- •Федеральное агентство по образованию
- •Анализ управления оборотным капиталом
- •Анализ производственно-коммерческого цикла (пкц)
- •Прогнозирование потребности в оборотном капитале
- •Сила воздействия (рычаг) оборотного капитала
- •Анализ компонентов оборотного капитала
- •Контрольные вопросы
- •Контрольное задание 1
- •Контрольное задание 2
- •Контрольное задание 3
- •Управление дебиторской задолженностью
- •Управление денежными средствами
- •Модели управления денежными средствами
- •Модель управления запасами
- •Контрольные вопросы
- •Анализ стоимости (цены) капитала
- •Стоимость собственного капитала
- •Контрольные вопросы
- •Контрольное задание 1
- •Контрольное задание 2
- •Контрольное задание 3
- •Контрольное задание 4
- •Анализ привлекательности инвестиций в капитальные активы
- •Контрольные вопросы
- •Контрольное задание 1
- •Операционный анализ для неприбыльных организаций
- •АнализCvp с нелинейными зависимостями
- •Использование релевантной информации для принятия управленческих решений
- •Контрольные вопросы
- •Список литературы
- •Содержание
Операционный анализ для неприбыльных организаций
Анализ взаимосвязи затрат, объема и дохода (revenue) помогает опекунам и администраторам понять возможные экономические последствия своих решений.
Предположим, плата за студента увеличилась, а издержки не изменились. Следовательно, доходы возрастут.
Подобная модель полезна при ходатайстве по поводу ежегодных благотворительных взносов, так как показывает, как ведет себя часть переменных доходов и издержек в зависимости от числа студентов или программ.
Пример:
Предположим, что служба занятости имеет бюджетные ассигнования на текущий год в размере 900 тыс. р. В среднем эта служба добавляет гражданину 5 тыс. р. ежегодно. Постоянные издержки составляют 270 тыс. р. Других издержек нет. Руководитель хочет знать, сколько людей можно обслужить в текущем году.
Пусть Х – количество человек
Доход – Переменные И – Постоянные И = 0
900 000 – 5 000 Х – 270 000 = 0
-
Х =
900 000 – 270 000
= 126 чел.
5 000
Предположим, руководитель обеспокоен грядущим сокращением бюджета на 15 %. Сколько людей в этом случае можно будет обслужить?
900 000 0,85 – 5 000Х – 270 000 = 0 ;
Х = 99 чел.
15 %-е сокращение бюджета приведет к сокращению обслуживания на 21,4 %:
(126 – 99) / 126 100 % = 21,4 %.
Руководитель имеет две альтернативы приспособления к изменившимся условиям:
сократить число обслуживаемых людей;
изменить переменные или постоянные издержки.
АнализCvp с нелинейными зависимостями
Предположим, что мы получили следующие зависимости:
Чистая выручка = 10 000Х – Х2;
Переменные издержки (общие) = 5 000Х + 2Х2;
Постоянные издержки = 200 000 .
Тогда общие издержки = 200 000 + 5 000Х + 2Х2,
где Х – количество произведенного и проданного товара.
Прибыль = 10 000Х – Х2– 200 000 – 5 000Х – 2Х2 .
Чтобы найти точку безубыточности, прибыль приравниваем к нулю.
- 3Х2+ 5 000Х – 200 000 = 0 . Получили два значения:
Х1= 41 и Х2= 1626 .
Отсюда следует, что прибыль будет положительной в диапазоне от 41 до 1626 единиц. За его пределами бизнес будет убыточным.
Найдем точку, где прибыль будет максимальной.
-
d Прибыль
= 5 000 – 6Х = 0 , Х = 833 ед.
dx
d2 Прибыль
= - 6.
dx
Прибыль максимизируется только в одной точке с количеством 833 ед., так как вторая производная отрицательная.
Использование релевантной информации для принятия управленческих решений
Релевантная(уместная в данной ситуации и в данное время)информация– это предполагаемые будущие данные, которые различаются в альтернативных направлениях действий. Процесс сравнения альтернатив имеет два шага:
выявление (идентификация) информации, полезной для принятия решения;
анализ информации.
Приведем пример,в котором предприятие решает вопрос, принять специальный заказ со стороны или отказаться от него.
Изготовитель автозапчастей обычно продает фильтры по 32 руб. Фирма по заказу почтой предложила 350 тыс. руб. за 20 000 фильтров (т.е. по 17,5 руб./шт.). Эта продажа не изменит постоянных затрат предприятия и не потребует добавочных переменных коммерческих и управленческих расходов. Должно ли предприятие принять спецзаказ, если производственная себестоимость составляет 20 руб. за фильтр?
Таблица А. Отчет о прибылях и убытках на 31.12.2001 г.
|
1) Функциональный метод |
|
2) Метод вклада | ||
|
Чистая выручка |
8000 |
|
Чистая выручка |
8000 |
|
Себестоимость реализации |
5000 |
|
Переменные затраты: |
|
|
Валовая прибыль |
3000 |
|
производства; |
3000 |
|
Коммерч., управленческие расходы |
2000 |
|
коммерч., управленческие |
750 |
|
Операционная прибыль |
1000 |
|
Валовая маржа |
4250 |
|
|
|
|
Постоянные расходы: |
|
|
|
|
|
производства |
2000 |
|
|
|
|
коммерч., управленческие |
1250 |
|
|
|
|
Операционная прибыль |
1000 |
|
|
|
|
|
|
Количество продаж до принятия спецзаказа 250 000 ед. (5000 тыс руб. : 20 руб);
300 тыс. руб : 250 000 ед = 12 руб – переменные издержки производства.
Проведем корректный анализ на основе маржинального подхода. После продажи спецзаказа чистая выручка вырастет на 350 тыс. руб., а добавочные затраты будут только переменными в сумме 2400 тыс. руб..
Инкрементальный (добавочный) анализ:
|
Ожидаемый рост чистой выручки от продажи 20 000 ед. по 17,5 руб. |
350 |
|
Ожидаемый рост переменных издержек (12 руб.20 000 ед.) |
240 |
|
Ожидаемый рост операционной прибыли |
110 |
Принятие выполнения спецзаказа приведет к увеличению прибыли на 110 тыс руб.
Полный анализ:
Таблица Б. Отчет о прибылях и убытках на 31.12.2001 г.
|
Показатели |
Без спец. заказа 250 000 ед. |
Со спец. заказом 270 000 ед. |
Спец. заказ 20 000 | |
|
Тыс. руб. |
Руб. на ед. | |||
|
Чистая выручка |
8000 |
8350 |
350 |
17,5 |
|
Переменные издержки: |
|
|
|
|
|
производства; |
3000 |
3240 |
240 |
12 |
|
комм., управленческие |
750 |
750 |
- |
- |
|
Итого переменные издержки |
3750 |
3990 |
240 |
12 |
|
Валовая маржа |
4250 |
4360 |
110 |
5,5 |
|
Постоянные издержки: |
|
|
|
|
|
производства; |
2000 |
2000 |
- |
- |
|
комм., управленческие |
1250 |
1250 |
- |
- |
|
Итого постоянные издержки |
3250 |
3250 |
- |
- |
|
Операционная прибыль |
1000 |
1110 |
110 |
5,5 |
Анализируя таблицы А и Б, делаем вывод, что инкрементальный анализ, обобщая различия, показывает, на сколько изменится операционная прибыль. Полный анализ дополнительно показывает, каковы будут чистая выручка, издержки и прибыль при альтернативных курсах действий. Для ответа на вопрос о спецзаказе можно использовать любой метод.
Некорректный анализ:игнорирование характера постоянных затрат.
Он проводится на основе функционального (традиционного) формата отчета о прибылях и убытках.
|
Производственные издержки |
5000 тыс. руб. |
|
Количество единиц |
250 000 ед. |
|
Производственная себестоимость единицы (500тыс. руб. : 250 000 ед.) |
20 руб. |
|
Ожидаемый рост чистой выручки от продажи фильтров (17,5 руб. 200 000 ед.) |
350 тыс. руб. |
|
Производственные затраты (20 руб. 20 000 ед.) |
400 тыс. руб |
|
Ожидаемое изменение операционной прибыли |
(50) тыс. руб. |
Игнорирование поведения издержек вводит в заблуждение менеджера, показывая убыток 50 тыс. руб. в случае принятия спецзаказа.
Анализируя ситуацию, мы рассматривали кратковременные цели максимизации прибыли. Каждое решение должно учитывать и долговременные факторы: как отреагируют на эту продажу постоянные клиенты, приобретающие фильтры по 32 р.; как отреагируют конкуренты, не воспримут ли это как начало ценовой войны. Руководитель коммерческой службы, все хорошо обдумав, может отказаться от спецзаказа в защиту долговременной маркетинговой стратегии. Такой отказ будет подобен инвестициям в размере 110 тыс. руб. в будущее развитие предприятия.
