Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Аль-Фараби. - Философские трактаты - 1972.pdf
Скачиваний:
444
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
16.31 Mб
Скачать

О том, что должно предшествовать изучению философии

CSLL-JA_JI ЛЬ»"

(Стр. 49) Сказал Абу Наср аль-Фара­ би : девять вещей нуждаются в изучении и знании перед изучением философии, и взяты они у Аристотеля:

первое — название школ, существо­

вавших в философии;

 

второе — знание

цели

каждой из

книг [Аристотеля];

 

положенной

третье — знание науки,

в основу изучения философии;

четвертое — значение цели изучения

философии;

пути,

избираемого

пятое — знание

тем, кто желает постичь философию;

шестое — знание особенностей языка Аристотеля в каждой из его книг;

седьмое — знание причин, побудив­ ших Аристотеля к включению неяснос­ тей в свои книги;

восьмое — знание состояния, в ко­ тором должен находиться человек, име­ ющий познания в философии;

девятое — вещи, необходимые для того, кто желает изучить книги Аристо­ теля.

I. Что до названий философских школ, то они выводятся из семи вещей:

из имени человека, проповедо­ вавшего [данную отрасль] философии;

из названия города, откуда про­ исходил этот философ;

из имени места, где он препода­ вал [свою доктрину];

из образа жизни, который он

вел;

из вз^чядов его последователей в философской науке;

из взглядов его (последователей на цель, к которой ведет изучение филосо­ фии;

из действий, которыми они со­ провождали изучение философии.

Что касается школы, названной име­ нем человека, проповедовавшего свою

доктрину, то это — группа привержен­ цев Пифагора 2 .

Школа, названная по городу, из ко­ торого происходил философ (стр. 50),— это школа Аристиппа, из числа жите­ лей Кирены 3 .

Школа, названная по месту, в кото­ ром обучали данной философской док­ трине,— это школа Хризиппа, ибо ее последователи — приверженцы группы портика 4 . Названа она так потому, что их обучение протекало в портике храма [богини] Афины.

Школа, названная по образу жизни ее приверженцев и их обычаям,— это школа Диогена; она была известна под именем псов, так как ее последователи отрицали порядок, установленный для людей в городах, и призывали к отрица­ нию любви к родным и близким, и к ненависти к прочим людям, а такой нрав встречается только у собак 5 .

Школа, получившая наименование по философскому направлению ее по­ следователей, есть школа Пиррона и его группы; она называется запрещающей, так как они стремились удерживать лю­ дей от науки 6 .

Школа, названная согласно взгля­ дам ее (Последователей в отношении це­ ли, которую преследует изучение фило­ софии,— это школа Эпикура и его эпи­ гонов; она называлась школой наслаж­ дения, ибо они видели цель философии в удовольствии, вытекающем из ее зна­ ния 7 .

А что до школы, названной по обра­ зу действия ее приверженцев, то это школа многоходящих, следующих за Аристотелем и Платоном. Как тот, так и другой проповедовали во время прогу­ лок, с тем, чтобы одновременно упраж­ нять тело и душу 8 .

II. Что касается книг [Аристотеля], то в них изучается либо частное, то есть

один предмет, либо общее, или среднее между частным и общим.

К частным творениям [Аристотеля] относятся трактаты. Что до общих сочи­

нений,

то одна

их

часть — поучения,

чтение

которых

способствует

запомина­

нию его учения;

из

другой

познается

философия, как в ее частностях, так и в общих вопросах.

Из некоторых частных его трудов по­ знается умозрительная часть филосо­ фии, а из других — ее прагматическое приложение. По одним можно изучать божественные вещи, ino иным — естест­ венные науки, а еще по другим — коли­ чественные науки 9 .

Из книг, посвященных физике, узнают то общее, что свойственно всем явлениям природы (стр. 51), а из дру­ гих — то, что свойственно отдельным предметам.

Книга, которая охватывает совокуп­ ность всех явлений природы,— это его •Естественная гармония» 1 0 ; она так названа, ибо на ее уровне познаются пер­ воосновы, свойственные всем вещам, на­ ходящимся в степени первооснов, а так­ же производные от них.

Что касается первооснов, то они суть элемент и форма и то, что им уподобля­ ется ; последнее не столь по истине, как

по приближению.

Производные первооснов суть время и место, а подобные производным суть пустота и бесконечность.

[У Аристотеля есть] книги, из кото­ рых познаются вопросы, свойственные каждому явлению природы; есть [на­ пример] такие, в которых познаются ве­ щи несозданные, есть и такие, где речь идет о познании совокупности создан­ ных вещей. Те вещи, которые не яви­ лись предметом создания, познаваемы либо универсально, либо партикулярно. Все же созданные вещи,— каковы, на­ пример, изменение состояния и движе­ ние,— можно познать в своей совокуп­ ности из книги Аристотеля «О возник­ новении и исчезновении» п . Проблема движения рассматривается в двух по­ следних разделах его книги «О небе» 1 2 ; что же до каждого из них [разделов], то один касается простого, а другой —• сложного.

Вещи, касающиеся простого среди

естественных

явлений,

познаются

из

книги

Аристотеля «О

небесных

те­

лах»1 3 ;

вещи,

касающиеся сложного,

делятся на общие и частные; общие по­ знаются из книг его «О животных» и «О растениях» 1 4 , частные — из книг его «О душе» и «Об ощущении и ощу­ щаемом» 1 5 f

А что до книг его, из которых ста­ новятся известными количественные отношения, то таковы «Оптические при­ боры», «О линиях» и «О хитростях» 1 6 .

Книги, из которых познаются вещи, применяемые в философии, частично от­ носятся к исправлению нравов [этика], частично посвящены градоустройству и домоводству.

В отношении книг, из которых узнают философскую аргументацию: некоторые из них надлежит прочесть до знакомства с этой наукой, некоторые читаются в процессе ее познавания и, наконец, к третьим следует обратиться после ее усвоения.

Вкнигах, изучаемых до знакомства

сфилософской аргументацией (стр. 52), приобретают знание как отдельных час­ тей, составляющих заключение силло­ гизма, подтверждающего доказательст­ во, так и частей посылок, применяемых в построении доказательства. Та книга, в которой познаются части заключения доказательства,— это его книга «Бари[хар]минийас» 1 7 , а та, из которой узнают предпосылки доказательства,— его книга «О терминах силлогизма», иначе называемая «Категории».

Книги [Аристотеля], из которых узнают аргументацию, это его книги «О доказательстве», частично посвящен-

ные форме, а частично той сущности, на которой доказательство возникает. Фор­ ме доказательства особо посвящена его книга о силлогизме, называемая «Ана­ литика», сущность познается [из той ча­ сти] его книги «О доказательстве», кото­ рая известна под названием «Аподейктика» 1 8 .

А что до книг, которые надо читать после изучения аргументации, то они суть книги, с помощью которых устанав­ ливается различие между истинным до­ казательством и ложным, как совершен­ но ложным, так и смешанным. Совер­ шенно ложное доказательство разбира­ ется в его книге «Об искусстве стихо­ творчества» 1 9 . Смешанное доказательст­ во может содержать в себе истинное и ложное, уравновешиваемое наполовину, или такое, в котором преобладает либо истинное, либо ложное.

Наполовину истинные и наполовину ложные доказательства познаются из его книги «Искусство риторов» 2 0 ; те же, в которых истина преобладает над лоясным, узнают из его книги «О предметах диалектики» 2 1 , а те, в которых ложное преобладает над истинным,— из книги «Об искусстве софистов» 2 2 .

III. Что же касается науки, с кото­ рой следует начинать до прохождения [собственно] философии, то платоники

полагают, что это геометрия; они осно­ вываются на примере самого Платона, начертавшего на дверях храма [где он преподавал]: «Кто не геометр, тот не вхож к нам». И это потому, что дока­ зательства, применяемые в геометрии, являются самыми правильными дока­ зательствами.

Последователи Теофраста2 3 все же полагают, что нужно начинать с этики потому, что чей нрав не поддается ис­ правлению, тот не может познать истин­ ную науку. Свидетели тому Платон в ре­ чении: «Кто не чист телом и душой, тот не близок чистому» и Гиппократ 2 4 , ког­ да говорит: «Поистине, когда нечисты тела, то всякий раз, как ты их питаешь, ты увеличиваешь их во зле».

Боэт (стр. 53) Сидонский 2 5 полагает, что начинать следует с науки физиче­ ской, так как он ее лучше знает, она ему ближе и роднее.

Андроник 2 6 же, ученик его, считает, что надо начинать с логики, ибо она яв­ ляется тем орудием, с помощью которо­ го отличают истинное от ложного в каж­ дой вещи.

И нет никого, кто мог бы отвергнуть один из этих взглядов, так как до изу­ чения философии необходимо воспитать качества чувственной души таким обра­ зом, чтобы они стремились лишь к до-

бродетели истинной, а не воображаемой, к каковой, например, относятся наслаж­ дение и властолюбие. И это осуществимо путем воспитания характера не на сло­ вах, а на деле. Только так воспитается разумная душа, понимающая истинный путь, который предохранит от ошибок и заблуждений. Достигается это упражне­ нием в науке аргументации, приводящей к доказательству.

Доказательства эти бывают двух ви­ дов: геометрическое и логическое.

Сперва надлежит выбрать из геоме­ трической науки некоторое количество того, что нужно для упражнения в гео­ метрических доказательствах, и лишь после того упражняются в логике.

IV. Что касается цели, к которой стремятся изучая философию, то это — познание всевышнего Творца, единого и неизменного, являющегося причиной, движущей все вещи. И это потому, что Он — устроитель мира сего в своем: ве­ ликодушии, своей мудрости и справед­ ливости.

Деятельность же философа должна во всем уподобляться по мере сил чело­ веческих деятельности Творца.

V. Желающие изучить философию должны следовать путем стремления к действию и достижению цели. Стремле­ ние к действию осуществляется посред-

ством знания, ибо завершением знания является действие. Достижение же цели в знании невозможно без познания при­ роды, ибо оно ближе к нашему понима­ нию. Далее идет геометрия. Цель в действии достигается прежде всего с усовершенствованием человеком самого себя, а затем прочих, кто проживает в его жилище или городе.

VI. Что касается видов стиля, упо­ требляемого Аристотелем в своих кни­ гах, то их три. (Стр. 54) В частных тру­ дах он употребляет стиль наиболее строгий, но вместе с тем и наиболее про­ странный; в комментариях стиль его неясен и темен; в трактатах же он сле­ дует правилу, согласно которому они пишутся ясно и сжато.

VII. Причин того, что в его трактатах встречаются неясности,— три. Во-пер­ вых, он так проверяет обучающегося: годен ли он к обучению или нет; во-вто­ рых, чтобы раскрывать философию не всем людям, а только заслуживающим того; в-третьих, чтобы упражнять мысль посредством трудности поиска.

VIII. Состояние человека, от которо­ го воспринимается аристотелево уче­ ние, должно быть таким, как уже гово­ рилось, т. е. он должен прежде всего ис­ править свою природу так, чтобы свой­ ства его чувственной души направля-

лись к истине,— и только к истине,— а не к наслаждению.

Вместе с тем, следует улучшить силу разумной души так, чтобы воля его на­ правлялась к правде. Подражание Ари­ стотелю должно быть таким, чтобы лю­ бовь к нему [никогда] не доходила до той степени, когда его предпочитают ис­ тине, ни таким, когда он становится предметом ненависти, способным вы­ звать желание его опровергнуть.

Норма поведения преподавателя за­ ключается в том, что он не должен проявлять ни излишней строгости, ни чрезмерного потворства, так как суро­ вость восстанавливает обучающегося против своего наставника, а потворство приводит к неуважению его персоны, не­ радению к его преподаванию и его нау­ ке. С его стороны необходимы усердие и настойчивость, ибо они,— как гово­ рят,— подобны способности воды, капля за каплей пробивающей камень. Очень важно также ограничивать свои занятия одной наукой, ибо усиленные занятия различными предметами приводят к беспорядку и нарушению системности. Он получит и продолжительность жиз­ ни, ибо если лечение тела,— по слову Гиппократа,— продляет жизнь, то лече­ ние души должно привести к еще луч­ шему результату.

IX. Вещи, которые надо знать, суть следующие: первое — цель книги « Ло­ гика» 2 7 ; второе — польза от ее знания; третье — причины, почему [Аристотель] так назвал свои книги; четвертое — их

достоверность; пятое — их

(последова­

тельность ; шестое — знание языка,

ко­

торый он употребил

в своих книгах;

седьмое — [знание] (стр. 55)

частей,

на

которые делится каждая из его книг.

Наконец, силлогизм. Он состоит

из

двух частей: во-первых,

посылок

из

которых возникает

доказательство,

во-

вторых, фигур, с помощью которых оно возводится. Знание этого черпается из его книги «Аналитика» 2 8 .

А что до посылок, то они составля­ ются из терминов. Фигуры же являются основными подразделениями речи.

Все простые вещи, из каких состоит речь, распределяются по десяти родам [или категориям]; они познаются из его книги «О категориях». Фигуры силло­ гизма узнаются из книги «Бари[хар]минийас» 2 9 , а посылки силлогизма из его книги «О доказательстве» 3 0 .

Книги эти надлежит прочесть до «Логики»; они побуждают к познанию причины составления каждой из них.

Остается еще знание глав, на кото­ рые поделены все книги, в чем нужда­ ются в момент чтения каждой из них.