Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1108.pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
9.67 Mб
Скачать

современных условиях ломки и становления социаль­ ных институтов этническая структура общества высту­ пает на первый план, заслоняя социальные классы или даже подменяя их. Две противоположные формы соци­ альной стратификации накладываются друг на друга.7 В такой ситуации процессы этнической ассимиляции и диссимиляции могут протекать достаточно интенсивно. Горожанин, не задумывавшийся прежде о своей этниче­ ской принадлежности, в новых условиях получает шанс социального продвижения за счет идентификации себя с наиболее влиятельной национальной группой. И не имеет значения, принадлежал ли он к ней по праву рож­ дения и языку, или эта группа для него новая, скажем так, неорганичная. В любом случае он должен пере­ смотреть выработанные им прежде техники общения, приложить усилия для освоения иных стилей поведе­ ния, новых культурных образцов.

Обратим внимание и на то обстоятельство, что ин­ тенсивные процессы этнического самоопределения вле­ кут за собой дополнительные социальные конфликты.

4.2.Формирование национальной идентичности

Впроцессе национальной идентификации имеют первостепенное значение два фактора: состояние социо­ культурной среды и установки индивида. Иначе говоря, человек отождествляет себя с той или иной националь­ ной группой под влиянием освоенной им культурной традиции с учетом личных интересов, ценностей и предпочтений.

При характеристике национальной идентичности необходимо учитывать несколько параметров:

источник сведений о своей и других национальностях;

возраст осознания своей принадлежности к нацио­ нальной группе и различения всех окружающих по национальному признаку и социальных последст­ вий этого факта8;

оценку принадлежности к своей национальной группе;

силу, степень национальной идентичности.

Обратимся к данным, полученным в ходе социоло­ гического исследования 2000 года. Они касаются жите­ лей города Перми.

Напомним, что в исследовании принимали участи взрослые граждане, прошедшие социализацию в совет­ ских условиях. Они получили первичную авторитетную информацию о национальностях и национальных отно­ шениях в советской школе или от своих родителей, ос­ воивших ключевые моменты советской политической культуры. В промышленном городе влияние школы на образовательную деятельность сильнее, чем влияние семьи. Как указывалось выше, 2/3 опрошенных горожан закончили городские школы, в них они получили знания по русскому языку, литературе, географии и истории, а вместе с ними и некоторые национально ориентирован­ ные ценности и нормы межэтнического поведения, в том числе и своеобразный комплекс старшего брата по отношению к иным народностям, населявшим Совет­ ский Союз.

Формирование национальной идентичности вклю­ чает в себя помимо познавательных еще и эмоциональ­ ные моменты. Передать их только через образователь-

ные институты не представляется возможным. Подрос­

ток получал их из иных источников.

В анкете в персонифицированном виде были пред­ ставлены все возможные каналы передачи националь­ ной информации. Ответы распределились следующим

образом (табл. 4.1).

 

Таблица 4.1

Источник информации о национальной

принадлежности

 

(в % к общему числу опрошенных)

Источники

%

Родители

74,4

Бабушки, дедушки

9,9

Другие взрослые

3,0

Учителя

0,6

Ровесники

0,2

Друзья

-

Не помню, от кого

8,0

Ни от кого

3,9

Всего

100,0

Главным каналом передачи сведений о нацио­ нальности является семья. В 3 из 4 случаев информацию о ней сообщили родители респондента; в одном случае из десяти - родственники старшего поколения (бабушки или дедушки). Остальные каналы практически не ис­ пользуются. Впервые обратили внимание на их нацио­ нальность в школе только 0,6 % респондентов (все они принадлежат к национальным меньшинствам).

Внимание к национальности у представителей на­ циональных меньшинств в г. Перми несколько более напряженное. Так, среди нерусских респондентов ответ «не помню, от кого» практически не встречался. Не­ сколько чаще, чем русские, информацию о своей нацио­ нальности они получали от бабушек и дедушек.

В зависимости от типа семьи респондента наблю­ даются следующие различия. В семьях с высшим и вы­ соким экономическим уровнем доля участия родителей в национальном просвещении ребенка ниже, соответст­ венно больше информации он получал от родственни­ ков старшего поколения. В семьях со средним и низким экономическим уровнем, наоборот, эта доля больше.

Культурный уровень, мы его измеряли по величи­ не домашней библиотеки, также имел значение. Родите­ ли, имеющие большую домашнюю библиотеку (более 500 книг), участвовали в национальном воспитании го­ раздо реже, чем имеющие библиотеку средних размеров.

Те, чьи детские годы прошли в деревнях, селах и поселках городского типа, получали информацию о на­ циональности только от членов своей семьи: в деревнях от бабушек и дедушек, в более урбанизированных по­ селках - от родителей. У детей, выросших в городе, бы­ ли и иные источники информации - другие взрослые и ровесники, но мало задействованы бабушки и дедушки.

Принадлежность к национальности перестает быть просто объективной информацией в тот момент, когда начинается сравнение разных национальных групп ме­ жду собой и дифференциация окружающих по этому признаку. Этот момент является началом формирования национальной идентичности.

Большинство опрошенных к окончанию школы стали различать людей по национальности (табл. 4.2). Если среди дошкольников таких - 1/4, то среди выпуск­ ников - более 2/3. Причем наиболее часто это открытие совершают в младшем и среднем школьном возрастах (около 1/3). Одна десятая часть опрошенных начали проводить различение окружающих по национально­ стям уже после школы («в армии», «когда пошел рабо­

тать»). Столько же не дифференцируют окружающих по национальному признаку, относятся ко всем одинаково. Примечательно, что представители нерусских нацио­ нальностей отмечали пункт «не различаю» почти в два раза чаще, чем русские.

Таблица 4.2

Возраст первичной дифференциации окружающих по национальному признаку

( в % к общему числу опрошенных)

Возраст

%

Дошкольный возраст

23,5

Младший и средний школьный (до 8-го класса)

35,9

Старшие классы школы

9,3

После школы

11,2

Не различаю до сих пор

11,2

Затрудняюсь ответить

8,9

Всего

100,0

В более младших возрастах начинают различать людей по национальностям те, кто получил информа­ цию о своей национальности от бабушек и дедушек. Респондентов, назвавших школьный возраст, осведоми­ ли об их национальности более вероятно их родители, послешкольный - другие взрослые, сверстники.

Чем моложе респондент, тем выше вероят­

ность того, что дифференциацию по национальному признаку он стал проводить в раннем возрасте - до школы или в младших классах. Люди старшего поко­ ления чаще называют послешкольный период времени.

Большинство детей, воспитывавшихся в семьях с высшим и высоким экономическим уровнем, начали различать людей по национальностям еще до школы и полностью завершили этот процесс к ее окончанию. Де­ ти из семей со средним экономическим уровнем актуа­

лизировали национальную принадлежность позже - в младших и средних классах школы. Среди выходцев из семей с низким экономическим уровнем наибольшее число осознавших национальные различия уже после школы.

Подобная зависимость существует между возрас­ том национальной дифференциации и культурным уровнем семьи: чем ниже культурный уровень, тем в более старших возрастах начинают осознаваться нацио­ нальные различия. Исключение составляет высший уро­ вень - среди респондентов, воспитывавшихся в семьях с таким уровнем, больше всего ответов «не различаю».

Те, чьи детские и школьные годы прошли в не­ крупных промышленных городах, в целом начинают делить людей по национальности в более старших воз­ растах - после школы. Выросшие в малоурбанизиро­ ванных социально-территориальных общностях (село, деревня) стали делать это в младших, средних и стар­ ших классах школы; коренные пермякиеще до школы.

Подведем первые итоги. В последние советские десятилетия возрастало значение этнической иден­ тификации, прежде всего, в городских семьях со средним экономическим и культурным уровнем. Мы пока не можем сказать, какие факторы воздейство­ вали на этот процесс или какие иные виды социаль­ ной принадлежности национальная идентификация замещала. Важно отметить ее интенсификацию.

Для формирования сильной национальной иден­ тичности необходимо уже упомянутое сравнение раз­ ных национальностей по принципу «свои» - «чужие», причем это сравнение всегда должно быть выигрышно для «своих». В социальной психологии указанное явле­ ние носит название «ингруппового фаворитизма». Он означает, что по значимым параметрам члены своей

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]