Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Инновационное развитие экономики. Тенденции и перспективы

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
5.44 Mб
Скачать

Т.Л. Лепихина, Ю.В. Карпович

ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Пермь, Россия

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ УСТАНОВОК В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Рассмотрены вопросы формирования рационального поведения экономических агентов на уровне предприятия, результатом которого является трансформация ценностей в области сбережения здоровья на основе применения новых знаний. Приведены результаты исследования ценностных установок работников предприятий Пермского края, позволяющие сделать вывод о существовании когнитивных ограничений, которые формируют нерациональное поведение в области охраны здоровья. Ограничению нерационального поведения будет способствовать формированиементальныхмоделейкультуры.

Ключевые слова: человеческий капитал, здоровье, экономика знаний, рациональное поведение, ценностные установки.

Современная экономическая ситуация диктует предприятиям условия необходимости инновационных преобразований, без чего немыслим прогресс и экономическое благополучие как предприятия, так

истраны в целом. Только непрерывное инновационное развитие позволит предприятию иметь долгосрочные конкурентные преимущества

иполучать стабильный доход. Ситуация, которая сложилась с инновационным развитием в нашей стране, может быть охарактеризована как непростая. Это обусловлено не только недостатком финансовых средств у предприятий, но и нехваткой главного ресурса любой инновационной деятельности – человеческого капитала.

Принимая во внимание ключевую роль именно человеческого капитала для эффективного инновационного развития, необходимо скорректировать систему управления персоналом, учитывая особенности

Лепихина Татьяна Леонидовна – канд. экон. наук, доцент (ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», кафедра экономики и финансов; е-mail: l-pstu@inbox.ru).

Карпович Юлия Владимировна – старший преподаватель (ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», кафедра экономики и финансов; е-mail: karpushki@mail.ru).

81

работы предприятия в условиях инновационных преобразований

ивозможности максимально полного использования персоналом своего человеческого капитала.

На современном этапе развития экономики знаний человеческий капитал становится главной ценностью общества, определяющей вектор устойчивого развития, поскольку конкурентные преимущества предприятия и в целом экономической системы во многом достигаются не за счет материальных ресурсов, а за счет знаний, информации

иинноваций, источником которых выступает человек [1, с. 25]. Актуализация круга вопросов воспроизводства и управления че-

ловеческим капиталом в условиях трансформационного поиска нового пути развития определяется масштабами востребованности и рационального применения новых знаний.

Существенное влияние указанных тенденций в методологии экономической теории заключается в том, что основой современных экономических исследований становится человек, реально существующий и чаще следующий моделям нерационального поведения, вызванным когнитивными ошибками.

В то же время, следуя рациональным изменениям ценностных установок современных ученых, работодатели начинают уделять повышенное внимание управлению не только физическим, но и человеческим капиталом предприятия. Это обусловливает необходимость разработки новой современной концепции управления человеческим капиталом предприятия, которая базируется на концепции перехода от анализа форм взаимодействия человека со средствами производства через исследование форм взаимодействия между людьми к механизму культурного происхождения – самостоятельной группе поведенческих регуляторов, лежащих в основе механизмов иной природы в основе трудовой деятельности [2, с. 91].

Этот вывод, с нашей точки зрения, можно применить и к исследованию процесса формирования человеческого капитала в системе экономических отношений работодателя и наемного работника. В этом случае потребности наемных работников, их экономические интересы, ценности и установки, т.е. причины, побуждающие вступать людей в трудовые отношения, выступают как основные факторы формирования человеческого капитала. Это подтверждают закрепившиеся в работах ведущих ученых, посвященных исследованию человеческого капитала, выделяемые систематизированные его признаки.

82

На формирование человеческого капитала предприятия действует множество различных факторов. Важным неэкономическим фактором является культура организации, которая способствует последовательному ицеленаправленномуформированиючеловеческогокапитала[3, с. 48].

Однако, как показывает практика и результаты исследований состояния человеческого капитала предприятий, в настоящее время меняются ценности и ориентиры руководства в сторону роста вложений в человеческий капитал, предполагающие рост отдачи от этих вложений в результате роста производительности труда. Но при этом не меняются ценностные ориентиры работников в отношении эффективности управления процессами воспроизводства отдельных элементов индивидуального человеческого капитала, в особенности это относится к капиталу здоровья. Вероятно, это определяется отсутствием информированности работников об изменении ценностных ориентаций работодателя. По результатам исследований было выявлено, что лишь 73 % работников знают, что в коллективном договоре предприятия содержатся обязательства менеджмента по охране труда и здоровья работников, 32 % вообще не знают о том, что менеджмент предприятия осуществляет или должен осуществлять подобную деятельность, и только 5 % респондентов могут назвать специальные программы по сохранению и укреплению здоровья работников, реализуемые на предприятии.

Ценностно-ориентированное управление человеческим капиталом современного предприятия, направленное на трансформацию ценностных ориентиров работников, позволит разрешить противоречия, обусловливающие актуальность проблемы повышения производительности труда в связи с усложнением технологий производства, увеличением уровня физических и психологических требований к человеку в единстве с сохранением (укреплением) его здоровья.

Философы и экономисты предлагают много конкурирующих определений разумного поведения. Но почти все эти определения сходятся на том, что разумный человек стремится к достижению своих целей наиболее эффективным способом [4, с. 330]. За счет повышения ценности таких элементов человеческого капитала, как здоровье и образование именно для носителей этого капитала, может быть разрешено или, по крайней мере, значительно снижено влияние отрицательной мотивации работников на производительность труда [5, с. 21].

83

Для экспериментального подтверждения выдвинутой нами гипотезы в январе-феврале 2013 г. на ряде промышленных предприятий г. Перми и Пермского края был проведен опрос, который показал, что 91 % респондентов отождествляет состояние здоровья с активностью, энергичностью и удачливостью в делах. Вместе с тем рационального поведения в области сохранения здоровья, основой которого является здоровый образ жизни, придерживаются только 20 % опрошенных, 35 % считают, что не ведут здоровый образ жизни, 45 % затруднились ответить на поставленный вопрос, 41 % респондентов считает, что здоровье – это отсутствие хронических заболеваний (рис. 1).

Рис. 1. Оценка респондентами образа жизни

Оценка самочувствия работников распределилась следующим образом: 63 % опрошенных в целом чувствуют себя хорошо, однако периодически испытывают перегрузки и ощущение усталости. 37 % работников приобрели хронические заболевания во время работы на исследуемом предприятии, из них возраст 11 % опрошенных составляет старше 50 лет, 25 % работников находятся в возрасте от 30 до 50 лет. 65 % опрошенных считают, что состояние их здоровья ухудшилось за счет большого объема выполняемой на предприятии работы (у 54 % респондентов) и личной расхлябанности (у 11 % респондентов). В качестве наиболее важных факторов сохранения здоровья были названы: экологические факторы (54 %), полноценное питание (43 %), благоприятный моральный и психологический климат и условия труда (43 %), график работы (33 %), здоровый образ жизни (21 %), взаимоотношения в семье (18 %), взаимоотношения с руководством (11 %), хорошая наследственность (9 %) [6, c. 119]. При этом можно вспомнить, что в соответствии с концепцией «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» это соотношение применительно к нашей стране определено следующим образом (рис. 2):

84

генетические факторы – 15–20 %;

состояние окружающей среды – 20–25 %;

медицинское обеспечение – 10–15 %;

условия и образ жизни людей – 50–55 %.

Рис. 2. Сопоставление оценки факторов здоровья по мнению респондентов и данным ВОЗ

Такие расхождения между результатами опроса и мировыми стандартами свидетельствуют о недостаточной информированности населения о факторах, формирующих состояние их здоровья.

С плохими условиями труда ухудшение своего самочувствия в последнее время связывают 57 % респондентов, 37 % не задумывались над вопросом влияния условий труда на здоровье.

Комплексному решению всех выявленных проблем будет способствовать повышение уровня культуры здоровьесбережения на предприятии, вызывая необходимость корректировки ее со стороны работодателя, создание для работника информационного поля, мотивирующего «включенность» работника в процессы здоровьесбережения формирование рациональных поведенческих установок, направленных на осознание ценности здоровья как экономического блага.

Библиографический список

1.Тугускина Г.Н. Человеческий капитал предприятия: теория, методология, оценка: автореф. дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. – М., 2011. – 46 с.

2.Каз М. Мотивация труда: трансформация структуры теоретикометодологического знания и когнитивно-ценностный подход // Вопро-

сы экономики. – 2005. – № 12. – С. 82–95.

85

3.Гильтман М.А. К вопросу о методологии теории человеческого капитала// Проблемысовременнойэкономики. – 2009. – №2. – С. 45–52.

4.Фрэнк Р. Дарвиновская экономика: Свобода, конкуренция и общее благо / пер. с англ. Н. Эдельмана. – М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2013. – 352 с.

5.Бойко Л.В. Социальное управление мотивацией деятельности инженерно-технических работников: автореф. дис. … канд. социол.

наук: 22.00.08. – М., 2010. – 25 с.

6.Лепихина Т.Л., Карпович Ю.В. Институт здоровья как элемент менеджмента человеческого капитала предприятия // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 4. – С. 116–119.

86

Ж.А. Мингалева

ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Пермь, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «УМНЫХ» ГОРОДОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ УРБАНИСТИКИ

Проанализированы основные положения концепции «умного» города, их применимость к решению проблем урбанистики и формирования устойчивого развития российских городов и урбанизированных территорий. Рассмотрены основные области применения принципов «умных» городов в зарубежных странах, выделены основные цели и ключевые показатели городского развития, заложенные в различные программы развития «умных» городов. На основе сравнительного анализа уже реализуемых проектов создания «умных» городов дана характеристика применимости этих принципов для российских условий развития и градостроительства.

Ключевые слова: «умные» города, урбанистика, городское хозяйство, инновации.

Актуальность. Концепция Smart City – «умных» городов («интеллектуальных» городов, IQ-городов) находит в последние десятилетия все большее применение к практике решения основных проблем урбанизированных территорий и обеспечения их развития. Однако вмировой науке ипрактике до сих пор отсутствует как общепринятое определение «умного» города, так и единые подходы к формированию программ регионального управления и территориального планирования на основе концепции «умных» городов, что предполагает более детальное изучение теоретических подходов и практики применения данной концепции, в том числе сточкизренияразвитияроссийскихгородов ицелыхрегионов.

Цель исследования. Целью исследования является анализ теоретических положений и опыта применения концепции «умных» городов к практике регионального управления и решения проблем урбанистики для поиска методов и инструментов инновационного развития территорий, применимых в российских условиях. Исследование проведено на основе задания на выполнение государственных работ в сфере на-

Мингалева Жанна Аркадьевна – д-р экон. наук, профессор (ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», кафедра экономики и финансов; e-mail: mingal1@pstu.ru).

87

учной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России ПНИПУ (тема № 1487 «Инновационное развитие территории и решение ключевых проблем урбанистики»).

Методика исследования. Исследование базируется на сравнительном анализе зарубежной научной литературы, нормативных материалах и отчетах о реализации различных программ внедрения концепции «умных» городов в зарубежных странах.

Основные результаты. Изучение научной литературы и различных программ городского развития показало, что в настоящее время термин «умный город» представляет собой собирательное понятие, состоящее из большого количества элементов и предполагающее достижение разных целей. Обзор литературы показывает, что наиболее часто в программах развития принципов «умного» города встречаются следующие цели городского развития:

обеспечение безопасности жизнедеятельности города (отдельного городского района);

повышение удобства для жизни людей в городе (отдельном городском районе);

создание положительного имиджа прогрессивного города, чаще всего инновационного города, высокотехнологичного города, «зеленого» города и т.п.

Анализ различных городских программ, позиционируемых властями как программы развития «умного» города, показал, что представители городских властей разных стран вкладывают в это определение собственные понятия, которые зависят от того, достижение каких целей и ключевых показателей эффективности городского развития власти ставят перед собой [1–4].

Тем не менее изучение различных зарубежных подходов к пониманию концепции и принципов «умного» города показало, что наиболее часто это понятие применяется к различным программам и мероприятиям по повышению безопасности жизнедеятельности города в целом и его отдельных сегментов, а также к программам и мероприятиям повышение удобства для жизни людей в городе. При этом нужно отметить, что, несмотря на различные конечные целевые установки, набор конкретных мероприятийвэтих программахоченьпохож.

Так, программы повышения безопасности жизнедеятельности города включают в себя меры по борьбе с криминогенной обстановкой в городах и их отдельных районах, а также предполагают и реализацию

88

комплекса мер по оснащению дворов, улиц, центров скопления людей камерами видеонаблюдения, организацию безопасности транспортного движения, максимально удобную и безопасную организацию городского пространства в целом (дороги, дворы, социальные объекты

ит.п.), создание объединенных центров мониторинга экологической обстановки, организацию единых процессов обработки полученных данных и статистики в реальном масштабе времени и т.д.

Похожий набор действий предполагают и программы городского развития по критериям «умного» города, разработанные с целью «повышения удобства для жизни». Комплекс мероприятий по созданию такой «удобной» жизни людей предполагает и улучшение криминогенной обстановки, и организацию удобного и безопасного транспортного движения, и максимально удобную и безопасную организацию жилого и социального пространства, чистые улицы и дворы, бесперебойное и качественное снабжение населения электроэнергией, водой

ит.д., экономное расходование ресурсов и прочее.

Исследование различных городских программ, позиционируемых властями как программы развития «умного» города, показало, что базовыми составляющими всех подходов к пониманию сущности «умных» городов выступают программы, связанные с инновационным развитием транспорта и телекоммуникаций, с современной экологически безопасной и устойчивой электроэнергетикой, со строительством экологически чистых, ресурсо- и теплосберегающих зданий, с надежным тепло- и водоснабжением, с озеленением максимально возможного количества территорий, с эффективной утилизацией отходов.

Концепция «умных» городов является важной составной частью современной системы регионального управления и территориального планирования и в свою очередь опирается на следующие принципы территориального планирования и городского управления:

автономность города;

социальная, деловая и культурная самодостаточность города;

новое строительство и реконструкция уже существующих объектов на основе экологических стандартов;

использование новейших информационных и коммуникационных технологий;

градостроительной единицей выступает микрорайон;

внедрение инновационных технологий в энергетике, на транспорте и в строительстве;

89

применение ключевых показателей эффективности при разработке программ и планов социально-экономического развития территорий, градостроительства.

Материальной основой успешного применения концепции «умного» города для решения проблем урбанистики и устойчивого развития городов являются современные инновационные разработки во многих областях науки, техники и технологий, в энергетике, в создании новых материалов, в методах организации городского хозяйства и практике планирования территориального пространства [5, 6].

В настоящее время во многих регионах США, странах Западной Европы и Ближнего Востока успешно реализуются концепции «умных» городов применительно к различным областям городского развития. Основными сферами реализации этой концепции являются сферы транспорта ижилищно-коммунальногохозяйства. Приведем несколькопримеров.

Применение инновационных технологий для повышения «интеллектуализации» сферы жилищно-коммунального хозяйства в современных городах позволяет оптимизировать потребление ресурсов за счет введения гибкой системы тарификации для потребителей, а поставщики услуг могут рационально планировать нагрузку на свои генерирующие и распределительные сети, что снижает риски аварий, затрат на ремонты и потери ресурсов в сетях. В основе данного подхода лежит система «умных» счетчиков (Smart Meters), устанавливаемых непосредственно у потребителей, и «умная» сеть (Smart Grid). «Умная» сеть использует данные, поступающие в реальном времени от «умных» счетчиков, и перераспределяет имеющиеся мощности с учетом текущего потребления и известных прогнозов по будущему потреблению (суточному, ежемесячному, годовому).

Один из первых и наиболее интересных проектов внедрения интегрированных программ городского развития на принципах «умного» города реализуется в Амстердаме. Городские власти сформулировали ряд целей, среди которых в качестве первоочередной была поставлена задача снижения выбросов углекислого газа в атмосферу города и достижение энергоэффективности городского хозяйства. Для решения данной глобальной задачи в рамках программы городского развития городские власти Амстердама с помощью компании Accenture разработали комплексную концепцию территориального планирования. Первоначально инструменты концепции «умных» городов были опробованы на одном микрорайоне Амстердама, а затем началось их распространение на всю городскую агломерацию.

90