Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

!Учебный год 2024 / Прозум Л.М. Уголовное прав

.pdf
Скачиваний:
17
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
5.46 Mб
Скачать

Глава 19. Преступления против военной службы

Оставление погибающего военного корабля (ст. 345 УК РФ)

Объект преступления – общественные отношения, регулирующие порядок оставления погибающего военного корабля.

Объективная сторона состоит в нарушении правил оставления погибающего корабля.

Согласно Корабельному уставу Военно-Морского Флота РФ, утвержденному приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 01.09.2001 № 350, при возникновении аварии командир корабля принимает все меры к спасению корабля. В обстановке, угрожающей кораблю гибелью, командир корабля обязан своевременно принять решение на оставление корабля личным составом. В первую очередь с корабля свозятся больные, при наличии пассажиров – женщины и дети, а затем лица, не занятые в борьбе с аварией. Убедившись в невозможности спасти корабль, командир принимает решение об оставлении корабля остальным личным составом. Командир покидает корабль последним. Оставление погибающего корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно лицом из состава команды без надлежащего на то распоряжения командира признается воинским преступлением.

Необходимым признаком состава преступления является наличие обстоятельств, угрожающих гибелью кораблю, а у командира – реальной возможности выполнить предписываемые ему действия. Всвязи с чем оставление корабля при условии выполнения всех обязанностей, равно как и неисполнение всех обязанностей, если командирещенесошел скорабля, необразуетсостава преступления.

Состав преступления по конструкции является формальным. Преступление окончено с момента оставления погибающего корабля независимо от наступления последствий.

Субъект преступления специальный – командир военного корабля либо лицо из состава команды корабля.

Субъективная сторона преступления может быть реализована командиром корабля как в форме умысла (прямого либо косвенного), так и по неосторожности. Лицом из состава команды преступление может быть совершено с прямым умыслом.

811

Уголовное право. Особенная часть

Уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 346 УК РФ)

Объектом преступления являются общественные отношения, регулирующие порядок сбережения военного имущества и отношения собственности. Предметом рассматриваемого преступления являются оружие, боеприпасы, предметы военной техники.

Под предметами военной техники понимаются состоящие на балансе и числящиеся по штату воинской части технические средства в их полной комплектации, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск (например, средства связи, бинокли, средства оповещения, сигнальные средства, боевые машины и т.п.). К предметам военной техники относятся также оборудование и аппаратура для контроля и испытаний технических средств, составные части этих средств и комплектующие.

С объективной стороны рассматриваемое преступление представляет собой действия, связанные с уничтожением или повреждением оружия, боеприпасов или предметов военной техники.

Под уничтожением имущества понимается приведение его в состояние,не пригодное для использования по целевому назначению, при котором его восстановление невозможно либо экономически нецелесообразно.

Повреждение военного имущества характеризуется временной непригодностью к использованию по назначению при условии, что утраченные свойства подлежат экономически целесообразному ремонту.

Состав преступления материальный. Преступление окончено с момента уничтожения или повреждения военного имущества.

Субъект преступления специальный – военнослужащие по призыву или контракту, граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Для квалификации деяния не имеет значения мотив его совершения.

812

Глава 19. Преступления против военной службы

Утрата военного имущества (ст. 348 УК РФ)

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, регулирующие порядок сбережения вверенного оружия, боеприпасов или предметов военной техники, обеспечивающий возможность их использования в любой момент. Правила сбережения военного имущества регламентируются соответствующими уставами, инструкциями, руководствами, наставлениями и иными нормативными документами. Предметом рассматриваемого преступления являются оружие, боеприпасы, предметы военной техники.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил сбережения вверенных для служебного пользования предметов путем действия или бездействия. Обязательным признаком преступления является наступление последствия в виде утраты оружия, боеприпасов и предметов военной техники, т.е. их выхода из владения военнослужащего помимо его воли.

Под сбережением военного имущества понимается такое обращение с ним, которое обеспечивает его сохранность и готовность к пользованию.

Состав преступления по конструкции объективной стороны является материальным и считается оконченным с момента, когда предмет вышел из владения военнослужащего, которому он был вверен, и принятыми мерами установить над ним контроль не представилось возможным. Последующее обнаружение и возвращение предмета по принадлежности на квалификацию по ст. 348 УК РФ не влияет.

Наличие состава преступления предполагает также и наличие причинной связи между нарушением правил и утратой. Если же утрата произошла не вследствие нарушения правил, состав данного преступления отсутствует.

Субъект преступления специальный – военнослужащие, проходящие военную службу, либо граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения военных сборов, которым вверены для служебного пользования оружие, боеприпасы или предметы военной техники.

813

Уголовное право. Особенная часть

С субъективной стороны данное преступление совершается в неосторожной форме вины (легкомыслие или небрежность).

Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих

(ст. 349 УК РФ)

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, регулирующие порядок обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих. Предмет преступления – оружие, боеприпасы, радиоактивные, взрывчатые вещества и другие предметы, представляющие повышенную опасность.

К оружию относится табельное стрелковое, артиллерийское и ракетное оружие, находящееся на вооружении в Вооруженных Силах и других войсках РФ.

Боеприпасы – это боевые патроны, снаряды, гранаты и другие устройства, предназначенные для производства взрыва или выстрела.

Те же устройства не боевого, а вспомогательного назначения (например, холостые или учебные патроны) к предметам преступления не относятся. В то же время использование холостого патрона при нарушении правил обращения с оружием, если это повлекло последствия, предусмотренные рассматриваемым преступлением, образует состав данного преступления, но уже по признаку нарушения правил обращения с оружием, а не с боеприпасами.

Радиоактивные вещества – это вещества, обладающие способностью к самопроизвольному распаду и выделению вследствие этого электромагнитного или корпускулярного излучения, способного причинить вред живым организмам (уран, плутоний, радий, стронций и др.).

Взрывчатыми веществами называют вещества или смеси, которые под влиянием внешнего воздействия (удара, детонации, зажигания) способны к быстрым химическим превращениям, сопровождающимся разрушительными действиями. К ним

814

Глава 19. Преступления против военной службы

относятся порох, тротил, гремучая ртуть, динамит, нитроглицерин и др.

К иным веществам, представляющим повышенную опасность для окружающих, относятся отравляющие вещества, едкие вещества и др. Признаком повышенной опасности для окружающих тех или иных веществ и предметов является необходимость принятия при обращении с ними особых мер предосторожности. Не могут признаваться таковыми вещества и предметы, требующие обычных мер осторожности либо проявляющие опасные свойства лишь при создании определенных условий.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми и иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих. Обязательным признаком объективной стороны является наступление общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека, уничтожения военной техники либо иных тяжких последствий – причинения вреда здоровью нескольких лиц, крупного материального ущерба и иного вреда. Понятие иного тяжкого вреда является оценочным.

Состав преступления материальный, считается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий.

Нарушение правил обращения с оружием может выражаться и в нарушении правил хранения, транспортировки, использования или применения перечисленных в диспозиции статьи предметов. Деяние может быть совершено действием или бездействием.

Субъектом преступления являются военнослужащие, проходящие военную службу, либо граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения военных сборов, которым вверены для служебного пользования оружие, боеприпасы, радиоактивные материалы, взрывчатые или иные вещества и предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности в виде легкомыслия или небрежности.

815

Уголовное право. Особенная часть

Глава 20. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА

ИБЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

§1. Общая характеристика и виды преступлений против мира и безопасности человечества

УК РФ 1996 г. впервые в отечественной истории содержит самостоятельные Раздел (XII) и Главу (34) о преступлениях против мира и безопасности человечества (ст. ст. 353–361). Это обусловлено все большей интеграцией России в международное сообщество, развитием международно-правовых основ борьбы с такого рода посягательствами, повышением значимости соответствующих объектов уголовно-правовой и международно-правовой охраны. Некоторые сходные составы преступлений имелись и в УК РСФСР 1960 г. Это ст. 671 («Применение биологического оружия»), ст. 672 («Разработка, производство, приобретение, хранение, сбыт, транспортировка биологического оружия»), ст. 71 («Пропаганда войны»), ст. 267 («Насилие над населением в районе военных действий») и ст. 268 («Дурное обращение с военнопленными»).

Само название Раздела XII (Главы 34) УК и содержание представленных в них статей свидетельствуют о расширении предмета уголовно-правового регулирования по сравнению с определенным в Общей части Кодекса. В ч. 2 ст. 2 УК, в частности, сказано, что для осуществления его задач Кодекс «…определяет, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями», хотя среди задач Кодекса упомянуто и «обеспечение мира и безопасности человечества». Значимость мира и безопасности человечества как объектов уголовно-правовой охраны в период принятия УК РФ побудила некоторых ученых к довольно убедительной критике размещения Раздела XII в конце Особенной части Кодекса, что, по их мнению, поставило значимость интересов отдельного человека (Раздел XII – «Преступления против лич-

816

Глава 20. Преступления против мира и безопасности человечества

ности») выше обеспечения мира и безопасности человечества (Раздел XII). Противоположный подход демонстрирует, в частности, Уголовный кодекс Франции 1992 г., где Книга II «О преступлениях и проступках против человека» открывается Разделом I «О преступлениях против человечества».

Глава 34 УК при принятии Кодекса содержала восемь статей. Федеральным законом № 128-ФЗ от 5 мая 2014 г. в нее была включена ст. 3541 («Реабилитация нацизма»), а позднее Федеральный закон № 375-ФЗ от 6 июля 2016 г. (в ред. № 445-ФЗ от 29 декабря 2017 г.) дополнил еестатьей 361 – «Актмеждународноготерроризма».

Практически все из предусмотренных Главой 34 УК деяний (кроме ст. 354 («Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны») и упомянутой выше ст. 3541) относятся к так называемым «конвенционным» преступлениям, предусмотренным соответствующими международно-правовыми актами. На этом основании некоторые авторы относят все закрепленные в Главе 34 деяния (кроме ст. 3541 УК) к международным преступлениям. С такой позицией нельзя согласиться. В науке международного уголовного права все «конвенционные» деяния делят на две группы: международные преступления и преступления международного характера. К первым принадлежат наиболее опасные для мирового сообщества деяния, способные поставить под угрозу само существование человечества либо его значительных общностей. Начало формированию совокупности таких деликтов как уголовно наказуемых было положено Уставом Международного военного трибунала в Нюрнберге (1945 г.). Последующее развитие международноправовых основ борьбы с подобными преступлениями привело к закреплению в Уставе Международного уголовного суда (Римском статуте) преступления геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений и преступления агрессии. Указанные деяния, отраженные и в ранее принятых международных документах, составляют ныне «ядро» системы международных преступлений. Помимо указанных, к таким деяниям обычно относят экоцид (преступное воздействие на окружающую среду) и апартеид (госу- дарственно-признанную политику угнетения одних рас другими).

817

Уголовное право. Особенная часть

Все прочие «конвенционные» преступления, обладая все же сравнительно меньшей общественной опасностью, принадлежат не к международным преступлениям, а к преступлениям международного характера. Среди находящихся в Главе34 УК – этост. 259 («Наемничество»), ст. 360 («Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой») и ст. 361 («Акт международного терроризма»). Чтокасаетсяпреступлений, предусмотренныхст. 354 и 3541 УК, то они вовсе не относятся к «конвенционным» и тем более неявляютсямеждународными преступлениями.

Родовым (специальным) объектом предусмотренных Гла-

вой 34 преступлений, судя по ее названию, является мир и безопасность человечества. Вместе с тем каждое из этих преступлений посягает на тот или иной непосредственный объект – определенный элемент мира и безопасности человечества. Наконец, отдельные из этих преступлений (например, акт международного терроризма) имеют дополнительный непосредственный объект (в данном случае – жизнь человека).

Субъект преступлений, предусмотренных Главой 34 УК, может быть как общим, так и специальным. Безусловно, значительная часть рассматриваемых составов преступлений сконструирована в расчете на экстерриториальное применение и на применение к субъектам – иностранным гражданам, в том числе облеченным политической либо военной властью (например, ст. 353 – «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны», ст. 361 – «Акт международного терроризма»). Принципиальная возможность такого правоприменения предусмотрена ст. 12 УК РФ – «Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне Российской Федерации».

В зависимости от характера (содержания) преимущественного непосредственного объекта уголовно-правовой охраны рассматриваемые уголовно наказуемые деяния можно классифицировать на следующие группы:

преступления против международного мира;

военные преступления;

преступления против безопасности человечества.

818

Глава 20. Преступления против мира и безопасности человечества

Наконец, следует иметь в виду, что согласно ч. 5 ст. 78 и ч. 4 ст. 83 УК РФ, основанных на общепризнанных международных актах, к лицам, осужденным, в частности, за преступления, рассмотренные ст. 353, 356–358 и 361 УК РФ, а также осужденным за совершение сопряженного с террористической деятельностью преступления, предусмотренного ст. 360 УК, не применяются сроки давности освобождения от уголовной ответственности и освобождения от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

§ 2. Преступления против международного мира

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК РФ)

Начиная со ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала, планирование подготовка и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений относятся к международным преступлениям, посягающим на мир и безопасность человечества. В этом же документе впервые закреплялся принцип индивидуальной уголовной ответственности за совершениелюбого акта агрессии. В данном случае, когда в агрессии задействовано военно-политическое руководство той или иной страны, персонифицировать ответственность, как показал опыт Нюрнберга, весьма непросто.

Впервые конкретный современный перечень деяний, считающихся проявлениями агрессии или агрессивной войны, был приведен в «Определении агрессии», принятом Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г. Однако в силу того, что само по себе это понятие чрезвычайно политизировано, преступление агрессии в силу его недостаточной определенности не вошло в перечень международных преступлений, находящихся в юрисдикции Международного уголовного суда в момент принятия Римского статута в 1998 г. Статья 5 Статута оставила решение данного вопроса на будущее. Впоследствии в 2010 г. в Римский статут был внесен ряд дополнений и поправок, среди которых – ст. 8-бис «Преступление

819

Уголовное право. Особенная часть

агрессии». Последнее включает в себя планирование, подготовку, инициирование или осуществление лицом, которое в состоянии фактически осуществлять руководство или контроль за политическими и военными силами государства, акта агрессии. Это означает «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН, независимо от объявления войны».

Данная статья содержит восемь пунктов, где раскрываются конкретные действия, квалифицируемые как агрессия. В их числе – вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства; бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства; блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства, применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения и др.

В российском уголовном законодательстве используется термин не «агрессия», а «агрессивная война» (ст. 353–354 УК РФ). Едва ли можно согласиться с существующим мнением, что эти термины тождественны. К примеру, среди проявлений агрессии в ст. 8-бис Римского статута указано любое продолжение пребывания войск одного государства на территории другого государства по прекращении действия соглашения о таком пребывании. Понятно, что такое пребывание вовсе не предполагает обязательного ведения войны. Следовательно, закрепленный в международных актах термин «агрессия» – более общий по отношению к понятию «агрессивная война», отраженному в ст. 353 УК РФ.

УК Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны, наказываемое по ч. 1 ст. 353 УК лишением свободы от семи допятнадцати лет и поч. 2 ст. 353 – додвадцати лет.

820