей части наименовать может и с здешних публичных экзаменов, на коих он несколько раз сидел в многочисленном собрании свидетелей и нередко возражал, дабы возбудить внимание.

Окончательное дополнение к запискам о тайных обществах

Повсеместное гражданское закрытие тайных обществ1 не имело ожиданного от сей меры последствия по двум причинам:

1-я. Можно запретить публичное изъяснение образа мыслей, на бумаге и на словах; но запретить соединение в сем образе мыслей помощью личных тайных сообщений нет никакой возможности, а оно-то и есть цель тайных обществ, и публичность их была всегда только личина для того нужная, чтобы отвратить внимание общества и правительств от цели истинной. Итак, что же произвело запрещение?

210

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]