Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Philip Newell- Project Studios.pdf
Скачиваний:
177
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
15.3 Mб
Скачать

Philip Newell - Project studios

75

Филипп Ньюэлл – Project-студии

 

здесь достаточно сказать, что отсутствие возможности контролировать уровень записи создаёт большие неудобства.

Тем не менее, в Belem уровни записи были выставлены, а сигнал контролировался по индикаторам ADAT-ов. Один пульт Mackie использовался для записи, а другой был подключен к выходам магнитофонов в качестве пульта контроля. При таком подключении, когда магнитофоны находятся в режиме «standby» и наличии линии контроля, вся цепь прохождения сигнала могла быть отслежена без риска сделать неправильное или плохое соединение. А по окончании записи и включении магнитофонов на воспроизведение можно было тут же проверить качество записи. Во время последней репетиции мы сделали несколько пробных записей для проверки работоспособности системы. Всё выглядело замечательно.

После первого двухчасового вечернего концерта я быстро перемотал ленту на одну из наиболее волнующих частей концерта и включил магнитофон на воспроизведение. Во время записи я был под большим впечатлением от динамики, чистоты и полноты звучания. И сейчас, за кулисами сцены, у меня было полное впечатление, что я слушаю те же самые рояли, что и записывал. Звучание мониторов в контрольной комнате было вполне естественным, хорошо передавалось настроение музыки. При первом прослушивании замечалась небольшая потеря прозрачности и глубины звука в записи, но величина этой потери была очень незначительной. Где-то после 10-ти секунд воспроизведения я перестал замечать какие-либо различия.

В записях классической фортепианной музыки я участвовал с 1970 года, когда работал в компании Pye Records, и по сравнению с обычным качеством воспроизведения с аналоговых магнитофонов потери при воспроизведении с магнитофонов ADAT были минимальными. Принимая во внимание стоимость магнитофонов ADAT и то, что каждый из них включал в себя 8 DA и 8 AD конверторов (и это притом, что одна пара таких конверторов могла стоить столько же, сколько и весь ADAT!), получалось, что соотношение цена/характеристики магнитофона ADAT было очень впечатляющим.

Настоящее испытание состоялось несколькими неделями позже, когда мы прослушивали записи для сведения и редактирования. Инженером сведения был югослав Бранко Несков, проработавший долгое время в киноиндустрии. Вместе с нами были два пианиста (один из которых отыграл солистом два концерта в Лиссабоне с Лондонским филармоническим оркестром с сэром Джорджем Соити (George Soiti)). После того, как я и Бранко обсудили и установили базовый баланс прослушивания, пианисты Педро Бурместер (Pedro Burmester) и Марио Лагина (Mario Laginha) уселись за микшерный пульт. Во время записи эквализация не использовалась. А небольшое количество её при сведении было обусловлено тем, чтобы устранить присутствующий на записи незначительный шум вентиляторов, которые кто-то додумался включить в зале во время концерта.

Никто не комментировал качество записи, все находились в очень дружеской и взволнованной атмосфере, и очень скоро пианисты начали "играть" с микшерным пультом. Мы с Бранко поняли, что они слышат что-то очень близкое с тем, что они слышали во время концерта на сцене. К апрелю у нас имелся альбом, составленный из трёх концертов и четырёх репетиций. Позднее было выполнено примерно 300 редакторских правок для компакт-диска. Ни разу мы не слышали критики от музыкантов в отношении записанного звука их любимых роялей. Принимая во внимание предшествующие успешные записи рокгрупп, струнных и вокальных ансамблей, электронной музыки, которые я сделал с помощью ADAT-ов, эти записи фортепианной музыки окончательно подтвердили высокое качество записи этих магнитофонов.

6.3 Чистка головки и другие проблемы.

На следующий день после фортепианной записи мы должны были начать запись одной поп-рок группы, концерты которой должны были проходить в течение трёх вечеров. Как и в Alvalade в прошлый июнь, предполагалось использование пяти магнитофонов на 40 дорожек. Мы высчитали, что для работы пяти магнитофонов в течение трёх двухчасовых концертов (плюс запасной комплект кассет) нам потребуется 65 кассет S-VHS. Не было уверенности, что форматирование кассет удастся выполнять в каждый день записи. Поэтому ещё в дни подготовки к фортепианным записям, перед тем как идти на обед, мы решили устанавливать по три кассеты на форматирование, чтобы загодя отформатировать как можно больше кассет. По возвращении с обеда к нашему ужасу на магнитофонах мигали индикаторы отказа, а на одном из аппаратов он горел почти постоянно. Так как рекомендованных кассет в требуемых количествах достать в Португалии было невозможно, импортёры порекомендовали нам кассеты TDK. Но они создавали очень много шума, и примерно 10% из них забивали головки.

В подобных случаях указания типа "не чистите головки самостоятельно" или "никогда не применяйте какие-либо жидкости" в руководстве по техническому обслуживанию модульно-цифровых многодорожечных магнитофонов совершенно не подходят. Телевизионные машины стояли на улице, а концерт должен был начаться через час. В результате оперативного визита в аптеку появилась бутылка спирта, и с помощью мягкой материи, относительно свободной от пуха, головки были очищены. Этот эпизод снова возвращает нас к проблеме, когда изготовители называют свою технику профессиональной, но инструктируют нас возвращать её дистрибьютору при любой проблеме. Очевидно, в этом случае невозможно было отправлять магнитофоны для чистки головок за 300 км из Лиссабона в

Philip Newell - Project studios

76

Филипп Ньюэлл – Project-студии

 

Порто. Ведь мы должны были записывать концерт!

Вторая проблема, с которой мы столкнулись в Belem, - это отказ во включении на запись. Для основной записи использовались два магнитофона (третий записывал шум зала и тайм-код). И вот в начале второго отделения одного из концертов мастер магнитофон был включен на запись. Управляемый с него магнитофон начал работать. И хотя индикация на мастер магнитофоне показывала, что он записывает, таймер расхода ленты оставался на отметке "0000". Магнитофоны были дважды перемотаны и снова запущены с тем же результатом. Мы сняли и заново установили кассеты … тот же результат. И только после установки других кассет магнитофоны начали работать. Впоследствии отказавшие кассеты использовались для записи репетиции, и с ними не было абсолютно никаких проблем. Я больше никогда не сталкивался с этим. Этот случай не дал нам записать музыкальную пьесу "Scaramouche", но к счастью она не потребовалась ни для телевизионной программы, ни для компактдиска. Но даже если бы она потребовалась, запасной магнитофон в это время уже записывал сигнал с наиболее важных микрофонов.

6.3.1 Индикация дефектов и профессиональные нужды

Возвращаясь к вопросу "профессиональности", приведу пару примеров для прояснения моей точки зрения.

При сведении записи мы использовали пару магнитофонов, наработка которых приближалась к 1000 часам. Временами на индикаторах высвечивались нервирующие сообщения о дефектах: Er2, Er5, Er7. Хотя к тому времени из слухов я уже узнал, что означают эти символы, для большинства пользователей их значение совершенно неизвестно. А контракты дистрибьюторов с некоторыми изготовителями запрещают разглашать их значение третьим лицам. Это – типичный образец рыночной стратегии для бытовой техники. Я знаю одного очень уважаемого инженера, который говорил: "Как я могу сохранять уверенность при пользовании магнитофоном, если я не знаю серьёзности дефекта? Что делать в таких случаях: быстро прекратить запись или рискнуть и продолжить? Не уничтожится ли моя запись на ленте, если я продолжу? Будет ли запись долговременной?". Однажды в моей практике во время проведения записи в пятницу вечером начала появляться индикация о дефекте. Более того, дисплей BRC показывал "Дефект на магнитофоне 2", и все наши попытки удалить это сообщение ни к чему не приводили. Мы пытались синхронизировать работу магнитофонов, но снова и снова, за десять секунд до вхождения в режим синхронизации индикация "Дефект на магнитофоне 2" подменяла индикацию тайм-кода. Мы думали: "Ну ладно, мы знаем о дефекте на магнитофоне 2, нам об этом было сказано уже 20 раз. А что дальше? Что мы можем сделать?" Это сообщение сделало невозможным отслеживание тайм-кода в критический момент синхронизации!

На следующий день один из музыкантов должен был уехать на гастроли в Германию, и это был последний шанс сделать запись. Отправить магнитофон обратно импортёру можно было только в понедельник, когда откроется его офис. А учитывая расстояние в 600 км, мы, вероятно, получили бы свой аппарат не раньше среды. Пять дней без магнитофонов могут быстро превратить любую профессиональную студию в непрофессиональную. Наши опытные техники тоже мало чем могли помочь из-за недостатка информации о значении этих сообщений о дефектах.

6.3.2 Философия

Эпизод с "защитой от перезаписи", о котором мы упомянули в начале этого раздела, является типичным случаем защиты от неопытного пользователя. Из-за несрабатывания каких-то микропереключателей магнитофон «решил», что планка защиты от перезаписи снята с кассеты, хотя этого фактически не было. Какие-то микропереключатели полностью блокировали функции записи и форматирования магнитофонов! На профессиональных аппаратах нажатие на кнопку "запись" включает магнитофон на запись, если только не был выключен переключатель "канала записи". На бобинах нет никаких планок "защиты от перезаписи". Это - очевидная предохранительная мера бытового оборудования. И использование её на магнитофонах ADAT является ещё одним источником профессиональных проблем, не давая при этом никаких преимуществ профессиональному пользователю.

Пользователи модульных цифровых многодорожечных магнитофонов должны понять, что за ту цену, за которую продаются эти магнитофоны, вряд ли стоит рассчитывать на профессиональную технику с профессиональным обеспечением. Но зачем же тогда рекламировать эти магнитофоны как профессиональные, если это не так? За такую цену эта техника действительно великолепна!

Однажды в ноябре 1993 года я видел, как лента, зажёванная магнитофоном (я должен добавить - не рекомендованного изготовителем типа), после этого скопировалась наилучшим образом. Затем она была полностью восстановлена с помощью другого магнитофона и BRC. Случайно на той же неделе я видел ленту, зажёванную профессиональным 24-дорожечным магнитофоном стоимостью в сто тысяч долларов. Запись на ней была полностью утрачена, хотя я должен сказать, что с этими магнитофонами такое случается крайне редко. Возможно, профессиональные пользователи платили бы значительно больше, если бы производители изготовили действительно профессиональный магнитофон: с органами управления сигналом на входе и выходе, с отсутствием защиты от неопытного пользователя, с полностью профессиональным обслуживанием клиентов, включая подробное описание значения любого сигнала о дефекте. Даже если стоимость этого магнитофона повысится в два-три раза, он со своими

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]