- •Федеральное агентство по образованию
- •Анализ управления оборотным капиталом
- •Анализ производственно-коммерческого цикла (пкц)
- •Прогнозирование потребности в оборотном капитале
- •Сила воздействия (рычаг) оборотного капитала
- •Анализ компонентов оборотного капитала
- •Контрольные вопросы
- •Контрольное задание 1
- •Контрольное задание 2
- •Контрольное задание 3
- •Управление дебиторской задолженностью
- •Управление денежными средствами
- •Модели управления денежными средствами
- •Модель управления запасами
- •Контрольные вопросы
- •Анализ стоимости (цены) капитала
- •Стоимость собственного капитала
- •Контрольные вопросы
- •Контрольное задание 1
- •Контрольное задание 2
- •Контрольное задание 3
- •Контрольное задание 4
- •Анализ привлекательности инвестиций в капитальные активы
- •Контрольные вопросы
- •Контрольное задание 1
- •Операционный анализ для неприбыльных организаций
- •АнализCvp с нелинейными зависимостями
- •Использование релевантной информации для принятия управленческих решений
- •Контрольные вопросы
- •Список литературы
- •Содержание
Контрольные вопросы
Перечислите и поясните этапы разработки инвестиционной стратегии.
Какие модели оценки привлекательности инвестиционных проектов Вы знаете?
Поясните, как работает модель периода окупаемости. Ее достоинства и недостатки.
Поясните, как работает модель учетной ставки рентабельности? Ее плюсы и минусы.
Какие модели работают с дисконтированными потоками денежных средств?
Какую пользу оказывает модель чистой текущей стоимости? На каких рассуждениях она построена?
Как работает модель внутренней ставки рентабельности? Ее плюсы и минусы.
Можно ли складывать NPV, вычисленную по нескольким инвестиционным проектам капитального бюджета фирмы? А IRR?
Когда применяется модель индекса прибыльности?
Контрольное задание 1
Инвестиции в сумме 600 млн р. обещают в течение 8 лет ежегодные поступления в размере 150 млн р.
Требуется.Определите период окупаемости.
Контрольное задание 2
Инвестиции в сумме 600 млн р. обещают ежегодные притоки денежных средств, распределяемые по годам экономической жизни проекта следующим образом: 1-йгод – 50 млн р., 2-йгод – 100 млн р., 3-й год – 200 млн р., 4-йгод – 250 млн р., с 5-гопо 8-йгод – по 150 млн р.
Требуется.Определите период окупаемости.
Контрольное задание 3
Требуется. Вычислите учетную ставку рентабельности. Стоит ли реализовывать проект инвестиций контрольного задания 1, если остаточная стоимость равна 100 млн р., а требуемая фирмой норма прибыли 40 %.
Контрольное задание 4
Требуется.Определите чистую текущую стоимость проекта, если средневзвешенная стоимость капитала фирмы составляет 25 %. Используйте исходные данные контрольного задания 2. Оцените привлекательность проекта.
Контрольное задание 2
Требуется.Вычислите внутреннюю ставку рентабельности для проекта инвестиций контрольного задания 2. Требуемая ставка дисконта 25 %. Оцените привлекательность проекта.
Управление прибылью в системе “издержки-объем-прибыль”
Модель, учитывающая функции издержек:
Прибыль = Количество (Цена – Себестоимость)
Отечественная модель не учитывает зависимости между количеством и себестоимостью, поэтому иногда ориентирует на принятие неверных управленческих решений.
Модель, учитывающая поведение издержек:
|
Прибыль = |
Чистая выручка |
|
Коэффициент Валовой маржи |
– |
Постоянные издержки |
. |
Маржинальный подход основан на классификации издержек по поведению, то есть требует деления их на постоянные и переменные.
Управление прибылью акцентирует внимание на построении системы управления издержками. Эти издержки можно классифицировать различным образом:
По роли в системе управления:
производственные;
непроизводственные (общефирменные).
По степени прослеживаемости:
прямые;
непрямые (косвенные).
По времени дебетования поступлений от реализации:
продуктовые;
периодические.
По отношению к динамике объема продаж:
переменные;
постоянные;
смешанные.
По степени усреднения:
полные;
средняя (удельная) себестоимость: полная или ограниченная.
По значимости для планирования, контроля и принятия решений:
регулируемые и нерегулируемые;
контролируемые и неконтролируемые;
нормативные;
добавочные (приростные или инкрементальные) и понижающие (декрементальные), т.е. различающиеся (дифференциальные) по альтернативам;
прошлого периода (иррелевантные), т.е. не относящиеся к принятию управленческого решения в настоящий момент;
будущего периода (значимые, релевантные), т.е. относящиеся к принятию управленческого решения в настоящий момент;
вмененные (издержки упущенных возможностей, альтернативные).
Маржинальный подход реализуется в процессе операционного (производственного) анализа “Издержки – Объем – Прибыль”(Cost – Volume – Profit, CVP). Он исследует зависимости между:
ценой единицы продукта;
переменными издержками на единицу;
общими постоянными издержками;
количеством продаж;
продуктовой смесью (микс-продукт).
Для простоты планирования на проведение этого анализа накладываются определенные ограничения [5]:
смешанные издержки правильно разделены на переменные и постоянные компоненты;
продажная цена, переменные издержки на единицу и общие постоянные издержки неизменны в течение релевантных периода времени и объема продаж;
количество продаж является единственным формирователем издержек;
зависимость CVPнаблюдается в широком диапазоне продаж;
анализ микс-продукта проводится при сохранении удельного веса каждого продукта в общей корзине.
Анализ CVPчасто называютанализом безубыточности. Безубыточность означает такое состояние бизнеса, при котором чистая выручка покрывает все издержки, нет ни убытков, ни прибыли.
Методыпроведения операционного анализа:
метод уравнения;
метод абсолютной валовой маржи на единицу продукции (услуги);
метод коэффициента валовой маржи;
метод графический.
Рассмотрим пример предпринимательства Марии. Она планирует продажу плакатов на ярмарке для туристов.
Продажная цена единицы – 3,5 р. Она может купить плакаты в магазине (переменные издержки на единицу 2,1 р.) и непроданные плакаты вернуть за ту же цену. Аренда палатки составляет 700 р. Ответим на шесть вопросов о бизнесе Марии.
Какова безубыточность бизнеса?
Используем метод уравнения.
Чистая выручка – Переменные И = Постоянные И + Операционная прибыль
(Продажная цена ед. Количество) – (Переменные И на ед. Количество) = =Постоянные И + Операционная прибыль .
Для определения безубыточности операционную прибыль приравниваем к нулю:
3,5 Количество – 2,1Количество = 700 + 0 .
|
ТБ в ед. = |
Постоянные издержки |
= |
700 |
= 500 ед. |
|
Продажная цена – Переменные издержки на ед. |
3,5 – 2,1 |
где разность (3,5 – 2,1) – абсолютная валовая маржа на единицу.
ТБ в р.= 3,5500 = 1 750 р.
Необходимо продать 500 ед. на сумму 1 750 р. прежде, чем появится прибыль.
Как изменится безубыточность, если арендная плата повысится до 1 050 р.?
Ответим на вопрос с помощью абсолютной валовой маржи.
-
Продажная цена единицы
3,5 р.
Переменные И на единицу
2,1 р.
Абсолютная валовая маржа на единицу
1,4 р.
ТБ в ед.=
1050
= 750 ед.
1,4
ТБ в р.= 3,5750 = 2 625 р.
Рост постоянных издержек на 50 % в той же пропорции повысит точку безубыточности.
Как изменится безубыточность, если продажную цену можно увеличить до 3,85 р.?
Ответим на вопрос с помощью коэффициента валовой маржи. В исходном варианте коэффициент валовой маржи равен 0,4 или 40 %. При повышении продажной цены он вырастет до 0,4545 или 45,45 %.
-
Продажная цена единицы
3,5 р.
100 %
1,0
Переменные И на единицу
2,1 р.
60 %
0,6
Абсолютная валовая маржа на единицу
1,4 р.
40 %
0,4
Продажная цена единицы
3,85 р.
100 %
1,0
Переменные И на единицу
2,10 р.
54,55 %
0,5455
Абсолютная валовая маржа на единицу
1,75 р.
45,45 %
0,4545
-
ТБ в р. =
Постоянные И
=
700
= 1 540 р.
Коэффициент ВМ
0,4545
ТБ в ед.=
700
= 400 ед.
1,75
Рост продажной цены на 10 % снизил точку безубыточности на 20 %.
Как изменится безубыточность, если переменные издержки вырастут до 2,38 р.?
-
Продажная цена единицы
3,5 р.
100 %
1,0
Переменные И на единицу
2,38 р.
68 %
0,68
Абсолютная валовая маржа на единицу
1,12 р.
32 %
0,32
ТБ в р.=
700
= 2 187,5 р.
0,32
ТБ в ед.=
700
= 625 ед.
1,12
Рост переменных издержек на 13 % повысил точку безубыточности на 25 %.
Сколько должно быть продано плакатов для получения операционной прибыли в 490 р.?
-
Предельный объем
=
Пост. И + Желаемая прибыль
=
700 = 490
= 2 975 р.
продаж, в р.
Коэффициент ВМ
0,4
Предельный объем
=
Пост. И + Желаемая прибыль
=
700 + 490
= 850 ед.
продаж, в ед.
Абсолютная ВМ на ед.
1,4
Для достижения точки безубыточности необходимо продать 500 ед. Еще 350 ед. продается для обеспечения желаемой прибыли 490 р.
Какую операционную прибыль следует ожидать при разных уровнях продаж?
Чем выше от точки безубыточности могут состояться продажи (чистая выручка), тем больше будет маржа безубыточности (МБ) или финансовой прочности, т.е. тем ниже предпринимательский риск.
|
МБ = |
Превышение продаж над ТБ |
100 % = |
850 ед. – 500 ед. |
100 % = 41 % . |
|
Объем продаж |
850 ед. |
Объем продаж Марии должен упасть на 350 ед. или на 41 %, прежде чем бизнес будет нести убытки.
Нижняя граница МБ составляет 10 % (в стабильных экономических условиях).
В РФ рекомендуемая нижняя граница МБ должна быть не менее 30 %.
В условиях кризиса для успешно работающих предприятий(1994-95 г.г.) маржа безубыточности составляла 60 – 70 %.
И
спользуем
графический анализ.
Предпринимательский рисксвязан и со структурой издержек фирмы. Чем выше доля переменных издержек в общих издержках, тем медленнее будет снижаться прибыль в неудачные годы или наращиваться в благоприятные годы (пример – торговые фирмы). Оценку предпринимательского риска можно провести с помощью силы операционного рычага, который рассмотрен ранее. Обратимся к роли операционного рычага в обороте денежных средств на предприятии.

Эффект операционного (производственного) рычага проявляется в том, что изменение чистой выручки от реализации обычно сопровождается более сильным изменением прибыли. К примеру, величина 2,4 показывает, что в данной точке бизнеса каждый процент изменения чистой выручки приносит 2,4 % изменения операционной прибыли.
Поскольку большинство предприятий имеют смесь различных продуктов (услуг), то возникает вопрос оптимизации ассортиментной политики. Наличие низкомаргинальных продуктов в общей корзине может спровоцировать низкие прибыли, а в кризисе – довести до убытков.
Предположим, что Мария будет продавать 2 вида плакатов:
обычный за 3,5 р. при закупке по 2,1 р.;
большой за 6 р. при закупке по 3,92 р.
Анализируя безубыточность смеси, мы должны знать удельный вес каждого продукта в корзине. Мария планирует продавать 400 обычных и 500 больших плакатов.
|
Показатели |
Обычные плакаты |
Большие плакаты |
Всего | ||||||
|
Продажная цена единицы |
3,5 р. |
6,00 |
| ||||||
|
Переменные издержки на единицу |
2,1 р. |
3,92 |
| ||||||
|
Абсолютная валовая маржа на единицу |
1,4 р. |
2,08 |
| ||||||
|
Количество планируемых продаж |
400 |
500 |
900 | ||||||
|
Планируемая валовая маржа ВМ |
560 |
1 040 |
1 600 | ||||||
|
Средневзвешенная ВМ на единицу |
1600 : 900 = 1,778 р./усл.ед. | ||||||||
|
|
|
|
| ||||||
|
ТБ общая= |
700 |
= 394 ед. |
|
| |||||
|
1,778 |
|
| |||||||
|
ТБ обычн.пл.= 394 |
400 |
= 175 ед. |
|
|
| ||||
|
900 |
|
|
| ||||||
|
ТБ больш.пл.= 394 |
500 |
= 219 ед. |
|
|
| ||||
|
900 |
|
|
| ||||||
Подобный анализ можно было бы провести, не используя средневзвешенную валовую маржу на единицу. Наиболее широко распространен анализ с понятием процентной валовой маржи. Признаком высокой маргинальности продукта будет служить наибольший процент валовой маржи.
Операционный анализ невозможен без деления смешанных издержек на переменные и постоянные. Методы деления могут быть различны: от визуального анализа отчета о прибылях и убытках до метода высокой и низкой точек (двух точек), построения графика разброса, использования статистического анализа по наименьшим квадратам, др.
Воспользуемся методом высокой и низкой точек для примера бизнеса Марии.
|
|
Издержки И |
Чистая выручка |
|
|
Высокая точка (ВТ) |
2 800 |
3 500 |
1 000 ед. |
|
Низкая точка (НТ) |
2 485 |
2 975 |
850 ед. |
|
Разность |
315 |
525 |
|
|
Ставка переменных И в |
= |
Разность издержек |
= |
315 |
= 0,6 или 60 % . |
|
чистой выручке |
Разность чистой выручки |
525 |
|
Переменные И: |
ВТ 3 500 0,6 = 2 100 ; |
|
|
НТ 2 975 0,6 = 1 785 ; |
|
|
|
|
Постоянные И: |
ВТ 2 800 – 2 100 = 700 ; |
|
|
НТ 2 485 – 1 785 = 700 . |
Формула издержек:
700 р. (за планируемый период) + 0,6 Чистая выручка (за планируемый период).
Работая в релевантном диапазоне продаж, менеджер использует формулу издержек для целей планирования и контроля.
Алгоритм маржинального подхода
|
3 500 |
|
2 100 |
|
1 400 |
|
1 400 : 3 500 = 0,4 или 40 % |
|
700 |
|
700 : 0,4 = 1 750 |
|
3 500 – 1 750 = 1 750 |
|
1 750 0,4 = 700 |
|
1 750 : 3 500 = 0,5 или 50 % |
|
1 400 : 700 = 2 |
Текущей целью менеджмента является использование отчетной информации, представленной различными форматами отчета о прибылях и убытках.
Существует два формата:
функциональный;
с маржинальным подходом.
Традиционный формат отчета о прибылях и убытках содержит функциональный подход, а формат с маржинальным подходом (по вкладу) учитывает поведение издержек. Рассмотрим пример с торговой фирмой.
\
|
Традиционный формат |
|
Формат маржинального подхода | ||
|
(издержки по функциям) |
|
(издержки по поведению) | ||
|
Чистая выручка |
40 000 |
|
Чистая выручка |
40 000 |
|
Себестоимость реализации |
24 000 |
|
Себестоимость реализации |
24 000 |
|
Валовая прибыль (Gross profit) |
16 000 |
|
Коммерческие расходы |
4 000 |
|
Операционные расходы: |
|
|
Управленческие расходы |
3 000 |
|
коммерческие |
6 000 |
|
Валовая маржа (Contribution profit) |
9 000 |
|
управленческие |
4 000 |
|
Постоянные издержки: |
|
|
Операционная прибыль |
6 000 |
|
коммерческие |
2 000 |
|
|
|
|
управленческие |
1 000 |
|
|
|
|
Операционная прибыль |
6 000 |
Цель менеджмента– как можно больше увеличить валовую маржу. Предположим, менеджер планирует повысить операционную прибыль за счет роста продаж на 10 %. Как он будет пользоваться маржинальным подходом для анализа нового объема операций?
Проведем инкрементальный анализ.
|
Рост чистой выручки |
4 000 (10 % 40 000) ; |
| |||||
|
Рост расходов: |
|
| |||||
|
Постоянные И |
0 |
| |||||
|
Переменные И |
Рост чистой выручки |
|
Текущие |
= |
4 000 |
31 000 = 3 100 ; | |
|
|
Текущая чист. выручка |
перем. И |
40 000 | ||||
|
Рост ВМ |
900 ; |
| |||||
|
Операционная прибыль после роста продаж 6 000 + 900 = 6 900 . |
| ||||||
Проведем полный анализ правильности вычисления безубыточности обычных и больших плакатов составлением отчета о прибылях и убытках для бизнеса Марии.
|
Показатели |
Обычные плакаты |
Большие плакаты |
Всего |
|
Чистая выручка: |
|
|
|
|
Обычные плакаты (3,5 р. 175 ед.) |
613 |
|
|
|
Большие плакаты (6,0 р. 219 ед.) |
|
1 314 |
1 927 |
|
Переменные издержки: |
|
|
|
|
Обычные плакаты (2,1 р. 175 ед.) |
368 |
|
|
|
Большие плакаты (3,92 р. 219 ед.) |
|
859 |
1 227 |
|
Валовая маржа |
245 |
455 |
700 |
|
Постоянные издержки |
|
|
700 |
|
Операционная прибыль |
|
|
0 |
