Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
13
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
558.31 Кб
Скачать

1 Литературная газета.— 1983, 26 января.

рием к науке широкой читательской аудитории с необхо­димостью подрывает авторитет науки в обществе.

Знаменательным фактом явилось возникновение за ру­бежом по инициативе некоторых ученых комитета научно­го исследования заявлений о «паранормальном.» — КСИКОП. К ученым присоединились врачи, преподавате­ли, профессиональные фокусники. Участие в такой организации последних объясняется тем, что целители-«чудотворцы» нередко берут на вооружение эстрадные но­мера фокусников. КСИКОП — орган возмущенного про­фессионального достоинства специалистов, выступающих против верхоглядства, подтасовки фактов, эксплуатации легковерия простаков, прямого мошенничества. Тем самым стихийному распространению новой мифологии, неомисти­цизма, веры в чудеса противопоставлено движение Ново­го Просвещения.

Как известно, даже при наличии таланта у ученого, успех его деятельности не всегда предсказуем. В этом пла­не истинный ученый работает в зоне некоторого риска: то может оказаться, что направление исследований вы­брано не совсем правильно, то концентрация творческих усилий недостаточна, и в результате — приоритет оказы­вается упущенным. Положение представителя паранау-ки иное. Независимо от того, обладает ли такой предста­витель талантом ученого, он заведомо определил себе судьбу «первопроходца научного прогресса». Паранаука «замешана» не только на заблуждениях ума, но и на не­скромности.

Каковы корни особенно большого распространения па-рамедицины сегодня? Феномен альтернативной медицины явился своеобразным побочным продуктом бурного науч­но-технического прогресса в современном мире. Сравним представления о «лечебной силе» драгоценных камней (распространенные и в древности, и в средние века, а отчасти — и в новое время) с некоторыми существенными чертами парамедицины. Там было наделение сверхъесте­ственными силами драгоценных камней, здесь — наукопо­добных символов. Иногда, как в случаях с лечебными свойствами меда или прополиса, объективная научная ин­формация (подчас — предварительные данные) трансфор­мируется в массовом сознании и рождается новый миф о панацее с магическими лечебными свойствами. Иначе говоря, многие современные парамедицинские направле­ния есть выражение какого-то безоглядного, некритичного научного прогрессизма.

В то же время паранаука, особенно в ее медицинском варианте, является выражением технофобических и соот­ветственно—антисциентистских настроений. Это реакция на тенденции «медицинской агрессии», на противоречия научно-технического прогресса в медицине. Радикализм медицинских вмешательств, например, крупные полостные операции, трансплантация органов, лучевая терапия и т. д. не могут не вызывать чувства эмоционального напряже­ния, страха у человека, решающегося на такое лечение. А парамедицина соблазняет легковерных людей «просты­ми путями», «простыми рецептами» здоровья. Альтерна­тивная медицина — это бегство от серьезных и глубоких социальных проблем - современного здравоохранения: ле­карственных осложнений, на Западе — дороговизны высо­котехничной медицины и т. д.

Парамедицина во многом отражает изменение отноше­ния человека к здоровью. С точки зрения только субъек­тивных установок, «благих порывов» здесь можно оты­скать и нечто позитивное. Ведь речь идет об активности и даже об энтузиазме не одиночек, а значительных масс людей, считающих важной целью достижение оптималь­ного здоровья. Досуг, свободное время заполнены дея­тельностью, направленной к высокой цели. Однако сред­ства, которые предлагает альтернативная медицина, обес­ценивают благородство цели, опошляют эту деятельность людей. Распространенность парамедицины в последние годы в известной мере оказалась реакцией на конкретные недостатки практического здравоохранения. Медицинская наука не всесильна. Наряду с этим недостаточная квали­фикация определенной части врачей, низкая культура тру­да в некоторых учреждениях здравоохранения, бюрокра­тизм, формализм, бездушие, нарушения этико-деонтологических норм в деятельности отдельных медработников, короче говоря — все, что способствует снижению доверия к медикам, объективно «толкает больных людей в объятия» знахарей, парамедиков. В таких случаях тоже проявля­ется роль «человеческого фактора» в медицине, ибо речь идет все о том же «активном пациенте», который не ми­рится с плохой работой, неэтичным профессиональным поведением некоторых медиков. Вот и становятся такие «протестанты» жертвами своего собственного легкомыс­лия и легковерия, а вслед за этим — жертвами знахарей и парамедиков.

Справедливости ради следует отметить, что «человече­ский фактор» даже в рамках альтернативной медицины проявляется не только в слепом подражании, бездумном применении заведомо бесполезных, а то и могущих при­нести вред здоровью средств. Иногда и дилетантские по­иски в области медицины (прежде всего, когда они на­правлены на укрепление своего здоровья) могут привести к позитивным результатам, могут стать подлинным твор­чеством. Организм каждого человека уникален, особенно­сти образа жизни каждого индивида разнообразны. И ес­ли кому-то в результате осторожного применения каких-то советов народной медицины в сочетании с упорством и страстным желанием выздороветь удается справиться с серьезным недугом — это победа (труда, воли, творчества, знаний, мудрости).

Итак, в социальном плане феномен альтернативной ме­дицины противоречив. С одной стороны, он проистекает из каких-то позитивных предпосылок, например из стрем­ления восстановить, сохранить вековой опыт народной ме­дицины, из возрастания роли «человеческого фактора» в практике здравоохранения. С другой стороны, массовая заразительная вера то в одну, то в другую «панацею», не­бывалые масштабы самолечения с применением сомни­тельных, а то и откровенно вредных для здоровья средств — эти, как и многие другие негативные черты парамедицины в ее современных видах, не могут не вызы­вать нашей обоснованной тревоги. Вспомним, что на вы­соте бума с «живой водой» десятками, а то и сотнями (в расчете на одно предприятие, учреждение) кустарно изготавливались «электролизеры», применение которых в лучшем случае было бесполезным. При этом нельзя за­бывать о материалах — как правило, государственных, о затратах не только свободного, но и рабочего времени «кустарей». С социологической точки зрения данный фено­мен многими чертами напоминает так называемую массо­вую культуру.

Общеизвестно, что наука как система высокоспециа­лизированных знаний требует для усвоения сосредоточен­ности и концентрированных интеллектуальных усилий, изучение серьезной литературы никогда не относится к легкому чтению. Парамедицина же существует только в виде «популярных лекций», читаемых в самых «пестрых» аудиториях и потом ходящих в списках по рукам, кратких сенсационных интервью, публикуемых в массовой печати, и т. д. В клинической медицине давно существует тради­ция демонстрации больных в заседаниях ученых медицин­ских обществ, в студенческих аудиториях, Но совсем другое дело, когда, например, парамедик Г. С. Шаталова демонстрирует перед публикой своих пациентов. Это уже не научная демонстрация, а какой-то рекламный спек­такль, шоу и потому — фарс.

В центре всей проблемы взаимоотношений научной ме­дицины и парамедицины несомненно стоит вопрос о гомео­патии. Освещение исторических аспектов, философских истоков, критический анализ «теоретических принципов» гомеопатии мы дали ранее (Вестн. АМН СССР, № 4, 1988). Историко-философский и научно-методологический анализ привел нас к выводу: оба «теоретических прин­ципа» медицинской системы Ганемана (подобия и потен­цирования) нельзя признать научными, что совпадает с убеждением многих исследователей — И. Е. Дядьковского (1833), А. П. Нелюбина (1840), А. Н. Бакулева с соавт. (I960), Д. А. Когана (1964), О. Прокопа (1971) и др.

В то же время нельзя обходить вниманием следующее. В СССР в 1987 г. было 12 гомеопатических аптек и 3 спе­циализированных отдела. Население ежегодно приобрета­ло гомеопатических средств на 5 млн. р., что составляет около 0,1% от более чем четырехмиллиардного оборота остальных аптечных учреждений. Реализуя программы расширения платных услуг населению, Министерство здра­воохранения СССР осуществляет дальнейшее развитие ап­тек гомеопатического профиля1. Московская гомеопатиче­ская поликлиника уже отметила полувековой юбилей. В 1985—1986 гг. на ее базе подготовлено 30 врачей-го­меопатов и, как подчеркивали в печати официальные представители Министерства здравоохранения СССР, в по­следующем, в зависимости от потребности, подготовка их будет продолжена. В это же время гомеопатическая по­ликлиника в Москве радикально реконструирована, после чего здесь стали принимать более 1200 пациентов в день. Имеются детское, терапевтическое, неврологическое, гине­кологическое и другие отделения, введен стационар на 120 коек.

Возрастанию во всем мире интереса к гомеопатии в значительной мере способствует то,что в последние 20 лет ее представители организуют проведение собственных на­учных исследований. В Индии существует 5 научно-иссле­довательских институтов и 22 научно-исследовательских отдела по проверке гомеопатических средств. В 70-е годы текущего столетия в Великобритани созданы 2 исследо-

Соседние файлы в папке Иванюшкин