Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Язычество древних славян

..pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
20.11.2023
Размер:
26.92 Mб
Скачать

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. РУССКИЕ ВЫШИВКИ И МИФОЛОГИЯ

491

РОЖАНИЦЫ МАТЬ И ДОЧЬ

Все в целом предстает перед нами в таком виде: на земле, под незамк­ нутой «небесной крышей», стоит огромный столбообразный идол, изобра­ жающий женщину в рогатом головном уборе; руки опущены вниз, как у тех изображений, которые я связал с Макошью. По сторонам идола стоят два всадника со знаками плодородия под брюхом каждого коня; руки у всадников тоже опущены. Значительность идола подчеркнута тем, что он в три раза превышает рост коня. Пространство внутри небесного свода за­ полнено. как уже сказано, звездами, крестиками, а в некоторых случаях и птицами 42.

Сейчас мы рассмотрели вышитое изображение Макоши, взятое само но себе, извлеченное из очень сложной пятичленной композиции, понять ко­ торую в целом мы сможем только после возвращения к теме рожаниц в но­ вом аспекте. — рожаниц внутри построек.

4- Ь'аг1 гиз^ие еп Кизз1е,

81; Маслова Г. С. Орнамент..., с. 108, рис. 52.

492 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ИСТОКИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

4. РОЖАНИЦЫ ВНУТРИ И ОКОЛО ПОСТРОЕК.

Рожаницы в их классической позе рожающей женщины встречаются не только в виде отдельного символа, но и в сочетании с постройками двух типов. Одни из построек — простые домики с двускатной кровлей — мо­ гут быть приравнены к обычным избам, а другие очень определенно обоз­ начены вышивальщицами как церкви со многими главками-луковицами, увенчанными крестами.

Образ рожаниц на протяжении веков неизбежно деградировал, и от величественных Небесных Хозяек, частично заслоненных впоследствии Родом, но сохранявших еще свое могущество, он снижался порой до уровня богинь деторождения. Об этом свидетельствует ряд вышивок на кроватных подзорах, полотенцах и на подолах женских рубах. Такова уже упомяну­ тая выше калужская вышивка: в доме, украшенном шестами с головами аистов, находится рожающая женщина. Изображение очень упрощено и отличается от сложного и перегруженного деталями символа богини-ро­ жаницы («женщины-вазона»). Его можно толковать как изображение про­ стой рожающей женщины в избе. Вне избы вышиты конь, птицы и квадрат­ ный знак плодородия. Полотенце с подобной вышивкой могло предназна­ чаться для подарка роженице или повивальной бабке.

На подоле рубахи (из Тотемского у.) вышит целый порядок изб, внутри которых вышиты рожающие женщины в виде лягушек 43.

По сторонам каждой роженицы под решетчатыми окнами стоят две женщины. Между избами изображено нечто вроде крытых дворов с пету­ хами. Все это выглядит очень жизненно и естественно. Но если вниматель­ нее вглядеться в вышивку, то над рядом изб и дворов с их обитателями можно увидеть еще один, на этот раз сверхъестественный ряд: в простран стве между крышами изб, над дворами, мы видим символы рожаниц. На первый взгляд они производят впечатление огромных цветков, но в слож­ ной и сильно видоизмененной композиции можно разглядеть и харак­ терные изломы ног, и раскинутые руки-«цветы», и даже две груди, примы­ кающие к центральному стержню. Эти два разных ряда изображений — натуралистический и магический — помогают нам осмыслить наиболее поздний этап представлений о рожаницах как о богинях с ограниченной функцией покровительниц рожениц и деторождения (см. рис. на с. 499).

Существует еще один вид вышивок, в которых самая поздняя модифи­ кация теремков сочетается с самым архаичным образом рожаницы. Очень близки друг к другу два свадебных полотенца из бывш. Вологодской губ. 44 Возьмем за основу полотенце из с. Ботихи (см. рис. на с. 500, 501).

Центром композиции является изображение церкви как бы в разрезе («прозрачный домик»), напоминающее фронтисписы средневековых руко­ писей. Довольно затейливая крыша увенчана тремя луковичными главами

43Маслова Г. С. Орнамент..., рис. 75. «Антропоморфные существа в позе лягушки...

были связаны с магией плодородия... представляя позу родящих женщин». «Приме­ чательно, что эти мотивы отмечены на женской одежде, простыне п полотенцах (игравших большую роль в свадебной и родильной обрядности)» (с. 160).

44Маслова Г. С. Орнамент..., рис. 16, а на с. 59, табл. XXXVII.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. РУССКИЕ ВЫШИВКИ И МИФОЛОГИЯ

493

Р Ж I У

КАПИЩА МАКОШИ

494 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ИСТОКИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

скрестами и птицами; на боковых, пониженных частях церкви (приделах) вышиты еще две главки, тоже с крестами и птицами. Над боковыми глав­ ками — нечто вроде женской фигуры с птицей вместо головы и опущенны­ ми вниз руками. Во внутреннем пространстве церкви, на фоне какой-то

завесы (?) с птицами изображена

стилизованная рожаница с выменем

на животе. По сторонам рожаницы

стоят две женщины в кокошниках,

с опущенными вниз руками.

 

Вне церкви, по сторонам ее, как бы на воздухе над женскими фигура­

ми, стоящими на земле, вышиты еще две точно такие же рожаницы, но с ветками (или парой рогов?) в руках. Над этими боковыми рожаницами вышиты церковные кровли с тремя главами как бы с той целью, чтобы по­ казать сакральность и этих фигур. Внизу, на уровне церковного пола, по углам полотенца вышиты две женские фигуры, тоже в кокошниках и с опу­ щенными руками. Около одной из них — сильно упрощенная фигурка девочки. На другом сходном полотенце детские фигурки вышиты около каждой женщины. У всех женщин внизу изображен символ плодородия в виде ростка растения или в виде «ромба с крючками». Во всех ярусах ком­ позиции вышито около трех десятков птиц.

Разгадку композиции с рожаницами и церквами следует искать в тех источниках, которые рассказывают нам о слиянии языческого с христиан­ ским, о «второй рожаничной трапезе», непосредственно следовавшей за церковным праздником рождества богородицы 8 сентября, после обмолота урожая. Центральное изображение пятиглавой церкви с распластанной рожаницей на главном месте, очевидно, должно соответствовать или празд­ нику рождества богородицы (тогда центральная рожаница — Анна, мать Марии), или же второму празднику рожениц 26 декабря, на второй день рождества христова; тогда рожаница соотносится с самойМарией-богороди- цей. Я уже ссылался на свидетельство Н. М. Гальковского о том, что су­ ществовали иконы, изображающие богородицу «в муках рождения». Пре­ дельный натурализм, очевидно, не пугал русских полуязычников, и арха­ ичный языческий сюжет уживался на свадебном полотенце рядом со ста­ рательно вышитым изображением православной церкви с крестами.

Культ рожаниц, как мы видели, был в известной мере принят духо­ венством, которое освящало рожаничную трапезу тропарем рождества богородицы и позволяло приносить «желю Роду и рожаницам» в день «полога богородицы» (26 декабря) в христианский храм. «В Малороссии,— пишет Гальковский,— до сих пор народ в этот день (26 декабря) прино­ сит в храм хлеб, пироги и пр. Все приношение, по отправлении над ним краткой общей панихиды, обращается в доход причту»45. Вот это-то слияние языческого с христианским, рожаниц с богородицей и отразилось на вышивках, изображающих рожаницу в центре православного храма. Надо думать, что центральная, основная рожаница — это богородица Мария, рождающая Иисуса. Труднее определить истинное содержание двух боковых рожаниц, находящихся вне храма. Если исходить из хри-

45 Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. I, с. 168.

49В ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ИСТОКИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

стианской мифологии, то это могут быть Анна, мать Марии, и Елизавета, мать Иоанна Предтечи. Только рождение детей этими двумя женщинами и отмечалось (кроме рождения Иисуса богородицей) христианской цер­ ковью «в числе». Но следует сказать, что эти две матери не особенно почи­ тались церковью; храмов, построенных в их честь, очень мало, и они не идут ни в какое сравнение с богородичными. Возможно и другое объяс­ нение: две рожаницы, помещенные на вышивке в воздушном ярусе вне церкви, могут являться отражением архаичных представлений о двух не­ бесных рожаницах-лосихах. Церковные кровли над ними (без контуров самого здания) могут быть не обозначением их христианской сущности, а просто знаком священности, не обязательно христианской.

Именно в таком толковании нас укрепляет анализ другой вышивки почти с тождественной композицией 46.

По своему общему построению эта вышивка очень близка к тем, кото­ рые только что разобраны, но есть существенные различия в составных частях. Так, вместо распластанных рожаниц в церкви и вне ее (на тех же местах, где были рожаницы) вышиты двуглавые орлы. Это прочно закреп­ ляет за гербовыми орлами значение последнего, наиболее позднего, звена эволюции образа рожаниц в вышивке. Вместо церковных главок над бо­ ковыми рожаницами-орлами помещены ладьи с высокими мачтами. Это один из самых поздних сюжетов в севернорусской вышивке, переходящий

ив кружево, где он соседствует с павильонами-беседками, дамами и кава­ лерами в париках. Однако несмотря на трансформацию рожаниц в орлов

ипоявление корабликов, вышивальщицы не забыли древних рожаниц вов­

се: на уровне глав и крестов центральной церковной постройки, т. е. в небесном ярусе, вышиты две женские фигуры, с большими ветвистыми рогами\ Еще выше них, у верхней части церковного креста, помещены две крохотные фигурки рожаниц в распластанном виде, с птицами в ру­ ках. Сверх того в разных ярусах вышиты шесть женских фигур (из них две с птицами); внутри церкви — пять таких фигур. Тема рожаниц, вы­ зывавшая резкие нападки духовенства (что могло усугубляться непристой­ ностью сюжета и манеры изображения), здесь почти завуалирована: круп­ ные фигуры рожаниц в центре церкви и по сторонам ее заменены вполне благопристойными казенными орлами, пара рогатых женщин-рожаниц затеряна между корабельными снастями и декором церковных крестов, а неприличные рожаницы вышиты на самом краю всего узора настолько незаметно малыми, что их трудно разглядеть. Язычество укрылось, но не забылось.

5. МАКОШЬ и РОЖАНИЦЫ. То, что едва намечается при анализе пись­ менных источников,— взаимоотношения между Макошью и рожаницами— четко и ясно вырисовывается при рассмотрении вышивок. Если предло­ женная мною расшифровка отдельных элементов вышивок может быть при­ нята, то мы вправе приступить к рассмотрению большой композиции, со­ стоящей из пяти частей, в сумме своей дающих интересную систему веро-

46 Б'аг1 гизНдие еп Киз81е, Бд. 79. Бывш. П ет е р б у р гс к а я г у б .

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. РУССКИЕ ВЫШИВКИ И МИФОЛОГИЯ

497

О О О о о О О О О О О ^

РОЖАНИЦЫ ВНУТРИ ПОСТРОЕК

ваний. Примером может служить вышивка на подзоре из Олонецкой губ., давно опубликованная, но ни разу не бывшая предметом специального рассмотрения 47.

Широкое пространство подзора давало возможность развернуть ком­ позицию с полной свободой, без тех ограничений, которые ставила перед вышивальщицами узкая полоса холщового полотенца.

Центром композиции является уже известный нам огромный идол Макоши со стоящими рядом с ним маленькими всадниками. И всадники и идол даны как бы на фоне звездного неба с обозначенным по сторонам не­ бесным сводом. По сторонам Макоши вышиты постройки церковного типа, подобные только что рассмотренным, с небольшими главками и крестика­ ми. В центре храма, во весь квадрат внутреннего пространства, вышит дву­ главый орел с рогатой человеческой головой между орлиными, в чем про­ явилась память о языческом прототипе «орла» — рожанице. Головы орлов воспринимаются как руки рожаницы.

Особый интерес представляет декоративное обрамление «храма рожа­ ницы»; перпендикулярно вертикальным стенам постройки, как бы выра­ стающими из стен,. изображены (снизу вверх): оленья голова с рогами, выше — сложная фигура, напоминающая рожаницу, а на самом верху — распластанная рожаница с раскинутыми ногами, двумя грудями и неясно показанными руками. На углах постройки (там, где в других случаях ста­ вились фигуры женщин) стоят неясные фигуры с двумя парами рогов-ело­ чек. На самом верху, над постройкой, вышиты две сильно стилизованные рожаницы-«лягушки».

Третьим по счету от Макоши элементом композиции является огромное, во всю высоту подзора, изображение рожаницы, испытавшее на себе неко­ торое воздействие образа двуглавого орла. Все здесь стилизовано и гипер­ трофировано, но видны наверху небольшая голова, квадратный живот, руки, в которых находятся оленьцы, и замысловато выполненные ноги, ши­ роко раскинутые в стороны. Около головы и рук, как и во всей верхней части подзора, помещены звезды-солнца, обозначающие принадлежность к небесному ярусу.

а Ь’аг1 гивИдие еп В11551е, й§. 81.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ИСТОКИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

На земле, ниже гигантской небесной рожаницы, стоят две небольшие женские фигурки, в три раза меньшие, чем рожаница; одна из них с пти­ цей в руке.

Мы рассмотрели порознь отдельные элементы большой композиции под­ зора: 1. Идол Макоши с<) всадниками. 2. Капище рожаницы. 3. Изображе­ ние небесной рожаницы. Первенство среди них несомненно принадлежит идолу Макоши. Он велик, монументален; его значение подчеркнуто нали­ чием всадников и небесного свода. Он — центр такой композицйи, которая очень важна для нас. По сторонам — полуцерковные постройки (может быть, вроде придорожных часовенок Параскевы Пятницы), декориро­ ванные изображениями рожаниц, а на краях этой широкой картины— об­ раз небесной рожаницы.

Олонецкий подзор очень определенно ставит культ Макоши на главное . место; это выражено всем построением композиции, четкостью и единич­ ностью идола Богини Хорошей Судьбы.

Рожаниц много; они и в двух храмах, и на стенах храмов, и на двух краях композиции. Макошь одна 48. Это соответствует и всем упоминаниям одной Макоши и рожаниц в письменных источниках, и включению Мако­ ши в киевский пантеон 980 г., и наличию Макоши с рогом изобилия на главной грани Збручского Святовита-Рода.

Соподчинение рожаниц Макоши документируется не только этим оло­ нецким подзором, но й целым рядом других вышивок, теремки которых, вне общего вида всей композиции, мы уже рассмотрели выше. Во всех случаях рядом с теремком-капищем находятся изображения распластан­ ных рожаниц то в виде «лягушки»-дерева, то двуглавого орла с птичкой между шеями орлов, то над крышей капища в виде сильно видоизменен­ ной длиннорукой рожаницы 49.

Если исходить из того, что вышивки в какой-то мере отражали как ре­ лигиозные представления языческой поры, так и их реальное воплощение, то следует сказать, что культ Макоши знал идолов в храмах (без призна­ ков христианской часовни или церкви), а также огромных идолов, стояв­ ших под открытым небом.

Рожаницы соподчинены Макоши, они изображались вне ее храмов, обрамляя храм с боков и сверху. Двойственное количество рожаниц соб­ людалось почти во всех вышивках. Даже там, где рожаниц было много, они всегда изображались парами; одна пара от другой отличалась своим рисунком. Схематичные рисунки (почти идеограммы) рожаниц нередко изображались в верхнем, небесном ярусе вышивок вместе с птицами, что подчеркивало их небесную сущность. Наличие подобных архаизмов от­ части объясняется тем, что вышивки нередко сохранялись в крестьянском

быту значительное

время, переходя по наследству к

внучкам и

пра-

48

В сего в ком п ози ц и и

12 и зо б р а ж ен и й р о ж а н и ц , но

это н и ск ол ьк о

не противоречит

 

у стан ов л ен н ой выше

пар н ости эти х боги н ь . З д е сь

пара бол ьш и х

р ож ан и ц

вне по­

 

стр оек , пара р ож ан иц -«ор л ов» внутр и д в у х храм ов и по п ар е к а ж д о го вида м елких

 

р о ж а н и ц

на

стен ах

храм ов .

 

 

 

 

48

М а с л о в а

Г .

С . О р н а м ен т ..., ри с. 4 3 , а , 57, в; Б о г у с л а в с к а я И .

Я . Р у сск а я вы ш ивка,

 

р и с. 13 .

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. РУССКИЕ ВЫШИВКИ И МИФОЛОГИЯ

499

Р О Ж А Н И Ц Ы В Н У Т Р И П О С Т Р О Е К

внучкам. Олонецкий подзор с идолом Макоши исследователи датируют концом XVIII в. 50

Стремительное исчезновение древних языческих представлений нача­ лось с середины XIX в. Этнографы второй половины столетия фиксиро­ вали остатки старины, сохранявшейся уже не во всей своей полноте. Вышивки же XVIII — начала XIX в. смыкаются с самыми поздними письменными свидетельствами о рожаницах («худые номоканунцы»), являясь синхронными им. Поэтому к сюжетам вышивок мы можем отнес­ тись с доверием. Намечаются (умозрительно, к сожалению) два этапа в их эволюции. На более раннем этапе еще существуют капища и идолы Макоши, что соответствует вопросу «номоканунцев»: «не ходила ли еси к Мокоши?», и хорошо представлены рожаницы. На следующем, более позднем этапе, приблизительно соответствующем пореформенной России, храмы и идолы Макоши исчезают (как почти исчезает имя Макоши в фольклоре), но рожаницы остаются. Однако в отображении в вышивке представлений о рожаницах происходят изменения: нередко распластан­ ная непристойная рожаница заменяется орлом, сохраняя свое традицион-

®° Г . С. М аслова пиш ет: «Н е и ск л ю ч ен о, что и зо б р а ж ен и я в р у сск о й вы ш ивке X V I I I — X I X в в ., сти листически дал ек и е от наск ал ьн ы х р и су н к о в (р о д я щ и х ж ен щ и н ), являю тся все ж е отзв ук ам и др ев н и х п р едстав л ен и й , сущ н ость к отор ы х бы ла забы та,

но, в озм ож н о, с о х р а н я л о сь ещ е и х зн ач ен и е б л агоп ож ел ан и й » ( М а с л о в а Г .

С. О р­

н а м ен т ..., с . 160; см . так ж е с. 12 0 ). И ссл едов ател ьн и ц а н ап и сал а эти стр ок и

только

по п о в о д у «лягуш ек», но мы теп ер ь м ож ем добав и ть сю да и все д р у г и е виды рож аниц («дер ево -ж ен щ и н а», «ж ен щ и н а -в азон » и т. п .).

500

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ИСТОКИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

Т Р И Р О Ж А Н И Ц Ы В Ц Е Р К О В Н Ы Х П О С Т Р О Й К А Х ( в ы ш и в к а и з е . Б о т и х и )

ное место в композиции; появляются теремки-церквушки с главами и кре­ стами, внутри которых изображается одна рожаница (или орел), что сви­ детельствует о слиянии культа рожаниц с культом богородицы, слиянии, начавшемся еще в XIV в. Изображения рожаниц в уменьшенном и упро­ щенном виде стали элементом заклинательного орнамента, рожаницы утратили свой натуралистический характер и, может быть, даже самими вышивальщицами расценивались как неясный, но благожелательный символ.

6. ДАЖЬБОГ (?). Мужские фигуры в севернорусской вышивке обычно являются второстепенными, не занимающими центрального положения. Тем интереснее для нас редкостное изображение всадника во всю высоту орнаментируемой части полотенца из бывш. Пудожского у. Олонецкой губ. 61 Полотенце попало в коллекцию В. Н. Харузиной уже в 1887 г., а по манере изображения «небесного свода» оно близко к тем подзорам XVIII — начала XIX в., на которых вышивался идол Макоши. Ранняя дата вышивки существенна для нас, так как увеличивает вероятность сох­ ранности древних языческих сюжетов.

51 Маслова Г. С . О р н а м ен т ..., р и с. 6 4 , в. О пи сан и е см . на с . 120.