Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Хлопковая целлюлоза

..pdf
Скачиваний:
45
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
12.74 Mб
Скачать

Изменения формы волокна при его первом высыхании наилуч­ шим образом иллюстрирует спирально-фибриллярное строение вто­ ричной целлюлозной стенки. При этом с волокном происходят такие

же изменения,

что и при высыхании мокрого каната, свитого из

большого

количества

тонких

веревок.

По

извиткам,

число

которых в достаточно

зрелых

волокнах

доходит

до

120—200

на 1 см

длины,

сухое

хлопковое волокно

можно

отличать от

любого другого растительного волокна. Из числа извитков на 1 см длины волокон можно вывести, что волокно длиной в 2 см при вы­ сыхании после раскрытия плодовой коробочки должно повернуться вокруг своей оси до 340—400 раз, хотя действительно волокно де­ лает значительно меньшее число поворотов, так как у любого волок­ на есть и правые и левые извитки.

Обратные изменения формы волокна происходят при его набу­ хании. При смачивании сухого хлопкового волокна, например, рас­ творами едкого натра волокно под микроскопом в момент смачива­ ния оживленно вращается в течение 1—2 мин и изменяет лентооб­ разную форму с большим количеством извитков на форму цилинд­ рика и полностью избавляется от извитков.

Зрелость хлопкового волокна и методы ее оценки. Наличие не­ посредственной зависимости внешнего вида волокна от наличия в нем большего или меньшего количества целлюлозы, определяющей его ценные технические качества, привело к появлению понятия «зре­ лость» волокна и к ряду методов ее количественной оценки. Первым

таким методом, получившим самое широкое распространение в

СССР, был метод определения зрелости текстильного хлопкового волокна Федорова — Расторгуева [18].

Расторгуевым была составлена шкала образцов хлопкового во­ локна различной зрелости (рис. 19) с оценкой зрелости волокна по

пятибальной системе (зрелость 5 — предельно зрелое волокно, зре­ лость 0 — волокно «мертвое», не имеющее вторичной клеточной стен­ ки). Опытный микроскопист просматривает под микроскопом боль­ шое число волокон, а зрелость каждого из них выражает цифрой, основываясь на сравнении внешнего вида волокна со шкалой. По окончании просмотра вычисляется средний коэффициент зрелости

для данной пробы. Пробы с коэффициентом зрелости

4,0—5,0 счита­

ются зрелым волокном, с коэффициентом .2,0—3,5

— недозрелым,

1,0—1,5 — незрелым. «Мертвое» волокно имеет коэффициент зре­ лости, равный нулю. Метод Федорова — Расторгуева до настоящего времени применяется для оценки зрелости текстильного хлопково­ го волокна.

Были попытки улучшить этот метод. Так, для облегчения оценки зрелости отдельных волокон предложено анализ производить в по­ ляризованном свете, пользуясь микроскопами с небольшими увели­ чениями (80—120 раз) с поляройдами-насадками для поляризации света (николями — анализатором и поляризатором). Просматрива­ ется 300—400 волокон и все волокна по цвету наблюдаемой интер­ ференционной окраски делятся на 4 группы волокон. В табл. 10 при­ ведено описание признаков, по которым в этом методе производит­ ся оценка зрелости волокон.

Таблица 10

Характеристика волокон по группам

Группа Степень волокна зрелости волокна

I Зрелое

Цвет волокна

Оранжевый с розовато-фиолетовы­ ми участками

Золотисто-желтый Желтый с зелеными участками Зеленовато-желтый

Желтый с голубым участком

Форма волокна

Узкий канал

II

Недозре-

 

'лое

IIIНезрелое

1

IV

Совер­

 

шенно

 

незрелое

Желтый с голубым участком Зеленый с голубым участком Голубой с синими участками Синий

Синий с фиолетовыми участками Фиолетовый

Фиолетовый с прозрачно-красны­

ми участками Прозрачно-красный

Лентообраз­ ное, широкий канал

То же

Микрохимический метод определения зрелости хлопкового волокна [19, 20]. Этот метод был разработан А. П. Закощиковым для определения зрелости линта, а позднее им же и А. В. Суровой для определения зрелости текстильного хлопкового волокна. (Подроб­ ное описание метода приводится в гл. VII.) При микрохимическом

определении зрелости линта или текстильного волокна волокно об­ рабатывается водным раствором едкого натра, промывается водой и затем окрашивается раствором субстантивного красителя (конго красный).

При мерсеризации волокна распрямляются, освобождаются от извитков. При промывке водой в волокнах, у которых вторичная клеточная стенка не имеет достаточной толщины, извитки появля­ ются снова, интенсивность окраски определяется толщиной вторич­ ной клеточной стенки. В целом этой предварительной обработкой (мерсеризация — промывка — окрашивание) достигается очень чет­ кое разделение всех волокон только на четыре характерные группы (до обработки число форм волокон было огромным). Точность ана­ лиза и однозначность получаемых результатов определяются тем, что для разделения волокон по группам используются основные свойства волокна, связанные с толщиной клеточной стенки и струк­ турой волокна.

Отнесение волокон к той или иной группе производится на осно­ вании следующих признаков: группа I — волокна зрелые, ярко-крас­ ного цвета, цилиндрической формы; группа II — волокна недозре­ лые, ярко-красного цвета с извитками; группа III — волокна незре­ лые, бледно-розового цвета с извитками; группа IV — волокна мерт­ вые, бесцветные, вид плоских лент.

Подсчитывая содержание в препарате волокон I, II, III и IV групп в процентах от общего числа просмотренных волокон, полу­ чают соответственно А, Б, С и Д% и сумма А + В + С + Д = 100%.

Определение зрелости хлопкового волокна (текстильного и лин­ та) необходимо для оценки его качества, так как от этого определе­ ния зависят все свойства волокна, начиная от физико-механических и кончая химическим составом. В гл. V показано, как на основании определения зрелости линта можно очень точно простым арифмети­ ческим подсчетом вычислить содержание в нем целлюлозы. При использовании микрохимического метода в текстильной промыш­ ленности по результатам определения зрелости можно расчетным путем определять крепость волокна и его метрический номер [20], а эти две характеристики являются важнейшими для оценки пря­ дильных свойств волокна.

Хлопковая шелуха и ее строение. Наиболее частым и присутст­ вующим в наибольшем количестве видом нецеллюлозных примесей

влинте являются частички хлопковой шелухи, попадающие в него

ввиде мелкого сора при линтеровке и очистке хлопковых семян. При химических обработках линта шелуха достаточно легко распа­ дается на мелкие клетки, которые легко удаляются при промывке хлопковой целлюлозы.

На рис. 20 показано строение хлопковой шелухи [21]. Клеточки

ееразличны и по величине и по форме. Шелуха имеет толщину 0,3—4 мм и состоит из пяти слоев. Клетки наружного слоя — кожи­ ца, или эпидермис в поперечном разрезе прямоугольны. Из части

этих клеток при развитии вырастают волокна (на рис. 20 клетка 1).

семени. Эту закономерность можно объяснить тем, что все волокна (в зависимости от их положения на семени) получают через шелуху одинаковые количества веществ, из которых в волокнах синтезиру­ ется целлюлоза. Внутренняя же поверхность, на которую отлагает­ ся целлюлоза, у короткого волокна линта всегда во много раз мень­ ше, чем у длинного волокна, а, следовательно, отлагающиеся кольца роста должны иметь большую толщину, и волокно по окончании развития будет более зрелым.

Необходимо указать, что хлопчатник цветет все лето и осень. Только с наступлением заморозков прекращается цветение и раз­ витие новых плодовых коробочек. К моменту сбора урожая хлоп­ чатника на кусте имеются плодовые коробочки самого различного возраста, начиная от вполне зрелых, раскрывшихся коробочек и кон­ чая коробочками, которые не закончили процесс роста и из-за не­

зрелости волокна не могут раскрыться

(курак).

 

 

 

 

 

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

 

 

1. З а ко щи ко в

А. П. Текстильная микроскопия. — «Труды НИХИ», Вып.

48. Ташкент. САОГИЗ, 1931.

 

 

 

 

 

2. W i 11 m a c k C. L. Botanik und Kulter der Baumwole. Brl., 1928.

 

to

3. B a u m a n n

T.

H.

The

structure of the Cotton Fibre

in its relations

Technical Application. Lnd.,

1908.

 

 

 

 

4. Б ол лс Л. Изучение качества хлопка. Гизлегпром, 1938.

 

 

 

5. А р х а н г е л ь с к и й

А. Г. Учение о волокнах. Гизлегпром, 1935.

 

М.,

6. З а к о щ и к о в

А.

П.,

П о с т н и к о в

В. К. Хлопковая целлюлоза.

Оборонгиз, 1941.

 

 

 

1937, vol. 27, р. 229—241.

 

 

 

7. K e r r Т. «Protoplasma»,

129.

 

 

8. К г a t к у О., М а г к A., “Z. Phys. Chem.”, 1933, vol. 34, р.

 

 

9. L u d t k e M . “Cellulosechemie”, 1932, Bd XIII, S. 169, 191;

1934, Bd XIV, S. 1.

10. S а к о s t s h i к о f f A.,

«Melliand Textilberichte», 1928,

Bd. IX, №

1; 1929,

No 4, No. 12; 1930, Bd XI, № 2, № 7.

 

морфологии

расти­

11. З а к о щ и к о в

А. П.,

Т у м а р к и н Д. И. Изучение

тельных волокон. М., 1935. (ВХНИИ).

1907.

 

 

 

12. Tine Tammes Der Leinstengel. Haarlem,

метода вязкости к

13. С у p о в а я

А. В.,

З а к о щ и к о в А.

П. Применение

оценке потенциального запаса прочности к изнашиванию волокнистых материа­ лов. — «Легкая пром-ть», 1937, № 7, с. 95—il03.

14. Wo r d К. Chemistry and chemical Technologie of Cotton. 1955.

15. A n d e r s o n

D. A. “ Ind. Eng. Chem.”, 1938, vol. 30, p. 48—54.

16. У с м а н о в

X. У., Ш а т к и на В. И. Полная кинетика синтеза целлюло­

зы в хлопковом волокне и влияние на нее некоторых факторов. — В кн.: «Химия хлопчатника». Ташкент, Госиздат УзССР, 1959.

17. У с м а н о в

X. У. Итоги и перспективы исследования химии полимеров в

Узбекистане. Ташкент, «Наука»,

1965.

тонине и крепости хлопкового

волокна.

18. Ф е д о р о в

В. С. О зрелости,

Ташкент, 1931.

(НИХИ).

 

 

 

 

оценки линтера по зрелости

волокна

19. З а к о щ и к о в А. П. Новый способ

и вычисления

выходов

целлюлозы

при

варке. — «Прикладная

химия»,

1934,

т. VII, No 7, с. 1197—1205.

 

 

 

А. В. Новый

микрохимический

метод

20. З а к о щ и к о в А. П., С у р о в а я

определения зрелости хлопкового волокна. М., Гизлегпром, 1936.

хлопчатника».

21. Б а р а н о в

П. А.

и др.

Атлас

«Строение и

развитие

АКЗССР, Огизизогиз, 1937.

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Р о г о в и н

3. А. Химия целлюлозы. М., «Химия», 1972.

 

 

 

ГЛАВА III

ЦЕЛЛЮЛОЗА, ЕЕ СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА

Целлюлоза является основной составной частью самых различ­ ных растений. Надо различать два вида целлюлоз — природные и регенерированные. Природные — это, например, целлюлоза хлопко­ вого волокна — основная составная часть волокон, покрывающих семена хлопчатника, целлюлоза волокон, выделяемых из луба стеб­ лей лубяных растений — льна, конопли, кендыря и др. Древесные целлюлозы — это сульфитные, сульфатные и другие, получаемые при различных методах делигнификации древесины хвойных и лист­ венных пород. Отличительной особенностью природных целлюлоз яв­ ляется их морфологическая структура. Структура этих волокон от­ ражает состав, особенности и закономерности образования этих во­ локон в растении.

Регенерированные целлюлозы получаются осаждением их из растворов природных целлюлоз или их производных в различных растворителях. Регенерированные целлюлозы от природных целлю­ лоз могут не отличаться или почти не отличаться по строению мак­ ромолекул (цепей главных валентностей), а резко отличаются толь­ ко по отсутствию в них каких-либо признаков морфологической структуры, так как характерная для природных целлюлоз структу­ ра полностью разрушается при их растворении и не может восста­ навливаться при осаждении целлюлоз или их производных из рас­ творов.

1. Макромолекула целлюлозы

Макромолекулы целлюлозы часто называются цепями главных валентностей, в которых атомы, образующие цепи, соединены ко­ валентными связями.

При полном кислотном гидролизе целлюлозы с помощью кон­ центрированных минеральных кислот (серной, соляной, фосфорной) или разбавленных растворов кислот при высоких температурах единственным продуктом гидролиза, получаемым с выходом, очень близким к количественному, является глюкоза, на основании чего

и принимается, что целлюлоза является полимером, образующимся в растениях путем поликонденсации простого сахара-глюкозы.

Механизм этого процесса сложен и до сих пор полностью не вы­ яснен. В связи с этим надо упомяуть работы X. У. Усманова и др. [1]. Он исходит из того, что синтез хлопковой целлюлозы является результатом жизнедеятельности не отдельной плодовой коробочки, а всего растения в целом. Наиболее часто встречающимся углево­ дом в хлопчатнике является сахароза-дисахарид, образующийся из одной молекулы глюкозы и одной молекулы фруктозы. Известно, что сахароза в растениях используется в процессах дыхания. По по­ следним данным [1], именно сахароза является первичным углево­ дом, образующимся в процессе фотосинтеза, и является основной транспортной формой сахара у хлопчатника. X. У. Усманов считает и экспериментально доказал, что в коробочку поступает сахароза, здесь она под действием фермента — инвертазы — расщепляется на глюкозу и фруктозу, активизированная глюкоза используется для синтеза целлюлозы, а фруктоза, при участии фосфорной кислоты, превращается в глюкозу. В хлопковом волокне селекционного сорта

хлопчатника

108Ф

найдены

значительные

количества

сахарозы

(см. табл. 11).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 11

Содержание сахарозы в хлопковом волокне селекционного сорта

хлопчатника 108Ф разного в зависимости от возраста

 

Содержание сахарозы

 

Возраст коробочек после цветения, дни

 

10

20

30

40

50

60

 

 

В перерасчете

на воз­

2,7

2,0

2,1

1,3

0,3

0,6

душно-сухую массу

В одной коробочке, мг

4,6

12,5

33,6

20,9

8,4

21,0

В свободном состоянии в растворах глюкоза может иметь разное строение (рис. 21) — в оксоформе она имеет свободную альдегидную группу (при первом углеродном атоме), образующуюся за счет по­ тери воды из гидратной формы, в которой у первого углеродного атома имеются две гидроксильные группы. Эта гем-гидроксильная группировка становится устойчивой, когда хотя бы один из гидро­ ксилов образует эфир, с каким-либо агликоном (образование полуацеталей). Остающийся свободным второй гидроксил называется глюкозидным, а когда и он образует эфир с каким-либо агликоном, образуется совершенно устойчивое соединение — ацеталь.

Полуацетальная связь может возникнуть в результате образо­ вания эфирной связи между двумя гидроксилами в одной молеку­ ле глюкозы, при этом молекула глюкозы приобретает циклическое строение — глюкопиранозы с шестичленным гетероциклом или глюкофуранозы с пятичленным циклом (см. рис. 21). При образовании ацеталей гликозидный гидроксил глюкопиранозы или глюкофура-

dL-глюкосруранозо

fi ~ шкофураноза

Рис. 21. Таутомерные превращения глюкозы

Рис. 23. Строение макромолекулы целлюлозы (по Фрейденбергу)

иозы связывается эфирной связью с каким-либо имеющим гидро­ ксильную группу агликоном. В сложных сахарах (рис. 22), в цел­ люлозе, в крахмале таким агликоном являются молекулы сахара. Каждый мономерный остаток находится в форме ацеталя (рис. 22), агликоном в котором является часть молекулы 1моносахарида, обра­ зующего гликозидную связь с гликозидным гидроксилом. Таутомер­ ные превращения глюкозных остатков, входящих в состав целлюло­ зы, невозможны, форма их закреплена образованием полуацетальных и ацетальных связей в молекуле полимера.

Целлюлоза — полимер, относящийся к группе полиацеталей уг­ леводного типа. На рис. 23 показана предложенная еще в 1935 г. Фрейденбергом формула целлюлозы. Правый конечный глюкозный остаток имеет строение полуацеталя, в нем имеется свободный гликозидный гидроксил, при разрыве полуацетальной связи между пер* вым и пятым углеродными атомами в этом концевом остатке обра­ зуется альдегидная группа, молекула целлюлозы обнаруживает вос­ станавливающие свойства, на чем основаны методы определения медных и йодных чисел целлюлоз. Все остальные глюкозные ос­ татки имеют строение ацеталей. Мономерными единицами в моле­ куле целлюлозы являются ангидроглюкозные остатки.

В каждом ангидроглюкозном остатке имеются три свободных гидроксильных группы: одна (у шестого углеродного атома) первич­ ная спиртовая группа — СН2ОН и две вторичные — СНОН (у вто­ рого и третьего углеродных атомов). Поэтому строение целлюлозы можно изображать упрощенной структурной формулой (не учиты­ вающей наличие двух концевых остатков)

[ccHA(OH)3]/i

Наличие в каждом ангидроглюкозном остатке в молекуле цел­ люлозы трех гидроксильных групп обеспечивает прочное молекуляр­ ное взаимодействие между макромолекулами при образовании цел­ люлозных волокон за счет образования водородных связей. При по­ лучении простых и сложных эфиров целлюлозы эти гидроксильные группы этерифицируются. Макромолекулы целлюлозы — это длин­ ные цепочки из соединенных друг с другом ангидроглюкозных ос­ татков, каждый из которых повернут относительно соединенного с ним остатка на 180°

Со временем изложенные представления о строении макромоле­ кул целлюлозы уточнялись. Начиная с 1948 г. стали появляться ра­ боты, показавшие наличие в цепях конформаций — поворотных изо­

меров, образующихся и переходящих

один в другой без разрыва

и образования ковалентных связей,

за счет свободного вращения

внутри циклов, вследствие взаимного влияния групп атомов [2, 3]. Образование конформаций, из которых наиболее стабильными яв­ ляются имеющие форму «кресла» или «ванны», ведет к изменению стерического строения макромолекул, следствием чего является из­ менение многих свойств целлюлозы, например ее реакционной спо­ собности, и других. В 1950-х гг. появился ряд работ В. И. Иванова

и ДР- [4], равно как и ряда иностранных исследователей, экспери­ ментально доказавших, что в целлюлозах содержится некоторое ко­ личество альдегидных и карбоксильных групп не только у шестого (С6) углеродного атома, но и у С2 и С3, входящих в состав ангидроглюкопиранозного цикла, а это возможно только в том случае, если происходит раскрытие цикла и образование у С2 и С3 альдегидных и карбоксильных групп. При достаточно большом содержании та­ ких «раскрытых», окисленных фрагментов образуются препараты диальдегидцеллюлоз и дикарбоксилцеллюлоз. «Раскрытые» звенья,

в частности, значительно

ослабляют устойчивость по отношению

к гидролизу гликозидных

связей между ангидроглюкозными ос­

татками.

На рис. 24 показана предложенная В. И. Ивановым схема реаль­ ного строения макромолекулы целлюлозы [4].

сн2он

сн2он

сно

сн2он

соон

Рис. 24. Реальное строение макромолекулы целлюлозы (по В. И. Иванову)

В будущем можно ожидать появления новых исследований о строении макромолекул целлюлозы, в частности, в связи с иссле­ дованием локализации нецеллюлозных составных частей в природ­ ных целлюлозах. Вопрос о локализации примесей в целлюлозных волокнах древесины или лубяных волокнах частично разъяснен. Он имеет очень важное значение, так как должен быть связан с меха­ низмом образования морфологической структуры целлюлозных волокон.

Например, известно, что даже в очень хорошо очищенной хлоп­ ковой целлюлозе, всегда содержится некоторое количество (0,7— 0,9% по массе) веществ, при дегидратации образующих фурфурол. Эти вещества настолько прочно связаны с целлюлозой, что сохраня­ ются при превращении целлюлозы в эфиры (нитроцеллюлозу, вис­ козу) и в получаемых при регенерации из этих эфиров целлюло­ зах. В сложнейших биохимических лабораториях, какими являются плодовые коробочки хлопчатника, одновременно при участии различ­ ных ферментов совершается большое количество синтезов и вра­ щений органических соединений и, в частности, образуются кроме целлюлозы другие полиацетали углеводного типа, например пентозаны, пектиновые вещества, макромолекулы которых являются «смешанными», т. е. в состав их входят не только ангидроглюкозньте остатки, но и другие вещества, например ксилан. В частности, ксилан в хлопковой шелухе состоит главным образом из остатков ангидроксилопиронозы и арабинозы и различным образом связанных