Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Физические основы рентгеноспектрального локального анализа

..pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
25.10.2023
Размер:
15.53 Mб
Скачать

Изменение PA В Зависимости от состава мишени и назы­ вается эффектом атомного номера. В рентгеноспектральном микроанализе отношение I A / Ц А ) определяется при фиксированных значениях Е0 и U. После введения поправок на поглощение и на возможное вторичное воз­ буждение излучения мы получаем отношение ПА/П ( А ) . Оно

Рис. 4. Изменение эффективности возбуждения характеристического рент­ геновского излучения в зависимости от атомного номера.

связано с истинной весовой

концентрацией

элемента А

в образце выражением

 

 

 

 

_

П а

Р( - 4 )

 

 

Значения р (А) для различных величин избытка напря­

жения, приведенные на рис. 4, вычислены

для

началь­

ных энергий 10 и 30 кэв.

 

 

 

 

Абсолютные значения р

(А) несущественны, и

потому

на рис. 4 для удобства они нормированы по значению для меди, т. е.

Р(А) = р (А)/р (Си).

Б О Л Ь Ш И Й пробег электронов в элементах с более высо­ кими атомными номерами должен давать более сильное возбуждение излучения; однако в противоположном на­ правлении действует потеря электронов вследствие возра­ стания обратного рассеяния, которая частично компенси­ рует указанное увеличение пробега. Значения Р (Л), ука­ занные на рис. 4, должны приводить к недооценке эффекта

4 Под редакцией И . Б. Боровского

97

атомного

номера из-за слишком больших вычислен­

ных значений

коэффициента обратного рассеяния эле­

ктронов.

 

 

Хотя

на рис.

4 кривые плавно меняются в зависимости

от атомного номера, на самом деле эта зависимость несколь­ ко нерегулярна из-за изменения отношения ZjA. Эта нере­ гулярность может быть сглажена, если использовать вме­ сто Р величину PA/Z. Кривые такого рода можно приме­ нить при определении поправки на атомный номер для ма­ лых содержаний одного элемента в другом. Если, однако, в образце в значительных количествах присутствуют два и более элемента, то необходимо знать, как меняется Р в зависимости от состава образца.

На рис. 5 показаны результаты, полученные для не­ которых бинарных систем. Сравнение рис. 4 и 5 дает надежду определить средний атомный номер сложного

образца. Однако указать такой

единственный состав, при

котором и Р, и коэффициент обратного рассеяния

имели

бы значения, отвечающие одному

и тому же

чистому эле­

менту, невозможно.

 

 

 

Провести экспериментальные

измерения

эффективно­

сти возбуждения так, чтобы их результаты

можно

было

сравнить с этими теоретическими предсказаниями, являет­ ся трудным делом.

На рис. 6 сравниваются, однако, измеренные [12] и вычисленные значения коэффициентов обратного рас­ сеяния для ряда медно-золотых сплавов. Видно, что расчетые значения г) лежат систематически выше измерен­ ных, но изменение их с составом во всех случаях одинаково.

Заключение. Точность расчетов, изложенных в работе, ограничена в основном использованными сечениями рас­ сеяния. Некоторое их уточнение было достигнуто при уче­ те разброса энергий электронов, но все же основной недо­ статок расчета кроется в несправедливости борновского приближения.

Использование более точных сечений, например, вы­ численных Хольцвартом и Мейстером [16], должно при­ вести к чрезмерному усложнению расчетов и сущест­ венному увеличению времени вычислений. Полученные результаты, однако, воспроизводят общий характер про­ цесса рассеяния электронов в толстых мишенях и тем самым могут оказать помощь в лучшем понимании этого явления.

1

 

 

' &

0,3 -

C-Cu WhsS

ff,2-

у '

ао

 

 

 

 

fl.f

 

 

0/1

 

і

(

0,75

>/

0,25

0,50

 

 

 

0,35

 

 

-У//

0,30

 

у У

0,30

 

У

/ о

 

0,25

 

0,25

 

У

 

 

0,20

У

 

0,20

у A l - -Си

 

V

ЮкаН

Ч.Г5-

 

 

0./5 -

 

035

ОДІ

0,75

Си—Аи ЗОмії

у • - "

 

 

У

 

У

 

 

<у'

 

 

У

 

 

 

у '

к\-изомв

і

0.Р.5 0,50 0/5

РИС. 6. Изменение коэффициента обратного рассеяния в зависимости от весо­ вой концентрации для двойных сплавов. Черные кружки — эксперименталь­ ные результаты для системы медь — золото.

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

1.

L e w i s

Н. W., Phys. Rev. 78, 526 (1950).

2.

G r e e n M . , Proc.

Phys.

Soc.

82,

204(1963).

3.

B i s h o p

H . E., Proc. Phys.

Soc.

85, 855 (1965).

4.

G o u d s m i t S . ,

S a u n d e r s o n

J .

L . , Phys. Rev. 57,

5.

24

(1940).

 

Phys. 40, 590 (1927).

 

W

e n t z e 1 G., Z.

(1955).

6.

S p e n с e r L. V . ,

Phys.

Rev.

98,

1597

7.В e t h e H . A., Handb. d. Phys. 24, 519 (1933). (Berlin, Sprin­ ger — Verlag).

8.

N e l m s

A. Т., Nat. Bur.

Stand., Circular 577 (1956).

(Wa­

9.

shington,

National

Bureau

of

Standards).

(1959).

S p с n с с r L . V . ,

Nat. Bur.

Stand., Monograph 1

 

(Washington, National Bureau of Standards).

 

10.M e t с h n і к V., T o m l i n S . G., Proc. Phys. Soc. 81, 956 (1963).

11.

B e r g e r M . J . ,

Methods

i n

Computational Physics, V o l . 1,

 

(Eds.

B. Alder,

S. Fernbach

and

M . Rotenberg.), Academic

 

Press,

New

York,

1963,

p.

135.

 

 

 

 

 

12.

B i s h o p

H . E.,

«Some

electron

backscattering measurements

13.

for solid targets*.

D e s c a m p s J . ,

J .

Phys.

Radium

16,

C a s t a i n g R.,

14.

304 (1955).

 

 

C. R., T o m l i n S . G . , Proc.

Phys.

Sou.

W o r t h i n g t o n

15.

A69,

401 (1956).

 

H e n o c

I , ,

Частое

сообщение.

 

C a s t a i n g R.,

 

59,

16.

H

о 1 z w а г t h G.,

M e і s t e г

I I .

J . ,

Nuclear

Physics

 

56

(1964).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОПРАВКИ НА ОБРАТНОЕ РАССЕЯНИЕ ЭЛЕКТРОНОВ

Ж. Де рьян, Р . Еастен

Многочисленными измерениями установлена важность эффектов поглощения и вторичного возбуждения излуче­ ния в микроанализе. Однако до сих пор отсутствовали экспериментальные работы, которые позволили бы непо­ средственно оценить роль обратного рассеяния электронов в этом виде анализа.

Мы выполнили серию абсолютных измерений для оп­ ределения того, насколько обратное рассеяние уменьшает интенсивность рентгеновского излучения при различных избытках напряжения и для разных атомных номеров мишеней. Принцип измерений заключался в том, чтобы

собрать обратно

рассеянные

электроны и использовать

их энергию

для

возбуждения

характеристического рент­

геновского

излучения.

 

Экспериментальная установка имела специальное при­ способление, связанное со спектрографом и позволявшее улавливать обратно рассеянные электроны. Это приспо­ собление показано на рис. 1. Оно представляет собой пластинку с отверстием, располагаемую на расстоянии в несколько микрон от мишени из того же материала. Отверстие в пластинке служит для прохода первичного пучка электронов к мишени, а обратно рассеянные элект­ роны оказываются плененными между двумя поверхно­ стями и расходуют свою энергию на возбуждение излуче­ ния как в мишени, так и в пластинке. Толщина пластинки подобрана так, чтобы она полностью поглощала электро­ ны с энергией до 30 кэв, но все еще была достаточно про­ зрачной для рентгеновского излучения. Это излучение анализировалось спектрографом, и его интенсивность 11 сравнивалась с интенсивностью от контрольного образца.

Пластинка устанавливалась на мишени, имевшей под нею вырез в виде сферического сегмента диаметром 400 мкм

(рис. 2). Пластинки с массовой толщиной около 2 мг/см2 получались термическим испарением; сверление в них от­ верстия диаметром 5 мкм осуществлялось лазерным лучом. Основные трудности заключались в центровке пластинок

Рис. 1. Схема опыта.

Рис. 2. Экспериментальная сборка: а) исследуемый образец; б) контрольный

образец.

относительно мишени и в осуществлении соединения пла­ стинки с мишенью. Центровка производилась с помощью лазера при наблюдении под микроскопом, а соединение — пайкой в результате нагрева под давлением при 300° в те­ чение нескольких часов.

Спектрограф должен позволять одновременную реги­ страцию рентгеновского излучения от всего источника диа­ метром 400 мкм. При брэгговском угле 20° угол, под кото­ рым виден источник излучения таких размеров из кристал­ ла-анализатора, равен приблизительно 10'; угловая дис­ персия кристалла должна быть по крайней мере равна этой величине. Добиться этого можно двумя способами:

1. Расфокусировкой спектрографа с высоким разреше­ нием; здесь, однако, этот способ неприменим из-за локаль-

ных вариаций отражательной способности используемые кристаллов;

2. Использованием так называемого мозаичного кри­ сталла с повышенной отражательной способностью в схе­ ме с классической геометрией пучков.

Вместо мозаичных и неоднородных металлических мо­ нокристаллов мы предпочли использовать облученные кристаллы фтористого лития. Бомбардировка последних тепловыми нейтронами вызывала деформацию кристалли­ ческой решетки, степень которой устанавливалась по уширению дифракционных линий [1]; для нейтронного потока 5 - Ю 1 7 нейтрон/см'2' полуширина линии отражения (200) увеличивалась в три раза по сравнению с необлученными кристаллами, а для потока 3• 101 8 ?іейтрон/см~2 — в 8 раз.

Мы выполнили опыты с мишенями из меди и золота для различных ускоряющих напряжений. В полученные ре­ зультаты необходимо ввести поправки. Наиболее сущест­ венной из них является поправка на поглощение излу­ чения в пластинке. Исключить необходимость в этой поправке можно, располагая на пути рентгеновского из­ лучения пластинку из того же материала и той же толщи­ ны над контрольным образцом (см. рис. 2). Тогда интен­ сивности 1г и / 2 можно сравнивать непосредственно, если не учитывать факторов высшего порядка, на которых мы остановимся далее. Относительная потеря интенсивности рентгеновского излучения вследствие обратного рас­

сеяния электронов

определялась

по соотношению

 

 

 

i i

=

і _

я .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Величина

1 — R была нами определена при 15, 20 и 30 кв

на ста образцах из

меди и золота.

 

 

 

Ее значения (в %) приведены в

 

 

 

табл. 1.

 

каждого

эле­

напряжение,

15 20

80

Результаты для

 

 

 

 

 

Ускорякяцее

 

 

мента и каждого ускоряющего на­

кв

 

 

пряжения обнаруживают

разброс,

 

 

 

который можно приписать

многим

Аи

16

35,

факторам:

крайней

чувствитель­

Си

10

18

ности измерений к

ориентировке

 

 

 

пластинки и локальным вариациям

еетолщины, состоянию поверх­

ности вырезанной полости, вследствие чего время изме­ рения должно быть небольшим, чтобы исключить воз-

можность загрязнения этой поверхности ,под электрон­ ным пучком, наконец, неточности центровки отверстия в пластинке и выреза в мишени. Разброс результатов для

золота и меди при

30 кв показан на рис. 3. Если считать

эти распределения

гауссовыми, то средняя

квадратичная

 

 

 

ошибка дляЛ меди

 

составит

 

 

 

2 %, а для золота 3 % .

 

 

 

 

После этого в эксперимен­

 

 

 

тальные результаты

остается

 

 

 

ввести поправки высшего по­

 

 

 

рядка — на вторичное

воз­

 

 

 

буждение излучения

тормоз­

 

 

 

ным спектром

и

на

 

второ­

 

 

А\LCC30KSS

степенное поглощение

(тор­

 

 

16обрщвд

мозного спектра). Часть воз­

 

 

 

никающего в мишени

непре­

 

 

 

рывного спектра поглощается

 

 

 

самой мишенью и возбуждает

31

 

 

в ней дополнительное

харак­

Рис. 3. Разброс

результатов для

теристическое

излучение

ин­

тенсивностью

/ / .

Такой

же

30

кэв.

 

 

 

 

вклад в интенсивность это из­

лучение вносит и

на контрольном образце, что позволяет

пренебречь этим эффектом для мишени.

 

 

 

 

 

Однако часть непрерывного спектра, вышедшего из мишени, поглощается в пластинке и также возбуждает в ней характеристическое излучение интенсивностью //,. В контрольном образце пластинка смещена в сторону и там этого эффекта нет.

Величину //, можно вычислить аналитически, опреде­ лив интенсивность непрерывного спектра, поглощенную в кольцеобразном элементарном объеме пластинки, имею­

щем толщину

d (pz) и расположенном на глубине pz в ней

(рис.

4):

 

 

 

 

 

 

 

Л Г _ 1 ^ d z

тс

,

Г

H x P ( z D + z ) l ,

a

i

— -г

1 %dA sin ф d(p exp

\_

cos (p

dz,

 

 

2

cos Ф

 

 

F T

J '

где ZD — средняя глубина испускания непрерывного спект­

ра, р,х — коэффициент

поглощения

излучения

с длиной

волны

 

к в образце,

I\dk — спектральная интенсивность

непрерывного

излучения

в образце.

Соответствующая

интенсивность вторичного излучения пластинки равна

dlh = Q 1 Я dA. sin ср dtp е

C 0 3 t f >

x

X pxp

dz

r — 1 сое-[J-AP(e-z) со sec 9

 

C OS ф

 

где рл — коэффициент самопоглощения характеристиче­ ского излучения элемента А пластинки, <и — выход флуо­ ресценции в регистрируемой серии спектра этого элемента,

г скачок поглощения для анализируемой серии, -б1 — угол выхода характеристического излучения на кристаллспектрометр, е — толщина пластинки. Это выражение можно проинтегрировать аналитически по ср и pz (соответ­ ствующие интегралы табулированы) и графически — по X.

Вторая из указанных поправок — на второстепенное по­ глощение — связана со следующим обстоятельством. Для объяснения экспериментальных результатов мы прини­

маем, что излучение в пластинке возникает

на

нижней

ее

стороне

и затем ослабляется в g± (%) / 2

/ / 0

раз,

где

10

— интенсивность излучения от мишени.

 

 

в

 

Обратно

рассеянные электроны могут проникать

пластинку после одного или трех «отражений»; если обоз­ начить интенсивность излучения слоя d (pz) на глубине

pz в пластинке через cpj (pz), то эта интенсивность по выхо­ де из пластинки составит

фх (рг)ехр ^- р — z)cosecf)jd(pz).

Тогда отношение вышедшей из пластинки интенсивности излучения к возбужденной в ней составит

е г

82 (X) = J<Pi (PZ ) Е Х Р

[ — ХР ( е z)l D (PZ ) / S<Pi ( P Z ) Й (PZ )-

0

0

где % = — cosec f>. Функция ф! (pz) отличается от функции

р

ф (pz), которая описывает распределение характеристиче­ ского рентгеновского излучения на глубине в массивном образце [2].

Для расчета этих интегралов можно использовать кривые ф (pz), полученные для напряжения 30 кв в работе [2], замечая, что электроны, падающие на пластинку после «первичного» обратного рассеяния, имеют почти изотропное угловое распределение, характерное для диффузии элект­ ронов. Тогда в качестве пределов интегрирования можно выбрать глубину диффузии гг и е -f- z; , где е — толщина пластинки.

Интенсивность возбужденного излучения, которая, как мы предположили, ослабляется в g1 (%) раз, усиливается за счет фактора g2 (%), поэтому поправочный фактор для пластинки равен отношению gt (%)/g2 (%).

В действительности точно установить нижний предел интегрирования в выражении для g2 (%) трудно, поэтому мы решили для оценки использовать максимальную и ми­ нимальную его величины. В качестве первого предполо­ жения принималось, что обратно рассеянные электроны в среднем проходят"путь, равный удвоенной глубине полной диффузии, так что их спектр эквивалентен спектру электронов, достигших глубины 2pzd. Но при этом мы не учитываем угловое рассеяние электронов в поверхностных слоях вещества.

Можно также непосредственно использовать функцию Ф (pz) для 30 кв, но ее можно рассчитать точно только для обратно рассеянных электронов, падающих на пластинку нормально и не испытавших ранее потерь энергии. Оба эти способа оценки привели к двум различным результатам для поправки на второстепенное поглощение, На практике мы использовали среднюю ее величину.

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ