Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / Маковский А.Л. Гражданский кодекс России проблемы, теория, практика.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
2.5 Mб
Скачать

Гк России. Проблемы. Теория Практика: Сборник памяти с.А. Хохлова / Отв. Ред. А. Л. Маковский; – м.,Родос, 1998. С. 118

В послереволюционный период вопрос о природе договора дарения обсуждался применительно к гражданским кодексам 1922 г и 1964 г. В первом из них указанный договор определялся как «договор о безвозмездной уступке имущества» Обращая внимание на его особенность, К А Граве ограничился указанием на то, что этот договор является безвозмездным и односторонним Вопрос о реальном или консенсуальном характере договора им не поднимался[12].

Интересны в этой связи взгляды О.С. Иоффе применительно к тому же Кодексу 1922 г. Он обращал внимание на то, что если бы дарение было признано реальной сделкой, то речь пошла бы о весьма своеобразном договоре, который вообще не порождает никаких обязательственных правоотношений для его контрагентов В самом деле передача вещи означала бы совершение сделки, и потому никаких обязанностей для дарителя возникнуть не могло бы, а одаряемый также не является обязанным «ввиду одностороннего договора дарения»[13].

На наш взгляд, подобный тупик образовался в связи с тем, что конструкция вещного договора не была доведена до конца. Все дело, очевидно, в том, что вещный договор в принципе не предполагает какого-либо обязательственного правоотношения. Его функция ограничивается тем, что это договор-сделка. И как таковая он не укладывается в рамки, обычные для классификации договоров Это относится, в частности, к делению договоров-правоотношений (и только их1) на односторонние и двусторонние. Характеристика односторонности и двусторонности сделки (в том числе, договора-сделки) имеет, как хорошо известно, совсем иное значение.

Представляется, что фактически Кодекс 1922 г. воспринял позицию Свода законов гражданских, который подобно Французскому ГК (см титул II книги III) вынес дарение за рамки договоров и рассматривал его как одно из оснований «приобретения и укрепления прав на имущество в особенности» (глава 1 раздела 1 книги третьей части 1 тома X).

Ситуация изменилась в ГК 1964 г, который отразил общую тенденцию регулирования договорных отношений. При этом учитывалось, как подчеркивал С.А. Хохлов, что «регулирование договорных обязательств в Кодексе является одной из основных

Гк России. Проблемы. Теория Практика: Сборник памяти с.А. Хохлова / Отв. Ред. А. Л. Маковский; – м.,Родос, 1998. С. 119

предпосылок стабилизации правил поведения участников экономического оборота»[14]. Это нашло свое отражение в таком в общем-то нетипичном для товарных отношений договоре, как дарение.

Статья 256 ГК предусмотрела, что по такому договору одна сторона передает другой безвозмездно имущество в собственность. Заключение договора дарения тем самым связывалось с моментом передачи вещи. Анализируя новый вариант дарения, О.С. Иоффе воспроизвел прежде всего собственную аргументацию против признания договора консенсуальным. О.С. Иоффе отметил одновременно и те трудности, с которыми пришлось бы столкнуться при отнесении дарения к числу реальных договоров. И тогда был приведен ряд убедительных аргументов в пользу вывода о том, что дарение является именно вещным договором[15].

Спорным нам кажется лишь то, что О.С. Иоффе, как и К. А. Граве, считал необходимым при конструкции вещного договора отнести дарение, на что уже обращалось внимание, к числу односторонних договоров. В подтверждение этого вывода приводился следующий аргумент: «Одаряемый становится собственником имущества, не принимая на себя каких-либо обязанностей перед дарителем, который, в свою очередь, уступает право собственности одаряемому, не приобретая каких-либо прав»[16]. Однако приведенное положение, думается, позволяет лишь сделать вывод о том, что у дарителя не возникает никаких прав. Но остается выяснить, какие именно обязанности дарителя корреспондируют праву одаряемого, наличие которого позволило считать договор односторонним? Если речь идет об обязанности передать дар, то тогда исключается полностью возможность использовать конструкцию вещного договора. Дарение превращается в общий консенсуальный договор. Однако это заведомо не укладывалось в рамки, установленные Кодексом 1964 г.

Правовое регулирование дарения в действующем Гражданском кодексе отличается существенными особенностями. Статья 572 ГК называет дарением договор, по которому «одна сторона (даритель) безвозмездно передает ... другой стороне (одаряемому) вещь в собственность». Указанная конструкция, в частности, обладает той осо-